Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Малоотходные и безотходные технологии производства. Управление качеством окружающей среды




Лекция 9.

Методы выполнения ремонтных работ

Можно выделить следующие методы выполнения ремонтных работ:

1. Узловой метод заключается в замене изношенных узлов агрегата запасными, ранее изготовленными или отремонтированными. Время простоя оборудования значительно сокращается, так как большая часть ремонтных работ выполняется до вывода станка в ремонт;

2. Последовательно-узловой метод заключается в том, что изношенные узлы и агрегаты ремонтируются не одновременно, а последовательно с использованием перерывов в работе агрегатов. Этот метод используется для ремонта оборудования, имеющего конструктивно обособленные узлы (агрегатные станки);

3. Метод «против потока» используется для ремонта поточных автоматизированных линий и требует серьезной подготовительной работы. Чаще всего оборудование этих линий ремонтируется с остановкой линии или отдельными участками с широким использованием узловых методов.

Необходимой предпосылкой для специализации ремонта является совершенствование структуры станочного парка путем сокращения количества типоразмеров и моделей базовых машин и агрегатов, выпускаемых в станкостроении и заводами машиностроения. Широкое применение стандартных узлов и деталей в станкостроении позволяет в несколько раз сократить потребность в запасных частях и продолжительность ремонта.

Вновь разрабатываемое оборудование должно удовлетворять всем требованиям ремонтопригодности и высокой эксплуатационной надежности. При этом вся техническая документация по ремонту оборудования должна поставляться изготовителями нового оборудования

 

 

В условиях перехода агропромышленного комплекса к рыночной экономике одной из важнейших остается проблема повышения устойчивости и эколого-экономической эффективности всех его отраслей. Решение данной проблемы во многом определяет темпы и пропорции расширенного воспроизводства, уровень и степень удовлетворения общественного спроса на продукцию, полученную с оптимальными производственными издержками при сохранении и воспроизводстве окружающей природной среды.

Высокая степень загрязнения почвы, воды и воздуха предприятиями оказывает негативное воздействие и проявляется в повышенном содержании вредных веществ в продуктах питания, что в свою очередь влияет на состояние здоровья населения.

Именно поэтому, в условиях возрастающего воздействия на окружающую природную среду, усилилась необходимость комплексной оценки эколого-экономического состояния действующего предприятия и определении при этом соответствия производственных процессов и выпускаемой продукции определенному уровню экологической безопасности.

Изучаемая проблема, ввиду ее сложности и новизны, не нашла общепринятого решения.

Несмотря на то, что научная база отечественных и зарубежных исследований в области изучения устойчивости и эколого-экономической эффективности нашла отражение в трудах ученых-экономистов, изученность данной проблематики для выработки практических мер является незавершенной.

Разработанная модель оптимизации комплекса утилизации отходов производства может быть использована при организации планирования и управления деятельности других предприятий. Для стимулирования производителей внедрять природоохранные мероприятия и ресурсосберегающие технологии в работе предложена усовершенствованная методика расчета платежей за сверхнормативные выбросы, сбросы и размещение отходов.

1В условиях кризисной экологической ситуации, решение задачи восстановления и развития агропромышленного производства, обеспечении продовольственной безопасности, повышения уровня и качества жизни населения усиливают необходимость системного эколого-экономического подхода к решению проблем устойчивого развития аграрного производства.

2. В настоящее время происходит техногенный (природоемкий) тип экономического развития АПК, противоположный устойчивому. При этом наносится значительный ущерб природным ресурсам и окружающей среде. В этой связи, назрела необходимость перехода отраслей агропромышленного производства на модель устойчивого развития, которое способствует удовлетворению потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Для создания устойчивости и сокращения природоемкости, необходимо освоение ресурсосберегающих, малоотходных технологий, а также постепенный переход от открытых производственных систем со свободным входом ресурсов и выходом отходов к системам закрытого типа с полной переработкой и утилизацией поступающих ресурсов и отходов, то есть экологизация производства.

3. Углубление экологических проблем поставило перед экономической наукой задачу, заключающуюся в необходимости разработки методики оценки эколого-экономического состояния для осуществления оперативного контроля действующих производств и оценки состояния основных компонентов окружающей среды. Анализ существующих методик показал, что им присущи следующие недостатки: большое многообразие критериев; индивидуальный контроль по каждому компоненту природной среды; слабое отражение конкретных отрицательных воздействий технологий и технических средств; недостаточная обоснованность удельного эквивалента стоимости приведенной единицы воздействия на окружающую среду.

В этой связи, проведя обзор методических подходов к разработке системы показателей, считаем возможным предложить методику комплексной оценки эколого-экономического состояния агропромышленного предприятия, позволяющую анализировать и корректировать производителям свою деятельность с учетом экологических факторов.

4. Выбросы в атмосферный воздух, сбросы в поверхностные водные источники, размещение отходов происходят в соответствии с разработанными проектами нормативов, но это не гарантирует отсутствие загрязнения окружающей среды.

5. Удаление, хранение, переработка и использование отходов производства - одна из наиболее важных проблем промышленного птицеводства, имеющая экономическое, экологическое и хозяйственное значение. Организация этих процессов в современных условиях требует новых методических подходов. Математическая модель позволяет гибко реагировать на изменения экологической и экономической ситуации за счет соответствующих трансформаций в целевой функции и ограничениях, с возможностью включения и (или) исключения переменных по каждой из трех групп, позволяя учитывать наиболее существенные на данный момент факторы, а также анализировать их вклад в конечный результат производства. Модель может быть использована не только для оптимизации эколого-экономических параметров, но и для анализа возможных сценариев развития производственных ситуаций, включая исследование параметров возможных форс-мажорных ситуаций.

6. Действенным рычагом регулирования в экономическом механизме природопользования являются платежи за пользование ресурсами. Поскольку платежи за загрязнение не являются ни наказанием за сбросы (штрафом), ни разрешением ухудшать экологическую ситуацию региона, и их основное назначение - стимулировать усилия производителей на внедрение более совершенных малоотходных и экологически щадящих технологий на основном производстве и более эффективных методов и устройств очистки выбросов и сбросов. Существующие методы не в полной мере способствуют этому, в связи с чем, считаем целесообразным для расчета экологических платежей, применять предложенную в разделе 3.2 методику. Результаты расчетов показали, что 80% часть платежей в региональный бюджет, рассчитанная по усовершенствованной методике на 40% меньше этой же части платежей, рассчитанной по стандартной методике.

7. Для перехода к устойчивому развитию необходимо усиление природоохранного развития, освоения экологически чистых технологий и продукции, активное внедрение природоохранного и ресурсосберегающего оборудования, рациональное использование сырья, материалов и природных ресурсов.

Таким образом, внедрение ресурсосберегающих, безоотходных технологий, с полной переработкой и утилизацией поступающих ресурсов и отходов, прекращением загрязнения окружающей среды, создает условия устойчивости экономического развития, сокращения природоемкости при минимизации затрат на ликвидацию экологических последствий и способствует повышению как экономической, так и экологической эффективности производства.

 

Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов

БПК - биологическая потребность в кислороде, т.е. количество кислорода, потребляемое органическими веществами при окислении.
ВСВ - нормативы временно согласованных выбросов.
ВСС - нормативы временно согласованных сбросов.
Качество - философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно таким, а не другим.
ОВОС - Оценка воздействия на состояние окружающей среды. Служит для организации сбора и предоставления информации о потенциальных экономических издержках проектов.
ПДВ - предельно допустимые выбросы.
ПДК - предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ.
ПДС - нормативы предельно допустимых сбросов.

 

Система обеспечения качества (система качества) - совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством. Система качества охватывает все стадии и все уровни формирования качества, обеспечивает реализацию определенной политики фирмы (предприятия) в области качества.
Управление качеством - это действия, использующие методы и виды деятельности оперативного характера в целях удовлетворения требований к качеству.

 

Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением".
В эпоху научно-технического прогресса чрезвычайно остро возникла проблема нарушения экологического равновесия, выражающегося в ухудшении качества окружающей среды в результате загрязнения ее производственными отходами и другими продуктами жизнедеятельности человека. Отходы производства в лучшем случае служат балластом, загромождающим окружающее пространство, а зачастую являются вредными или ядовитыми веществами. К ним можно отнести газопылевые и энергетические выбросы, способные быстро распространяться на большие территории, сточные воды, твердые вещества. Количество отходов постоянно возрастает, самоочистительная функция биосферы уничтожается, и это, в конечном счете, угрожает неблагоприятными воздействиями на человека. Актуальность выбранной темы, как и любой другой, касающейся экологии, заключается в том, что недооценка последствий нарушения естественных процессов, чревата кризисом взаимоотношений человека с окружающей средой.
Промышленно развитые страны уже сейчас начинают испытывать недостаток в чистой воде. Промышленность потребляет все больше кислорода, возрастает выделение углекислого газа. В настоящее время производственная деятельность человека достигла таких масштабов, что вызывает разрушение не только отдельных биогеоценозов, но и исторически сложившихся процессов в пределах всей биосферы.
Сложилась ситуация, когда промышленное производство, созданное человеком, вызывает постоянную деградацию живой природы и не в меньшей степени отрицательно влияет на самого человека. В результате этого появилась острая необходимость изучения условий существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.

Системы управления природоохранной деятельностью различных стран развивались под воздействием исторических, политических, этнокультурных и других факторов. Поэтому в разных странах используются различные инструменты управления природоохранной деятельностью.
Анализ мирового опыта, а также изучение предложений по развитию механизма управления охраной окружающей среды позволяют типологизировать эти методы и дать краткую характеристику каждому их них.
Существуют три основные группы методов управления качеством окружающей среды: административное регулирование, система экономических стимулов и формирование рыночных отношений в сфере природопользования.
Административное регулирование предполагает введение соответствующих нормативных стандартов и ограничений, а также прямой контроль и лицензирование процессов природопользования, указывающих производителю рамки, которые он должен соблюдать. Экономические механизмы предполагают внедрение системы платежей за загрязнение, экологических налогов, субсидий, а также использование других экономических стимулов, чтобы заинтересовать производителя в рациональном природопользовании. Создание рынка в этой сфере через распределение прав на загрязнение, компенсационных платежей и т. д. объединяет третью группу методов.
Все три описанных подхода могут применяться на различных стадиях производственного процесса, рассмотренного в контексте его возможного воздействия на окружающую среду. Это воздействие зависит от состава первичных ресурсов, специфики производственного процесса, применяемых природоохранных технологий, формирующих выбросы в окружающую среду.

Административные системы управления природоохранной деятельностью
В административном регулировании главное место занимают нормативы или стандарты. Стандарты качества окружающей природной среды регламентируют допустимое состояние воздушного и водного бассейнов, почв и других ее составляющих. Обычно для каждого из загрязнителей предусмотрена предельно допустимая концентрация его содержания (ПДК). Считается, что наличие загрязняющих веществ в количествах, не превышающих эти концентрации, не оказывает негативного воздействия на здоровье человека, на экосистему. Нормативы ПДК бывают среднесуточные, устанавливающие среднюю концентрацию вредных веществ, и максимально разовые, фиксирующие предел допустимого роста концентрации загрязнителя в течение суток.
Стандарты воздействия на окружающую среду определенного производственного процесса устанавливают уровень сбросов или выбросов из данного точечного источника (труба) после применения очистного оборудования. Данный стандарт может базироваться на показателях потока (количество выбросов в единицу времени) или запаса (количество выбросов за определенный период). Стандарты воздействия на окружающую среду определяются на основе ПДК. Для каждого предприятия выбросы не должны превышать таких величин, при которых по всей территории, подверженной воздействию, соблюдаются нормативы ПДК. Обычно расчеты таких стандартов, называемых предельно допустимыми выбросами (ПДВ), проводят с учетом рассеивания выбросов и наложения их на фоновое загрязнение. Также учитывается суммарное воздействие нескольких источников загрязнения.
На практике концентрация измеряется в контрольных точках. Если норматив ПДК завышен, то исходное значение выбросов уменьшается и расчеты проводятся снова. Если он меньше, то исходное значение может быть увеличено. Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда предприятие ни при каких условиях не может быстро сократить свои выбросы до уровня ПДВ. Закрывать же предприятие по экологическим причинам согласны немногие и у нас, и за рубежом. Достаточно привести хотя бы пример с Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом. О том, что его надо немедленно закрыть, знали с момента, как он был пущен в эксплуатацию, но Байкальский комбинат работает до сих пор.
Конечно, имеются и другие предприятия, чьи выбросы выше ПДВ. В качестве компромисса для них были установлены нормативы временно согласованных выбросов (ВСВ). Установления нормативов ВСВ предполагало разработку долгосрочной программы снижения выбросов на предприятиях. Эти нормативы устанавливались убывающими во времени в процессе реализации программы с таким расчетом, чтобы в результате прийти к уровню ПДВ.
Для сбросов в водные источники предусмотрены нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) и временно согласованных сбросов (ВСС). Механизм их расчета в идейном плане совпадает с механизмом расчета ПДК и ПДВ.
Расчет показателя ПДВ можно представить как итеративный процесс. Сначала для источника выбросов определяют базовое значение норматива, т. е. для предприятия устанавливается начальное значение ПДВ. Затем в контрольных точках проверяется концентрация вредных примесей. В качестве контрольных обычно рассматриваются наименее благополучные. Проверка концентрации осуществляется на основе расчетов. При помощи специальных моделей проводится имитация рассеивания выбросов. Выбросы от нового источника суммируются с фоновым загрязнением, а затем проверяется концентрация загрязнения в контрольных точках. Концентрации в контрольных точках рассчитывают с учетом воздействия различных источников выброса.
Если концентрация в контрольных точках равна ПДВ, то начальное значение ПДВ утверждается предприятию в качестве стандарта. Если хотя бы в одной контрольной точке концентрация выбросов превышала ПДК, то начальное значение ПДК уменьшается, и все расчеты повторяются до тех пор, пока не будет соблюдаться ограничение на концентрацию во всех контрольных точках. Если же первоначальное значение ПДВ было очень жестким, то оно может быть увеличено и процесс расчетов будет опять повторен.
Технологические стандарты устанавливают определенные требования для процесса производства или очистной технологии.
Например, в США используются стандарты так называемой наилучшей из доступных технологий. Этот стандарт означает, что для предприятий, к которым он применен, должно соблюдаться следующее требование: природоохранная технология должна соответствовать некой эталонной технологии.
Стандарты качества продукции. Наиболее показательный пример - стандарт содержания вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде и т. п.
Выше были приведены основные типы стандартов, остановившись подробнее на наиболее важных из них. Далее речь пойдет о непосредственных мерах административного воздействия на виновников загрязнения.
Прямые запреты. Эта мера применяется, если определенные производства или первичные ресурсы оказывают настолько нежелательное воздействие на окружающую среду (пестициды, высоко токсичные материалы), что эффективным становится только их полное запрещение. С 1 января 1996 г. вводится запрет на производство и потребление хлорфторуглеродов, разрушающих озоновый слой. Подобных примеров можно привести немало. Если же мы лишь ограничиваем общие масштабы воздействия (потребление какого-либо вещества или его производство, вылов рыбы, заготовка леса и т. п.), то вводятся лимиты или квоты. Они могут иметь одну из нескольких форм: предельное число выпасаемых на 1 га животных, ограничение нагрузки на почву, лимит выпуска конечной продукции за определенный временной промежуток.
Иногда введение таких лимитов предшествует введению полного запрета. Примером опять может служить производство озоноразрушающих веществ. Мировое сообщество приняло решение поэтапно отказаться от их применения, поэтому в каждом из государств, присоединившихся к соответствующему соглашению, выпуск этих веществ год от года должен сокращаться, а выпуск некоторых из них прекратиться вообще. Для последних применяются запреты, а для тех веществ, производство которых пока еще разрешено, используются лимиты.
Сертификаты на использование земель и воды даются для ранжирования потенциально конфликтующих пользователей в целях обеспечения максимальной эффективности природопользования. Они служат вместе с системой стандартов для защиты от незапланированных выбросов. Сертификаты или лицензии, как правило, выдаются природопользователям, как только для них определены лимиты воздействия. Обладание таким сертификатом дает право на использование, временное или постоянное, конкретного участка земли, леса, забор определенного объема воды, выбросы некоторого количества вредных веществ и т. п.
Оценка воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС) служит для организации сбора и предоставления информации о потенциальных экономических издержках проектов. Например, в США первоначально она применялась только для оценки федеральных проектов. Теперь она используется и для проектов штата или муниципалитета, а также частных. Обычно процедура ОВОС включает информацию о масштабах антропогенного воздействия вследствие реализации проекта, о возможностях и издержках на очистные технологии, об альтернативах проекта, элементах устойчивого развития в нем с указанием невозобновимых потерь ресурсов. В основном процедура ОВОС позволяет оценить уникальные крупномасштабные проекты развития ресурсного потенциала, строительство химических комбинатов и других проектов, сопряженных со значительным воздействием на окружающую среду.
Разрешения и лицензии необходимы для фирм, желающих активизироваться в сфере, подлежащей лицензированию, или легально осуществлять выбросы. Чаше всего они привязаны к технологии реализации проекта или стандартам качества окружающей среды. Выдача или возобновление разрешения тоже можно увязать с экологической стратегией фирмы. Лицензии и разрешения выдаются на определенный период и возобновляются через установленные промежутки времени. Если производство предполагается расширить, то нужно получить новое разрешение.
Подобный инструмент увязывается с установленными стандартами воздействия или лимитами производства (использования) экологически опасных веществ. Таким образом, разрешения и лицензии сочетаются с другими рычагами: сертификатами на использование земель, требованиями осуществить ОВОС как условие предоставления разрешения. Также они могут быть дополнены платой за загрязнение, налогами, платежами пользователей при комбинированной экономической стратегии.
Именно такая система существует сейчас в России. Для предприятия сначала устанавливаются нормативы воздействия на окружающую среду. Затем на их основе определяются лимиты выбросов.
Эти лимиты положены в основу разрешений на комплексное природопользование и договора на комплексное природопользование, заключаемого между предприятиями-загрязнителями и природоохранными органами. В том же договоре устанавливаются размеры и порядок внесения предприятием платы за выбросы (сбросы) вредных веществ и размещение отходов.
Важно место в административном регулировании управлением качеством окружающей среды занимает правовое регулирование. Тремя основными элементами системы правового регулирования, в свою очередь, являются: а) правовые нормы, определяющие экологические требования, которым должно соответствовать экологически значимое поведение людей; б) организационно-управленческие и материально-технические гарантии, обеспечивающие исполнение и соблюдение экологических требований; в) юридическая ответственность лиц и организаций, возникающая и функционирующая в случаях отклонения поведения людей от правовых экологических требований.2
Итак, сначала определяется, какую нагрузку может выдержать окружающая природная среда. На этой основе определяются значения ПДК. При этом некоторые вещества или способы деятельности оказываются под запретом. По ним издаются постановления или законодательные акты, полностью запрещающие их использование. Затем определяются возможности каждого предприятия. Устанавливаются индивидуальные стандарты воздействия ПДВ (ПДС). Зная эти стандарты, предприятию можно выдать лицензию на выбросы, которая узаконит его право осуществлять воздействие на окружающую среду.
1.2. Экономические системы управления природоохранной деятельностью
Среди экономических рычагов и стимулов основное место занимают платежи и налоги за загрязнение. Они представляют собой косвенные рычаги воздействия и выражаются в установлении платы на выбросы или сбросы. Уровень платежа соответствует социально-экономическому ущербу от загрязнения или какому-либо другому показателю, например экономической оценке ассимиляционного потенциала природной среды. Налоги на загрязнение и платежи хороши потому, что эта система предоставляет максимальную свободу загрязнителю в выборе стратегии сочетания степени очистки и платы за остаточный выброс, позволяющую минимизировать издержки на превращение внешнего фактора загрязнения во внутреннюю статью издержек для них. Если природоохранные издержки низки, то фирма значительно сократит выбросы (вместо того, чтобы платить налог). В теории она сократит их до оптимального уровня, когда приростные затраты на добавочную очистку становятся равными ставке платежа.
Налогами могут быть обложены также первичные ресурсы, конечная продукция или технологии. Хотя чисто внешне по воздействию на предприятие налоги и платежи эквивалентны, необходимо все же провести грань между этими двумя инструментами. Когда мы произносим слово "налог", то подразумеваем, что, во-первых, он направляется в бюджет, а, во-вторых, нет особых причин, кроме пополнения казны, чтобы его вводить. Когда говорится о платеже, то уже сразу подразумевается, что плательщик оплачивает что-то. В данном случае платеж за загрязнение - это плата за право пользования ассимиляционным потенциалом природной среды. Пользователь этого ресурса платит за него так же, как он платит за приобретаемое сырье, электроэнергию и т. д.
Платежи пользователей на покрытие административных расходов могут включать плату за получение разрешения или лицензии, а также другие номинальные платежи, соответствующие величине выбросов и покрывающие издержки на раздачу разрешений и лицензий. Эти платежи в целом меньше платежей за загрязнение и имеют ограниченное воздействие на уровень выбросов фирмы. Скорее всего, их надо рассматривать как лицензионный сбор, который сопровождается выдачей лицензии. По сути этот платеж не имеет самостоятельного значения.
Субсидии представляют собой специальные выплаты фирмам-загрязнителям за сокращение выбросов. Среди субсидий наиболее часто встречаются инвестиционные налоговые кредиты, займы с уменьшенной ставкой процента, гарантии займов, обеспечение ускоренной амортизации природоохранного оборудования, средства на регулирование цен первичных ресурсов и конечной продукции.
Системы обязательной ответственности. Если считать, что права собственности на окружающую среду принадлежат всему обществу в целом, то фирмы-загрязнители должны нести ответственность за причиненный ущерб. Если налог на загрязнение или плата за выбросы отражает предельный ущерб от загрязнения, определенный до акта выброса, то ущерб в системе обязательной ответственности рассчитывается по факту выброса (после него) конкретно для каждого случая. Иначе говоря, нанесшая ущерб фирма обязана его либо каким-то образом компенсировать, либо провести очистку нарушенного природного объекта, либо выплатить компенсации пострадавшим, либо сделать еще что-то. Такая система предполагает использование документов, закрепляющих обязательства на осуществление природоохранной деятельности под соответствующий залог.
Этот подход особенно эффективен, если число загрязнителей и их жертв ограничено, а размер загрязнения и его состав легко отследить. Необходимо различать аварийные выбросы и восстановление экосистемы после осуществления определенной деятельности (рекультивация земель).
В первом случае фирма может лишь прогнозировать будущий ущерб и принимать все меры, чтобы его не допустить. Но если такой ущерб будет нанесен, виновник полностью компенсирует его. В качестве гарантий здесь могут выступать активы фирмы, в том числе страховой полис и т. п.
Во втором случае примерные масштабы будущего ущерба известны, например, если речь идет о добыче полезных ископаемых. В качестве гарантий здесь выступает денежный депозит, вносимый фирмой. Если фирма сама проведет рекультивацию земель, она получит свой депозит обратно, если нет, то суммы депозита должно хватить, чтобы рекультивацию провел кто-нибудь другой. Свою ответственность по компенсации ущерба загрязнитель может переложить на посредника, например, внося плату за загрязнение по ставкам, соответствующим экономической оценке ассимиляционного потенциала. Он, как мы говорили раньше, в том числе оплачивает и ущерб. В этом случае получатель платы должен рассчитаться с жертвой загрязнения.
Система целевого резервирования средств на утилизацию отходов (залогов) используется для создания в этих целях стимула у потребителей на осуществление дополнительных издержек. В момент покупки товара, предопределяющей предстоящее загрязнение, осуществляется вклад, который возвращается с процентами после утилизации отходов, например покупка батареек, напитков в жестяных банках и т. п. Известны случаи применения данной системы для стимулирования восстановления и утилизации отработанных масел, рециклирования озоноразрушающих веществ.
Информационные системы в виде обеспечения полноты информации и свободы ознакомления с ней играют роль, подобную экономическим стимулам. Если фирмы предоставляют всю информацию, то потребители или жители близлежащих территорий оповещены о размерах загрязнения или вредных веществах в продукции. Информированность (антиреклама) ведет к изменению спроса на продукцию, обеспечивая сокращение загрязнения, использование соответствующих первичных ресурсов или типа технологии.
Итак, система экономических методов отличается от административной тем, что предприятие-загрязнитель не сковывается жесткими стандартами. Предприниматель может выбирать свою стратегию, опираясь на анализ затрат и результатов. Тем не менее, все экономические параметры, являющиеся для него внешними (ставки платы за выбросы, налоги, размеры субсидий), жестко фиксируются. Они являются объектами централизованного регулирования. Таким образом, как и в предыдущем случае, фиксируется желаемое состояние окружающей среды, но предпринимателям дается возможность выбора: стратегия, позволяющая достичь этого состояния, не навязывается предпринимателю, но, тем не менее, посредством экономических мер он поставлен в жесткие экономические рамки.


Рыночные системы управления природоохранной деятельностью
Создание рыночных отношений в экологической сфере предполагает формирование рынка для единиц загрязнения, разрешая фирмам покупать, продавать, торговать или перераспределять права на загрязнение. Этот подход базируется на первоначальном распределении разрешений на загрязнение, которыми затем обеспечиваются фирмы. Естественно, рыночные отношения в рыночной сфере предполагают создание основных элементов рыночной инфраструктуры, обслуживающей и обеспечивающей сделки по торговле правами на выбросы. В то время как под воздействием стандартов фирмы просто определяют удовлетворяющую их с наименьшими затратами комбинацию первичных ресурсов, технологию и очистное оборудование, рынок прав на загрязнение дает дополнительные возможности варьировать затратами. Фирмы могут сильно снизить загрязнение, за что они получают компенсацию, обеспечив соблюдение стандарта частично использованием очистного оборудования, а частично покупая у других фирм права на выбросы.
Принцип "пузыря". Концепция "пузыря" это трактовка множественных источников загрязнения как единой регулируемой системы. Объем выбросов устанавливается для целого региона, а находящиеся на его территории предприятия могут совместно найти наиболее выгодный для них способ обеспечить этот объем. Если для очистного оборудования существует эффект экономии издержек при увеличении масштаба, то за счет больших предприятий можно достичь требуемого сокращения выбросов, которое будет финансироваться за счет других фирм, находящихся в "пузыре", не вкладывающих средств в собственное очистное оборудование. На этом пути можно получить существенную экономию природоохранных издержек при заданном качестве окружающей среды. Например, если на одной территории расположены крупная электростанция и ряд мелких котелен, то бывает выгоднее улавливать окиси серы и азота именно на крупном источнике, а не пытаться бороться с выбросами от каждого мелкого источника. В таком случае средства расходуются экономно, они не распыляются по мелким объектам. Принцип "пузыря" создает внешние рамки для торговли правами на загрязнение на уровне региона.
Разрешения на выброс распределяются между отдельными заводами. От фирмы требуется выполнение стандарта либо через инвестиции в очистные технологии, либо приобретение разрешения у тех предприятий, которые достигли большего сокращения выбросов, чем это предусмотрено было после первоначального распределения разрешений. Данный подход создает стимулы такого рода: 1) для фирм, предоставляющих права на загрязнение на продажу, становится выгодным использовать экономию от масштаба осуществления природоохранных инвестиций и достигать установленного стандарта наиболее эффективным способом, фактически получая компенсацию у других фирм за сэкономленные права; 2) фирмы, у которых издержки на утилизацию отходов очень велики, могут достигнуть стандарта, покупая права на выбросы, а не делая инвестиции в природоохранное оборудование, также минимизируя свои издержки на требуемое сокращение выбросов. Этот метод развивает торговлю правами на загрязнения, фактически создавая рынок таких прав.
Банки прав на загрязнение представляют собой развитие предыдущего подхода. Фирмы, чрезмерно сокращая выбросы, экономят права на загрязнение. Они могут вкладывать их в специальный банк для будущего использования или продажи. Банк становится посредником, имеющим запас "прав", продающим и покупающим их. Эти банки выполняют и учетную функцию, обеспечивая процесс погашения израсходованных прав и не допуская их повторного использования.
Банки могут также предоставлять предприятиям-загрязнителям эмиссионные кредиты, т. е. временные права на увеличение выбросов. Предприниматель не должен платить столь значительную сумму, какую он платит, покупая права на выбросы. С точки зрения природы это тоже хорошо, так как предприниматель знает, что очень скоро (по истечении срока предоставления кредита) ему надо сократить выбросы. Если же он купит разрешение на загрязнение, то стимулов сократить свои выбросы у него будет меньше.
Биржи прав на загрязнение. При расширении рынка прав на загрязнение возникает необходимость в посреднических организациях типа бирж, где бы осуществлялись сделки по купле-продаже прав на выбросы.
Можно сделать вывод, что по своей сути рыночные методы управления природоохранной деятельностью направлены на обеспечение рационального использования ассимиляционного потенциала природной среды. Все начинается с того, что общество определяет допустимые масштабы воздействия на природу, затем распределяет лицензии (разрешения) между заинтересованными сторонами. А затем в отличие от административной и экономической систем регулирования предпринимателям дается полная свобода перераспределять, перепродавать лицензии. Органы управления лишь следят за эквивалентностью сделок (т. е. за тем, чтобы общее воздействие на природу не увеличилось) и способствуют созданию рыночной инфраструктуры: закрепление прав собственности и организации, обеспечивающие реализацию этих прав (в том числе выдача лицензии или сертификатов собственности); контроль за деятельностью экологических банков и бирж.
Рыночные методы являются наиболее перспективным направлением развития механизма управления качеством окружающей среды. Но они не могут заменить другие методы полностью. Каждый из методов имеет свои положительные и отрицательные стороны, а значит, каждый из методов имеет свою сферу применения.
Источники загрязнения
Например: производство обуви и особенно обувных материалов (кожи, искусственной кожи) характеризуется большим количеством разнообразных отходов, которые можно разделить на четыре группы:
1) газообразные отходы (пары бензина, этилацетата, ацетона, этилового, бутилового спирта);
2) туманообразные воздушные массы, содержащие мелкодисперсные частицы высококипящих растворителей и жидких пластификаторов (сложные эфиры фосфорной, фталевой, себациновой кислот, диоктилфталат, трикрезилфосфат, диоктилсебацинат);
3) жидкости (конденсат перечисленных выше растворителей и пластификаторов, насыщенный минеральными солями, дисперсиями полимеров и другими взвесями);
4) твердые частицы - пыль различного состава (поверхностно-активные вещества, ускоряющие полимеризацию мономеров, наполнители, частицы кожи, полимеров и продуктов их распада).
Все эти отходы загрязняют окружающую среду и занимают определенную долю в себестоимости получаемого продукта. Поэтому весьма желательно их нейтрализовать или, что еще лучше, ввести снова в производственный цикл, для чего необходимо разработать принципы малоотходной и безотходной технологии.
Проблемы развития безотходной технологии впервые были рассмотрены еще в 1976 г. на Международном симпозиуме стран - членов СЭВ. В Ногинском научном центре АН СССР состоялась Первая всесоюзная конференция по научно-техническим основам безотходного производства, где были сформулированы четыре основных направления безотходной технологии.
1. Создание бессточных технологических систем различного назначения на базе существующих и перспективных методов очистки и повторно-последовательного использования нормативно-очищенных стоков. Образующиеся при очистке стоков шламы обычно не утилизируются, а направляются на захоронение. Но места захоронения шламов также не исключают негативного воздействия на окружающую среду.
2. Разработка и внедрение систем переработки промышленных и бытовых отходов, которые рассматриваются при этом как вторичные материальные ресурсы. Реализация таких систем на отдельных стадиях технологических процессов приводит к созданию малоотходных производств, сопровождающихся переработкой всех видов отходов в продукты, пригодные к потреблению.
На современном уровне научно-технического развития еще нет возможности переработать все виды токсичных отходов производства не только в продукты потребления, но и в продукты, инертные к окружающей среде. Поэтому возникает необходимость в создании новых технологических процессов.
3. Разработка технологических процессов получения традиционных видов продукции принципиально новыми методами, при которых достигается максимально возможный перенос вещества и энергии на готовую продукцию. Такие процессы должны иметь максимальную материальную энергетическую, экологическую и экономическую эффективность. Иными словами, речь идет о малоотходных процессах с минимизированными потерями вещества и энергии в окружающую среду.
Следует полагать, что эффективность использования вещества и энергии в таких процессах будет близка к эффективности их использования в естественных биохимических процессах и составит 95-98%. По-видимому, именно этот уровень следует считать оптимальным при разработке экологически обоснованных технологических процессов.
4. Разработка и создание территориально-промышленных комплексов (ТПК) с возможно более полной замкнутой структурой материальных потоков и отходов производства внутри них. При таком решении особенно возрастает роль разного рода предприятий, способных усваивать отходы основного производства.
Почти все производства легкой промышленности отличаются большими энергетическими потерями в системе производство-окружающее пространство, загрязняющими это пространство.
Анализ расходов теплоты на технологические процессы и операции в кожевенной, обувной, валяльно-войлочной промышленности и производствах искусственной кожи показал, что эти затраты составляют 10-60% от общезаводских затрат тепла, включающих расходы на отопление, вентиляцию и коммунально-бытовые нужды. Поэтому экономия тепла в технологическом цикле производства крайне необходима.
Основными направлениями экономии тепла в кожевенно-обувной промышленности являются: научно обоснованное нормирование энергозатрат, использование вторичных ресурсов тепла; снижение теплопотерь в трубопроводах и технологическом оборудовании; внедрение энергосберегающей технологии и новых совершенных типов оборудования.
Одним из резервов экономии тепла является повышение эффективности использования вторичных энергоресурсов технологического процесса, повышение количества и качества возвращаемого конденсата, использование тепла конденсата при контроле его качества.
Использование имеющихся вторичных энергоресурсов технологического процесса зависит от их выхода, энергетического потенциала, возможности использования полученной энергии, экономической целесообразности, наличия утилизационного оборудования.
В технологии обуви широко применяются химические методы крепления деталей изделий. С этой целью используют высокомолекулярные клеи, которые применяются в виде растворов, латексов (эмульсий, дисперсий) или расплавов. В первом случае клей представляет собой раствор соответствующего полимер в растворителе или смеси растворителей с некоторыми добавками структурирующих веществ, смол для повышения адгезии, антистарителей и т.д.
В латексах жидкой средой является вода, в которой с участием эмульгатора диспергированы частицы полимера.
Клей в виде расплавов позволяют обходиться без растворителей.
Широкое применение в обувной промышленности нашли наиритовые клеи, для приготовления которых требуются растворители, обладающие хорошими технологическими свойствами и минимальной токсичностью. Наиритовые клеи с наилучшими показателями получаются при использовании в качестве растворителей ароматических углеводородов (бензола, толуола, ксилола). Несколько худшие результаты дают растворители на базе хлорированных углеводородов (дихлорэтана и др.). Однако ароматические и хлорированные углеводороды весьма токсичны, и их применение в настоящее время не допускается. Поэтому наиритовые композиции растворяют в смеси бензина и этил-ацетата. Концентрация полученного клея 22-24%.
Клеи на базе полихлоропрена также применяются в обувной промышленности, особенно за рубежом. Растворителями в этом случае служат смеси бензина, этилацетата, толуола, метиленхлорида. Для изготовления некоторых видов обуви применяют полиуретановые клеи, полимерную композицию которых растворяют в смеси этилацетата и ацетона, этилацетата и метилэтилкетона.
В процессах отделки обуви также широко используются растворители (этиловый спирт, ацетон, бутилацетат, бутиловый спирт), пластификаторы (дибутилфталат, глицерин, ализариновое масло), а в качестве антистарителя - фенол.
Применение водных дисперсий полимеров позволяет экономить дорогостоящие растворители, снижает пожароопасность производства и токсичность клеев. Но при высушивании водных дисперсии в пары воды попадает от 0,02 до 0,05% мономера и продуктов его разложения, обладающих высокой токсичностью (изоционатов, хлорида водорода).
Применение клеев-расплавов устраняет многие недостатки технологий, использующих растворы и дисперсии полимеров. Но применение
высоких температур, необходимых для расплавления полимеров, часто вызывает их деструкцию, сопровождающуюся выделением токсичных продуктов.
Все вышесказанное вскрывает источники загрязнения воздуха в производстве обуви. Увеличение выпуска обуви приводит к увеличению концентрации паров растворителей. С целью снижения концентраций растворителей до ПДК на обувных предприятиях применяют при вентиляции помещений высокую (3-6-кратную) циркуляцию воздуха. Однако в современных условиях недопустим выброс паров растворителей в атмосферу. Поэтому одной из задач, стоящих перед обувной промышленностью, является создание рекуперационных установок для улавливания бензина, ацетона, этилацетата, метилэтилкетона и др.
Источниками загрязнения сточных вод в обувной промышленности являются различные растворители, антистарители, клеи, обрезки кожи, ткани, масла, которые попадают в сточные воды при уборке, мойке пресс-форм, при охлаждении некоторого оборудования, от увлажнительных камер и т.д. Эти воды загрязнены формальдегидом, циклогексаноном, фенолом. Для очистки таких вод применяются механические, физико-химические и биологические способы.
При изготовлении картонов расходуется 200-500 м3 воды на 1 т готового картона, т.е. это производство является самым водоемким. Вода используется практически на всех технологических операциях и загрязняется волокнами, проклеивающими веществами, пигментами и т. д.
Сточные воды перед спуском в водоемы подвергаются тщательному анализу. Качество воды характеризуется биологической потребностью в кислороде (БПК), т.е. количеством кислорода, потребляемым органическими веществами при окислении. Считается, что в течение 5 суток происходит почти полное окисление органических веществ (БПК5). По правилам санитарного и рыбного надзора при спуске в водоемы вода должна иметь БПК 2-3 мг/л

Аналогичные рекомендации и расчеты производятся для любых других отраслей проиводства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.