Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Продовольственная безопасность




Продовольственную безопасность России следует рассматривать как способность государства обеспечить продуктами питания по количеству, качеству, ассортименту и ценам, необходимыми для поддержания нормального образа жизни всех слоев населения. Значит, продовольственная безопасность предполагает устойчивую физическую и экономическую доступность продовольствия населению, а также безопасность питания. Это зависит от внешнеэкономических факторов, макроэкономической ситуации, эффективности агропромышленного производства и доходов населения страны. При рассмотрении основ продовольственной безопасности России как экономической категории выделяются четыре блока этой системы: национальные интересы в продовольственной сфере; угрозы продовольственной безопасности; критерии и индикаторы продовольственной безопасности; меры и механизмы по обеспечению продовольственной безопасности.

Национальные интересы в продовольственной сфере заключаются:

- в обеспечении населения продовольствием по физиологическим нормам питания для ведения здоровой и активной жизни, структура которого должна быть дифференцирована по регионам с учетом природных и экономических условий, демографических особенностей, национальных традиций;

- в ускоренном развитии отечественного агропромышленного комплекса на основе эффективного и рационального использования имеющихся биоклиматических ресурсов;

- в использовании возможностей международного разделения труда и мирового рынка для повышения уровня продовольственного обеспечения населения;

- в создании условий для физической и экономической доступности продуктов питания для населения страны;

- в гарантировании безопасности продуктов питания государственным стандартам качества.

Условия и факторы, которые противоречат вышеперечисленным интересам, выступают как угрозы продовольственной безопасности страны. Они делятся на внешние и внутренние угрозы. Внешние угрозы – это перепроизводство продовольствия в других странах и поступление их в Россию, особенно невостребованных в странах-экспортерах низкого качества, а иногда и вредных для здоровья продуктов питания; навязывание неприемлемых условий по АПК при вхождении в международные организации; изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли по продовольственным товарам и др.

Наиболее вероятными внутренними угрозами, на локализацию которых должна быть направлена деятельность органов власти и управления, являются: неустойчивость рынка продовольствия; сокращение потребления жизненно важных продуктов питания, несбалансированность питания по отдельным составляющим, углубление дифференциации регионов и социальных групп населения по уровню потребления продовольствия; не снижающаяся зависимость страны от импорта продовольствия; разрушение производственно-ресурсного потенциала АПК; низкий уровень организации сельскохозяйственного производства и неконкурентоспособность отечественной продукции; низкая эффективность агропродовольственной политики государства; несовершенство земельных отношений; снижение государственных продовольственных запасов; низкий уровень доходов населения и ухудшение демографической ситуации на селе; криминализация агросферы по всей цепочке от производителей сельскохозяйственной продукции до конечных потребителей.

Возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности характеризуется множеством показателей – индикаторов. Наиболее чувствительными среди них являются дифференциация населения по уровню душевого дохода и доля в нем расходов на продовольствие. Состояние продовольственной безопасности оценивается также следующими показателями: уровень производства основных видов продовольствия в среднем на душу населения; уровень килокалорий, потребляемых среднестатистическим человеком в сутки; доля импортных продуктов питания в структуре потребления; территориальная доступность продуктов питания (уровень розничных цен на одинаковые товары в разных регионах страны); доброкачественность, натуральность продуктов питания.

Одним из основных требований продовольственной безопасности является продовольственная независимость, предполагающая определенный уровень самообеспечения страны продовольствием. В отечественной литературе принято считать, что в целом годовое производство жизненно важных продуктов питания должно составлять не менее 80 % годовой потребности в них населения (предполагается, что для производства 20 % продуктов нет соответствующих природно-климатических условий).

В связи с перспективой вступления России в ВТО внешнеэкономическая политика в продовольственной сфере поворачивается в сторону обеспечения системы защиты отечественных товаропроизводителей в условиях открытого рынка. России нужны равные конкурентные условия, сопоставимые с основными торговыми партнерами – ЕС и странами Центральной и Восточной Европы. Необходимо иметь в виду и то, что мировые цены на сельскохозяйственную продукцию складываются под влиянием наиболее благоприятных условий производства, прежде всего в США с их лучшим природным и производственным потенциалом.

В России средняя природная продуктивность гектара пашни в 2,7 раза ниже, чем в США и в 2,2 ниже, чем в Западной Европе. Вследствие климатических и других условий сельскохозяйственного производства энергоемкость в России в 4 раза выше, чем в США, а металлоемкость – в 5 раз.

Сельское хозяйство России пока не может конкурировать с зарубежным по уровню государственной поддержки. Поэтому Россия должна отстоять свои позиции по защите собственных товаропроизводителей, которые отвечали бы российским условиям.

Внутренние угрозы в основном обусловлены коренными социально-экономическими преобразованиями в стране, начатыми в 1991 г. экономической реформой, направленной на переход к рыночной экономике. В них в качестве первоочередных целей реформирования АПК ставилась задача перестройки формы собственности на основе разгосударствления и приватизации, переход к многоукладности путем реорганизации колхозов и совхозов преимущественно в мелкотоварные крестьянские хозяйства, развития личных хозяйств населения и свободного предпринимательства, либерализации цен.

Радикальными мерами стали отказ от государственного заказа и поддержки агропромышленного производства. В этих условиях развитие сельского хозяйства и задача продовольственного обеспечения населения возлагалась на саморегулирование рынка и рыночных отношений.

Опыт истекшего десятилетия показывает на существующие погрешности в проводимом курсе аграрной реформы. Взятый курс на развитие мелкотоварного сектора сопровождался перераспределением ресурсного потенциала крупных и средних сельскохозяйственных предприятий с последующим сокращением масштабов и изменением структуры формирования экономических ресурсов. Ухудшение материально-технической базы привело к последовательному спаду производства валовой и товарной продукции, структурным их изменениям за счет сокращения производства зерна и продукции животноводства. Так, к 2000 г. объем производства сельскохозяйственной продукции уменьшился по сравнению с 1990 г. почти вдвое, что существенно ухудшило баланс продовольственных ресурсов страны. Резко возрос импорт продуктов питания, особенно мяса.

В 2001 2006 гг. появились положительные тенденции в развитии сельского хозяйства и в целом АПК (табл. 17.2). Однако по многим продовольственным товарам наблюдается нестабильность внутренних объемов производства.

 

Таблица 17.2

Производство продуктов растениеводства и животноводства

за 1986 2006 гг.[1]

 

Продукты В среднем за год
1986 1990 1996 2000 2001 2005   2001 2005 в % к 1986 1990
Зерновые, млн т 104,3 65,2 79,1 78,6 75,8
Сахарная свекла, млн т 33,2 14,0 18,6 30,9 56,0
Семена масличных культур, млн т 3,1 3,3 5,3 8,2 170,9
Картофель, млн т 35,9 34,5 35,6 38,6 99,2
Овощи, млн т 11,2 11,4 14,2 15,6 126,8
Мясо в убойном весе, млн т 9,7 4,7 4,8 8,0 49,5
Молоко, млн т 54,2 33,6 32,6 31,4 60,1
Яйца, млрд шт. 47,9 32,8 36,1 38,1 75,4

 

В основе вышеназванных тенденций лежит снижение эффективности функционирования как хозяйственной системы на селе, так и других отраслей экономики России. Например, крайне тревожным является положение, связанное со снижением оснащенности сельскохозяйственных предприятий техникой и оборудованием. По состоянию на начало 2006 г. обеспеченность сельхозтоваропроизводителей тракторами составила 46 %, зерноуборочными комбайнами – 63 %, культиваторами – 55 % и сеялками – 71 %. В целом оснащенность их техникой в 2005 г. по сравнению с 2004 г. снизилась на 1 4 %. Основным источником приобретения техники является лизинг.

Внесение минеральных удобрений на 1 га посевов с 1990 по 2005 г. сократилось в 2,8 раз, а органических – в 4,7 раз. Вынос питательных веществ с урожаем не покрывается выносимым количеством удобрений.

Финансовое положение сельскохозяйственных предприятий, несмотря на увеличение удельного веса прибыльных к общему числу, остается тяжелым из-за постоянного роста цен на потребляемые ими энергетические и другие материально-технические ресурсы и услуги.

В 2006 г. суммарная задолженность сельскохозяйственных предприятий по обязательствам увеличилась по сравнению с 2005 г. на 33 %, а удельный вес просроченной задолженности составил 12,9 %. В общем числе организаций на конец 2006 г. доля сельскохозяйственных предприятий, имевших просроченную кредиторскую задолженность, равна 60 %. Несмотря на это, инвестиции в основной капитал возросли с 79,1 млрд руб. в 2005 г. до 127,9 млрд руб. (162 %), но объемы их сравнительно небольшие.

В табл. 17.3 приведены данные производства и потребления основных продуктов питания на душу населения.

Таблица 17.3

Производство и потребление основных продуктов питания в России

на душу населения, кг в год[2]

 

Продукты 1990 г. 2006 г. Физиологическая норма Фактическое потребление, в % к норме
Произ-водство Потреб-ление Произ-водство Потреб-ление 1990 г. 2006 г.
Хлебопро-дукты           108,2 110,0
Мясопро-дукты*           85,2 65,4
Молокопро-дукты           98,5 61,0
Картофель           89,8 111,9
Яйцо, шт.           101,7 87,7
Овощи           64,0 76,3

* Без субпродуктов 2-й категории и жиров

 

В 1990 г. годовое производство таких жизненно важных продуктов, как хлебопродукты, мясо, молоко, картофель, яйцо соответствовало критерию продовольственной независимости, за исключением овощей, фруктов, сахара и растительного масла. За годы реформы к 2006 г. укрепили позиции по растительному маслу и овощам, а по мясу и молоку уровень производства и потребления на душу населения значительно снизился и не соответствует критерию продовольственной безопасности.

Некоторый рост сельскохозяйственного производства за последние четыре года обеспечил определенное увеличение объемов потребления и изменение структуры питания населения. Однако дореформенный уровень потребления мяса и молока в ближайшее время вряд ли будет достигнут.

Общий баланс рациона питания населения России в основном поддерживается за счет крахмалосодержащих продуктов при сокращении потребления животного белка, что характеризует снижение качества питания.

Формирование концепции продовольственной безопасности России на современном этапе, учитывающей особенности обеспечения населения доступным и безопасным продовольствием на всей территории, а также такие мировые тенденции, как глобализация (стремительное наступление транснациональных компаний, расширение ВТО), требует переосмысления ряда теоретических положений. Они должны учитываться при выработке агропродовольственной политики страны.

В настоящее время меры и механизмы по обеспечению продовольственной безопасности определены в агропродовольственной политике страны, конкретно в пятилетней Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период до 2012 г.

По программе приоритетными целями являются:

- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

В настоящее время разрабатывается Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. В ней определены основные направления социально-экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности:

- по экономической доступности продовольствия – повышение доходности населения и государственная поддержка социальных групп с низкими доходами, стимулирование повышения качества питания;

- по физической доступности продовольствия путем обеспечения бесперебойного его поступления в места потребления;

- по обеспечению высокого качества продовольствия и его экологической безопасности;

- по развитию сельского хозяйства экономическая поддержка производства на основе освоения инноваций при производстве сельскохозяйственной продукции;

- по институциональному направлению стимулирование интеграционных процессов в сфере производства сырья, переработки и сбыта продукции, развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка;

- по внешнеэкономическому направлению – проведение политики замещения импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, поддержка экспортеров отдельных видов продукции, не нарушающих состояние продовольственной безопасности страны.


[1] См.: Основные показатели сельского хозяйства в России в 2006 г. – М.: Росстат, 2007. – С. 13, 19.

 

[2] См.: Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации. – М.: Росстат, 2007. – С. 4.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.