Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права и обязанности государственных инспекторов




Проверка выполнения требований, перечисленных в заключе­нии ГЭЭ Федеральным законом «Об охране окружающей среды», возложена на федеральных государственных инспекторов в облас­ти государственного экологического контроля и государственных инспекторов субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Федеральные государственные инспекторы осуществляют кон­троль федеральных объектов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Государственные инспекторы субъектов Российской Федерации осуществляют государственный экологический контроль за объек­тами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм соб­ственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной дея­тельности, подлежащих федеральному государственному экологи­ческому контролю.

Они обязаны:

Ø предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодатель­ства в области охраны окружающей среды;

Ø разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности;

Ø соблюдать требования законодательства.

Решения государственных инспекторов в области охраны окру­жающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об охра­не окружающей среды» государственные инспекторы при испол­нении своих должностных обязанностей в пределах своих полно­мочий имеют право в установленном порядке:

Ø посещать в целях проверки организации, объекты хозяйствен­ной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборон­ные объекты, объекты гражданской обороны,

Ø знакомиться с до­кументами и иными необходимыми для осуществления государ­ственного экологического контроля материалами;

Ø проверять соблюдение нормативов, ГОСТов и иных норматив­ных документов в области охраны окружающей среды, работу очи­стных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

Ø проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вво­де в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации про­изводственных и других объектов;

Ø проверять выполнение требований, указанных в заключении ГЭЭ, и вносить предложения о ее проведении;

Ø предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государ­ственного экологического контроля;

Ø приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юриди­ческих и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;

Ø привлекать к административной ответственности лиц, допус­тивших нарушение законодательства в области охраны окружаю­щей среды.

Организация государственного экологического контроля и ГЭЭ на уровне МПР России и его территориальных органов

Система охраны окружающей среды и обеспечения экологи­ческой безопасности на уровне Российской Федерации органи­зована в соответствии с Указом Президента Российской Федера­ции «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17.05.00 № 867.

Вопросы охраны окружающей среды в настоящее время нахо­дятся в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), которое является федеральным орга­ном исполнительной власти, проводящим государственную по­литику и осуществляющим управление в сфере охраны окружаю­щей среды и обеспечения экологической безопасности, а также координирующим в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, деятельность в этой сфере иных феде­ральных органов исполнительной власти.

Одной из основных задач МПР России является охрана окру­жающей среды и обеспечение экологической безопасности. Для решения этой задачи Министерство природных ресурсов Российс­кой Федерации обеспечивает организацию и проведение государ­ственной экологической экспертизы и государственного экологи­ческого контроля как непосредственно, так и через свои террито­риальные органы.

К территориальным органам МПР России, проводящим го­сударственный экологический контроль и ГЭЭ, относятся: Де­партамент государственного контроля и перспективного разви­тия в сфере природопользования и охраны окружающей среды, Управление (Главное управление) природных ресурсов и охра­ны окружающей среды по субъекту (субъектам) Российской Фе­дерации. Департамент государственного контроля и пер­спективного развития в сфере природопользования и охраны окру­жающей среды МПР России является территориальным органом министерства, реализующим на территории федерального округа следующие функции:

Ø организация государственного контроля в сфере природополь­зования и охраны окружающей среды;

Ø организация комплексного геологического изучения недр и вос­производства минерально-сырьевой базы в особо значимых неф­тегазоносных и минерагенических провинциях;

Ø сводно-аналитическое и информационное обеспечение в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

Ø взаимодействие и обеспечение координации взаимодействия всех территориальных органов МПР России, действующих на террито­рии федерального округа, с полномочным представителем Прези­дента РФ в федеральном округе.

Управление (Главное управление) природных ресурсов и охра­ны окружающей среды по субъекту (субъектам) Российской Фе­дерации МПР России является территориальным органом мини­стерства, осуществляющим на закрепленной за ним территории субъекта (субъектов) Российской Федерации управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды и обеспечения экологи­ческой безопасности.

Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации

Организация охраны окружающей среды и обеспечения эколо­гической безопасности на уровне субъектов Российской Федера­ции индивидуальна. Например, органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управ­ление в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологи­ческой безопасности, в Москве является Департамент природо­пользования и охраны окружающей среды Правительства Моск­вы, в Санкт-Петербурге — Комитет по природопользованию, ох­ране окружающей среды и обеспечению экологической безопас­ности Администрации Санкт-Петербурга, в Ленинградской обла­сти — Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области и т. д.

Заключения ГЭЭ по объектам, находящимся на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов, под­лежащих федеральному государственному экологическому конт­ролю, поступают в орган исполнительной власти субъекта Рос­сийской Федерации, осуществляющий управление в сфере охра­ны окружающей среды и обеспечения экологической безопасно­сти.

Порядок осуществления государственного экологического контроля органами исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации установлен Правительством Российской Феде­рации.

Первоначальной задачей при этом является выявление наруше­ний в документации, направлявшейся на государственную экс­пертизу, соответствие процедуры проведений ГЭЭ действующему законодательству и правомочности сделанных ею выводов.

При осуществлении государственного экологического контроля государственные инспекторы принимают меры по предупреждению, выявлению и устранению экологических правонаруше­ний и привлечению виновных к ответственности. Так, при об­наружении экологического правонарушения — осуществления хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей доку­ментации, которая получила положительное заключение ГЭЭ, государственный инспектор по охране природы составляет Про­токол об экологическом правонарушении. На основании Про­токола он принимает решение о применении к нарушителю од­ной или одновременно нескольких мер воздействия в зависимо­сти от тяжести совершенного экологического правонарушения, включая:

Ø выдачу Предписания об устранении экологического право­нарушения;

Ø вынесение Постановления о наложении штрафа за админи­стративное правонарушение;

Ø вынесение Постановления о возмещении вреда, причинен­ного окружающей природной среде;

Ø выдачу Предписания об ограничении хозяйственной и иной деятельности;

Ø выдачу Предписания банковским организациям о прекра­щении финансирования хозяйственной и иной деятельности;

Ø направление руководству предприятия, организации, учреж­дения или вышестоящему органу Представления о применении мер дисциплинарного взыскания к правонарушителю;

Ø направление материалов в следственные органы для реше­ния вопроса о привлечении к уголовной ответственности за эко­логическое преступление.

Предписание об устранении экологического правонарушения является обязательным для исполнения нарушителями в установ­ленные государственным инспектором сроки.

Санкции за нарушение требований заключения ГЭЭ

На основании Федерального закона «Об экологической экспер­тизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ заключение ГЭЭ носит обязательную силу. В случае невыполнения инициатором хозяйственной и иной деятельности требований, сформулированных в этом заключении, он несет за такие нарушения ответственность в административном и уголовном порядке.

Административная ответственность

За нарушение законодательства об экологической экспертизе Кодексом Российской Федерации «Об административных право­нарушениях» (ст. 8.4), который вступил в действие с 1 июля 2002 г., предусмотрена административная ответственность за нарушения законодательства об экологической экспертизе. В соответствии со ст. 77 и 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» наложение административных штрафов на виновных в экологических правонарушениях не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде. Компенсация вреда окружающей среде осуществляется добровольно по решению суда или арбитражного суда.

Размер административного штрафа за нарушения законодательства об экологической экспертизе

 

Вид нарушения Размер административного штрафа, МРОТ
  Граждане Должност­ные лица Юридиче­ские лица
Невыполнение требований законода­тельства об обязательности проведе­ния государственной экологической экспертизы 10-15 30-50 400-500
Осуществление деятельности, не со­ответствующей документации, кото­рая получила положительное заклю­чение государственной экологиче­ской экспертизы 15-20 30-50 400-500
Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы   10-20  

 

Уголовная ответственность

Должностные лица и граждане, виновные в совершении нару­шения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголов­ную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Рос­сийской Федерации. Под иными тяжкими последствиями наруше­ния правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать: существенное ухудшение качества окружающей среды или со­стояния ее объектов, устранение которого требует длительного вре­мени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному исполь­зованию. Представления о привлечении физических лиц к уголовной ответственности за экологические преступления направляются го­сударственным инспектором по охране природы в следственные органы.

Вопросы экологических преступлений рассмотрены в гл. 26 Уго­ловного кодекса Российской Федерации, которая включает в себя следующие статьи:

ст. 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при про­ведении работ (лишение свободы на срок до 5 лет);

ст. 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (лишение свободы на срок до 8. лет);

ст. 248. Нарушение правил безопасности при обращении с мик­робиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (лишение свободы на срок до 5 лет);

ст. 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установлен­ных для борьбы с болезнями и вредителями растений (лишение свободы на срок до 2 лет);

ст. 250. Загрязнение вод (лишение свободы на срок до 5 лет);

ст. 251. Загрязнение атмосферы (лишение свободы на срок до 5 лет);

ст. 252. Загрязнение морской среды (лишение свободы на срок до 5 лет);

Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о ГЭЭ

В государственном механизме надзора за исполнением экологи­ческого законодательства немалую роль играет прокурорский над­зор за исполнением законодательства об экологической эксперти­зе и нормативном обеспечении экологической безопасности в связи с подобными правонарушениями. От полноты и достаточности правовых норм, регулирующих охрану окружающей среды и обес­печение экологической безопасности, зависит и эффективность прокурорского надзора в этой сфере.

Этот надзор осуществляют преимущественно специализирован­ные природоохранные прокуратуры, которые начали создаваться в середине 80-х гг. Природоохранный прокурорский надзор включает природоох­ранную, природноресурсную и санитарную составляющие эколо­гического законодательства в части соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду в соответствии с гигиеничес­кими нормативами качества окружающей среды. Нередко только природоохранные прокуроры являются основной преградой про­тив ведомственной вседозволенности и произвола.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.