Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства государственного регулирования в переходной экономике




Содержание рыночных реформ

 

Переход от плановой системы к рыночной может осуществляться только реформаторским путем.

Существует два основных варианта трансформации плановой системы в рыночную экономику:

1) путь постепенных, рассчитанных на десятилетия реформ, осуществляемых в условиях твердой стабильности власти, без изменения политической системы. Такой путь осуществляется в Китае, и его можно назвать реформаторско-эволюционным. Его основные черты:

а) начало реформ обусловлено насыщением потребительского рынка за счет снятия некоторых ограничений на деятельность частного сектора;

б) формируется двухсекторная модель экономики: первоначально ча­стное предпринимательство и рыночные механизмы охватывают лишь производство и сбыт потребительских товаров, а в производстве инвести­ционных товаров сохраняется государственная собственность и регулиро­вание, которые со временем вытесняются частным сектором;

в) либерализация цен проводится на последующих этапах реформы при сохранении государственного контроля за ценообразованием.

2) «шоковая терапия», применявшаяся в той или иной степени в большинстве стран Центральной и Восточной Европы, в том числе в России. Этот вариант предполагает быстрое проведение всеохва­тывающей либерализации в сочетании с жесткой финансовой политикой и динамичные институциональные преобразования (формиро­вание нового законодательства, приватизация и т.п.).

Вне зависимости от варианта реформ переход к рыночной системе предполагает решение следующих задач:

1. Разгосударствление и приватизация собственности. Разгосударст­вление представляет собой снятие с государства функций прямого госу­дарственного управления экономикой, передачу соответствующих полно­мочий на уровень предприятий. Приватизация подразумевает смену соб­ственника посредством передачи или продажи на различных условиях го­сударственной собственности экономическим субъектам, которые исполь­зуют ее в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся полную иму­щественную ответственность за ее результаты.

2. Либерализация экономики — предоставление всем хозяйствую­щим субъектам экономической свободы в предпринимательской деятель­ности, установлении хозяйственных связей, осуществлении внешнеэко­номической деятельности, а также снятие государственного контроля за ценообразованием, переход к формированию цен в соответствии со спро­сом и предложением.

3. Демонополизация и регулирование деятельности монополий. Де­монополизация предполагает, во-первых, предотвращение появления но­вых монополий; во-вторых, проведение деконцентрации (разукрупнения) сложившихся монополий; в-третьих, содействие конкуренции в монопо­лизированных отраслях.

4. Формирование рыночной инфраструктуры (банков, бирж, фондов и т.п.) и новых механизмов установления хозяйственных связей.

5. Структурная перестройка экономики. Основные направления структурной перестройки связаны с необходимостью преодоления дис­пропорций, присущих плановой экономике. Приоритетными являются от­расли, выпускающие потребительские товары, высокотехнологичную, наукоемкую продукцию, а также отрасли производственной, информаци­онной и социальной инфрастуктуры.

6. Аграрная реформа — комплексное переустройство аграрного сек­тора на основе многоукладного сельского хозяйства, частной собствен­ности на землю и другие средства производства.

7. Осуществление правовой реформы, создающей четкие «правила иг­ры», которые задаются сильной правовой базой, судебным и правоохрани­тельным аппаратом, обеспечивающим неуклонное исполнение законов.

8. Проведение реформы в социальной сфере, создание эффективной системы социальной поддержки.

Таким образом, в переходной экономике происходят изменения троякого рода:

во-первых, это институциональные преобразования, ка­сающиеся права собственности и правовой основы экономики в целом.

во-вторых, изменения организационных структур (предприятий, банков и т.п.) и их взаимоотношений (формирование товарных, финансовых рынков, создание соответствующей инфрастуктуры).

в-третьих, изме­нения материально-технической структуры и технологического уровня производства.

Следует заметить, что при естественно-эволюционном пути развития именно изменения последнего типа вызывают необходимость организаци­онных и институциональных преобразований. А в условиях сознательного реформирования экономики они осуществляются с опозданием, поскольку требуют привлечения больших ресурсов.

 

 

Система государственного регулирования в переходной эконо­мике характеризуется двумя определяющими тенденциями.

Во-первых, происходит либерализация экономики, которая сводится к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности.

Во-вторых, совершается переход от преимущественно административных методов государственного регулирования (путем предписаний, запретов, ограничений) к экономическим (через денежно-кредитную и бюджетно-налоговую системы).

В переходной экономике роль государственного регулирова­ния в целом выше, чем в развитом рыночном хозяйстве. Это обусловлено следующими причинами. Прежде всего, переход от ад­министративно-командной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на этапе индустриального общества, Государство должно активно участвовать в формировании рыночных институтов, особенно в выработке пра­вил хозяйственной деятельности и контролировать их выполне­ние. Далее, в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности, поэтому госу­дарству приходится активно вмешиваться в экономические про­цессы.

В переходной экономике преобладают две группы регулирую­щих функций государства.

Первая группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной системе:

- обеспечение институционально-правовой основы деятель­ности экономических агентов (определение прав и форм собст­венности, условий заключения и выполнения контрактов, отно­шений работников и работодателей и т.д.);

- ликвидация или компенсация негативных эффектов рыноч­ного поведения (государство занимается вопросами охраны окру­жающей среды, в ряде случаев организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);

- поддержание нормального функционирования националь­ной экономики (обеспечение условий долгосрочного экономичес­кого роста, сглаживание циклических колебаний, структурная перестройка т.д.).

Вторая группавключает функции, связанные с формировани­ем рыночных отношений:

- разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики;

- демонополизация и поощрение конкуренции;

- приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.

Кроме того, в течение определенного периода государство вы­нуждено брать на себя отдельные функции, которые в развитой рыночной системе обычно выполняют другие экономические агенты (мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций и др.).

Регулирующие функции государства осуществляются посред­ством административных и экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение или трансформация системы административно-командных средств управления: отме­няются или сокращаются поставки по централизованным планам; предприятиям предоставляется свобода в установлении цен, вы­боре поставщиков и покупателей; ликвидируется государственная монополия внешней торговли.

В переходной экономике происходит трансформация институ­тов государственного регулирования. Государство отходит от не­посредственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и посте­пенную ликвидацию отраслевых органов управления — минис­терств и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально-экономическое прогнозирование. Бюджетное и на­логовое регулирование становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирова­ние. Возникают специфические для переходного периода инсти­туты — ведомства по приватизации и антимонопольному регули­рованию.

Переходный период почти во всех странах начинался с систем­ного кризиса, проявлениями которого на макроэкономическом уровне были:

1) инфляция, подрывающая стимулы к производственной дея­тельности;

2) трансформационный спад, глубина которого зависит от ве­личины накопившихся в структуре экономики диспропорций, ус­танавливаемых в ходе макроэкономической стабилизации ограни­чений платежеспособного спроса;

3) снижение накоплений и инвестиционной активности, кото­рые становятся невыгодными при высокой инфляции.

Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близ­ком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен.

Главными средствами макроэкономической стабилизации яв­ляются:

1) сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консо­лидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП;

2) проведение жесткой денежно-кредитной политики (прекра­щение льготного кредитования центральным банком дефицита госбюджета, установление процентных ставок по кредитам цент­рального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т.д.);

3) установление «монетарного (номинального) якоря», под ко­торым понимаются макроэкономические показатели, которые фиксируются на определенном уровне при осуществлении финан­совой стабилизации (обменный курс валюты, номинальная де­нежная масса, номинальная заработная плата и т.п.). Эти показа­тели позволяют снизить инфляционные ожидания бизнеса и до­машних хозяйств и удерживают на определенном уровне цены;

4) сдерживание роста доходов населения путем неполной ин­дексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных транс­фертов;

5) либерализация цен с целью уничтожения избыточной де­нежной массы через повышение общего уровня цен.

В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабили­зации: ортодоксальный и гетеродоксный.

Главной задачей структурной политики является создание ус­ловий для устойчивого долгосрочного экономического роста вы­пуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным ин­тересам.

Структурная политика оказывает воздействие прежде всего на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предпри­ятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частнос­ти, путем налоговых льгот с целью поддержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.

Важной задачей структурной политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная под­держка отечественного производства, конкурирующего с импор­том, а также содействие государства формированию конкуренто­способных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.

Концепция структурной перестройки экономики в России исходит из со­хранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного ком­плекса. В структуре промышленности выделяются три группы от­раслей:

1) топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции;

2) отрасли обрабатывающей промышленности, способные по­ставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетичес­кое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках;

3) отрасли обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными на внутреннем рынке (автомобиль­ная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита.

В 2002 г. Европейский союз признал Российскую Федерацию страной с рыночной экономикой. Однако предоставление нашей стране рыночного статуса еще не означает исчезновение переходной экономики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.