КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Денежно-кредитная политика РФ
Основы и принципы государственной денежно-кредитной политики должны содержать и обеспечивать: - низкую инфляцию (ниже 3%); - эффективное функционирование финансовой системы; - эффективное функционирование финансовых рынков, включая кредитный, фондовый и страховой рынки; - достижение оптимального соотношения денежной массы и ВВП, оптимального соотношения активов и ВВП (оптимальное 5:1 в соответствии с экономической теорией и опытом развитых стран); - регулирование ставки рефинансирования ЦБ и процентных ссудных ставок с целью поддержания стабильного роста ВВП; - стабильный курс национальной валюты и выполнение ею всех функций денег; - достижение ее полной конвертируемости; - приоритетное развитие безналичной формы расчетов; - совершенствование платежной системы. Индикаторами эффективности денежно-кредитной политики служат индексы и темпы прироста инфляции, приток (или отток) инвестиционного капитала, стабильность курса национальной валюты, объем валютных резервов, включая золотовалютные резервы ЦБ, и их эффективное использование, темпы прироста ВВП, доли активов, капитала и кредитов банковской системы относительно ВВП, доли совокупных прямых инвестиций в экономику относительно ВВП и др. Денежно-кредитную политику осуществляет в соответствии с законодательством Банк России при участии Минфина РФ. Финансовую и денежно-кредитную политику в России можно разделить на три этапа: 1 - период гиперинфляции и очень высокой инфляции в 1992-1996 годах; 2 - период снижающейся, но высокой инфляции в 1996-1998 гг. (до дефолта); 3 - период после дефолта (после 1998 года) - период высокой инфляции. В период гиперинфляции 1992-1996 годов последовательная денежно-кредитная политика фактически отсутствовала. Это был начальный этап трансформационного периода. И все его проблемы и неудачи сказались на финансовой и денежной системах страны. Совокупность их привела к очень высокой инфляции и общей неустойчивости финансовой системы страны. Основными инструментами Банка России, которые он использовал в денежно-кредитной политике в этот период, были ставка рефинансирования (очень высокая - до 200-210% в 1993-1995 гг.), норма обязательных банковских резервов, регулирование валютного курса (включая административные меры), государственные ценные бумаги ГКО и международные государственные заимствования. В 1996-1998 гг. (до дефолта) ЦБ и правительство проводили направленную политику по снижению уровня инфляции. Для этого использовались следующие основные инструменты: - внешние заимствования, включая выпуски государственных ценных, и кредиты МВФ; - внутренние заимствования с помощью государственных ценных бумаг ГКО и ОФЗ; - ставка рефинансирования; - валютный коридор для курса рубля. Сравнительно стабильный курс рубля и сравнительно невысокий относительно прежних лет уровень инфляции (1997 год - 11%) обеспечивался за счет роста внешних долгов и непрерывных выпусков государственных краткосрочных ценных бумаг (ГКО) и государственных среднесрочных ценных бумаг (ОФЗ). Низкий спрос на ГКО и ОФЗ предопределил высокие процентные ставки по ним и их быстрый рост в условиях слабой экономики. Снижение инфляции и возросший уровень жизни населения оказались виртуальными. Этот процесс шел за счет роста долгов, а не развития производств. Реальный сектор экономики оказался без денежных средств и без экономических стимулов к развитию. Норма доходности на рынке ГКО-ОФЗ и на депозитах в коммерческих банках была выше. Финансовая пирамида ГКО-ОФЗ в итоге рухнула, привела к дефолту, к высокой инфляции и снижению реальной средней зарплаты. Таким образом, сочетание сверхвысоких процентных ставок по ГКО-ОФЗ и необоснованного роста их выпусков с политикой валютного коридора привели в стремительному «набегу» международных валютных спекулянтов на российский рынок ГКО-ОФЗ и огромному оттоку капитала. Искусственно поддерживаемый относительно стабильный курс рубля приводил к сверхдоходам на рынке ГКО-ОФЗ в иностранной валюте. После дефолта и падения курса рубля более чем в 4 раза Банк России проводил политику: - стабилизации денежно-кредитной системы; - реструктуризации и повышения эффективности банковской системы; - роста золотовалютных резервов; - соответствующего роста денежной массы за счет покупок валюты Банком России на внутреннем рынке; - осторожной политики государственных заимствований; - политики сокращения государственного долга; - дорогих кредитов; - снижения оттока частного капитала; - повышения инвестиционной привлекательности страны; - выполнения всех своих международных финансовых обязательства; - сбалансированности федерального бюджета; - постепенного снижения инфляции; - стабилизации валютного курса рубля; - использования комплекса финансовых и административных инструментов для этих целей. Проведению подобного курса способствовали: - накопленные опыт и знания; - высокие мировые цены на экспортируемое сырье, и, соответственно, значительные поступления валюты в страну; - падение курса рубля в результате дефолта, что привело к дополнительному росту экспорта; - оживление реального сектора экономики за счет снижения импорта и роста доходов от экспорта; - отказ от политики крупных государственных заимствований и проведение новой осторожной политики в этом направлении. - введение ряда ограничений на валютные операции. Денежно-кредитная политика Банка России после дефолта была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России способствовал снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции (в недостаточной степени). Это привело к укреплению реального валютного курса рубля и стабилизации финансовых рынков. В результате денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, золотовалютные резервы РФ увеличились до 530 млрд. долл. в мае 2008 года (с 12 млрд. долл. в 1998г.), стабилизировался обменный курс. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена международная отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам. В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО). Банк России совершенствует методы банковского регулирования и надзора в направлении развития риск-ориентированного банковского надзора. Он разработал и внедрил ряд документов, ограничивающих возможности фиктивной капитализации банков. В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования частных вкладов в коммерческих банках. В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 % всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях РФ. Вместе с тем, не решены пока следующие важнейшие проблемы, находящиеся в компетенции Банка России. 1. Сохраняется высокая инфляция, ее темпы прироста в 2003-08 гг. составили 9-12%. 2. Низкий уровень ликвидности и капитализации банковской системы на единицу ВВП (в 3-5 раз ниже, чем в развитых странах). 3. Высокие процентные ставки по банковским кредитам - в 2-3 раза выше, чем в развитых странах. 4. Слабое участие банковской системы в процессах инвестирования (низкая доля долгосрочных кредитов). Доля банковской системы в инвестициях в основной капитал ниже 10%. 5. Высокий уровень оттока государственного капитала из страны (валютные резервы страны хранятся за рубежом). Основной механизм инфляции - рост денежной массы (с 2000г. по 01.01.2008 год выросла примерно в 18,6 раз, табл. 78) за счет покупки Банком России иностранной валюты у экспортеров. Банк России пока не нашел безинфляционного механизма увеличения золотовалютных резервов и их эффективного хранения и использования. Кроме того, Банк России живет в небогатой стране не по средствам. Как государство в государстве. В рейтинге Всемирного банка Банк России занял последнее место по своей эффективности (по отношению ВВП к числу сотрудников). На момент проведения исследований в ЦБ работало 40000 сотрудников, а в Банке Китая всего 7000 тыс., которые выполняют свою работу гораздо успешнее. Банк России имеет огромные доходы, из которых только половину перечисляет в ФБ. Он собственник самого прибыльного банка РФ - монополиста Сбербанка. И, например, в составе ЦБ уже давно функционирует собственный пенсионный фонд, который обеспечивает пенсии избранным на уровне развитых стран, в т. ч. за счет эмиссии денег. Связана подобная независимость и бесконтрольность банка России с особенностями банковского законодательства, которое формировалось на базе германского, где центральный банк полностью независим от исполнительной власти.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |