Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность государственного регулирования экономики




Государственное регулирование экономики (госрегулирование) – это процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов).

Государственное регулирование экономики обусловлено необходимостью устранения негативных последствий следующих явлений:

1. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникнуть (и возникают) монополии, которые своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.

2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

3. Внешние эффекты производственной деятельности (экстерналии), типичный пример которых – загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу.

4. Недостатки информационного обеспечения, которое необходимо для эффективного ведения экономической деятельности. Данная информация не может быть собрана и систематизирована без активного участия государства.

5. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в период кризисов и депрессией.

6. Излишне неравномерное распределение доходов, которые если государство не примет мер для социальной компенсации малоимущим слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

7. Наличие обязательных товаров (например, начальное образование) потреблять которые может заставить только государство, но никак не рынок.

Высшими целями государственного регулирования неизменно являются формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития и общественной стабильности.

Все прочие цели производны от этих двух, но они периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в отношениях взаимозависимости.

К целям второго порядка можно отнести, к примеру, создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного экономического роста, непрерывную модернизацию производственного аппарата в соответствии с требованиями научно-технической революции, сглаживание экономического цикла, обеспечение социально приемлемого уровня занятости самодеятельного населения, предотвращение и нивелирование чрезмерных различий в доходах, поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке, поддержание внешнеэкономического равновесия, удовлетворительное состояние окружающей среды.

В условиях развитой рыночной экономики государство для решения отмеченных выше и других целей использует следующий набор:

1. Административно-правовые средства. Эти средства нацелены на формирование основ экономического строя. Так, все страны с развитой рыночной экономикой обладают весьма многогранным и совершенным хозяйственным правом, которое последовательно притворяется в жизнь. Попытки обойти его, например, в сфере имущественных отношений или налогов, строго преследуются по закону. Правда, и в развитых странах экономические преступления широко распространены, но с ними государство ведет бескомпромиссную борьбу. Продукт теневой экономики в этих странах составляет от 4 до 13% ВВП.

Ведущую роль в хозяйственном праве стран с развитой рыночной экономикой играют принимаемые парламентом законы, в деталях регулирующие даже мелкие хозяйственные вопросы. В целом в законодательстве стран особенно четко прописаны вопросы имущественных (владение, пользование, распоряжение, наследование, аренда, залог, банкротство и др.), рыночных (права и обязанности продавцов и покупателей, условия конкуренции, противодействие олигополиям и монополия) и налоговых отношений.

Административные средства чрезвычайно многочисленны и разнообразны. К данной категории относятся, прежде всего, различного рода разрешения (в том числе в форме соответствующих лицензий) и запреты. Весьма типичный пример – применяемые во всех странах Запада разрешения и запреты на новое промышленное строительство в определенных агломерациях вокруг крупных городов и районах по градостроительным, экологическим и другим соображениям.

Наконец, к административным средствам относятся различного рода стандарты и нормы, которые нередко находятся на стыке экономики, техники и экологии (например, максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктах или выбросов вредных веществ в атмосферу и окружающую среду в целом).

2. Государственные финансы, т.е. средства, связанные с формированием и использованием госбюджета и внебюджетных фондов, через которые перераспределяется от 1/3 до 2/3 ВВП развитых стран.

После Второй мировой войны государственные финансисты стали активно применять для целенаправленного воздействия на темпы и пропорции экономического развития, для сглаживания циклических колебаний. Антициклическое налоговое регулирование включает в себя применение ряда средств: маневрирование ставками налогов на доходы и прибыль (для изменения величины инвестиций и потребительского спроса); введение (отмену) налоговых льгот и ускоренной амортизации; изменение правил и сроков уплаты налогов (например, установление предварительной выплаты налогов в фазе циклического подъема, чтобы ограничить спрос, или, напротив, откладывание сроков выплаты налогов в фазе кризиса, чтобы стимулировать спрос.

Средства расходных статей государственного бюджета используются для предоставления частному бизнесу субсидий, льготных займов и гарантий по частным займам с целью стимулирования предпринимательской деятельности и соответственно экономического роста. Эти средства служат также источником закупок промышленной и сельскохозяйственной продукции. Кроме того, они используются для проведения отраслевой и региональной структурной политики, содействия подготовке и переподготовке квалифицированной рабочей силы, стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

3. Денежно-кредитный инструментарий. Денежно-кредитная политика включает в себя основные элементы:

- маневрирование учетной ставкой центрального (государственного) эмиссионного банка (ЦБ), т.е. изменение процента, взимаемого ЦБ при приобретении коммерческих векселей у частных банков. Это влияет на общий уровень ссудного процента, как правило, превышающий на 1-1,5 процентных пункта учетную ставку ЦБ;

- изменение нормы минимальных резервов, т.е. процентного отношения денежных фондов, которые коммерческие банки должны отчислять от проводимых ими операций и хранить на своих беспроцентных счетах в ЦБ, к величине текущих и долгосрочных вкладов в этих банках;

- операции на так называемом открытом рынке, т.е. акты купли-продажи государственных ценных бумаг (казначейских векселей, облигаций и др.) совершаемыми между ЦБ и частными банками.

При помощи денежно-кредитного инструментария государство в лице ЦБ влияет на объем денежной и кредитной массы, величину ссудного процента и тем самым – на темпы и пропорции воспроизводства капитала.

Во всех западных странах центральные банки, хотя их уставные капитала целиком или большей частью принадлежат государству, не находятся в прямом подчинении правительствам или парламентам и выступают как относительно самостоятельные агенты, отвечающие за твердость и стабильность национальных валют.

Степень независимости ЦБ определяется рядом факторов:

- возможность для руководства ЦБ действовать самостоятельно, не подчиняясь указаниям извне;

- правилами назначения и снятия с должностей руководящих сотрудников, сроком их полномочий;

- правилами урегулирования конфликтов между ЦБ и другими государственными органами, особенно правительством;

- возможностью ЦБ по правовым или иным соображениям отказаться от покрытия дефицита госбюджета путем предоставления кредита правительству.

Наименее независимыми считаются центральные банки Норвегии, Японии, Бельгии, Испании и Италии.

4. Государственная собственность также используется для воздействия на темпы и пропорции экономического развития. В настоящее время ни в одной из развитых стран нет интегрированного государственного сектора. Предприятия с государственным участием подчиняются правилам рыночной экономики.

5. Внешнеэкономический инструментарий воздействует на различные стороны внешнеэкономических отношений – торговлю, миграцию капиталов и рабочей силы, валютно-расчетные отношения. К нему относятся таможенные пошлины и количественные ограничения импорта (квоты на ввоз определенных товаров); субсидии и налоговые льготы иностранным инвесторам; квоты на привлечение рабочей силы из-за рубежа; покупку или продажу валют центральными банками на валютных биржах для стабилизации обменных курсов соответствующих денежных единиц.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.