Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные идеологические течения в современном мире




Либерализм и неолиберализм. В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций. Либерализм унаследовал передовые идеи античности и сформировался в конце XVII – XVIII в. на базе политической философии Д. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, А. Смита, А. Токвиля, Т. Джефферсона и др.

Основные компоненты либерализма на теоретико-концептуальном уровне:

· Центральное место занимает идея индивидуальной свободы. Либерализм отстаивает самоценность человеческой личности и её право на самостоятельное преследование личного интереса.

· Признание естественных неотчуждаемых прав человека на жизнь, свободу и собственность. Локк: «Человек рождается с правом на полную свободу и неограниченное пользование всеми правами и привилегиями естественного закона».

· Идея сопротивления деспотической власти, признание права на революцию.

· Разработана теория и практика правового государства: в основе законной власти может лежать лишь принцип народного согласия, народовластия и политического плюрализма; все граждане должны быть равны перед законом; конституционализм и принцип разделения властей.

· Ограничение регулятивного влияния государства на общественную жизнь. Государство – это всего лишь «ночной сторож», его функции ограничиваются охраной порядка, частной собственности и свободной конкуренции, защитой внешнеполитического суверенитета.

· В экономической области либералы защищали принцип свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, конкуренции, осуждали протекционизм, политическое вмешательство в экономику.

· Идея гражданского общества как общества экономического, основанного на частной собственности и рынке и независимого от государства и политических институтов. Т. Пейн считал государство «необходимым злом»: чем оно меньше, тем лучше для общества.

· Общество рассматривалось как механизм, находящийся в процессе непрерывного совершенствования, а господство частно-капиталистических отношений автоматически обеспечит социальную гармонию и бескризисное существование.

· В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и компромиссу. Свобода мнения и слова для либерализма важнейший принцип жизнедеятельности.

В ХХ в., в условиях усиления государственного управления экономикой и возрастания роли социальных ценностей, возникла новая форма либеральной идеологии – неолиберализм. Он адаптировал классические (традиционные) ценности либерализма к политическим реалиям второй половины ХХ в. и переориентировал политическую программу неолибералов на плюралистические формы организации и осуществления государственной власти (в отличие от прежней склонности либерализма определять демократичность жизни по большинству). Начало практического воплощения идей неолиберализма было положено американским президентом Ф. Рузвельтом в рамках проводимого им «нового курса». В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений. В дальнейшем подобные идеи получили развитие в работах Р. Даля, Ч. Линдбдюма и других исследователей, которые считали, что чем слабее правление большинства, тем более оно соответствует принципам либерализма. Представители же праволиберальных течений (Ф. Хайек, Д. Эшер, Г. Олсон) полагали, что при плюрализме способны сформироваться механизмы экспроприации большинством богатого меньшинства, а это может поставить под угрозу основополагающие принципы либерализма.

Основными идейными установками неолиберализма являются:

· Целью общества провозглашался прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка.

· Признаётся допустимость и необходимость вмешательства государства в экономическую сферу.

· Расширяется деятельность государства в социальной сфере (доступное медицинское обслуживание, бесплатное образование, расширение системы социального обеспечения).

· Особое значение уделяется правам и свободам человека, а в государственном устройстве – принципу разделения властей, открытости принятия решений.

· Поддерживается плюрализм мнений, реализуемых через многопартийность.

Носителями идеологии либерализма являются политические партии. Первые партии либералов возникли в 19 в. В 1947 г. 32 партии объединились в «Либеральный интернационал». Самыми влиятельными являются: созданная в 1832 г. либеральная партия Великобритании, Демократическая партия США (1828 г.), в 20-е гг. ХХ в. итальянская и швейцарская.

Именно основные ценности либерализма обусловили коренное изменение в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, ориентиров неоконсерватизма и христианско-демократической идеологии. На либеральной основе развились многообразные теории политического участия, демократического элитизма и т.д. И видимо, эти грандиозные исторические изменения, вызванные влиянием либерально-демократических ценностей, позволили ряду зарубежных теоретиков (например, Ф. Фукуяме) полагать, что мировое сообщество уверенно движется к «концу истории», т.е. универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан и потому способных решить все фундаментальные проблемы человеческого сообщества.

Консерватизм и неоконсерватизм. Консерватизм возник в конце XVIII в. в Англии как реакция на французское Просвещение и революцию, как ответ на вызов либерализма и радикализма. Интеллектуальная консервативная традиция была разработана её «духовными отцами»: англичанином Э. Берком («Размышление о революции во Франции»), французами Ж. Местром и Л. Бональдом. Они выражали интересы аристократии, тех слоёв, которых капитализм лишал устойчивого социального состояния и сословных привилегий.

Важнейшие принципы консерватизма, отраженные на теоретико-концептуальном уровне:

· Традиционализм. Традиционные нормы жизни общества – главная движущая сила прогресса. Сохранение прошлого способно снять все напряжения настоящего и поэтому должно рассматриваться как моральный долг по отношению к будущим поколениям.

· Нравственный абсолютизм – признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей, которые должны формироваться всеми способами государственного и общественного воздействия и «обуздывать» греховную природу человека.

· Исходные ценности – порядок в обществе, стабильность государства.

· Власть в обществе должна принадлежать элите. Политика – сфера деятельности политических элит. Участие масс в политической жизни должно быть ограничено и находиться под контролем.

· Неприязнь революций, сдержанное отношение к реформам, социальным изменениям; позитивное только к тем из них, которые согласуются с существующим порядком и развиваются подконтрольно, а не стихийно.

· Подлинной природе человека вообще чуждо понятие «свобода». Свобода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней.

· Критическое отношение к потенциальным возможностям совершенствования человека и общества с помощью политических средств: только религиозная вера может сделать человека лучше, политические законы лишь не позволяют ему сделать плохо. Отвергает веру в неизбежность общественного прогресса.

· Отрицательное отношение к идее социального равенства и вера в естественную иерархию. Существующее разделение труда требует сохранения различий в социальном положении людей.

· Частная собственность – гарант личной свободы, защиты социального порядка.

После второй мировой войны консервативные идеи постепенно эволюционировали. Обозначилось явное стремление консерватизма, с одной стороны, к иррациональным идеям реакционного толка (например «новые правые» во Франции), а с другой — к большей склонности к либеральным ценностям. Второе направление эволюции консервативных идей наиболее ярко проявилось в неоконсерватизме — идеологическом течении, сформировавшемся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973—1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей.

Неоконсерватизм (представители: Д. Белл, З. Бжезинский, Р. Арон, А. Бенуа и др.) – современный тип консерватизма, основными идеями которого являются:

· ограничение государственного вмешательства в рыночную экономику, регулирования экономической жизни и социальной сферой;

· развитие институтов гражданского общества, уважительное отношение к закону;

· приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. Индивидуальная свобода, поведение человека не могут выходить за рамки традиционных ценностей общества;

· укрепление духовности, моральных основ общества, семьи, религии;

· политическая деятельность – не привилегия, а профессия, доступная каждому при наличии соответствующих способностей. Но демократия может быть только элитарной;

· суть социально-экономической политики заключается в том, чтобы создать условия, позволяющие рабочим делать сбережения, приобретать собственность. Социальные блага бесплатно следует предоставлять тем, кто в них действительно нуждается, и сам не в состоянии себя обеспечить («государство – не дойная корова», «иждивенчество – источник растущих притязаний»).

Носителями консервативной идеологии являются консервативные партии Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, партии христианско-демократической направленности в Европе (ХДС в Германии).

Теоретики неоконсерватизма стремились разработать программы, преодолевающие дефицит управления обществом (из-за чрезмерной демократизации), модернизирующие механизмы защиты элитизма, совершенствующие средства урегулирования конфликтов;

В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям позднеиндустриального (постиндустриального) этапа развития общества. В этих условиях неоконсерватизм и предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, уважении права и недоверии к чрезмерной демократизации, крепком государственном порядке и стабильности. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных страт и слоев, эти ориентиры были четко направлены на сохранение в обществе и гражданином чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не заполнит образовавшегося в людских душах духовного вакуума.

Социализм. Социализм, связывает перспективы решения крупнейших общественных проблем с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей. Идеи социализма известны с древнейших времён, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX в. Первые попытки описать идеал этого общественного устройства предпринимались Т.Мором, Т. Кампанеллой, позже – Сен-Симоном, Оуэном и Фурье. В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, связав его осуществление с процессом исторического становления отдалённого общества «всеобщего изобилия» - коммунизма. Социалистическая идеология по сути революционная доктрина. Она предполагает насильственное разрушение капиталистического социально-политического строя и построение методами и средствами диктатуры пролетариата социально-справедливого. В.И. Ленин попытался соединить эти идеи марксизма с рабочим движением в России, рассматривая социализм как непосредственную политическую цель деятельности партии «нового типа».

Политические идеи социалистической идеологии:

· Коммунистическое общество – закономерный результат прогресса цивилизации. Капитализм создаёт предпосылки для социалистической революции и перехода к социализму. Главное противоречие, которое взрывает капитализм изнутри – это противоречие между общественным характером труда и частной собственностью на средства производства.

· Капитализм создаёт и своего социального могильщика – пролетариат, освобождение пролетариата – лейтмотив социальной революции. Освобождая себя, пролетариат освобождает и всех трудящихся от любых форм эксплуатации. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» - мобилизующий призыв к борьбе с эксплуататорами.

· Общественная собственность на средства производства.

· Принцип: от каждого по способностям, каждому по труду. Социалисты выступали против диспропорций в распределении материальных благ и ресурсов. В коммунистической идеологии данный принцип получил развитие и выразился в формуле «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Согласно ему материальные блага в обществе должны распределяться по потребностям, а не по каким-то иным основаниям. Лишь удовлетворив свои первичные потребности (в пище, воде, убежище, безопасности и т.д.), человек начинает принимать участие в общественной жизни. Однако, подобного рода принцип может быть реализован лишь при условии высочайшего уровня развития экономики и избытка общественных богатств, поскольку, в противном случае актуальным становится вопрос о критерии определения справедливого уровня потребностей и тех, кто этот уровень будет определять.

· Построение социально-справедливого общества невозможно без классовой борьбы, социалистической революции, диктатуры пролетариата и коммунистической партии.

· Принципы социального равенства, коллективизма, всестороннее и гармоническое развитие личности в условиях свободы от эксплуатации. Социальное равенство понимается прежде всего как равенство результатов, а не равенство возможностей. Равенство, поскольку оно благоприятствует идентификации людей друг с другом, здесь понимается также как условие общественной стабильности и внутренней целостности общества, а также как основа для предоставления членам общества соответствующих юридических и политических прав.

· Развитие коммунистической формации проходит ряд этапов: переходный период, первая фаза и высшая. Социализм – переходный этап на пути к коммунизму – подлинно справедливому и свободному обществу. Коммунизм – это общество свободных сознательных тружеников, где установится общественное самоуправление, а государство отомрёт, где не будет классов и социальное равенство достигнет воплощения в принципе «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Носителями социалистической идеологии являются коммунистические партии. В 1980-е гг. они действовали в большинстве стран мира. Коммунистическое движение охватывало 90 млн. человек (86 млн. приходилось на 15 социалистических стран). Наиболее влиятельными компартиями являлись КПСС, КПК, итальянская, французская, испанская, Греции, Чили.

В целом социализм недооценивает, а то и вовсе отрицает, значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд как предпосылок роста материального благосостояния человека и общества. В качестве заменяющих их механизмов рассматриваются нетрудовое перераспределение доходов, политическое регулирование экономических и социальных процессов, сознательное установление государством норм и принципов социального равенства (неравенства) и справедливости. Иначе говоря, главными прерогативами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, сознательное регулирование, а не эволюционные социальные процессы, политика, а не экономика. Указанных недостатков попытались избежать сторонники родственной социал-демократической идеологии.

Социал-демократия. Термин появился в конце ХХ в., но в самостоятельное политическое течение в рабочем движении социал-демократия выделилась в 1920-х гг. К началу 1990 г. оно превратилось в одно из самых авторитетных политических течений современного мира (Германия, Швеция, Великобритания, Дания, Испания, Норвегия).

Социал-демократическая идеология – доктрина постепенного (мирного) реформирования, преобразования буржуазного общества в социалистическое путём утверждения демократии во всех сферах жизни – политической, экономической, социальной и международной. Теоретические основы социал-демократизма были заложены Э. Бернштейном в работе «Проблемы социализма и задачи социал-демократии». В ней он обосновал тезис о способности капитализма к саморазвитию и на этой основе осуществил ревизию выводов классического марксизма.

Ключевые идеи:

· Политический идеал – «демократический социализм», рассматриваемый как общество будущего. В политической сфере: наличие свободных выборов, возможность смены правительства мирным путём, гарантия прав личности и меньшинства, верховенство закона.

· В экономике: плюрализм, основанный на началах самоуправления, предполагаются элементы планирования и сохранения рынка. Многообразие форм собственности – гарантия эффективной экономики и повышения благосостояния общества.

· В социальной сфере: построение «государства всеобщего благоденствия»: борьба за более высокое качество жизни, социальные свободы, достойные условия труда, доступность образования, медицины и т.д., социальное партнёрство.

· В международной сфере: мир и сотрудничество государств.

Представления о постепенном реформировании буржуазного общества путем отказа от классовой борьбы, реализации принципов народовластия, социальной защищенности тружеников и поощрением рабочего самоуправления оказались достаточно востребованы и популярны. Проповедуемая социал-демократией концепция «социального партнерства» (заменившая и усовершенствовавшая концепцию классовой борьбы) в условиях стабильного политического развития стала весьма привлекательной программой политического движения. Однако неосуществленность выдвигавшихся ими моделей «демократического социализма», трудности, связанные с реализацией «государства всеобщего благоденствия», смена общественного строя в большинстве стран «реального социализма» и др. негативно сказались на влиянии социал-демократии в мире.

Следует подчеркнуть, что идеология, как форма политического сознания - это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее. Эта активность не зависит от степени научной обоснованности идей, которыми руководствуются люди. События последних десятилетий демонстрирует усиление значимости идеологий в развитии общественных процессов. Помимо описанных классических не перестают развиваться и быть востребованными национальные идеологии, набирают вес и влияние идеологии глобализма и антиглобализма. Широчайшую аудиторию имеют религиозные идеологии (в том числе фундаменталистские). Учет идеологических воззрений людей позволяет лучше понимать актуальные политические процессы и составлять, пусть и условные, прогнозы политического развития общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.