Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Противоречия творческого процесса

Вдохновение - важное явление в жизни творческой личности. Но стоит ли «приставать» к подсознанию (т. е. терзать себя), если оно не готово что-либо «выдать»? Быть бдительным очень полезно, чтобы замечать соответствующие движения души, находить им выражение. Но ведь творчество питается внешними впечатлениями, поэтому излишнее внимание к подсознанию ему же и мешает.

Возникает противоречие: с одной стороны, быть внимательным, следить за движениями подсознания, проявлениями интуиции, стремиться к ним, с другой - не обращать внимание на подсознание, заниматься сознательной работой, управлять своим поведением сознательно.

Варианты отношений к движениям подсознания

 

Поскольку известно, что большинство людей отмечают у себя тенденции к экстраверсии или интроверсии (хотя бы выраженные слабо), то следующая задача освоения творчества: дозировать внимание - внешнему, объекту исследования, изучения, познания, на который направлено творчество, и внимание - самому себе, своим внутренним состояниям, самонаблюдение.

Иногда говорят, что больше всего надо думать о результате творчества, об объекте познания, а не о себе. Однако, если думать только об объекте, отвлекаясь от своих состояний, от самонаблюдения, создание условий творчества, приводящих к результату, может выпасть из внимания, в итоге новые результаты будут получаться вследствие совпадения тех условий, которые не контролируются и возникают в значительной степени случайно.

Варианты отношений к объекту познания,
субъективным состояниям, связанным с творчеством

Общение и уединение. Баланс сознательного поведения и внимания к подсознанию, а также баланс интереса к объекту творчества и самонаблюдения неизбежно выводит на вопрос соотношения общения и уединения. Без уединения самоанализ, самонаблюдение невозможны. Да и само выражение результатов творчества требует времени, взаимодействие с другими при этом обычно не предполагается.

Поэтому следующая группа «выясняемых» отношений - баланс общения и уединения.

Человек - член общества, и без окружающих людей он не выжил бы. Человек приспосабливается к природе и выдерживает конкурентную борьбу с остальной частью природы, принадлежа к массе людей, к обществу. Он работает для себя и для других людей.

Общение с людьми дает информацию, создает мотивы творческой деятельности, в том числе воспринимаемые бессознательно, ставит жизненно важные вопросы. Говорят о «живительных связях с людьми». Общение помогает чувствовать историческое время, проблемы, волнующие людей.

Но погружение в общение рассредоточивает, не позволяет объединить все получаемое разнообразие знаний и впечатлений. Оно отвлекает от погружения в собственный внутренний мир.

Варианты отношения к общению и у единению

 

Оценка и самооценка. Человек, время от времени получающий новые результаты, представляет их окружающим. Поэтому, сталкиваясь с оценками полученных им результатов, он может сопоставлять самооценку и оценку. Возникает вопрос соотнесения того и другого.

Однако чрезмерное обращение к оценке со стороны окружающих заставляет человека искать поощрения от окружающих вновь и вновь, перекладывает оценку результатов труда на них, что может надоедать окружающим или даже становиться мучительным для них.

 

Варианты отношений к оценке со стороны окружающих и к самооценке

 

Отношение к достигнутому. Результаты творчества периодически обновляются: то, что достигнуто, подготавливает новые шаги. Поэтому возникает вопрос о соотношении удовлетворения от достигнутого и обновления.

Работы никогда не бывают идеальными и полностью завершенными, но, увидев свет, они «сталкиваются» с другими работами, взаимодействуют с ними и таким образом развиваются.

Любой автор прекрасно знает: стоит провести семинар по той теме, о которой он пишет, и его представления несколько изменятся, уточнятся. Своей работой он не до конца удовлетворен, понимает, что что-то можно сделать лучше. Но тем не менее считает необходимым зафиксировать промежуточный результат. Подобным образом могут относиться к своей работе актер, музыкант, живописец, архитектор, организатор, рабочий и др.

Варианты отношений к достигнутому в творчестве

Отношение к изложению представлений: полнота или краткость

«Главное - надежность передачи мысли». Поэтому можно повторять одно и то же, расцвечивать изложение, варьировать его. Важнее всего ничего не потерять, все донести до слушателя (читателя), полностью выразить себя, высказаться. Подобная позиция имеет хорошие стороны, но она связана с многословием... иногда - с «разжевыванием» того, что уже давно понято.

Суть того, что хочешь сказать, следует выражать лаконично. «Краткость - сестра таланта». Не стоит «растекаться мыслию по древу». «Много говорит тот, кто ничего не знает». По любой теме можно говорить бесконечно. Говорите коротко. В этой связи вспоминаются слова академика В. А. Коптюга: «Математики иногда говорят так коротко, что смысл сказанного доходит через год». В обычном общении человек часто стремится передать другим не только мысли, но и представления, чувства, переживания. В этих случаях не обойтись без подробных описаний, иногда даже внушений

Варианты отношения к полноте или краткости изложения представлений

Широта применения творческих подходов.

Если человек добирается до состояний Вдохновения, Озарения, решает сложные профессиональные задачи, ему начинает казаться, что и в обычной жизни любая задача по плечу. Возникает желание решать творческие задачи во всем, чего бы он ни коснулся.

Отчасти это верно, кое-что удается, но не стоит забывать, что переключение на новую деятельность часто означает: все начинать с нуля. Излишняя разбросанность в творчестве может ослабить доминанту творчества, увести от нее и даже угасить ее вовсе.

«Не стоит разбрасываться». Если выбрал какое-то направление работы, то его и придерживайся. Отказывайся от того, что может мешать.

Эта позиция верна, но излишнее застревание на одном направлении работы может сдерживать и ограничивать творчество. Ведь оно не всегда предсказуемо и заранее трудно определить, что является основным, что - отвлечением. Через некоторое время могут обозначиться взаимосвязи, которые обогатят то, чем занимался.

Узость или широта применения творческих подходов

 

Если суммировать сказанное, получаем следующий перечень сбалансированных отношений:

· сознательная работа и внимание движениям подсознания;

· баланс интереса к объекту познания и субъективно-психологическому процессу творчества;

· взаимодополнение общения и уединении;

· самооценка с учетом мнений специалистов;

· достижения - основа дальнейшего движения вперед;

· изложение представлений: полнота и лаконичность;

· основная линия творчества, пробы творчества в смежных областях деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Творчество как процесс | Управління в галузі використання та охорони землі
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.