КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выигрыш от внешней торговли при наличии сравнительных преимуществ
Зерно
сукно
100 25 Рис. 19.1. Кривые производственных возможностей Англии и Франции
В расчете на один час затрат рабочего времени Англия может выпустить товаров больше, чем Франция, соответственно, по зерну – 0,67 т. и 0,5 т., по тканям – 100 м и 50 м. То есть Англия обладает абсолютным преимуществом как в производстве тканей, так и выращивании зерна. С точки зрения теории абсолютных преимуществ торговля между этими странами невозможна, так как у Франции нет ни одного товара, который был бы конкурентоспособным по издержкам и мог бы без убытка быть реализованным на товарном рынке Англии. Заслуга Д.Рикардо как раз и состоит в том, что он, создав теорию сравнительных преимуществ, показал, что международная торговля при указанных выше условиях не только возможна, но и выгодна для обеих стран. Так, альтернативные (вмененные) издержки производства 100 м сукна в Англии составят 0,67 т. зерна, в то время как во Франции они будут намного больше – 2 т. зерна. При этом альтернативные издержки производства 1 т. зерна во Франции, наоборот, будут значительно ниже, чем в Англии, соответственно, 0,5 м (25:50) и 1,5 м сукна (100:67). Отсюда следует, что Франции следует в большей мере специализироваться на производстве зерна, а Англии – на выпуске тканей. Взаимный товарообмен приведет к снижению цен, увеличению потребления и росту благосостояния. Развитие межстранового обмена приведет к выравниванию относительных цен в обеих странах. Мировая цена установится между относительными ценами, существовавшими до начала обмена. В нашем примере мировая цена будет находиться в пределах: 0,67 т зерна < 1 м сукна < 2 т зерна 0,5 м сукна < 1 т зерна < 1,5 м сукна. Предположим, из 50 т зерна, Франция на личное потребление направляет 30 т, а 20 т обменивает на сукно. И Англия поступает соответствующим образом: часть произведенного сукна направляет на личное потребление, а остальное – обменивает на зерно. Специализация стран позволяет увеличить потребление обоих товаров. Выигрыш стран от внешней торговли можно проиллюстрировать на цифровом примере (см. таблицу 19.1). Таблица 19.1
Дальнейшее развитие теории внешней торговли связано с именами шведских ученых Эли Хекшера и Бертила Олина. Они исходили из того, что различия в сравнительных издержках между странами объясняются неодинаковой обеспеченностью стран факторами производства. В соответствии с теорией Хекшера-Олина страны будут экспортировать те товары, производство которых требует значительных затрат относительно избыточных факторов производства, и импортировать те товары, в производстве которых пришлось бы интенсивно использовать дефицитные факторы. Относительная обеспеченность страны факторами производства определяется следующим образом: если соотношение между количеством данного фактора с остальными факторами в стране выше, чем в остальном мире, то этот фактор считается относительно избыточным для данной страны, и наоборот, если указанное соотношение ниже, чем в других странах, то фактор считается дефицитным. Практика отчасти подтверждает выводы теории Хекшера-Олина. Но в последние десятилетия структура обеспеченности развитых стран необходимыми производственными ресурсами относительно выравнивается, что должно было, согласно теории Хекшера-Олина, снизить стимулы к торговле друг с другом. Однако этого не происходит. Попытка эмпирической проверки выводов из теории Хекшера-Олина привела к появлению так называемого «парадокса Леонтьева». Американский экономист Василий Леонтьев показал, что в 1947 г. США, считавшиеся капиталоизбыточной страной, экспортировали не капиталоемкую, а трудоемкую продукцию. Дальнейшие исследования подтвердили наличие данного парадокса в послевоенный период не только в США, но в Японии, Индии. Многочисленные попытки объяснить этот парадокс позволили развить и обогатить теорию Хекшера-Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию. В качестве отдельных факторов, способных обеспечить относительные преимущества странам или фирмам, стали выделять различия в квалификации рабочей силы, качество и опыт управленческого персонала, высокую капиталоемкость добывающих отраслей, специализация фирм и т.д. В последние десятилетия возникли новые теории международной торговли, к которым следует отнести: - теорию жизненного цикла продукта (Р.Вернон), согласно которой цикл жизни продукта включает четыре стадии – внедрение, рост, зрелость, упадок. Появление нового продукта приводит к ее массовому производству и, по мере угасания спроса в развитых странах, к перемещению производства в развивающиеся и к превращению страны нововведения в чистого импортера. - теорию эффекта масштаба производства (П. Кругман, К. Ланкастер): международный рынок позволяет укрупнить производство и снизить издержки за счет преимуществ эффекта масштаба, что порождает олигополистическую структуру мирового рынка. - теорию конкурентных преимуществ отраслей и фирм (М.Портер), рассматривающую мировой рынок преимущественно с позиции участия на нем крупных фирм, которые и определяют основные потоки товаров и услуг между странами. Рост в последние десятилетия удельного веса взаимных поставок сходных промышленных товаров (компьютеров, бытовой техники, одежды и других товаров) подтверждает тот факт, что торговля между странами является ареной острой конкурентной борьбы между фирмами. Американский экономист М.Портер в работе «Международная конкуренция» (1991 г.) пришел к выводу, что на мировом рынке конкурируют не страны, а фирмы. М.Портер выделяет следующие детерминанты, формирующие среду, в которой развиваются конкурентные преимущества отраслей и фирм: 1. Обеспеченность факторами производства. Причем особое значение приобретают научно-технические знания, квалификация рабочей силы, инфраструктура и т.д. 2. Условия внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, его количественные и качественные параметры, что позволяет использовать эффект масштаба производства, стимулирует нововведения, повышение качества продукции, подталкивает к выходу на внешне рынки. 3. Наличие родственных и поддерживающих отраслей, что повышает конкурентоспособность продукции на мировом рынке за счет предоставления финансовых, маркетинговых, сервисных услуг. 4. Стратегия и структура фирм, характер конкуренции на внутреннем рынке. Названные детерминанты конкурентного преимущества образуют систему, взаимно усиливая и обусловливая развитие друг друга. К ним добавляются еще два фактора: действие правительства и случайные события. Все перечисленные характеристики экономической среды, в которой могут формироваться конкурентоспособные преимущества, рассматриваются в динамике, как гибкая развивающая система. Для достижения устойчивой долговременной конкурентоспособности в определенных отраслях необходимо развивать все детерминанты конкурентных преимуществ, постоянно их совершенствуя.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |