КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функциональные аспекты формирования команд
Кардинальное различие между типами организационных структур определяется объемом ответственности за использование ресурсов организации и уровнем делегирования полномочий. Последний измеряется необходимым для принятия решений объемом информации и их последствиями (степенью риска) для организации. Классическая организационная структура имеет определенные достоинства и недостатки. Она может как поддерживать сотрудников, так и подавлять их. Будучи ориентирована на выполнение работ, она обеспечивает в то же время низкий Уровень психологической поддержки работников. Поскольку современный бизнес отличает высокая степень влияния внешней среды на персонал в организации, возникает необходимость в организационной системе, обеспечивающей не только выполнение работ, но и психологическую поддержку (Ньюстром, Дейвис [82]; Лютенс [20]; Ладанов [119]. Этот подход меняет психологическое содержание работы управляющего. Он становится лидером функциональной команды, взаимодействующей с вышестоящим и нижестоящим уровнями иерархии. Его обязанность — поддерживать коммуникации своей группы с организацией в целом. Данная структура получила известность как концепция пин-связей Лейкерта. Современная теория менеджмента требует уменьшения числа уровней управления организацией и расширения практики делегирования полномочий. Дальнейшее развитие организационной теории и практики происходит в направлении повышения гибкости систем, их адаптации к условиям внешней среды, изменений социальных ценностей, переосмысления значения (повышения роли) горизонтальных связей командных цепочек, образования коммутантных рабочих мест и подразделений. В последних все выполняют любую работу, не считаясь с собственными должностными инструкциями. Это усиливает значимость человека в организации, придает многогранность и смысл его работе, делает ее интересной, повышает ответственность за общий результат и прозрачность процесса достижения общей цели. Эффективная деятельность организации в условиях непрерывно изменяющейся внешней среды предполагает ситуационное организационное проектирование. Выбор организационных структур во многом определяется такими факторами, как: • отраслевая принадлежность бизнеса; • стратегия организации; • ее технологии; • размеры; • психологическое содержание труда; • предпочтения высшего руководства в области власти и влияния. Данные обстоятельства предполагают фундаментальные изменения традиционной организационной теории, в соответствии с которой организационные структуры могут оставаться неизменными в течение относительно длительных периодов. Один из первых научных трудов, посвященных ситуационному организационному проектированию, — работа Бернса и Сталкера [82], в которой показаны различия механистической и органической организаций. Традиционная иерархическая организация основывается на механистических организационных формах: • под руководством менеджеров определенного уровня управления сотрудники специализируются на многих видах деятельности; • более высокие уровни менеджмента наделены большей властью и влиянием, которые сконцентрированы на вершине управленческой пирамиды, осуществляющей руководство деятельностью организации в целом; • предусмотрены тщательное планирование трудовой деятельности, конкретные рабочие задания, жестко определенные роли и формальные коммуникативные потоки вдоль иерархических линий. Вся структура организована подобно четко функционирующему механизму и включает множество характеристик бюрократии. Для органических организаций характерны: • большая гибкость и открытость в области целей и управления, когда задачи и роли задаются менее жестко, что позволяет сотрудникам адаптироваться к требованиям ситуации; • коммуникации осуществляются в различных направлениях, инструкции и решения руководства уступают место информации и рекомендациям; • полномочия, ответственность, уровень организационной свободы и влияние определяются не столько должностью индивида, сколько его возможностями решить проблему; • процесс принятия решений децентрализован и разделяется между несколькими уровнями иерархии и различными функциями. В конкретных ситуациях (четко определенные задачи, стабильность технологий, рынков, других факторов внешней среды) наиболее эффективны механистические формы организации. Кроме того, они в наибольшей степени отвечают установкам сотрудников, предпочитающих рутинные задачи, не желающих брать на себя ответственность за управленческие решения, избегающих неопределенностей (люди типа "JP по классификации Макгрегора и люди, имеющие выраженную негативную часть в портрете работника). Органические формы наиболее эффективны в условиях динамичной внешней среды, предполагающей постоянные организационные изменения. Органическая организация адекватна неопределенным задачам, отвечает потребностям сотрудников, стремящихся к автономии, открытости и разнообразию. Все шире распространяется мнение о том, что органические организационные формы следует основывать на командной работе, способной обеспечить необходимую современным компаниям гибкость, стимулировать творчество и создать атмосферу сотрудничества и поддержки. Существование организации должно предусматривает возможность переходов от одной модели организационной формы к другой. Выделяют два основных аспекта организации труда: связанная с властью организационная структура (в том виде, в каком она обсуждалась нами ранее) и процедура (или метод, система, "рабочий поток"), имеющая отношение непосредственно к процессу выполнения работы и потоку операций, который оказывает существенное воздействие на ОП, поскольку процесс трудовой деятельности основан на взаимодействии работников. Одна из важнейших составляющих процедуры — определение инициации действий или начальных коммуникаций. Это процесс передачи рабочего задания с одного рабочего места на другое по цепочке, который инициирует действия другого человека, создавая первичное общение. Различные виды инициации сопряжены с разного рода конфликтами: • инициация от квалифицированного работника к менее квалифицированному может вызвать конфликт профессионализма; • от неопытного работника к более компетентному — конфликт опыта; • от новичка к авторитетному работнику — конфликт влияния; • от молодого сотрудника к старшему по возрасту — конфликт психологии восприятия возраста; • от работника, обладающего низким статусом, к тому, У кого он выше, — конфликт статуса; • инициация, оказывающая давление на получателя, — конфликт свободы и принуждения; • инициация, воздействующая на чувствительные области психики работника, — конфликт морально-этических и нравственных ценностей. Все типы конфликтов приводят к ощущению несправедливости и неправомерности инициации и могут разрушить общение и помешать формированию командного духа. Разрешить эту проблему помогут психологические основы формирования команд. Весьма часто возникновение конфликтов связано с воздействием инициации на такие важные для сотрудников области, как производительность (с учетом рабочего времени) и размер вознаграждения (с учетом расценок). Проблемы, вызываемые инициациями, сопровождают даже рутинные рабочие взаимодействия, когда ежедневные требования и указания менеджера сотрудники воспринимают как неоправданную опеку. Устранить или смягчить их позволяют включение менеджеров в составы команд и совместное распределение задач. Практика планирования производства, технологических линий и взаимосвязей извне нередко вступает в противоречие с естественной потребностью в объединении и координации деятельности работников. Между тем создание продуктивной системы предполагает интеграцию технологий, структуры и человеческого капитала, при которой изменение одного элемента этой системы влечет необходимость корректировки двух других. Для решения данной проблемы необходимы эффективные и устойчивые командные коммуникации в организации. Они способствуют обмену идеями, опытом работников, выполняющих взаимосвязанные задачи, и формированию чувства группового единства. Офисы многих фирм проектируются в соответствии с принципами активной среды и включают как уединенные рабочие места (кьюбиклы), так и помещения для групповых взаимодействий, позволяющие работникам на короткие периоды "отключаться" от рабочих мест. Альтернативный принцип — так называемые офисы для соседей, являющиеся центрами общения обитателей индивидуальных кабинетов, что облегчает формирование социальных групп, которые вносят существенный вклад в удовлетворение потребностей сотрудников в сопричастности. Важная проблема для командных коммуникаций и командного духа в организации связана с формированием чувства отчуждения работника от процесса труда, последствиями которого являются безволие, безразличие, ощущение одиночества, дезориентация, утрата интереса к работе, группе или организации, рождающиеся в силу непонимания общей цели, своего места в ее достижении, своего конкретного результата, т. е. психологической неустойчивости и аморфности человека в организации. Преодоление отчуждения является одной из основных задач ОП. Очевидно, что рабочие системы оказывают существенное воздействие на поведение человека посредством: • определения сторон инициации действий и некоторых ее условий; • создания условий, благоприятствующих объединению сотрудников в команды; • влияния на коммуникативные возможности работников; • постановки задач (в значительной мере детерминирующих уровень отчуждения); • удовлетворения потребностей. • развития личности. Прообразом командной рабочей системы является матричная организация. Ее основная функция состоит в разделении некоторых видов деятельности организации на отдельные проекты, конкурирующие за право доступа ко всем видам ресурсов. Проектные группы создаются на определенный срок. По мере завершения работы в проекте сотрудники переориентируются на выполнение исключительно постоянных должностных обязанностей или переходят в другую (другие) проектную группу. Весьма существен тот факт, что матричная структура охватывает одну или несколько проектных структур в постоянной организации. В матричной организации менеджер проекта координирует действия участников вплоть до его завершения (до получения конкретного коммерческого результата). Одно из основных требований к такому сотруднику — высокая ролевая адаптивность, ибо он обязан постоянно взаимодействовать с людьми как внутри, так и вне проектной структуры. Таким образом, менеджер проекта исполняет пограничную роль, поддерживая отношения со множеством структур, постоянно обмениваясь информацией с другими подразделениями организации и внешними субъектами. Каждая команда имеет специфический язык, ценности и стиль взаимоотношений, поэтому менеджеру проекта необходимы чувствительность и гибкость, позволяющие удовлетворить потребности проекта с помощью других групп. Поскольку обычно формальные права менеджера проекта ограниченны, эффективное исполнение возложенной на него миссии предполагает постоянные коммуникации, переговоры и работу в команде. Негативные черты матричной структуры как командной формы: • одновременное исполнение множества ролей может привести к растерянности при отсутствии опыта психологической игры; • негативное влияние проектных (командных) функций на выполнение основных обязанностей сотрудника вызывает конфликт с его непосредственным (линейным) руководителем; • участие работников в реализации проекта ограничивает права функциональных (линейных) менеджеров, что приводит к возникновению проблем управления и контроля в производственном процессе; • инициация нездоровой конкуренции как между функциональными и проектными менеджерами, так и между рядовыми сотрудниками. Достоинства матричной организации: • она обеспечивает концентрацию усилий работников на реализации конкретного проекта; • улучшает планирование и контроль (позволяет удовлетворить требованиям бюджета и сроков); • сотрудники организации приобретают ценный опыт взаимодействий в команде; • матричная структура в сравнении с традиционной иерархией является более открытой и гибкой (органической), а разделение прав и статуса адекватно принятым нормам демократии, когда авторитет знаний специалиста превалирует над его положением во властной иерархии; • повышается мотивация работников, получающих возможность сконцентрировать усилия на завершении конкретного проекта; • способствует улучшению коммуникаций и прямых контактов рядовых сотрудников и управляющих. Создание матричных структур представляется целесообразным в следующих ситуациях: • реализация специальных проектов (прежде всего имеющих большое значение для организации в целом); • необходимость совместного использования профессиональных навыков и человеческого потенциала (преимущественно на уровне высшего руководства); • потребность в синергетическом эффекте в сфере науки и изобретательства; • изменение условий работы над проектом; • проблемы в координации, решении задач и планировании; • острая потребность в компетентных и опытных сотрудниках; • необходимость командной организации трудовой деятельности. Рабочая команда — это небольшая группа работников, стремящихся к достижению общей цели, постоянно взаимодействующих и координирующих свои усилия. Частота взаимодействия членов команды и достаточно продолжительный срок "жизни" определяют ее существенные отличия как от временных групп по принятию решений, так и от проектных команд в матричных структурах. В том случае, когда члены рабочей команды осознают общие цели, проявляют ответственность и энтузиазм, поддерживают усилия друг друга, правомерно говорить о командной работе. Она предполагает наличие поддерживающей рабочей среды; сотрудников, обладающих необходимой для выполнения командных работ квалификацией; труднодостижимой цели и командного вознаграждения. Каждая команда проходит определенные этапы развития; как и у организации, у нее есть свой жизненный цикл. Его этапы и похожи, и непохожи на жизненный цикл социальных групп и организаций. Наиболее полная картина получится из совмещения всех видов жизненных циклов команд. 1. Формирование. Члены команды обмениваются информацией, узнают и принимают друг друга, формулируют задачи группы. Преобладает аура вежливости, взаимоотношения отличаются осторожностью. 2. Смятение. Члены команды конкурируют за обладание бо-лее высоким статусом и относительное влияние, дискутируют о направлениях развития. Она испытывает внешнее давление, между ее участниками складываются довольно напряженные отношения. 3. Нормирование. Команда начинает совместное движение к общим целям, устанавливаются равновесие конкурирующих сил и групповые нормы, определяющие поведение ее членов; их сотрудничество становится все более эффективным. 4. Выполнение работы. Команда вступает в стадию зрелости, она способна решать самые сложные задачи, каждый ее член исполняет несколько функциональных ролей. 5. Расформирование. Рано или поздно расформировываются самые успешные группы, комитеты и проектные команды; интенсивные социальные отношения их участников постепенно сходят на нет.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |