Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование и перспективы развития российского рынка ценных бумаг




Цель государственного регулирования заключается в обеспечении надежности ценных бумаг, выработке национальной модели РЦБ, в создании благоприятных условий для функционирования бирж, работы профессиональных участников РЦБ и самого РЦБ в целом, которая с учетом существующих в стране условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту экономики.

Задачи государства в части создания и развития системы регулирования РЦБ сводятся в основном к следующему:

• разработке идеологии и законодательной базы работы рынка;

• концентрации финансовых ресурсов (государственных и частных) для достижения определенных (в основном макроэкономических) целей;

• установлению "правил игры" для участников рынка;

• контролю за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка для его профессионалов и их клиентов;

• созданию системы информации о состоянии рынка и обеспечению ее открытости для инвесторов;

• формированию системы страхования инвесторов от возможных потерь;

• предотвращению негативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, валютного);

• регулированию развития рынка государственных ценных бумаг.

В мировой практике существуют три основные модели регулирования РЦБ:

• путем прямого правительственного контроля (Ирландия, Нидерланды, Португалия);

• путем контроля с помощью финансово-банковских органов (ФРГ, Бельгия, Дания);

• через специально созданные учреждения (США, Франция, Италия, Испания, Великобритания).

Для российского рынка ценных бумаг ближе американская модель организации и регулирования, как на законодательном, так и на организационном уровнях. Однако сущность американской модели РЦБ, в которой основная масса акций свободно обращается на вторичном рынке ценных бумаг, пока не реализована.

В РФ к органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

- ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам);

- Министерство финансов РФ;

- Центральный банк РФ;

- Комитет по управлению государственным имуществом РФ;

- Антимонопольный комитет РФ;

- Министерство по налогам и сборам РФ;

- Министерство юстиции РФ;

- Государственный комитет по надзору за деятельностью страховых организаций и др.

Основными функциями регулирующих органов, направленными на защиту инвесторов от финансовых потерь, являются: регистрация всех участников рынка ценных бумаг; обеспечение всех субъектов экономики достоверной информацией о выпуске и обращении ценных бумаг; контроль и поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию на рынок.

Правовую основу функционирования рынка ценных бумаг составляют законы РФ, решающие следующие вопросы:

• юридический статус ценных бумаг;

• разграничение прав и ответственности эмитента и посредника;

• формы эмиссии ценных бумаг (наличная и безналичная эмиссия);

• регистрация реестров ценных бумаг;

• создание депозитариев;

• защита имущественных прав инвесторов;

• гарантии участников рынка права на компенсацию со стороны должников;

• контроль за эмиссией ценных бумаг;

• контроль за работой банков с ценными бумагами.

Законодательство регулирует выпуск и функционирование векселей, акций, облигаций и других ценных бумаг. Государство лицензирует деятельность бирж, брокеров, других профессиональных участников РЦБ, инвестиционных институтов с целью повышения профессионализма участников рынка ценных бумаг. Законодательно оформляются правила обращения деривативов - производных ценных бумаг (фьючерсов, опционов и др.)

Лицензированием деятельности коммерческих банков и кредитных организаций занимается Центральный банк РФ, страховых организаций - Государственный комитет по надзору за страховой деятельностью.

Российский РЦБ относится к быстро растущим развивающимся рынкам. Обычно его сравнивают с фондовыми рынками Бразилии, Индии и Китая (страны БРИК). С 2006 года развитие рынка ценных бумаг и деятельность ФСФР России осуществляются в рамках Стратегии развития финансового рынка РФ на 2006-2008 годы (распоряжение Правительства РФ № 793-р от 1 июня 2006 года). Основные цели и задачи этой стратегии были связаны с модернизацией институтов и инструментов российского РЦБ в условиях глобализации мировой финансовой системы и усиления его конкурентоспособности.

Главными направлениями государственной политики по развитию финансового рынка на 2006-08 годы были:

- создание условий для формирования конкурентоспособных институтов РЦБ;

- снижение регулятивных барьеров для обеспечения выхода российских компаний на рынок капитала и создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка;

- совершенствование законодательной базы в части защиты прав инвесторов и снижение нерыночного инвестиционного риска;

- реформа системы регулирования РЦБ.

Создание конкурентоспособных институтов предполагает:

- совершенствование учетно-расчетной инфраструктуры фондового рынка, внедрение новых технологий;

- повышение конкурентоспособности бирж и торговых систем;

- внедрение систем управления рисками профессиональных участников рынка;

- развитие накопительных пенсионных систем и институтов коллективных инвестиций;

- развитие страховых институтов.

Упрощение выхода российских компаний на рынок капитала и создание правовых основ формирования новых инструментов предполагает:

- развитие рынка производных финансовых инструментов;

- развитие инструментов секьюритизации (расширение использования ценных бумаг в качестве инструмента регулирования рыночных отношений и движения ссудного капитала.) финансовых активов и рынка ипотечных ценных бумаг;

- снижение издержек по выходу компаний на рынок капитала.

Совершенствование законодательной базы в сфере защиты прав инвесторов включает:

- повышение эффективности системы раскрытия информации о фактах, существенно влияющих на рыночную стоимость инвестиционных продуктов, предлагаемых на финансовом рынке;

- решение проблемы использования инсайдерской (любое лицо, имеющее доступ к конфиденциальной информации о делах фирмы благодаря своему служебному положению и родственным связям.) информации и инсайдерской торговли;

- защиту прав акционеров при присоединениях, слияниях и иных формах реорганизации АО;

- развитие компенсационных механизмов на финансовом рынке.

Реформа системы регулирования на финансовом рынке предполагает реализацию следующих мероприятий:

- разработку нормативной правовой базы для создания и функционирования коллегиального органа по регулированию на финансовом рынке;

- вовлечение в процесс принятия решений по регулированию финансового рынка профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвесторов и эмитентов, в том числе путем развития саморегулирования

Некоторые из пунктов Стратегии реализованы досрочно. В то же по принципиальному пункту об инсайдерской информации практически ничего не сделано. В число ключевых направлений не вошла и проблема манипулирования ценами на фондовом рынке и сопутствующие ей задачи.

По капитализации российский РЦБ в 2007 году вышел на 12 место в мире. Удельный вес России в совокупной капитализации 48 крупнейших финансовых рынков мира вырос с 2004 по 2007 годы с менее чем 1% до 2,4%.

На конец 2007 года по данным ФСФР капитализация рынка акций составила 32,3 трлн. руб. или 98% ВВП (целевой индикатор на 2008г. в рамках Стратегии составляет 70%)[2]. Для сравнения в 1997-2004 гг. капитализация фондового рынка не превышала 20% ВВП.

В 2007 году стоимость находящихся в обращении корпоративных облигаций по отношению к ВВП выросла до 3,7% (целевой показатель Стратегии на 2008 год - 4,5%). Объем биржевой торговли акциями в этом году составил 31,4 трлн. руб. Причем в отличие в 2006 году свыше 30%, а в 2007 г. 50% прироста капитализации было обеспечено новыми эмиссиями, а не ростом котировок, как в прошлые годы.

Доля сделок на зарубежных рынках с российскими ценными бумагами составила в 2007г. около 30%. Т.е. массового оттока ценных бумаг на иностранные фондовые биржи пока не наблюдалось, что и ставилось в качестве одной из целей Стратегии.

РЦБ во все больших объемах выполняет свою важнейшую функцию - функцию инвестирования экономики. В 2007 году объем зарегистрированных ФСФР России выпусков эмиссионных ценных бумаг по номинальной стоимости составил по данным ФСФР 1889,3 млрд. рублей. Из них 626,7 млрд. рублей составили выпуски облигаций и 1262,6 млрд. рублей - акции. По открытой подписке было размещено соответственно акций на сумму 74,6 млрд. рублей и облигаций на сумму 616,4 млрд. рублей, что составляет 10.8% к величине инвестиций в основной капитал по данным ФСГС. Как видим, продолжается тенденция превалирования размещения акций по закрытым схемам. Размещают дополнительные выпуски акций в основном между «своими». Предприниматели продолжают опасаться прозрачности в сфере собственности и недобросовестной конкуренции в криминальной российской экономике, удерживая в основном акции у себя и у своих близких.

Рыночная стоимость публичного размещения акций в 2007 году составила около 30 млрд. долларов или 740 млрд. рублей. Объем капитала, привлеченного путем публичного выпуска акций и облигаций, составил по оценкам ФСФР около 1360 млрд. рублей или 21.2% от объема инвестиций в основной капитал (целевой ориентир Стратегии - 20% к 2008 году). Однако выразим сомнение в том, что облигационные займы представляли собой по сути инвестиции в основной капитал. Большая их часть - это займы администраций регионов и МО, т. е. в основном госзаймы, а не корпоративные.

С учетом размещения российских еврооблигаций на зарубежных рынках (37 млрд. долл.) вклад РЦБ в основной капитал (опять же по оценкам ФСФР) превысил 35% (целевой ориентир Стратегии - 35-40% к 2008 году).

РЦБ стал играть ведущую роль из финансовых рынков в процессах инвестирования экономики РФ, отодвинув банковскую систему в этой сфере на второе место. Вклад банковских кредитов в инвестиции в основной капитал по данным ФСГС составил 9.6% в 2006 г. и 10.2% в 2007 году. Однако слишком оптимистические данные ФСФР по вкладу в инвестиции в основной капитал дают повод для их обсуждения. ФСФР включил, как отмечалось выше, в состав источников инвестиций в основной капитал облигационные займы, эмитентами которых в основном являются администрации субъектов РФ и крупных МО (табл.1). Эти займы выпускаются регионами главным образом для урегулирования дефицита бюджетов и решения оперативных и среднесрочных хозяйственных задач. Поэтому представляется, что расчетная доля инвестиций РЦБ в основной капитал при использованном ФСФР подходе существенно завышена. Тем не менее, очевиден быстрый рост российского РЦБ, его капитализации и вклада в финансирование развития экономики страны.

В целом, основные количественные целевые ориентиры Стратегии на 2006-2008 годы были достигнуты уже в 2007 году и некоторые даже превышены. Однако мировой финансовый рынок в начале 2008 года обрушил индексы ММВБ и РТС, снизил котировки голубых фишек курсы акций второго эшелона. Поэтому показатели российского РЦБ ухудшились в первом полугодии 2008г.

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.