Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Открытые повреждения мягких тканей (раны)»




Тема: Синдром «Повреждения».

Бодров Ю.И. Лекция. ЛЕКЦИЯ №33.

ВВЕДЕНИЕ

Хирургия относится к дисциплине, имеющей фундаментальное значение при подготовке студентов в медицинских училищах и колледжах. Получение знаний по хирургии и овладение практическими навыками, студенты начинают с изучения теоретического курса лекций.

Теоретические положения, а в последующем практические навыки, усвоенные студентами при изучении этого курса, необходимы не только будущим сестрам хирургического профиля, но и сестрам другой профессии. Целью этих лекций является – облегчить самостоятельную подготовку студентов к практическим занятиям по хирургии и помочь им в освоении практических навыков.

Поэтому основное внимание при составлении курса лекций, уделено не только пониманию разделов, связанных с практической работой медсестер, но и ясному пониманию роли регионального компонента в развитии и течении некоторых хирургических заболеваний. Современная медицинская сестра должна не только выполнять назначения врача, но и уметь самостоятельно выявлять и решать проблемы пациента находящегося в хирургическом отделении в пределах своей компетенции.

Потому предлагаемый учебный материал – курс лекций по хирургии, необходим студентам медицинских училищ, колледжей, для более успешного освоения специальности.

 

 

 

«Бывают моменты, когда для освещения и понимания настоящего полезно перевернуть несколько забытых страниц истории медицины, а может быть и не столько забытых, сколько для многих и неизвестных». Н.Н. Бурденко.

История лечения ран и раневой инфекции уходит своими корнями в глубину веков. Еще доисторический человек лечил раны и различные повреждения, полученные на охоте и во время военных столкновений. Находки археологов показали, что в неолитическом периоде уже производили трепанацию черепа и другие операции.

С тех пор на протяжении столетий предложено неисчислимое количество самых разных способов и методов лечения ран. По этому поводу С.С. Гирголав в монографии «Огнестрельная рана» (1956) писал: «Вряд ли для какой-либо другой цели в медицинской практике было предложено большее число как отдельных средств и их сочетаний (рецептов), так и целых методов и систем, чем для лечения ран».

Знакомство с историей хирургии показывает, что эти основополагающие принципы возникли в глубокой древности. Так, из папируса Эберса, найденного в XIX веке, стало известно, что за 3000 лет до нашей эры египтяне использовали для лечения ран мед, масло и вино и даже закрывали раны с помощью швов и склеивающих веществ. С Гиппократа (460-377 гг. до н. э.) фактически начинается наука о заживлении раны, так как именно он сформулировал понятия первичного заживления раны без нагноения и вторичного с нагноением. Он же впервые применил металлический дренаж и заложил основы гнойной хирургии.

Выдающийся хирург XVI века Амбруаз Паре (1509-1590) доказал, что раны лучше заживают, если их не прижигать железом и кипящим маслом. Он лечил раны мазью из скипидара, применял сулему и широко использовал зашивание ран, при этом он легировал сосуды в ране и перевязку их на протяжении.

Как ни странно, но многочисленные войны, способствовали развитию учения о ранах. Огромную роль в этом сыграла деятельность Н.И. Пирогова (1810-1881), который не только сформулировал основные принципы организации помощи раненным, но ввел в практику полевой хирургии операции под наркозом и впервые применил гипсовую повязку. В лечении ран Пирогов Н.И. применял спирт и йодную настойку, создавал покой ране, рассекал рану при ее нагноении. Эти принципы не потеряли своего значения и сейчас. С приходом асептики (1867), в лечении раны и раневой инфекции наметились значительные перемены.

В хирургии эру асептики открыл Т. Бильрот, который первым одел врачей в белые халаты, ввел мытье рук перед операцией. Очень много в этом направлении сделали Э. Бергман, Шиммельбушь и М.С. Субботин, трудами, которых разработана стройная система профилактики раневой инфекции. Не смотря на очень важные, фундаментальные открытия в различных областях науки, которые позволили значительно изменить течение раневого процесса в положительную сторону, на этом пути непреодолимой стеной стояла гнойная инфекция. Даже такие крупные хирурги, как Амбруаз Паре, Д. Ларрей и Н.И. Пирогов, ничего не смогли сделать с потоком гноя и «госпитальными миазмами», захлестывавшими госпитали и уносящими жизнь раненных. В самое последнее время возникли новые технические возможности по поддержанию асептики во время операции и лечения раны. Появились операционные, перевязочные и палаты со стерильным воздухом. Вокруг раны теперь можно создать благоприятную для ее заживления среду. Зародилось новое направление - лечение ран в регулируемой абактериальной среде (Исаков Ю.И. и др., 1976; Кузин М.И., 1979; Кузин М.И., Костюченок Б.М. и др., 1979).

Все это заставляет в заключение еще раз вспомнить слова С.С. Гирголава, написанные им в 1956 г.: «Современная теория и практика медицинской науки, как правило, позволяют ставить задачу получения при огнестрельных ранах заживления первичным натяжением … Современная хирургия вступила на этот исторически оправданный путь».

Клиника раневого процесса.

Классификация ран.

Под ранами, или открытыми повреждениями, подразумевают нарушение кожных покровов и слизистых оболочек, которые, как правило, сопровождаются повреждением глубже лежащих тканей (жировой клетчатки, фасций, сухожилий, мышц и др.). Каждая рана имеет более или менее выраженные клинические признаки: боль, зияние и кровотечение. В каждом конкретном случае их выраженность зависит от локализации раны, механизма повреждения, объема и глубины поражения, а также от общего состояния организма.

В оценке клинического течения раневого процесса большое значение имеет правильный выбор ее критерия, объективная классификация, как определенной стадии заживления, так и характера самой раны.

Классификация ран проводится по многим признакам.

По обстоятельствам нанесения раны делят на хирургические (операционные), случайные и боевые (травматические).

В зависимости от вида ранящего орудия и механизма ранения, раны делят на резанные, колотые, рваные, рубленные, ушибленные, размозженные, огнестрельные (пулевые и осколочные). Некоторые раны могут иметь смешанный характер, например: раны колото-резанные, ушибленно-рваные и т. п.

По характеру раневого канала различают ранения сквозные, касательные и слепые; для последних характерно наличие инородного тела на дне раны. Это разделение справедливо как для боевых, так и для случайных ран.

По отношению к полостям тела, раны делят на проникающие и непроникающие, с повреждением или без повреждения внутренних органов.

В зависимости от анатомического субстрата ранения различают: ранения мягких тканей, ранения с повреждением кости (открытые переломы), с повреждением крупных сосудов и нервов, сухожилий, внутренних органов, а по числу ранений у одного пострадавшего различают ранения одиночные и множественные. При повреждении нескольких органов, в какой- либо анатомической области говорят о сочетанном ранении. Необходимо также разделять ранения по анатомической локализации – ранения шеи, бедра, грудной клетки и др.

В зависимости от наличия и степени развития раневой микрофлоры выделяют раны асептичные (чистые), бактериальною загрязненные, инфицированные, гнойные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.