Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста. Развивающая работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет)

Развивающая работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет).

Развивающая работа с детьми преддошкольного возраста (2—3 года).

Основные направления работы психолога с детьми дошкольного возраста. Дошкольники группы риска.

Лекция №11

План:

4. Дошкольники «группы риска».

Развивающая работа с детьми преддошкольного возраста (2—3 года).

Весьма распространенным является представление о том, что развивающие занятия с детьми — это специальная ра­бота, к которой можно приступить лишь по достижении ребенком определенного, как правило, трехлетнего, возрас­та. Именно с этих позиций составлено большинство имею­щихся сегодня программ по развитию детей дошкольного возраста. Конечно, если иметь в виду циклы систематичес­ких занятий, близких по своей сути к учебным, то такое представление кажется вполне оправданным. Ребенка преддошкольного возраста сложно включить в регулярные за­нятия, организуемые по инициативе взрослого, ему трудно удерживать внимание в течение даже небольшого отрезка времени, особенно если затеянная взрослым игра не столь­ко интересна ребенку, сколько полезна для его развития, он не всегда хорошо понимает обращенную к нему речь и зачастую не в состоянии ответить на вопрос. У него вообще пока мало умений и навыков, на которые можно опереться при организации развивающих занятий.

И, тем не менее, развивающая работа с детьми преддошкольного возраста не только возможна, но и остро необхо­дима. Особенно отчетливо эту необходимость ощущают ро­дители: видя всевозрастающие возможности своего ребенка, они стремятся, как можно раньше начать знакомство с бук­вами и цифрами, подменяя, таким образом, работу по разви­тию ранним обучением. Зачастую такая подмена происхо­дит исключительно по неведению и психологической без­грамотности родителей, искренне не видящих разницы между обучением школьным навыкам и развитием познавательных процессов. Существуют, однако, и вполне осознанные по­пытки раннего и сверхраннего (в младенческом возрасте) обучения детей, на которых мы подробнее остановимся ниже.

Проблеме развития детей преддошкольного возраста посвящены работы Н. Н. Авдеевой и С. Ю. Мещеряковой, Л. Н. Галигузовой и Е. О. Смирновой, Масару Ибуки, Д. Чейпи, Б. П. и Л. А. Никитиных, Б. Уайта и др.

Ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию навыков речи, умению слушать и думать. Закла­дываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллекту­альному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Раннее развитие ни в коей мере не тождественно ранне­му обучению чтению, письму и счету; оно не должно сво­диться к стремлению напичкать малыша разнообразной и бессмысленной для него информацией. Речь идет о разви­тии в первую очередь умения рассуждать, оценивать, вос­принимать и пр., т. е. о развитии психических процессов и личностных качеств ребенка в естественных условиях. Для этого не нужны никакие специальные программы: важно то, как ведут себя родители, что они делают, как разговари­вают с ребенком. Именно родителям, имеющим возможность общаться с ребенком лицом к лицу, принадлежит исключи­тельная роль в развитии ребенка. Либо родители стараются обеспечить ему наиболее благоприятные (в рамках возмож­ного) условия, либо пускают его развитие на самотек, и тог­да возможность ориентировать ребенка на максимальное раскрытие его внутреннего потенциала будет упущена.

Нельзя при этом забывать и о том, что не менее актив­ная роль в интеллектуальном и личностном развитии ре­бенка принадлежит ему самому. Необходимо обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: знакомясь с миром, он должен видеть, слышать, тро­гать руками, пробовать на вкус и запах. Это позволит ему больше узнать о доме, в котором он живет, о мире вокруг. Ведь в раннем возрасте любое приобретенное ребенком знание работает на его развитие.

Необязательно постоянно находиться рядом с ребенком, достаточно быть в пределах его досягаемости. Ведь важно не столько количество, сколько качество времени, которое родители уделяют своему ребенку.

Обобщая сказанное выше, можно выделить самую суть работы по развитию детей преддошкольного возраста: постепенное развитие, совершенствование и усложнение всех психических познавательных процессов личности.

Исключение составляет речевое развитие ребенка. Оно стоит в центре внимания в этом возрасте — наиболее сензитивном именно к развитию речи. Необходимо поощрять любые, даже самые слабые и нечленораздельные попытки ребенка заговорить, ибо терпение, проявленное родителя­ми на данном этапе, существенно облегчит их задачу в бу­дущем. Пусть ребенок станет полноправным собеседником даже в том случае, если его «язык» понимает только один из членов семьи. Взрослый не должен выступать в роли переводчика детской речи на понятный всем окружающим уровень. Гораз­до важнее ответить на вопрос ребенка, даже если он задан только жестом и кратким, но выразительным «А?», оказать ему помощь в ответ на протянутую ручку и возглас «Мама!»

В раннем детстве влияние семьи на языковое и когни­тивное развитие и приобщение ребенка к жизни общества является решающим. От степени развития ребенка в ран­нем возрасте, прежде всего языкового, будет зависеть даль­нейшее продвижение ребенка в школе, в кругу сверстни­ков, на работе.

Все сказанное выше по поводу условий, необходимых для своевременного и полноценного развития психики ребенка, может быть сведено к пяти основным принципам развиваю­щей работы, четко выделенным Б. П. Никитиным (1985).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модуляция OFDM | Предоставление ребенку определенной свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.