Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды предпринимательской деятельности




Традиционно выделяют три основных вида предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая и финансовая. Каждый из них подразделяется на некоторые подвиды, исходя из их функционального назначения деловой направленности - производство товаров, предоставление услуг и т.д.

Производственное предпринимательство. Здесь осуществляется производство конкретной продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные интеллектуальные ценности. В зависимости от отрасли хозяйственной деятельности в сфере материального производства различают предпринимательство промышленное, строительное, сельскохозяйственное (фермерство) и др.

Этот вид предпринимательской деятельности считается наиболее сложным и затратным, поскольку для его осуществления необходимы основные и оборотные средства, наемные работники. Могут понадобиться работы или услуги сторонних организаций

Инновационное предпринимательство - это особый новаторский процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Это рисковое (венчурное) предпринимательство, связанное с затратами на научные исследования, конструкторские работы, опытное производство. Иначе подобные затраты называются инновациями. В экономической литературе обычно выделяют три основных вида инновационного предпринимательства:
- инновация продукции, т. е. процесс обновления потенциала фирмы, увеличение получаемой прибыли, укрепление позиций на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимости и т. д.;
- инновация технологии. Она связана с обновлением производственного потенциала - ростом производительности труда, экономии сырья, ресурсов;
- социальные инновации, применение которых расширяет возможности поведение на рынке труда рабочей силы, мобилизует персонал на достижение поставленных целей.
Процесс инновационного предпринимательства включает четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием. Считается, что наиболее приемлема форма малого предприятия (высокая гибкость, динамизм и пр.).

Фермерство. Согласно Федеральному закону «О фермерском (крестьянском) хозяйстве» в основу фермерского хозяйства положен принцип родства или свойства. Закон требует, чтобы членами хозяйства были только супруги, их родители, дети, братья и сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов. При необходимости разрешено принимать в хозяйство граждан, не состоящих в родстве с главой фермерского хозяйства, но таких работников не может быть больше пяти. Фермерское хозяйство - форма индивидуального предпринимательства. Деятельность фермера осуществляется без образования юридического лица. Предпринимателем признается с момента государственной регистрации. Имущество хозяйства принадлежит всем его членам на правах совместной собственности, если договором не установлен иной порядок. При долевой собственности на имущество доли членов хозяйства устанавливаются соглашением между ними. Владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, а также доходами, в порядке, достигнутом соглашением между членами хозяйства.
Различают семейные хозяйства и семейно-групповые (обычно более крупные). Наиболее эффективны, а, следовательно, прибыльны узкоспециализированные хозяйства. Мировой опыт так же показывает, что успешны крупные хозяйства, применяющие передовые технологии и организацию труда. Земля обычно арендуется и находится в долгосрочном пользовании.

Коммерческое предпринимательство характеризуется операциями и сделками по купле-продаже товаров и услуг. В современной России оно является едва ли не самым распространенным видом предпринимательства. В этой сфере заняты многочисленные малые предприятия и подавляющее большинство частных предпринимателей. Эта деятельность очень мобильна, быстро приспосабливается к потребностям, поскольку связана с конкретными запросами населения. Предприниматель занимается не производством товара, а только его реализацией. Прибыль образуется за счет разницы между выручкой и затратами на реализацию и часто составляет от 20 до 30% рентабельности и выше. При этом в производственной деятельности уровень 10-12% уже считается нормальным и достаточным.

Коммерческо-торговое предпринимательство характеризуется относительно высокой степенью риска. Важную роль играют коммерческие сделки-соглашения на поставку товаров (напрямую или через посредников), подписание контрактов. Их реализация с учетом динамики конъюнктуры рынка, курса валют, таможенных пошлин, транспортных расходов в конечном итоге определяет уровень прибыли предпринимателя.

Как известно, торговлю подразделяют по целям и характеру операций на внутреннюю и внешнюю (экспорт-импорт); оптовую и розничную; отраслевую; товаров длительного пользования и пр. Коротко остановимся на деятельности некоторых предприятий торговли, осуществляющих хозяйственные (коммерческие) связи между поставщиками и покупателями товаров. Исходя из особенностей стадий процесса обращения товаров, различают оптовую торговлю как посредническую между отраслями и розничную торговлю как конечное звено в реализации товаров конечному потребителю. Основными центрами оптовой торговли являются товарные биржи, ярмарки и аукционы.

На оптовых ярмарках покупатели совершают закупку товаров на основе представленных образцов, описаний, каталогов большими партиями по цене, установленной в результате спроса и предложения. Отличительной особенностью аукционов является продажа реальных товаров на основе конкурса среди покупателей. Товары продаются партиями или единичными экземплярами. Как правила, это в основном произведения искусства, антиквариат, ювелирные изделия, меха и другие, редко встречающиеся и пользующиеся повышенным спросом товары и ценности.

Для розничной торговли характерно разнообразие форм и методов ее организации. С одной стороны. Это концентрация торгового капитала в крупных универсальных специализированных магазинах, торговых комплексах и торговых домах. С другой стороны, - массовая мелкая торговля в ларьках, палатках, павильонах, на городских рынках. Серьезную конкуренцию магазинам составляют сложившаяся уличная торговля, вещевые рынки, которые и отличаются низкими ценами и оперативной реакцией на потребительский спрос.

Бизнес-карты как инструменты поддержки принятия инвестиционных решений имеют свою историю. За время своего существования БК претерпели серьезные изменения – от простейших справочников до современных программно-аппаратных комплексов (ПАК). Так, например, в постперестроечное время эталоном бизнес-карты представлялся увесистый бизнес-справочник с алфавитным указателем, рубрикаторами и прочими атрибутами энциклопедического издания. Современные требования к БК меняются соразмерно задачам, выдвигаемым для инвестиционных решений, а также под влиянием новых возможностей их реализации, в том числе ЭВМ и программных методов.

Бизнес-карта территории является одним из элементов развития деловой и инвестиционной инфраструктуры региона, и рассматривается, прежде всего, как удобная и эффективная форма анализа ситуации в бизнесе с целью принятия рациональных решений в процессе разработки программ социально-экономического развития.

Создание бизнес-карт территорий имеет важное организационное и информационное значение с точки зрения привлечения инвестиций в экономику региона, поскольку главной ее целью является анализ ресурсной базы региона для наиболее эффективного ее использования. БК служить основным источником информации об имеющихся в регионе возможностях, средствах, запасах, источниках экономической деятельности, которые могут приносить прибыль. А именно: сведения об условиях создания на территории новых предпринимательских структур, о свободных сырьевых и трудовых ресурсах, неиспользуемых производственных мощностях, незавершенных строительством объектах промышленного и гражданского профиля, транспортных связях, и прочие данные, необходимые для принятия решений в отношении организации и развития различных форм хозяйствующих субъектов.

В целом бизнес-карта позволяет добиться нескольких целей:

Ø оценки предпринимательской активности в решении социально-экономических задач территории и их выражения в стоимостных параметрах;

Ø координации усилий рыночных агентов в конкретных условиях местного рынка;

Ø формирования благоприятных условий для деятельности бизнеса в приоритетных направлениях для данной территории;

Ø стимулирования проблемы занятости населения;

Ø повышения эффективности использования всех видов местных ресурсов;

Ø привлечения внешних инвесторов.

Современная практика выработала несколько принципов формирования бизнес-карты территории:

во-первых, обновляемость;

во-вторых, достоверность, т.е. ее необходимо проверять по нескольким источникам;

в-третьих, информация должна быть максимально полной и систематизированной. Рынок - это сложная структурированная система, охватывающая различные предприятия, фирмы, организации, которые связаны между собой производственными и коммерческими отношениями. Предлагать рынку информацию только конкретного сектора рынка означает искусственно изымать из системы какой-либо ее сегмент и тем самым лишать пользователя возможности рассматривать рынок как целое;

в-четвертых, глубина информации - количество показателей, характеризующих структуру рынка. Сегодня требования к предоставляемой информации постоянно возрастают. Вследствие чего необходим не просто перечень информации из справочника, а возможность на основе имеющейся информации сделать обоснованный выбор деловых партнеров, выбор бизнес-ресурсов для формирования предложений еще на этапе работы с первичной информацией;

в-пятых - выборка данных согласно поставленным целям;

в-шестых - конкретность.

По сложности и проблемной специфике БК варьируются в довольно широком диапазоне: от программ, ориентированных на решение отдельных заранее определенных задач до сложных ПАК на базе новейших суперкомпьютеров. Наряду со значительными преимуществами, многие модели БК обладают рядом существенных недостатков, среди которых можно выявить: высокая степень упрощения, так называемая «схематизация» задачи; неспособность обеспечить комплексное рассмотрение вопросов инвестиционной стратегии; высокая трудоемкость препарирования информации.

Перспективным направлением сегодняшнего развития БК выступает использование ПАК с применением возможностей геоинформационных систем (ГИС), обладающих высокой степенью визуализации, широкими функциями интеграции с различными базами данных, потенциально неограниченными надстройками, позволяющими обеспечить решение специфических задач инвестирования. Важной функцией подобных бизнес-карт выступает пространственно-временное 3D-моделирование объектов, позволяющее обеспечить максимальное соответствие модели и реальных территорий.

Геоинформационная система (ГИС) – программно-аппаратный комплекс, осуществляющий сбор, отображение, обработку, анализ и сопоставление информации о пространственно-распределенных объектах и явлениях на основе электронных карт, связанных с ними баз данных и сопутствующих материалов. ГИС реализуется посредством ГИС-технологий, суть которых составляет ввод, обработка и вывод геопространственных данных, а ее ядро составляют операции пространственного анализа (например, анализ сетей, анализ соседства (транспортной доступности) производственных объектов и прочее) и геомоделирования (например, модели рельефа с целью изучения зон вероятного затопления для размещения производственного объекта).

Составным элементом БК при использовании ГИС-технологий является электронная карта – визуализированная цифровая модель, в число важных особенностей и преимуществ которой входят: отсутствие конкретного масштаба (масштабируемость), что позволяет осуществлять анализ данных на единой плоскости; привязка к географическим координатам, что позволяет обеспечить рассмотрение нескольких систем в единой системе координат; топологическая корректность – позволяет обеспечить целостность анализируемых систем при включении в анализ нескольких карт.

Универсальные инструменты программного обеспечения ГИС часто требуют существенной переработки и адаптации, включая и разработку приложений конечного пользователя. В этой связи основными проблемами создания БК на основе ГИС являются: 1) «Проблема роста». С одной стороны, информационные службы ориентированы на обслуживание вычислительной техники, а не разработку программного обеспечения, с другой – еще не развит сектор сервисных компаний, готовых предложить нужные конечные решения; 2) Высокие требования к квалификации персонала. До недавнего времени ни одно высшее учебное заведение России не готовило специалистов, отвечающих требованиям геоинформационных проектов. Данная проблема может быть решена посредством размещения соответствующего муниципального заказа или аутсорсинга.

Следовательно, можно дать следующее определение бизнес-карты территории – геоинформационная система, совмещенная с электронной информационной базой данных, позволяющая оценить инвестиционную привлекательность территории и выявить перспективные инвестиционные проекты для сферы малого и среднего предпринимательства.

Важно отметить, в настоящее время в различных регионах встречается упоминание о ГИС, однако их разработка и применение на практике достаточно ограничено. [2]

Бизнес-карта содержит следующую информацию:

1) месторасположение предприятий. Раздел содержит информацию о расположении предприятий на всей территории Камчатской области;

2) характеристика предприятий. Раздел объединяет имеющуюся информацию о предприятиях (объемы и номенклатура производимой продукции, также сведения о неиспользуемых сырьевых ресурсах, свободных производственных мощностях, незавершенных строительных объектах промышленности и гражданского профиля, наличие трудовых ресурсов) и прочие данные, без которых потенциальный предприниматель не может принять решение о создании своего предприятия, а органы управления региона не имеют возможности повседневно контролировать выполнение положений региональной программы;

3) вид деятельности. Раздел содержит информацию об отраслевой направленности предприятий.

Каждый из разделов включает подразделы в зависимости от принадлежности предприятий к той или иной отрасли, вида информации и их расположения. Таким образом, бизнес-карта регионов разрабатывается для предприятий, желающих открыть свое дело и оценить свои конкурентные возможности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.