КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
СССР в 1960 – 1985 гг
2.1. Историография периода. Вся историческая литература, посвященная данному периоду, может быть условно разделена на две группы — написанная до середины 80-х годов и в конце 80 — начале 90-х гг. Для первой группы характерна апологетическая направленность, отсутствие критического анализа, идеологизированность изложения. Преувеличивались достижения и полностью замалчивались просчеты и недостатки, все, что исходило от центральных учреждений КПСС, объявлялось истиной в конечной инстанции и не могло подвергаться сомнению. События в мире рассматривались сквозь призму противостояния двух систем, все, что расходилось с нашими представлениями, автоматически объявлялось неприемлемым, враждебным. В исторической литературе утвердилась концепция «развитого социализма», последовательно проводился тезис о высокой степени зрелости советского общества, отсутствии в нем каких-либо противоречий. В то же время многие труды этого периода содержат значительный фактический материал и могут быть использованы при соответствующем критическом подходе (см., например: Берхин И.Б. История СССР. М., 1972). Книги, вышедшие в конце 1980 — 90-х гг., написаны с объективистских позиций, лишены идеологических шор, подчеркнуто деполитизированы. В них содержится объективный анализ как определенных достижений советской экономики, политики и культуры, так и имевших место глубоких просчетов, ошибок и недостатков. Вскрываются причины застойных явлений в экономической, политической и культурной жизни страны, обострения противостояния во внешней политике страны; историография подходит к выводу о том, что политическая и экономическая система, сложившаяся в 20-30-е гг., пришла в противоречие с реалиями жизни, превратилась в механизм торможения и требует кардинальных изменений. Из работ этого периода, посвященных внешней политике, следует в первую очередь выделить книгу Н.В. Загладина «История успехов и неудач в советской внешней политики», в которой вскрываются корни просчетов и провалов во внешней политике страны, но подчеркиваются ее бесспорные достижения и успехи. Интересны также книги Г.А. Арбатова и Ф.М. Бурлацкого, в которых реализуются новый подход к проблемам внешней политики, отказ от черно-белой картины мира как арены противостояния двух систем, формируется то, что мы называем «новым мышлением». Анализу экономической ситуации 60 — пер. пол. 80-х гг. посвящен ряд работ Е.Т. Гайдара, С. Шаталина и др.; в них делается попытка отойти от идеологических штампов и непредвзято вскрыть причины снижения темпов экономического и социального развития страны. Выходит ряд коллективных работ комплексного характера, анализирующих различные стороны развития общества, пытающихся вскрыть причины просчетов и неудач внутренней и внешней политики («На пороге кризиса», «Механизм торможения», «Миф о застое» и др.). Большую популярность получили работы иностранных авторов. Следует выделить в первую очередь двухтомную «Историю Советского Союза» Дж. Боффа и «Историю Советского государства» Н. Верта. Несомненно чрезвычайно интересные, эти книги в какой-то мере односторонни (особенно книга Н. Верта), часто экономический и политический анализ подменяется объяснениями чисто идеологического характера. В 1990-е гг. в отечественной историографии появилась новая тенденция-подход, основанный на антикоммунизме. Это как бы зеркальное отражение прежней советской историографии. Все, что идет от коммунистов, объявляется порочным, все беды и недостатки объясняются семидесятилетним правлением КПСС, на коммунистов возлагается вина за вторую мировую войну, «холодную войну», развал экономики и т.д.
2.2. Политическая система. В начале 60-х гг. политическое развитие страны носило весьма сложный и противоречивый характер. Программа КПСС, принятая в 1961 г. и провозгласившая построение к 1980 г. основ коммунистического общества, содержала ряд положений, направленных на демократизацию общества. Провозглашалось, в частности, превращение диктатуры пролетариата в общенародное государство. Пути дальнейшего развития общества определялись как возрастание роли общественных организации и передача им функции государственных органов. На практике же последовательно проводилось в жизнь лишь положение о «возрастании руководящей роли КПСС» как «ядра политической системы», «руководящей и направляющей силы советского общества». Все остальные общественные организаций, а также Советы, профсоюзы, комсомол, рассматривались лишь как «приводные ремни» от партии к массам, инструменты по проведению в жизнь директив партийного аппарата. На руководящие должности в профсоюзах, комсомоле, общественных организациях назначались, как правило, партийные работники не столько по признаку профессиональной пригодности, сколько по признаку «номенклатуры». Партийные организации все более и более осуществляли непосредственное руководство народным хозяйством. При обкомах и горкомах партии были созданы отделы промышленности, строительства, транспорта. В ноябре 1962 г. для улучшения руководства партийные комитеты всех уровней были разделены на промышленные и сельскохозяйственные. Это привело к неразберихе, путанице, росту бюрократического аппарата, усилению некомпетентного вмешательства партийных органов в решение производственных вопросов. Пришлось срочно вернуться к прежней структуре. К середине 60-х годов резко ухудшилась экономическая ситуация в стране. Недовольство Н.С. Хрущевым приняло крайние формы. Объединились противники демократических преобразований и те, кто был недоволен волюнтаристскими непродуманными методами проведения реформ, авторитарными тенденциями, начавшими проявляться в характере Хрущева. В октябре 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС он был освобожден от обязанностей Первого секретаря ЦК и Председателя Совета Министров СССР. Первым секретарем был избран Л.И. Брежнев, предсовмина стал А.Н. Косыгин. В марте-апреле 1966 г. состоялся XXIII съезд КПСС. Были внесены изменения в Устав партии. Из него было изъято положение об обязательном обновлении на 1/4 на каждых очередных выборах состава ЦК КПСС, на 1/3 обкомов, горкомов и райкомов партии, внесенное Хрущевым на XXII съезде. Убрано было и положение о том, что члены руководящих партийных органов не могут быть избраны более, чем на 3 срока (12 лет). Был восстановлен пост Генерального секретаря ЦК, ликвидированный после смерти И.В. Сталина; На этот пост был избран Л.И. Брежнев. Эти решения съезда еще более укрепили роль партийной номенклатуры. В 70-е гг. неизменно проводился курс на «возрастание руководящей роли партии». Партийные организации получили право контроля деятельности администрации. Создалось положение, когда для занятия любой руководящей должности, для любого продвижения по служебной лестницы необходимо было иметь билет члена КПСС. В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, а в 1978 г. — конституции союзных республик. В этих конституциях законодательно укреплялась (ст. 6) руководящая роль Коммунистической партии. Существование других партий конституцией не предусматривалось. В Конституции 1977 г. в особую главу была выделена проблема прав и свобод, права советских граждан были несколько расширены. Это объясняется тем, что в 1975 г. СССР подписал Хельсинский заключительный акт, в котором значительное место занимала проблема прав человека. Ряд провозглашенных прав (право на жилище, на охрану здоровья) носили декларативный характер. Для их реализации, при остаточном принципе финансирования социальной сферы просто не хватало средств. Высшими органами власти в стране провозглашались Советы Народных Депутатов. Существовала единая пирамида власти, начиная с сельского совета и кончая Верховным Советом СССР. Фактически же важнейшие решения не ставились на обсуждение Верховного Совета. Он не утверждал бюджет, не контролировал деятельность правительства. На практике страной руководило Политбюро ЦК КПСС, которое и определяло судьбы страны. Сама практика формирования Советов позволяла подобрать послушный состав депутатов. Хотя выборы были равные, тайные и прямые, но избирателям предлагалась одна кандидатура, а выдвигали кандидатуры партийные комитеты. В состав депутатов попадали все партийные и хозяйственные руководители, остальных депутатов партийные органы подбирали по разнарядке, спущенной сверху с тем расчетом, чтобы были представлены все слои населения (скажем, предприятие должно было выбрать в кандидаты мужчину, рабочего, русского в возрасте от 30 до 40 лет). Естественно, такой состав депутатов мог только единогласно одобрять решения партии и правительства. Сама КПСС состояла как бы из двух частей. Рядовые коммунисты (а к середине 80-х гг. в партии состояло около 18 млн. чел.) практически были отстранены от принятия партийных решений, не могли влиять на положение дел. Прием в партию осуществлялся также по разнарядке, в первую очередь принимались рабочие, доступ интеллигенции был крайне затруднен. Выборы центральных органов были многоступенчатыми. Первичные организации выбирали депутатов на районные конференции, районные на городские, городские на областные, областные на съезд партии, а съезд выбирал ЦК. При такой системе решающая роль принадлежала аппарату. Формировалась партийно-государственная номенклатура, ставшая руководящим слоем общества. Пребывание на руководящих постах становилось пожизненным. В середине 70-х гг. в стране начал насаждатьсякульт Л.И. Брежнева. В 1977 г. Л.И. Брежнев совместил пост генсека с постом Председателя Президиума Верховного Совета СССР, стал уже и номинально главой государства. Чисто внешние атрибуты величия (четырежды Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, Маршал Советского Союза, Ленинская премия по литературе, орден «Победы» и др.) совмещались с усиливающимися дряхлостью и прогрессирующим маразмом. В самых высших сферах насаждались протекционизм и кумовство. Сам Брежнев поставил на высшие посты своих друзей и родственников (предсовмина А.Н. Тихонов, секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко, министр внутренних дел Н.А. Щелоков, заместителями министров были сын и зять Брежнева). Такая же картина сложилась и в республиках — Грузии, Казахстане, Узбекистане, Молдавии и др., — где руководящая партийно-государственная верхушка формировалась по клановому принципу. Процветали приписки, очковтирательство. В самых высших номенклатурных кругах распространились взяточничество, коррупция. Номенклатура стремилась «приватизировать» государственную собственность. Во взяточничестве и хищении были изобличены ряд руководителей страны, союзных республик, обкомов, горкомов партии. Все это вело к крайнему падению престижа власти, к нарастанию в обществе апатии, алкоголизма, преступности. Обманутые надежды на демократизацию, реставрация сталинизма, кризис всей социально-экономической системы — все это вызвало к жизни движение т.н. диссидентов (инакомыслящих), выступивших с критикой системы, в защиту прав человека. Первым правозащитником стал П.Г. Григоренко, боевой генерал, герой войны, профессор академии Генерального штаба. Еще в начале 60-х гг. он выступил с тезисом о том, что нельзя ограничиваться критикой только Сталина, надо понять условия, которые породили культ личности. Григоренко выступал в защиту историка А. Некрича, писателей Ю. Даниэля и А. Синявского, поддерживал требования крымских татар. Сначала он был объявлен психически невменяемым, уволен из армии и отправлен в психбольницу. В 1977 г. был выслан из страны и лишен советского гражданства. Группа правозащитников, сформировавшаяся в течение 60-х гг., включала в себя В. Буковского, П. Литвинова, Л. Богораз, А. Марченко, А. Якобсона, Л. Алексеева, Ю. Галанского, А. Амальрика, А. Гинсбурга и др. Они выступали с позицией либерализма в защиту прав человека. Ими были организованы демонстрации в защиту Даниэля и Синявского, демонстрация на площади Пушкина в защиту прав человека в 1965 г., демонстрация в поддержку движения крымских татар. С апреля 1968 г. стала нелегально издаваться «Хроника текущих событий», в которой освещался каждый факт произвола властей. Первым ее редактором была Н. Горбаневская. Диссидентов арестовывали, судили за «антисоветскую деятельность». Если не могли найти статью для обвинения — помещали в психиатрические лечебницы. Но движение правозащитников ширилось. В нем можно выделить три основных направления. 1. Марксистское (Р.А. Медведев, П. Григоренко) — считали, что все недостатки общественно-политической системы проистекают из сталинизма, являются результатом искажения основных марксистско-ленинских положений. Ставили задачу «очищения социализма». 2. Либерально-демократическое (А.Д. Сахаров) — исповедовали принцип «конвергенции», сближения и последующего слияния двух систем. Необходимо взять все лучшее, что есть в плановой и рыночной экономике, в политических и социальных системах Запада и Востока. Человечество вступило на такой этап развития. Когда на первый план выходят не классовые, национальные и другие групповые интересы, а интересы общечеловеческие. Ряд представителей этого направления (В. Буковский) полностью отвергали идеи социализма, считали режим западных стран моделью для СССР. 3. Национал-патриотическое (А.И. Солженицын, И.Р. Шафаревич) — выступало со славянофильских позиций. Считало, что марксизм и революция совершенно чужды русскому народу, навязаны ему извне. Наиболее радикальные представители этого течения отвергали западничество вообще, считали наряду с коммунистами противниками и либералов. Образцом для России полагали государственное устройство, существовавшее даже не до октября, а до февраля 1917 г. Развернулось национальное движение в республиках, особый размах оно приобрело в Прибалтике, на Украине, в Грузии. В качестве конечной задачи выдвигалось достижение государственной независимости. В 1968 г. В. Дремлюга, П. Литвинов, Л. Богораз, К. Бабицкий, Н. Горбаневская и В. Файнберг провели на Красной площади демонстрацию протеста против ввода советских войск в Чехословакию. Участники демонстрации были приговорены к различным срокам заключения. Этот процесс получил большой международный резонанс, правозащитное движение получило мощную поддержку за границей. После чехословацких событий 1968 г. движение вступило в новый этап. У правозащитников появился идейный лидер А.Д. Сахаров. Выдающийся ученый-физик, академик, один из создателей советской водородной бомбы выступил с целой программой правозащитной деятельности. В начале 1970 г. он совместно с В. Турчиным и Р. Медведевым направил открытое письмо руководителям государства, в котором говорилось о прямой взаимосвязи между уровнем демократизации общества и степенью его технико-экономического развития. В 1971 г. направил письма Л.И. Брежневу и членам Президиума Верховного Совета СССР, где излагал свои взгляды на свободу эмиграции, выступал против использования органами КГБ психиатрических заведений для подавления инакомыслящих. А.Д. Сахаров считал, что решение проблем, стоящих (перед человечеством, возможно только объединенными (усилиями всего человечества. В 1975 г. А.Д. Сахарову как выдающемуся борцу за права человека была присуждена Нобелевская премия Мира. С 1975 г. начался новый этап диссидентского движения, который можно назвать «хельсинским». Участники его ставили задачу следить за строгим выполнением хельсинского соглашения по правам человека, подписанного СССР в 1975 г. Были созданы группы содействия выполнению соглашений. В состав Московской группы вошли Ю. Орлов, Л. Алексеева, Е. Боннэр, П. Григоренко, А. Марченко. Такие же группы образовывались на Украине, в Литве, в Армении. Для борьбы с правозащитным движением было создано пятое Главное управление КГБ. Около тысячи человек было арестовано. За протест против введения советских войск в Афганистан был сослан в Горький А.Д. Сахаров. К 1984 г. диссидентское движение было разгромлено, но оно оставило заметный след в умах людей, способствовало изменению общественной психологии. В 1982 г. умер Л.И. Брежнев. Новым руководителем партии и страны стал Ю.В. Андропов. Он взял курс на наведение порядка в стране. Началась борьба с коррупцией, в том числе и в высших органах власти. Были сняты с постов министр внутренних дел Н. Щелоков, зять Брежнева Ю. Чурбанов, отдан под суд секретарь Краснодарского крайкома КПСС В. Медунов, началось расследование «хлопкового дела» в Узбекистане. Основное внимание уделялось укреплению дисциплины. Андропов действовал административными, силовыми методами, но ему удалось приостановить негативные тенденции в экономике. В 1983 г. темпы развития экономики были самыми высокими за 1980-е гг. Но необходимы были кардинальные реформы. Андропов был тяжело болен и находился у власти лишь пятнадцать месяцев. После смерти Ю.В. Андропова страну возглавил К.У. Черненко (сент. 1983 г.). Он был одним из ближайших сотрудников Л.И. Брежнева. К этому времени Черненко был стар и смертельно болен, управлять страной ему было не под силу. Назначение Черненко стало реваншем консервативных сил в аппарате. Все вернулось на круги своя. Однако продолжаться так долго не могло, советское общество стояло на пороге перемен.
2.3. Россия и мир. Программа КПСС, принятая в 1961 г., провозгласила принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем генеральным принципом внешней политики Советского государства. Однако само мирное сосуществование рассматривалось как специфическая форма классовой борьбы на международной арене. Политика противоборства двух систем продолжалась. С одной стороны, участились контакты между лидерами СССР и западных стран, состоялось несколько встреч в верхах, активно обсуждались проблемы разоружения. Был заключен ряд соглашений, значительно улучшивших международную обстановку. В 1963 г. СССР, США и Англия заключили договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Это решение резко уменьшило опасность радиоактивного заражения планеты — в 1970 году содержание радиоактивного стронция-90 на земной поверхности составило 5% от уровня 1963 г. В 1967 году был подписан договор, запрещающий выводить все виды оружия массового уничтожения в космос, в 1968 году — договор о нераспространении ядерного оружия, призванный предотвратить вовлечение в гонку ядерных вооружений новых стран. Эти договоры снизили опасность возникновения ядерной войны, хотя гонка вооружений продолжалась. Так, США увеличили число своих стратегических ракет наземного базирования с 1962 г. по 1967 г. с 294 до 1054. С другой стороны, в это десятилетие мир пережил ряд острейших международных кризисов, ставивших человечество на грань войны. Наиболее опасными из них были Берлинский 1961 г. и Карибский 1962 г. В августе 1961 г. части народной армии ГДР установили контроль над всей, до сих пор открытой, границей между ГДР и Западным Берлином. Была возведена Берлинская стена, существовавшая вплоть до 1990 г. Эта акция привела к усилению противостояния в центре Европы. Самый опасный из международных кризисов произошел в.октябре 1962 г. После отражения в 1961 г. попытки интервенции с территории США, опасаясь ее повторения, правительства СССР и Кубы решили разместить на Кубе советские баллистические ракеты с ядерными боеголовками. США в ответ установили морскую блокаду Кубы и потребовали немедленного вывода ракет. Правительство СССР расценило действия США как агрессивные и заявило, что в случае нападения на Кубу или попытки перехватить советские морские суда ответит ракетно-ядерным ударом по территории США. Мир был поставлен на грань войны. В этих условиях обе стороны проявили реализм и способность идти.на компромиссы. СССР вывел с Кубы ракеты, США сняли блокаду, дали гарантии невмешательства во внутренние дела Кубы, согласились в виде компенсации ликвидировать свои ракетные базы в Турции. В 1964 г. началось крупномасштабное военное вмешательство США в Юго-Восточной Азии, переросшее в открытую интервенцию против Вьетнама, продолжавшуюся до 1973 г. Во вьетнамской авантюре участвовала 500-тысячная американская армия, было задействовано 32% тактической и 50% стратегической авиации США. Мощность бомб, сброшенных на Вьетнам, превысила мощность бомб, сброшенных на Европу в ходе второй мировой войны. Неоднозначно развивались и отношения внутри так называемого «социалистического лагеря». Политика противостояния двух блоков приводила к стремлению подавить всякое инакомыслие. На словах провозглашалась необходимость учета национальной специфики, суверенность социалистических государств, на деле же проводился сталинский принцип «кто не с нами, тот против нас», навязывалась административно-бюрократическая модель общественного устройства, любая попытка вести самостоятельную политику рассматривалась как попытка измены делу социализма. В начале 60-х годов развернулась полемика с Югославией, руководство которой обвинялось в «ревизионизме». Не все страны согласились с выводами XX съезда, критикой сталинизма: на сталинистских позициях оставались руководители Китая, Албании, Северной Кореи. В 1962 г. полемика с Албанской- партией труда привела к разрыву межгосударственных отношений. С 1963 г. усилились трения между КПСС и КПК, что привело к ухудшению межгосударственных отношений и даже к вооруженным столкновениям на границе весной и летом 1969 г. С другой стороны, правительство Чехословакии, взявшее курс на последовательную демократизацию общества, внедрение элементов рыночной экономики, построение «социализма с человеческим лицом», пошло по этому пути значительно дальше, чем позволяли рамки так называемого «социалистического пути развития». Это вызывало резкое недовольство руководства СССР. В 1968 г. была предпринята интервенция объединенных вооруженных сил Варшавского договора для наведения порядка в Чехословакии. То, что в 1956 г. в Венгрии было крайней мерой, вызванной чрезвычайными обстоятельствами, теперь превращалось в норму взаимоотношений между социалистическими странами. Ввод войск в Чехословакию привел к падению не только авторитета СССР, но и популярности коммунистических идей. У части населения социалистических стран возникли устойчивые антисоветские настроения. В 60-е годы окончательно рухнула колониальная система. Освободившиеся страны стали играть все большую роль в мировой политике. Советский Союз проводил активную политику сотрудничества с развивающимися странами, поддерживал наиболее радикальные режимы, провозглашавшие курс «социалистической ориентации». Эта политика вызывала негативную реакцию Запада, рассматривавшего ее как попытку распространить советскую систему на весь мир. Ареной противоборства двух блоков становились азиатский и африканский континенты. С 1970 г. начинается период, вошедший в историю как период разрядки международной напряженности. В потеплении международного климата были заинтересованы не только Запад, но и Восток. В конце 60-х гг. капиталистические страны были охвачены энергетическим кризисом — появилась заинтересованность в развитии торговых взаимоотношений с СССР, крупнейшим производителем нефти и газа. США глубоко увязла в Индокитае. Им необходимо было посредничество Советского Союза, чтобы уйти оттуда с наименьшими потерями. Советский Союз, находясь перед лицом нарастающей угрозы со стороны Китая, также был заинтересован в улучшении отношений с Западом. Продажа нефти и газа позволяла развивать взаимовыгодную торговлю со странами Европы. Наконец, и на Востоке и на Западе росло понимание недопустимости ядерной войны, ширилось антивоенное движение, с которым правительства не могли не считаться. В 70-е годы были подписаны ряд соглашений, понизивших опасность ядерной войны, оздоровивших международную обстановку (1972г. — Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО); Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1); 1973г. — Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны; 1974 г. — Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и др.). Эти соглашения не означали прекращения гонки вооружений. Они лишь отсекали ее некоторые, наиболее опасные направления. Значительный шаг был сделан в области обеспечения европейской безопасности. В течение 25 лет после войны не было мирного договора между СССР и Германией, правительство ФРГ не признавало происшедших в результате войны территориальных изменений, требовало возвращения к границам 1937 г. В 1970 г. были подписаны договоры ФРГ с СССР, Польшей, Чехословакией. В 1971 г. — четырехстороннее соглашение СССР, США, Англии, Франции по Западному Берлину. Тем самым был ликвидирован очаг напряженности в центре Европы. Наметились тенденции распространения процесса разрядки и на другие континенты. В 1973 году было заключено соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Был ликвидирован очаг войны в Юго-Восточной Азии. После падения последнего фашистского режима в Португалии получили независимость Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау, в течение долгих лет ведущие войну за независимость. Расширились торгово-экономические взаимоотношения СССР с развитыми капиталистическими странами. Их удельный вес во внешнеторговом обороте СССР вырос с 15% в 1960 г. до 33,6% в 1980 г. Кульминацией разрядки явилось проведение в августе 1975 г. Совещания глав правительств 33 европейских государств, США и Канады, в результате которого был подписан Заключительный акт, регламентирующий основные принципы взаимоотношений между государствами (мирное сосуществование, уважение суверенитета всех государств, незыблемость существующих границ, неприкосновенность личности). Однако и в годы разрядки противостояние двух военно-политических лагерей продолжалось, невиданный масштаб приняла гонка вооружении. В экономике СССР резко усилились позиции военно-промышленного комплекса. Был выдвинут лозунг создания и поддержания военно-стратегического паритета, равенства с США по всем видам вооружении. 70-е годы были периодом самых интенсивных советских усилий в создании и накоплении всех видов вооружений. Мы фактически превзошли США по численности армии, количеству танков, самолетов, подводных лодок, стратегических ракет. Эта политика подрывала доверие к нам западных партнеров и самым катастрофическим образом отражалась на нашей экономике. США превосходили СССР по валовому национальному продукту в 3 - 4 раза, а затраты на вооружение были равноценны. Не всегда продуманной была политика в отношении стран «третьего мира». Военно-блоковая логика, стремление увеличить число союзников привели к неразборчивости в выборе политических партнеров, к установлению союзнических отношений с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия). Следует отметить, что такую же блоковую политику проводили и США, поддерживая антидемократические режимы, провозглашавшие антикоммунистические и антисоветские ориентиры. Эти действия порождали бесчисленные конфликты, дестабилизировали разрядку, возрождали атмосферу противостояния. К концу 70-х годов изменилась и экономическая ситуация. В СССР замедлились темпы экономического развития. В торговле с Западом наша страна все чаще выступала в роли отсталой страны «третьего мира«, продающей сырье и энергоносители в обмен на машины и оборудование, потребительские товары и продукты питания. За период 1970 — 1985 гг. доля топлива и энергоносителей в экспорте СССР выросла с 15 до 52,7%, а экспорт машин и оборудования упал с 21,5 до 13,9%. Страны Запада постепенно переходили на энерго- и ресурсосберегающие технологии, их заинтересованность в торговле с СССР начала падать. Начало резкому обострению международной обстановки, возвращению к политике «холодной войны» положило решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. для оказания помощи афганской революции. Это авантюристическое решение привело к десятилетней интервенции, стоившей нам 15 тысяч жизней и миллиардных затрат. Оно было однозначно воспринято на Западе как отказ от разрядки. США отказались ратифицировать договор ОСВ-2, подписанный в 1979 г., предприняли экономические санкции против СССР, бойкотировали Московскую олимпиаду. Советскую интервенцию осудила Генеральная Ассамблея ООН. Вводя войска в Афганистан, где не было угрозы со стороны НАТО, Советский Союз оказался в глазах мирового общества державой, вмешавшейся в чисто внутренний конфликт в суверенном государстве во имя своих интересов. Угрозу в действиях СССР увидели Китай, Иран, Пакистан. Советский Союз оказался в международной изоляции. В то же время было принято непродуманное решение о модернизации советских ракет среднего радиуса СС-20, направленное против Западной Европы, об оснащении их разделяющимися самонаводящимися головками. В ответ западноевропейские страны обратились к США с просьбой разместить в Европе американские ракеты среднего радиуса. Советский Союз разместил в свою очередь тактические ракеты с ядерными боеголовками в ГДР и Чехословакии. Милитаристские тенденции возобладали и на Западе. Президент Рейган взял курс на жесткую конфронтацию с СССР. Была выдвинута доктрина «ограниченной ядерной войны», предусматривающая нанесение первого обезоруживающего удара по пусковым установкам ракет и центрам управления. Развернулись работы по созданию системы противоракетной космической обороны (СОИ). Гонка вооружений набирала новый виток, грозила принять непредсказуемые масштабы. К началу 80-х голов политика противостояния двух блоков зашла в тупик. Развернувшаяся гонка вооружений разорила страну. Необходимы были решительные перемены. 3. СССР в годы Перестройки (1985-1991 гг.)
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |