Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выигрыш от внешней торговли при наличии сравнительных преимуществ




Зерно

 

сукно

 

100 25

Рис. 19.1. Кривые производственных возможностей Англии и Франции

 

В расчете на один час затрат рабочего времени Англия может выпустить товаров больше, чем Франция, соответственно, по зерну – 0,67 т. и 0,5 т., по тканям – 100 м и 50 м. То есть Англия обладает абсолютным преимуществом как в производстве тканей, так и выращивании зерна. С точки зрения теории абсолютных преимуществ торговля между этими странами невозможна, так как у Франции нет ни одного товара, который был бы конкурентоспособным по издержкам и мог бы без убытка быть реализованным на товарном рынке Англии. Заслуга Д.Рикардо как раз и состоит в том, что он, создав теорию сравнительных преимуществ, показал, что международная торговля при указанных выше условиях не только возможна, но и выгодна для обеих стран.

Так, альтернативные (вмененные) издержки производства 100 м сукна в Англии составят 0,67 т. зерна, в то время как во Франции они будут намного больше – 2 т. зерна. При этом альтернативные издержки производства 1 т. зерна во Франции, наоборот, будут значительно ниже, чем в Англии, соответственно, 0,5 м (25:50) и 1,5 м сукна (100:67). Отсюда следует, что Франции следует в большей мере специализироваться на производстве зерна, а Англии – на выпуске тканей. Взаимный товарообмен приведет к снижению цен, увеличению потребления и росту благосостояния.

Развитие межстранового обмена приведет к выравниванию относительных цен в обеих странах. Мировая цена установится между относительными ценами, существовавшими до начала обмена. В нашем примере мировая цена будет находиться в пределах:

0,67 т зерна < 1 м сукна < 2 т зерна

0,5 м сукна < 1 т зерна < 1,5 м сукна.

Предположим, из 50 т зерна, Франция на личное потребление направляет 30 т, а 20 т обменивает на сукно. И Англия поступает соответствующим образом: часть произведенного сукна направляет на личное потребление, а остальное – обменивает на зерно. Специализация стран позволяет увеличить потребление обоих товаров. Выигрыш стран от внешней торговли можно проиллюстрировать на цифровом примере (см. таблицу 19.1).

Таблица 19.1

Страна Производство Экспорт (-) Импорт (+) Потребление Прирост потребления после специализации
До специализации
Англия        
Сукно        
Зерно        
Франция        
Сукно        
Зерно        
После специализации
Англия        
Сукно   -20   +4
Зерно   +20   +4
Франция        
Сукно   +20   +5
зерно   -20   +10

 

Дальнейшее развитие теории внешней торговли связано с именами шведских ученых Эли Хекшера и Бертила Олина. Они исходили из того, что различия в сравнительных издержках между странами объясняются неодинаковой обеспеченностью стран факторами производства. В соответствии с теорией Хекшера-Олина страны будут экспортировать те товары, производство которых требует значительных затрат относительно избыточных факторов производства, и импортировать те товары, в производстве которых пришлось бы интенсивно использовать дефицитные факторы. Относительная обеспеченность страны факторами производства определяется следующим образом: если соотношение между количеством данного фактора с остальными факторами в стране выше, чем в остальном мире, то этот фактор считается относительно избыточным для данной страны, и наоборот, если указанное соотношение ниже, чем в других странах, то фактор считается дефицитным.

Практика отчасти подтверждает выводы теории Хекшера-Олина. Но в последние десятилетия структура обеспеченности развитых стран необходимыми производственными ресурсами относительно выравнивается, что должно было, согласно теории Хекшера-Олина, снизить стимулы к торговле друг с другом. Однако этого не происходит.

Попытка эмпирической проверки выводов из теории Хекшера-Олина привела к появлению так называемого «парадокса Леонтьева». Американский экономист Василий Леонтьев показал, что в 1947 г. США, считавшиеся капиталоизбыточной страной, экспортировали не капиталоемкую, а трудоемкую продукцию. Дальнейшие исследования подтвердили наличие данного парадокса в послевоенный период не только в США, но в Японии, Индии.

Многочисленные попытки объяснить этот парадокс позволили развить и обогатить теорию Хекшера-Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию. В качестве отдельных факторов, способных обеспечить относительные преимущества странам или фирмам, стали выделять различия в квалификации рабочей силы, качество и опыт управленческого персонала, высокую капиталоемкость добывающих отраслей, специализация фирм и т.д.

В последние десятилетия возникли новые теории международной торговли, к которым следует отнести:

- теорию жизненного цикла продукта (Р.Вернон), согласно которой цикл жизни продукта включает четыре стадии – внедрение, рост, зрелость, упадок. Появление нового продукта приводит к ее массовому производству и, по мере угасания спроса в развитых странах, к перемещению производства в развивающиеся и к превращению страны нововведения в чистого импортера.

- теорию эффекта масштаба производства (П. Кругман, К. Ланкастер): международный рынок позволяет укрупнить производство и снизить издержки за счет преимуществ эффекта масштаба, что порождает олигополистическую структуру мирового рынка.

- теорию конкурентных преимуществ отраслей и фирм (М.Портер), рассматривающую мировой рынок преимущественно с позиции участия на нем крупных фирм, которые и определяют основные потоки товаров и услуг между странами. Рост в последние десятилетия удельного веса взаимных поставок сходных промышленных товаров (компьютеров, бытовой техники, одежды и других товаров) подтверждает тот факт, что торговля между странами является ареной острой конкурентной борьбы между фирмами.

Американский экономист М.Портер в работе «Международная конкуренция» (1991 г.) пришел к выводу, что на мировом рынке конкурируют не страны, а фирмы. М.Портер выделяет следующие детерминанты, формирующие среду, в которой развиваются конкурентные преимущества отраслей и фирм:

1. Обеспеченность факторами производства. Причем особое значение приобретают научно-технические знания, квалификация рабочей силы, инфраструктура и т.д.

2. Условия внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, его количественные и качественные параметры, что позволяет использовать эффект масштаба производства, стимулирует нововведения, повышение качества продукции, подталкивает к выходу на внешне рынки.

3. Наличие родственных и поддерживающих отраслей, что повышает конкурентоспособность продукции на мировом рынке за счет предоставления финансовых, маркетинговых, сервисных услуг.

4. Стратегия и структура фирм, характер конкуренции на внутреннем рынке.

Названные детерминанты конкурентного преимущества образуют систему, взаимно усиливая и обусловливая развитие друг друга. К ним добавляются еще два фактора: действие правительства и случайные события. Все перечисленные характеристики экономической среды, в которой могут формироваться конкурентоспособные преимущества, рассматриваются в динамике, как гибкая развивающая система. Для достижения устойчивой долговременной конкурентоспособности в определенных отраслях необходимо развивать все детерминанты конкурентных преимуществ, постоянно их совершенствуя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.