Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос и закон спроса. Неценовые факторы изменения спроса




 

Спрос - это платежеспособная потребность, то есть это количество товаров и услуг, которые потребители готовы и могут купить по определенной цене в данный момент времени. Таким образом, спрос определяется суммой денег, которую покупатель может и намерен заплатить за необходимую ему потребительную стоимость.

Если какая-либо потребность может быть удовлетворена при помощи денег (а количество денег у потребителя всегда находится в ограниченных размерах), то на выбор приобретаемых товаров и услуг и на их объем влияет цена.

Рассмотрим следующий условный пример. Допустим, в данной местности с определенным числом жителей установилось следующее соотношение между ценой и количеством какого-нибудь товара, которое могут приобрести потребители при разных ценах (таблица 4).

 

Таблица 4 - Соотношение между ценой и количеством товара

Цена за 1 единицу товара в у.д.е. Величина спроса в штуках
   
   
   
   
   

 

Из данных таблицы 4 видно, какое количество товаров будут покупать потребители при разных ценах.

Перенесем данные таблицы на график (рисунок 8).

На оси абсцисса отложим спрос (Q) а на оси ордината – цены (Р). Соединив точки, мы получим кривую спроса (D).

На графике ясно видно, что чем выше цена товара, тем меньшее его количество хотели бы приобрести покупатели. Таким образом, между ценой товара и величиной спроса существует обратная зависимость. При снижении цены возрастает спрос, а при росте её спрос уменьшается. Эта связь между ценой и спросом называется законом спроса.

В основе этого закона лежат следующие причины:

1. Для потребителя цена выступает в качестве барьера, который мешает ему совершить покупку. Чем выше барьер, тем меньшее количество товара покупается потребителем. И наоборот.

 
 

 


Рисунок 8 – Кривая спроса

 

2. Совершая впервые покупку данного товара, покупатель получает определенное удовлетворение. Но потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности. Согласно ему последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения. Поэтому покупатели приобретают дополнительные единицы блага при условии, что цена его снижается.

3. Эффект дохода. При более низкой цене покупатель может позволить себе приобрести больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо других продуктов, так как снижение цены, как бы, увеличивает его доход.

4. Принцип замещения. Он выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул к приобретению более дешевых товаров вместо аналогичных относительно дорогих благ. Например, при снижении цены на говядину покупатель может переключить свой спрос с более дорогой свинины.

Но в экономике могут происходить процессы, влияющие на изменение спроса без изменения цены товара. Потребители могут проявить готовность купить больше или меньше данного товара по старым ценам. В этом случае меняется весь объем спроса. Такие изменения происходят под воздействием неценовых факторов.

К основным неценовым детерми­нантам рыночного спроса относят сле­дующие:

1. Предпочтения (вкусы) потребителей. Выделяют благоприятные и неблагоприятные изменения потребительских вкусов для определенного продукта. Благоприятные перемены в предпочтениях покупателей увели­чивают спрос на данный товар, при этом кривая спроса смещается вправо. Неблагоприятные изменения могут вызвать снижение спроса, смещая при этом его кривую влево. В этих случаях говорят об изменении не объема, а самого спроса. Вкусы потребителей могут изменяться под действием рекламы, из­менений моды, возраста, климата, науч­но-технического прогресса и т.д.

2. Количество покупателей на рынке. Увеличение числа потребителей определенного товара повышает спрос на него, и наоборот, сокращение числа покупателей снижает спрос. При этом кривая спроса смещается соответственно вправо или влево. На изменение количе­ства покупателей на рынке могут оказы­вать влияние следующие причины: темп рождаемости, расширение границ международных рынков, изменения продолжительности жизни и др.

3. Потребительский бюджет или доходы покупателей. Влияние на спрос изменения денежных доходов населения может быть различным. Так, если в отношении основной массы товаров рост доходов приводит к повышению спроса, то в случае с некоторыми продуктами наблюдается противоположный процесс. Скажем, с увеличением уровня благосостоя­ния люди могут покупать больше овощей, фруктов, одежды, магнитофо­нов, и наоборот, при снижении доходов спрос на эти товары упадет. В то же время повышение доходов может привести к снижению спроса на кар­тофель и хлеб, так как более состоятельные потребители переключатся на потребление мяса, рыбы, молочных продуктов, т.е. более качественных и полезных продуктов.

Товары, спрос на которые находится в прямой зависимости от изме­нения денежных доходов, называют товарами высшей категории, а те товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, называются товарами низшей категории.

4. Потребительские ожидания относительно изменения цен в буду­щем. В обычных случаях, когда потребитель воспринимает колебания цен как случайные, он не меняет своих предпочтений и полезность потреби­тельской корзины для него остается неизменной. Так, если увеличение цен рассматривается потребителем как временное, он снижает сегодняш­ний объем корзины, увеличивая тем самым денежный остаток, который воспринимается как добавка к завтрашнему бюджету.

В случаях же, когда потребитель видит в увеличении цен тенденцию, в качестве реальных ценностей он воспринимает только товары, полез­ность потребительской корзины резко возрастает. В результате люди ста­раются больше покупать товаров, часто приобретая их впрок. И наоборот, ожидания снижения цен в будущем ведут к сокращению спроса. Люди ог­раничивают свои расходы сегодня, для того чтобы завтра приобрести те же товары, но по более низкой цене.

Таким образом, инфляционные ожидания населения приводят к увели­чению спроса, а уверенность людей в падении цен ведет к его сокращению.

5. Цены на сопряженные товары. Существуют взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. В зависимости от того, является опреде­ленный товар родственным (заменителем) для рассматриваемого продукта или сопутствующим ему, можно делать выводы о том, как отразится изме­нение его цены на спрос на рассматриваемый продукт. Например, кофе и чай — два взаимозаменяемых продукта. В случае, когда цена на кофе увеличивается, потребители отказываются от его покупки, предпочитая более дешевый товар — чай. Если же цена на кофе снижается, потребите­ли покупают его в большем количестве, вызывая тем самым уменьшение спроса на чай. Следовательно, между ценой на один из взаимозаменяемых товаров и спросом на другой существует прямая зависимость.

Вышеизложенное позволяет заключить, что неценовые детерминанты оказываются важными причинами, влияющими на решение покупателя о по­купке того или иного товара, вызывая серьезные изменения в спросе на него.

 
 

Теперь выясним, как поведет себя кривая спроса, если начнут меняться факторы, влияющие на спрос (Q). Допустим, что меняется такой фактор, как доход. При возросшем доходе потребители могут купить по цене Р1 уже больше товара (Qв). Можно предполагать, что и по цене Р2 они станут приобретать большее количество товара. Следовательно, новые точки, отражающие иные взаимоотношения Q и Р находятся правее первоначальной кривой спроса D1. Следовательно, кривая спроса перемещается вправо. Если происходит снижение спроса, то кривая спроса сместится влево (D2) (рисунок 9).

Рисунок 9 – Сдвиг кривой спроса влево

 

Поэтому когда происходит сдвиг кривой спроса, то говорят, что изменился спрос на данный товар. Увеличение спроса на данный товар означает, что кривая спроса сдвигается вправо. При уменьшении спроса кривая спроса смещается влево.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.