Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сорт и сортоиспытание

Причастные конструкции

1. The Objective Participial Construction:

"... she could hear her stepmother breathing heavi­ly". {Hardy)

«... она могла слышать, как тяжело дышит её мачеха».

Если первая часть предложения переводится дословно - «... она могла слышать», - то вторая часть, представленная существительным "stepmother" в роли прямого дополнения и примы­кающим к нему причастием I "breathing" (которые в совокупности и образуют указанную конструк­цию), передается по-русски придаточным предло­жением образа действия, присоединяемым к глав­ному предложению словом «как». При этом прямое дополнение и причастие в русском варианте транс­формированы соответственно в подлежащее и ска­зуемое. Изменен также и порядок слов: наречие "heavily" предшествует сказуемому;

2. The Subjective Participial Construction:

"They were heard talking together". (Collins) fV «Было слышно, как они разговаривали».

В этом случае английское сказуемое в пассиве передается на русский язык как безличное предло­жение, а конструкция "they... talking together" - как придаточное дополнительное. Здесь, как и в пре­дыдущем примере, также имеет место

 

Основная цель селекции растений – выведение новых устойчивых сортов с хозяйственно-ценными признаками. Новый сорт должен отличаться новизной, отличимостью по одному или нескольким признакам от других сортов, стабильностью (сохранять свои признаки при размножении), однородностью.

Сорт – это совокупность растений, отобранных в природе ли созданных искусственно, отличающихся биологическими и улучшенными хозяйственно ценными признаками, сохраняющимися при половом или вегетативном размножении.Сорта различают:

1.По способам воспроизводства:

А) Сорт-клон – сорт, состоящий из одного клона. Его размножают вегетативным способом (формы и гибриды тополя, ивы, яблони, карликовых хвойных, пестролистные формы),

Б) Сорт-популяция – совокупность перекресноопыляющихся особей, различающихся генетически, но имеющим один или несколько признаков, по которым данный сорт отличается от других (климатипы, экотипы, ценотипы дуба, сосны и других пород, выделенных в географических культурах, популяции карельской березы и др., проверенные по потомству),

В) Сорт-гибрид – совокупность особей, возобновляющаяся каждый раз путем скрещивания определенных родительских пар (гибрид лиственницы европейской и японской, триплоидные формы осины, полученные при скрещивании диплоидных и тетраплоидных родителей, большинство гибридных декоративноцветущих гибридов травянистых однолетников,

Г) Линейные сорта – совокупность особей, способных к размножению путем естественного или принудительного самоопыления (инбредные сорта сосны обыкновенной).

2. По генетическому составу:

А) Сорт-чистая линия – это потомство одного самоопыляющегося гомозиготного растения, часто получаемого путем принудительного самоопыления. Из-за мутаций и спонтанной гибридизации в природе чистая линия быстро переходит в чистый сорт,

Б) Чистый сорт – группа сходных генотипов, получаемая, когда после гибридизации выделяется соответствующее потомство, которое потом размножается,

Г) Многолинейный сорт – сознательно составленная смесь определенных чистых линий, которые происходят от одного скрещивания, морфологически идентичны, но отличаются одним или двумя признаками,

Д) Синтетический сорт – это сорт механически составленный из двух или более чистых сортов и внедряющийся в производство,

Е) Сорт-популяция – смесь различных генотипов, являющихся результатом свободного опыления перекрестноопыляющихся растений,

Ж) Гибридный сорт – сорт, находящийся в состоянии максимальной гетерозиготности, что дает возможность использовать гибридную силу или гетерозис в первом поколении,

З) полиплоидный сорт – сорт с разной плоидностью, полученный искусственно.

3. По способам выведения:

А) Местные сорта – сорта народной селекции, продолжительное время возделываемые в данной местности,

Б) Селекционные сорта – сорта, созданные определенными методами селекции (линейные, сорта-популяции, гибридные, полиплоидные, мутантные, трансгенные),

Г) Интродукционные сорта – сорта из-за рубежа или географически удаленных районов.

4. По особенностям характеристик:

А) Интенсивные сорта – проявляющие выдающиеся показатели роста и продуктивности при создании определенных условий выращивания,

Б) Экологически стабильные сорта – имеющие устойчивые показатели роста и продуктивности в широком спектре условий выращивания,

Г) Сорта, устойчивые к неблагоприятным условиям среды – зимостойкие,засухостойкие, солевыносливые,

Д) Иммунные сорта – невосприимчивые к патогенному действию возбудителей,

Е) Сорта, различающиеся по другим хозяйственным показателям - быстротой роста, качеством древесины и др.

5. По способам использования:

А) Стандартный сорт-(гибрид) – лучший районированный сорт,

Б) Районированный сорт – рекомендуемый для возделывания в определенной зоне выращивания,

Г) Перспективны сорт (гибрид) – новый, еще не районированный сорт (гибрид) с высокими хозяйственно-ценными признаками,

Д) Дефицитный сорт (гибрид) – ценный малораспространенный районированный сорт, (гибрид), рекомендованный для ускоренного размножения.

Сортоиспытание и сортоизучение.

Сортоиспытание – сравнение признаков испытуемого сорта со стандартным. Цель сортоиспытания в оценке преимуществ испытуемого сорта перед стандартным и целесообразности его производственного использования вместо стандартного.

Важнейшими задачами сортоизучения и сортоиспытания являются:

1. Всесторонняя оценка всех поступающих на испытание сортов растений по феноразвитию, быстроте роста, зимостойкости, засухоустойчивости, солеустойчивости, затоплению, ветрам, болезням, повреждаемости вредителями, ценным хозяйственным признакам, урожайности, декоративности.

2. морфологическое изучение сортов с целью установления их отличительных признаков.

3. Изучение требований сортов к агротехнике в каждом районе их производственного разведения.

4. Изучение филогенеза (происхождения) сортов с целью выявления их наследственных особенностей, требований к условиям внешней среды для использования в практике культивирования и дальнейшей селекции.

5. Аккумуляция в масштабе страны всех лучших сортов в масштабе страны (местных, интродуцированных, селекционных), перспективных для окультуривания и регистрации.

6. Создание барьера против засорения природных сообществ малоценными биотипами растений.

7. Районирование наиболее ценных сортов.

8. Быстрейшее внедрение в практику и правовая охрана достижений отечественной селекции.

Кроме этого решаются и другие задачи при сортоизучении и сортоиспытании - сохранение постоянства существующих сортов, клоновая селекция, интродукция новых растений и др.

 

Схема сортоиспытания

Стандартная схема сортоиспытания включает следующие этапы:

1. Станционное – проводят в селекционном учреждении. Выделяют межстанционные, ведомственные, зональные, экологические, проводимые селекционными учреждениями.

2. Предварительное (малое) – первоначальное испытание лучших селекционных образцов в сравнении с контролем.

3. Конкурсное (большое) – испытание выделившихся в предварительном сортоиспытании кандидатов в сорта, при котором их сравнивают между собой, с контролем и другими лучшими сортами.

4. Государственное – испытание и экспертная оценка сортов на охраноспособность и хозяйственную полезность осуществляется специальными службами – Госкомиссией РФ по испытанию и охране селекционных достижений.

5. Производственное – испытание необходимого набора лучших сортов из конкурсного, станционного или государственного сортоиспытания. Проводится селекционным учреждением или Госсорткомиссией РФ в производственных условиях на больших площадях.

 

Закладка питомников сортоиспытания

Для проведения сортоиспытания и сортоизучения закладываются специальные питомники. Желательно это делать в районе предполагаемого выращивания будущего сорта. Само сортоиспытание проводится по утвержденным методикам, но в каждом конкретном случае перед началом сортоиспытания сначала проводят его планирование, с целью определения количества пунктов сортоиспытания, объем выборки, количество повторений и схему размещения сортов. В свою очередь эти показатели зависят от:

- оцениваемые параметры и их вариации,

- генетическое разнообразии испытываемых сортов,

- длительность срока испытания,

- целевое назначение сортов,

- заданный размер превышения испытуемого сорта над контролем.

Планирование размера выборки.

При проведении сортоиспытаний выделяют два основных этапа:

1. Характерен для конкурсного испытания, когда используется много испытываемых вариантов (сортов) при небольшой представленности каждого. В это время селекционеры включают в испытания как можно больше форм, гибридов, клонов, сортов, чтобы не упустить перспективный сорт. Здесь технически невозможно большое количество повторностей, но нужна объективная оценка результатов. То есть требуется определить наименьший, но достаточный размер выборки для одного варианта. Который давал бы объективные результаты. Для этого используют методы математической статистики и специально разработанные таблицы.

2. Характерен для производственного сортоиспытания., когда мало испытуемых вариантов (сортов) при значительной представленности каждого. Здесь уже отобраны наиболее перспективные сорта, они размножены в достаточно большом количестве, испытания проводятся на больших площадях. При этом уже используются другие метода и таблицы, позволяющие определить оптимальный размер выборки и площадей посадки.

Планирование при размещении опытных делянок на площади.

Имеются значительные отличия при размещении опытных делянок сельскохозяйственных (и декоративных) травянистых и многолетних лесных древесных растений, которые связаны с длительностью испытаний, размером опытных растений. Расстояниями между ними в рядах и между рядами, подверженности воздействия случайных факторов.

При испытании сортов многолетних древесных растений используют ряд методов ортогонального (пропорционального) и неортогонального размещения опытов, позволяющих оптимизировать этот процесс:

1. Метод полных случайных блоков. Наиболее распространенный способ размещения вариантов опыта. При этом общую площадь делят на блоки (повторения), а каждый блок - на делянки по числу вариантов опыта. Делянки в пределах блоков размещают случайным образом. Каждый вариант в блоке встречается один раз за исключением контрольного. Число контрольных делянок зависит от общего числа вариантов опыта. Рекомендуется на каждые 10 (5) полных или неполных делянок с вариантами опыта одна контрольная делянка. Блоки могут примыкать и не примыкать друг к другу. Преимущества этой схемы заключаются в ортогональности (делянки каждого варианта опыта представлены в каждом блоке одинаковым числом), устойчивости (при случайном нарушении опыта из анализа можно исключить целые блоки и целые варианты без нарушения ортогональности), гибкости (возможность введения добавочного числа вариантов).

2. Латинский квадрат. При этой схеме опыта делянки располагаются по рядам и столбцам, а сорта (варианты опыта) – так, что каждый встречается только раз в каждом ряду и в каждом столбце. Число рядов, столбцов и сортов должно быть одинаковым. Преимущество латинских квадратов перед случайными блоками в том, что они позволяют использовать деревья как с внешней стороны опытного участка, так и внутри него, давая возможность обойтись без защитных рядов. Наиболее распространены латинские квадраты 4х4 и 5х5.

3. Греко-латинский квадрат. Этот способ размещения удобен, если необходимо совместить несколько опытов на одной площади. Допустим испытывается 5 сортов (А, В, С, Д, Е) и 5 вариантов обрезки ветвей (а, в, с, д, е). Если воспользоваться методом латинского квадрата, то необходимо 5х5=25 делянок в одном опыте и 5х5=25 делянок в другом, то есть всего 50 делянок. В греко-латинском квадрате достаточно иметь 25 делянок. Для этого нужно построить латинские квадраты для этих двух опытов и наложить их друг на друга и получить новый квадрат, в котором весь опыт с испытанием сортов и вариантов обрезки потребует всего 25 делянок. Чаще всего используют Греко-латинские квадраты 4х4 или 5х5, редко 7х7, 8х8, 9х9.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Синтаксические трансформации | Химико-технологический процесс и химико-технологическая система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.