КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогические технологии в системе ППФК
Широкое применение различных видов спорта в процессе ППФП студентов оправдано также высокой заинтересованностью, положительной эмоциональной и оздоровительной окраской спортивных занятий молодежи. Однако если такая спортивная тренировка проводится с целью подготовки студентов к их профессиональной деятельности, то должна быть обеспечена ее доступность для каждого студента вне зависимости от степени его способностей к данному виду спорта. В то же время следует учитывать, что «спортивный метод» не может являться единственным методом при решении всего комплекса вопросов ППФП студентов из-за его недостаточной избирательности. Кроме того, нельзя не признать справедливыми замечания ряда авторов о том, что неправильная постановка учебной и тренировочной работы может из самого прикладного вида спорта выхолостить его прикладную сущность. Большинство исследователей указывают, что высокой эффективности при воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта. При этом применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения — это те же обычные физические упражнения, но подобранные и организованные в полном соответствии с ее задачами. В настоящее время еще не существует специальной классификации физических упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос должен решаться самостоятельно. Однако при подборе средств физического воспитания в целях ППФП имеет смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит более направлено и избирательно использовать, эти средства в процессе физического воспитания студентов. Такими группами средств ППФП студентов можно считать: прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию учебного процесса по разделу ППФП. Прикладные физические упражнения, и отдельные элементы из различных видов спорта могут в сочетании с другими упражнениями обеспечить воспитание необходимых прикладных физических и специальных качеств, а также освоение прикладных умений и навыков. В содержании таких занятий, как правило, раскрываются наиболее актуальные стороны ППФП студентов данного учебного заведения. Например, на естественных факультетах университетов, в геологоразведочных, сельскохозяйственных и некоторых других вузах на теоретических занятиях студентам даются знания об основах альпинизма, топографии, спортивного ориентирования и других видов туризма. Практические учебные занятия для студентов лесохозяйственных специальностей по профессионально-прикладной физической подготовке специально-прикладной направленности могут проводиться в учебных группах всех отделений (основного, подготовительного, специального медицинского, спортивного совершенствования). В процессе этих занятий могут в той или иной степени решаться все основные задачи. Главная целевая направленность занятий основного отделения - преимущественное и специальное воспитание прикладных физических и специальных качеств, умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности. При проведении практических учебных занятий в специальном медицинском учебном отделении их содержание должно быть согласованно с возможностями каждого студента в зависимости от характера отклонений в состоянии его здоровья. В группах спортивного совершенствования для успешного воспитания прикладных физических и специальных качеств, формирования прикладных умений и навыков должны быть максимально использованы возможности каждого вида спорта. Вышеизложенные положения позволяют разработать структурную схему организации ППФП специально-прикладной направленности для студентов-бакалавров лесохозяйственных специальностей (рис. 1). Данная схема исходит из общественной и личной потребности специалиста в занятиях физической культурой в процессе профессиональной подготовки, возможностей физической культуры, включающей специально-прикладную направленность ППФП для развития основных физических качеств и двигательной способности, формирования психофизических функций, знаний, умений и навыков. Формы организации ППФП специально-прикладной направленности включает в себя: специальные учебно-тренировочные занятия, спортивно-массовые мероприятия с профессионально-прикладной целеустановкой, индивидуально-самостоятельные профессионально-прикладные физические упражнения, специально-прикладные виды спорта. Специальные учебно-тренировочные занятия осуществляются в основной, подготовительной и специальной медицинской группах. Спортивно-массовые мероприятия с профессионально-прикладной целеустановкой имеют место в спортивно-оздоровительных лагерях, в процессе учебных практик, в студенческих отрядах, на учебно-тренировочных сборах. Индивидуально-самостоятельные профессионально-прикладные физические упражнения, включают производственную гимнастику, утреннюю зарядку, физкультпаузу, попутную тренировку, вводную гимнастику, учебную и производственную практики в каникулярное время. Все эти мероприятия способствуют повышению ОФП, профессионально-прикладного физического развития, освоению лечебной физической культуры с элементами ППФП, профессионально-прикладной физической рекреации, профессионально-прикладной двигательной реабилитации Так, профессиональная деятельность специалистов экономического профиля характеризуется следующими признаками: - монотонностью производственной деятельности; - однообразием рабочей позы и движений; - малоподвижностью, напряжённостью зрительного анализатора; - сосредоточенностью и концентрацией внимания. Все перечисленные факторы ведут к утомлению, снижению работоспособности. Ухудшение состояния организма усугубляется ещё и тем, что оно проявляется на фоне нервно-эмоционального напряжения, усиливающего физическое и психофизическое состояние, что способствует возникновению профессиональных заболеваний. 2. К ведущим физическим качествам и функциям организма, необходимых для освоения профессии экономического профиля, относятся быстрота и точность движений, устойчивость и переключение внимания, общая выносливость, а также большой комплекс психофизических и педагогических свойств и качеств, составляющих структуру личностных особенностей специалиста с высшим образованием. К ним относятся: умственные, волевые, педагогические, организаторские, различные сенсорные умения и навыки, а также основные двигательные умения и навыки. 3. Содержание программы профессионально-прикладной физической подготовки студенток ССУЗов экономического профиля включает теоретическую и практическую подготовки. Теоретический раздел программы предусматривают формирование у студентов прочных знаний по организации физического воспитания с профессиональной направленностью, по проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, во внеурочное время и самостоятельных занятий физическими упражнениями. Основу практического раздела должны составлять специально подобранные упражнения из видов физической подготовки, предусмотренных государственной программой. Для развития и совершенствования профессионально важных физических качеств и психофизических функций, необходимых для успешного освоения профессии экономического профиля целесообразно использовать средства из разделов: лёгкой атлетики (быстрота, точность и координация движений); спортивных игр (внимание, координация движений, общей выносливости). Средства для формирования личностных качеств рекомендуется подбирать исходя из преимущественной направленности видов физкультурной деятельности: гимнастической - самостоятельность, сосредоточенность, воля, дисциплинированность, эмоциональная устойчивость; легкоатлетической - собранность, терпеливость,, общительность, деловитость; спортивно-игровой - коллективизм, общительность, солидность, надёжность; аккуратность, коллективизм. Перечисленные виды двигательной активности следует применять при проведении основных форм занятий физическими упражнениями в ССУЗах, а также при самостоятельных занятиях. Физическое развитие испытуемых опытной и контрольной групп под влиянием различных средств физической культуры к концу эксперимента улучшилось, однако достоверно только в показателях жизненной ёмкости лёгких, силы левой и правой кисти (Р<0,001; 0,01). Существенные межгрупповые различия в конце исследования выявлены в показателях ЖЕЛ (Р<0,00) в пользу студенток опытной группы и силы мышц правой кисти (Р<0,05) у девушек контрольной. Преимущество испытуемых опытной группы (по показателям ЖЕЛ), а контрольной (по показателям динамометрии) объясняется использованием большого объёма средств, направленных на развитие общей выносливости в первой и силовых упражнений во второй группе. Направленное использование средств и методов физического воспитания неодинаково сказалось на физической подготовленности испытуемых. Участницы эксперимента, занимающиеся в течение учебного года по специально разработанной программе, достоверно превзошли своих сверстниц из контрольной группы по основным показателям, характеризующим уровень развития профессионально важных физических качеств - быстроты и общей выносливости (Р<0.001), в силовых видах испытаний преимущество было на стороне испытуемых контрольной группы, но это преимущественно несущественно (Р>0,05). Подтверждением эффективности экспериментальной программы явились и результаты выполнения участниками эксперимента контрольных нормативов по ППФП. Процент выполнения восьми тестов в опытной группе составил 79,5%, а в контрольной лишь 59,6% участниц. У испытуемых, прошедших полный курс экспериментальный программы, значительно улучшились показатели большинства изучаемых профессионально важных качеств и функций организма. В частности, достоверно улучшились внимание, координация движений, быстрота, общая выносливость соответственно на 30,0%, 29,9%, 22,1%, 11.0%. Их организм по данным ЧСС четырёх контрольных уроков, имеет лучшую приспо-сабливаемость к физическим нагрузкам, а данные координационной пробы свидетельствуют о положительном влиянии прикладных упражнений на функциональное состояние мышечного аппарата и совершенствование координационных механизмов. Улучшение аналогичных показателей у испытуемых контрольной группы на 7,7; 12,9; 3,7 и 4,5%, занимавшихся по общепринятой программе физического воспитания не являлось достоверным при 5% уровне значимости. Полученные в ходе педагогического эксперимента данные свидетельствуют, что занимавшиеся физическими упражнениям специальной направленностью имеют существенное преимущество (Р<0,001) перед испытуемыми контрольной группы по показателям производственного тестирования и по профессиональной подготовленности приблизились вплотную к высококвалифицированным специалистам. Так, студентки опытной группы тратят на выполнение производственной операции на 8,1% времени больше, чем специалисты и на 22,5% меньше испытуемых контрольной группы. Предлагаемая методика проведения занятий по физическому воспитанию с направленным использованием средств и методов физической культуры может быть рекомендована для высших и средних учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов экономического профиля. Практические рекомендации. Результаты проведённых исследований позволяют выработать ряд рекомендаций по организации физического воспитания с профессиональной направленностью для учащейся молодёжи, осваивающих профессии экономического профиля. Их реализация будет способствовать оптимизации учебно-педагогического процесса, обеспечивать подготовку высококвалифицированных специалистов для производства. Разработанные рекомендации предназначены для преподавателей физического воспитания Вузов, ССУЗов, а также организаторов внеучебной физкультурно-спортивной работы 1. При разработке системы физического воспитания учащейся молодёжи, обучающейся в учебных заведениях экономического профиля целесообразно: - профилировать процесс физического воспитания в соответствии с требованиями, предъявляемыми предстоящей профессиональной деятельности к физическим и психофизическим функциям организма; - для развития профессионально важных физических и психофизических качеств использовать средства и методы, представленные в программе физического воспитания с учётом их преимущественной направленности на те качества и функции организма, к которым предъявляются повышенные требования в процессе профессиональной деятельности; - для доведения эффективности учебно-педагогического процесса двигательный режим должен составлять 8-9 часов в неделю, что должно достигаться за счёт использования всего многообразия форм организации спортивно-массовой и профессионально-прикладной физической культуры, включая теоретическую и практическую подготовку; - в ходе учебно-педагогического процесса осуществлять постоянный контроль за уровнем развития профессионально значимых физических и психофизических качеств и в соответствии с этим проводить соответствующую корректировку в выборе средств и методик их использования. 2. С целью реализации задач профессионального обучения учащейся молодёжи в учебных заведениях экономического профиля необходимо: -учитывать степень воздействия производственных условий на состояние отдельных физических качеств и психофизиологических функций организма; - включать средства, направленные на развитие и совершенствование профессионально значимых физических и психофизиологических качеств, необходимых для успешного освоения профессии. К ним относятся: быстрота, общая выносливость, точность и сосредоточенность внимания, координация движений, а также личностных, составляющих структуру организаторских способностей руководителя производства - собранность, эмоциональность, деловитость, коллективизм, дисциплинированность, самостоятельность и т.п; - предусматривать индивидуальные задания, самостоятельные занятия в соответствии с личностными особенностями занимающихся, их интересов и потребностей к определённым видам двигательной активности, - шире использовать нетрадиционные средства оптимизации психоэмоционального состояния (аутотренинг, восточные единоборства), физические упражнения, способствующие интенсивному развитию профессионально важных качеств (атлетическая, ритмическая гимнастика). 3. Планирование годичного цикла занятий должно обеспечить эффективность средств ППФП на становление основных физических, психофизических и личностных качеств, ориентирами для этого являются: - исходный уровень общефизической подготовленности студенческой молодёжи; - подбор средств профессионально-прикладной физической культуры осуществлять из всех видов спорта, представленных в программе физического воспитания; - соотношение общеразвивающих и специальных средств воздействия не должно оставаться постоянным в течение всего периода обучения: на базовом этапе - 30% от общего времени занятий, а на профессиональном -70%; - интенсивность воздействия средств профессиональной физической культуры на двигательные и личностные способности должны возрастать перед производственной практикой. Рис. 1. Структурная схема организации ППФП специально-прикладной направленности
Список литературы.
1. Ильин В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и организационные основы. — М.,1978. 2. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания в ВУЗе. — М., 1983.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |