Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неумение обращаться к людям с просьбами и правильно реагировать на просьбы

Процесс общения людей между собой обычно начинается с обращения людей друг к другу, и такое обращение нередко содержит в себе просьбы, адресованные другим людям. Частной, но важной проблемой оптимизации личного и делового общения людей становится их умение высказывать просьбы и реагировать на просьбы.

Человек, желающий обратиться к другому с какой-либо просьбой, далеко не всегда знает, с чего правильнее начать изложение своей просьбы, как ее лучше всего выразить словами, что ответить другому человеку, если он выражает согласие или несогласие выполнить данную просьбу, как вести себя в том случае, если со стороны партнера по общению последует неопределенная реакция на просьбу.

Несколько меньше, но, тем не менее, все же довольно много вопросов возникает тогда, когда кто-то другой обращается с просьбой лично к вам. В этом случае мы также не всегда точно знаем, как правильно выразить словами согласие или несогласие выполнить просьбу. Что же должен знать и уметь делать человек, сталкивающийся с ситуацией, когда нужно высказывать или реагировать на просьбы?

Человек, обращающийся с какой-либо просьбой к другому человеку, прежде всего должен сам хорошо представлять, что же он хочет получить от другого человека. Неопределенно сформулированная просьба ставит другого человека в затруднительное положение даже тогда, когда он искренне готов откликнуться на просьбу, удовлетворить ее.

Каждый, обращающийся к другому человеку с какой-либо просьбой, должен знать его реальные возможности эту просьбу выполнить. Правда, это далеко не всегда можно знать заранее и определенно. Тем не менее следует избегать обращений с просьбами, которые выполнить трудно, или к людям, для которых выполнение соответствующих просьб может стать проблемой. Это связано с тем, что отказ в выполнении просьбы почти всегда ставит обоих людей – и того, кто обращается с просьбой, и того, кто на нее реагирует, – в затруднительное, неловкое положение.

Желательно, чтобы человек, обращающийся с просьбой к другому, заранее представлял себе, как лучше всего начать фразу, содержащую в себе просьбу, а также что и как нужно сказать, если кто-то другой обратился с просьбой лично к нему. Казалось бы, это достаточно простое дело, однако практика показывает, что многие люди теряются в этой ситуации и поначалу точно не знают, что сказать.

Вот некоторые примеры соответствующих фраз и реплик, основанные на нормах речевого этикета, принятых в современном русском языке. Эти начальные слова желательно запомнить, научиться легко и быстро произносить любые из них для того, чтобы они превратились в почти автоматические речевые реакции в ситуациях общения, включающие обращение и реагирование на просьбы.

В приведенных ниже примерах в скобках, после начала соответствующих реплик и фраз, указаны варианты их составления и продолжения.

  • Я прошу вас...
  • Очень (убедительно, настоятельно) прошу вас...
  • Мне хочется (хотелось бы) вас попросить...
  • Могу (ли) я попросить вас...
  • Можно (можно ли, нельзя ли) попросить вас (у вас)...
  • Вы можете...
  • Я просил бы вас...
  • Вам не трудно...
  • Вас не затруднит...
  • Можно мне...
  • Разрешите, я...
  • Не сочтите за труд...
  • Окажите любезность...

Далее следуют возможные фразы (начала фраз), реплики, произносимые в ответ на полученное обращение с просьбой, и содержание в себе согласие выполнить ее.

  • Сделаю (все, что в моих силах).
  • Постараюсь (выполнить вашу просьбу).
  • С удовольствием!
  • Непременно!
  • Хорошо.
  • Сделаю все, что от меня зависит.
  • Сделаю во что бы то ни стало (обязательно).
  • Да, пожалуйста (конечно).
  • (Конечно) можно.
  • Разумеется.
  • Безусловно.
  • Не сомневайтесь.

Возможные реплики и начала фраз, содержащих в себе отказ выполнить просьбу, выглядят следующим образом:

  • (Я) не могу.
  • Никак не могу (не получится).
  • Нет, не могу (не смогу, не выйдет, невозможно).
  • К сожалению, никак не смогу (нет, не получится, не выйдет, невозможно).
  • Я (бы) с удовольствием, но не смогу (не получится, не выйдет, невозможно).
  • Охотно бы, но не смогу (не получится, не выйдет, невозможно).
  • Я хотел бы, но не смогу (не получится, не выйдет, невозможно).
  • Мне хотелось бы, но (к сожалению) не смогу (не получится, не выйдет, невозможно).
  • Охотно (я хотел бы, мне очень хотелось бы), но это не в моих силах.
  • Я бессилен (не в моих силах), что-либо сделать.

Человек, обращающийся с просьбой к другому человеку, обычно рассчитывает на то, что в течение определенного срока его просьба будет выполнена. И если тот, к кому он обратился, согласен выполнить данную просьбу, то его можно попросить сделать это к определенному времени или же просто спросить о том, когда он сможет выполнить полученную просьбу.

Человек, согласившийся выполнить просьбу другого лица, в свою очередь может спросить его о времени выполнения его просьбы. Если в ответ последует: «В любое время» или «Когда сможете», то лицо, взявшееся выполнить просьбу, должно будет само определить срок, когда оно сможет это сделать.

В ответ на согласие выполнить просьбу или на уже выполненную просьбу непременно нужно искренне, сердечно поблагодарить того, кто ее выполнил или согласился выполнить.

С этой целью можно воспользоваться следующими репликами или началами фраз:

  • Спасибо!
  • Большое спасибо!
  • Спасибо за то, что вы...
  • Я благодарен вам (за то, что вы)...
  • От души благодарю вас (за)...
  • Сердечно благодарю вас (за)...
  • Я очень благодарен вам!
  • Я до такой степени благодарен вам, что мне трудно найти слова...
  • Нет слов, чтобы выразить (вам) мою благодарность!
  • Я признателен вам за (то, что)...
  • Я вам (очень, так, глубоко, бесконечно, чрезвычайно) признателен (за)...
  • Как я вам признателен!
  • Я очень (так, глубоко, чрезвычайно) благодарен вам за оказанную услугу!
  • Я у вас в (бесконечном) долгу!
  • Разрешите вас (сердечно) поблагодарить (за)...
  • Я хочу (хотел бы) поблагодарить вас (за)...
  • Мне хочется (хотелось бы) поблагодарить вас (за)...
  • Я должен (обязан) поблагодарить вас за...
  • Как я вам благодарен (признателен) (за)...
  • Я вам так признателен (благодарен) (за)... вы не представляете, как я вам благодарен (признателен)!
  • Спасибо за то, что вы мне помогли (выручили меня)!
  • Вы так любезны!
  • Вы так много сделали для меня!
  • Я (очень) вам (многим) обязан!

Вот подходящие ответные реплики на выражение благодарности:

  • Не стоит (благодарности).
  • Не за что (благодарить).
  • Мне (это было) не трудно сделать.
  • Мне (это) не составило большого труда.
  • Мне было (очень) приятно это сделать (для вас).
  • Какие могут быть благодарности!
  • Ну (да) что вы!
  • И вас (я, тоже) благодарю!
  • Это я вас должен (обязан) благодарить!
  • Это такие пустяки!
  • Хорошо.
  • (Ну) хорошо.
  • (Ну) ладно.
  • Да ладно (уж).
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принятие и реализация решений по рабочим делам | Неумение убеждать людей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.