Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биологические формы поведения




Биологические формы поведения (пищевое, оборонительное, групповое, половое и др.) складываются из многочисленных унитарных (одиночных) действий. Унитарные реакции являются как бы «элементарными частицами» поведения, т. е. это одиноч­ные условные или безусловные рефлекторные акты, составляю­щие более сложные поведенческие акты.

Пищевое поведение складывается из пищедобывательных дей­ствий (выбор корма из кормушки, пастьба), собственно приема корма, его обработки, жвачного процесса (у соответствующих ви­дов животных), дефекации.

О боронительное поведение животных чрезвычайно разнообраз­но. Оно может проявляться по отношению как к живым объектам (животным, людям), так и к неживым предметам, если они сигна­лизируют о какой-то угрозе для животного или его потомства. Различают две крайние формы оборонительной реакции — пас­сивная и активная. Пассивная оборонительная реакция включает такие элементы, как бегство, прятание, оцепенение (неподвиж­ность), а активная — нападение на противника, агрессия.

Групповое (социальное) поведение. Копытные животные, в естественных условиях живут определенными группами. Поведение животных в больших группах определяется законом стадной иерархии, согласно которому каждое из них занимает свое ранговое место в группе. При формировании стад и табунов сначала лидирующих животных может быть несколько, но потом из них выделяется вожак, причем установление субординации происходит в ранговых боях. Ранг животного зависит от его силы, размеров, возраста. Но во многих случаях, особенно у диких животных, лидером — вожаком становится особь с большим житейским опытом.

Половое поведение. Когда уровень половых гормонов в крови повышается, начинают проявляться половые рефлексы и между животными складывают­ся новые взаимоотношения. Появляется интерес к противополож­ному полу; первые попытки «вспрыгивания» (маунтинг) являются тренировкой к будущим половым актам.

Половое поведение взрослых животных, содержащихся на вы­пасе или в загоне без привязи, включает в себя поиск и выбор по­лового партнера и собственно половые рефлексы (эрекция, обнимательный рефлекс, совокупление, эякуляция).

Материнское поведение. Обеспечивает сохранение, выращива­ние и обучение потомства. Оно проявляется еще до родов. Бере­менные животные становятся спокойными, много отдыхают, из­бегают контакта с другими животными. На пастбищах матки за 2...3 сут до родов часто уходят из стада, прячутся; кобылы готовят сухое ложе в каком-нибудь укромном месте. В условиях стойлово­го содержания следует размещать самок перед родами в индивиду­альных боксах (стойлах).

Во время родов матери способны самостоятельно позаботиться о новорожденном и ветеринарная помощь нужна лишь в трудных случаях. Материнские инстинкты включают в себя облизывание детеныша, массаж его тела, помощь в Поднятии на ноги и отыска­нии вымени, охрану. Материнское поведение очень хорошо выра­жено у всех видов сельскохозяйственных животных и птиц.

Комфортное поведение — это реакции животных, направленные на создание для себя благоприятных условий жизни. К этому типу поведенческих актов относятся выбор места для отдыха, удобная поза, купание в воде, валяние в грязи или песке, поиск укрытий в непогоду, почесывание кожи и др.

Исследовательское поведение. Одна из важнейших форм пове­дения, позволяющая изучать и оценивать окружающую среду. Включает в себя 2 вида реакций:

1) Ориентировочные реакции.

При вводе в новое помещение, появлении незнакомых людей и т. д. животное устанавливает характер стимулов, которые могут привести к той или иной его активности: оборонительной, пищевой половой и т.д. Ориентировочные реакции особое положение занимают в поведении молодых животных, у которых чаще, чем у взрослых, ориентировка сопровождается «любознательностью», по Павлову, рефлексом «что такое?». Исследовательская активность молодняка часто ведет к выработке новых навыков, которые затем осваиваются и взрослыми.

2) Манипуляторно-исследовательское поведение.

Последнее проявляется в том, что животное оценивает обстановку не просто наблюдая, но и определенным образом воздействуя (облизывает и переворачивает предметы, за­хватывает зубами).

4. Врожденные и приобретённые формы поведения (поведенческие реакции).

Поведение включает в себя любой вид активности, проявляемой индивидуумом.

Врожденные формы поведения: таксисы, рефлексы и инстинкты. К приобретенным формам, более изменчивым, относятся обучение и мышление.

Врожденные формы поведения:

Таксисы — простейшая форма поведения, определяющая взаимодействие организма со средой у простейших и многоклеточных. На последующих ступенях эволюции роль таксисов резко падает, и они заменяются другими, более совершенными механизмами адаптации. Таксисы представляют собой ориентацию по отношению к некоторым факторам среды.

Рефлекс — тоже вид адаптивного поведения. Здесь он рассматривается как безусловно-рефлекторная реакция, являющаяся одним из главных видов адаптации в животном мире.

Инстинкт — более высшая форма врожденного поведения, сформировавшаяся на протяжении истории вида. Это наследственные комплексы реакций на определенные воздействия. Инстинктивное поведение, имеет определенную направленность – всегда служить целям сохранения и развития организма в условиях характерных для жизни этого вида животных. Некоторые из них (например, половая мотивация) формируется в процессе онтогенеза, по мере морфофункционального созревания нервной и эндокринной систем. Не сразу возникают и координированные движения крыльев в полете птиц; этот навык зависит от обучения. У высших животных трудно выделить в поведении врожденные элементы и приобретенные, что обучение не повлияло на поведение. Например, у кошек ловля мышей считается инстинктивной реакцией, но часто котята, прежде чем научиться ловить мышей, должны увидеть, как это делают взрослые.

Приобретенные реакции:

Обучение – процесс, благодаря которому жизненный опыт оставляет свой след на каждом индивидууме. Обучение позволяет животному развить новые приспособительные реакции с учетом прошлого опыта, а также видоизменять те реакции, которые оказались неадаптивными.

Виды обучения:

Запечатлевание - импринтинг. Запечатлевание заключается в установлении характерной связи животного в определенный период его жизни с объектом внешней среды. Эта связь может проявляться в следовании за любым движущимся объектом, в приближении к этому объекту.

Примером этого может служить поведение только что родившегося ягненка. Если в данный момент удалить его от матери и стать перед ним, а затем пойти, ягненок будет двигаться за человеком.

Объектом запечатлевания могут быть на протяжении последующей жизни и другие предметы и явления, как-то: особо опасные предметы. Лоренц считает, что импринтинг в корне отличается от условного рефлекса, так как очень быстро запоминается и длительно сохраняется реакция на запечатленный объект, образуется он быстро в определенный «критический» период развития жизни и не гасится в последующим. Характеризуется длительностью и прочностью.

Условный рефлекс – это сложный адаптивный ответ животного на определенный условный раздражитель. Она возникает, если вслед за условным раздражителем дается безусловный. Условный рефлекс является основной формой обучения.

Инструментальный условный рефлекс. Отличие этого вида обучения от условно рефлекторного состоит в том, что индифферентный раздражитель подкрепляется не каждый раз, а лишь в случае правильной реакции. Примером инструментального условного рефлекса может служить процесс питья воды из автопоилки. Животное нажимает мордой клапан, вода поступает в резервуар поилки и корова пьет.

Метод проб и ошибок. Этот метод представляет собой усложненный инструментальный рефлекс, при котором решение задачи производится путем слепого поиска.

Подражание – тоже одна из форм обучения. Случаи подражания у животных наблюдаются очень часто. Иногда подражание происходит в ходе автоматических реакций, близких к импринтингу рефлексу следования. При погрузке лошадей в вагоны некоторые из них сопротивляются и не входят в вагон. Но стоит лишь на глазах такой лошади ввести другую лошадь, спокойно входящую в вагон, как вслед за ней строптивая лошадь входит зачительна спокойнее.

Инсайт – внезапное осуществление новой реакции без предварительных проб и ошибок. Использование животными орудий является примером инсайта. Оно встречается только у самых высокоразвитых представителей позвоночных чаще всего приматов.

Мышление — высшая форма поведения, являющаяся доминирующим видом поведения человека. У высших животных и физиологами доказано наличие элементарной рассудочной деятельности. Примером может служить инсайт. Иногда после ряда неудачных попыток и наступившей затем паузы животное внезапно изменяет тактику своего поведения и решает задачу. Следовательно, в мозге животного произошла переоценка ранее предпринятых попыток и внесен корректив в план дальнейших действий. В литературе описан такой случай. Мул был пущен в леваду с высокой изгородью из прочных жердей. После неудачных попыток перепрыгнуть через изгородь и сломать ее мул успокоился. Но через некоторое время он вдруг лег вдоль изгороди и движениями головы, туловища и хвоста перебрался под нижней жердью на другую сторону изгороди, вскочил, отряхнулся и убежал.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 7949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.