Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фонетические процессы

Понятие позиции. Сильная и слабые позиции звуков.

Гласные и согласные звуки русского языка.

Гласные – звуки речи, основной особенностью которых является их роль в слогообразовании – гласный звук всегда образует вершину слога, т.е. является слогообразующим.

Согласные – звуки речи, характеризующиеся прежде всего тем, что не могут выступать как слогообразующие элементы, находясь в переделах одного слога с гласным.

 

Произносительные условия называются позициями.

Вопрос о позиции звуков (гласных) тесным образом связан с вопросом об ударении и редукции.

Позиции бывают сильными и слабыми.

Сильная позиция – П., в которой различается наибольшее количество звуковых единиц.

Такова П:

- гласного звука в ударяемом слоге (во́ды, разви́тие, (около) ле́са и т.д.);

- согласного перед гласными [а], [о], [у], [и], которой по твердости-мягкости различаются почти все имеющиеся в современном русском литературном языке согласные.

Слабая позиция – П., неблагоприятная для выполнения звуком ее дифференцирующих функций, т.е. это позиция, в которой различается меньшее количество звуковых единиц.

Такова П.:

- гласного звука в безударном слоге (водяно́й, развива́ется, лесно́й и т.д.);

- согласного в конце слова, а также перед глухими и звонкими согласными, в которой парные по глухости-звонкости согласные не различаются;

- согласного перед гласным [э] / (е), в которой исключается возможность твердых согласных, парных с мягкими.

Различают две слабые позиции гласных. Первой слабой позицией называют первый предударный слог. Все остальные – второй слабой позицией. Следует отметить, что на качество гласного звука влияет соседство твердого или мягкого согласного.

Первая слабая позиция

После твердых согласных

а – т[р а ]вы – т[р Λ ]ва

[ă] или [Λ], например:

о – [в о ] ды – [в Λ ] да

 

То же самое в абсолютном начале слова: [ Λ ] рбуз, [ Λ ] бъезд и т.д.

е – [ыэ], например: ж [ ыэ ] на, ц [ ыэ ] на и т.д.

 

После мягких согласных

я – [м’ а ] со – [м’ иэ ] сной

э], например:

е – [л’ э ] с – [л’ иэ ] сной

 

Вторая слабая позиция

После твердых согласных

атравоядный [тр ъ вΛjадныи]

о – [ъ], например: водовозъ дΛвос]

эженоненавистникъ н ъ н’ьнв’исн’ик]

После мягких согласных

ямясоед – [м’ ь сΛjэт]

[ь], например:

елесовод – [л’ ь сΛвот]

 

Аккомодация (лат. accomadatio – приспособление) – частичное приспособление артикуляции двух рядом стоящих звуков (обычно согласного к гласному или гласного к согласному). А. может быть прогрессивной и регрессивной.

Прогрессивная А. – частичное приспособление начала артикуляции (экскурсии) последующего звука к концу артикуляции (рекурсии) предшествующего звука. Так, в позиции после мягкого согласного гласные [а], [о], [у] испытывают незначительную передвижку артикуляции вперед в экскурсии: мясо [ м’˙á ] со, мёд [ м’˙о ] д, люк [ л’˙у ] к.

Регрессивная А. – частичное приспособление рекурсии предшествующего звука к экскурсии последующего звука. Примером регрессивной А. может служить незначительное передвижение вперед в рекурсии гласных [а], [о], [у], [ы] в позиции перед мягким согласным: мать [ ма˙т’ ], моль [ мо˙л’ ], куль [ ку˙л’ ], мыть [ мы˙т’ ].

Ассимиляция (лат. assimilatio – уподобление) – уподобление звуков друг другу в пределах одного слова или словосочетания (ср.: диссимиляция). Одна из причин А. – артикуляционная связность соседних звуков, в результате которой артикуляция, характерная только для одного из них, распространяется и на второй. А. возникает у гласных с гласными, у согласных с согласными.

Существуют два основных вида А. в зависимости от того, какой из сочетающихся звуков уподобляется.

Прогрессивная А. – уподобление в результате влияния предшествующего звука на последующий (редкое явление в русском языке): Ванька > Ванькя [ ван’к’ь ] – смягчение [к] под влиянием предшествующего мягкого [н].

Регрессивная А. – уподобление в результате влияния последующего звука на предшествующий: сдать [ здат’ ] – озвончение [с] под влиянием последующего [д]; лодка [ лоткъ ], где [д] – результат уподобления по глухости последующему [к].

По результатам уподобления А. описывают как полную или частичную (неполную).

Полная А. – А., в результате которой один звук отождествляется с другим и два различных звука становятся одинаковыми: в слове отдать глухой взрывной переднеязычный [т] из приставки от- уподобляется по звонкости следующему взрывному переднеязычному [д], так что в результате возникает «двойной» согласный [д] – о [дд] ать > о [д:] ать.

Неполная А. – А., в результате которой один звук уподобляется другому частично (по глухости-звонкости, по твердости-мягкости и т.д.): в слове отбить согласный [т] из приставки от- уподобляется следующему согласному по звонкости, но остается твердым – о [дб’] ить.

Диссимиляция (лат. dissimilatio – расподобление) – расподобление двух или более звуков, находящихся в пределах одного слова. Д. – явление редкое в литературном языке, встречается она обычно в ненормированной речи: февра л ь вместо февра р ь (от лат. februarius) – в истории русского языка; ко л идор вместо ко р идор, тра н вай вместо тра м вай – в просторечии. На диссимилятивной основе произносятся слова чт о [ шт о], чт обы [ шт обы], коне чн о [кΛн’э шн ъ], также [в] в окончаниях -ого, -его в словах мое [в] о, твое [в] о, сине [в] о, перво [в] о, второ [в] о.

Редукция (от лат. reductio – возвращение, отодвигание назад) – изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударностью. Различают количественную и качественную Р.

При количественной Р. гласные безударных слогов теряют в силе и долготе (это условно называется количеством гласных), но характерный тембр сохраняют в любом слоге. В русском языке такой Р. подвергается гласная [у]: б у р – б у рав – б у ровой. Так, в первом слове [у] под ударением, оно сильное и долгое, во втором, где [у] в первом предударном слоге, оно слабее и короче и в третьем слове, где [у] во втором предударном слоге, оно совсем слабое и короткое, но тембр [у], обусловленной формой резонатора при верхнем подъеме задней части языка, остается неизменным.

При качественной Р. происходит то же, что и при количественной, но слоговые гласные безударных слогов не только делаются слабее и короче, но и теряют те или иные признаки своего тембра, т.е. качества: в о дыо ды] – [о] в сильной позиции; в о даΛ да] – в первом предударном слоге уже не [о], а звук похожий на [а], но он краткий [Λ]; в слове в о довозъ дΛвос] в условиях второго предударного слога вместо [о] звучит краткий редуцированный [ъ], в результате звук выходит лишенном индивидуального тембра.

Диэреза (от греч. diairesis – разрыв, разделение) – выпадение звука, например, солнце [соонцъ], сердце [с’эрцъ] и т.п.

Эпентеза (от греч. epenthesis – вставка) – появление звука в середине слова, к примеру, др.-русск. Иоанн – русск. И в ан; литер. какао – простор. кака в о.

Метатеза (от греч. methathesis – перестановка) – перестановка звуков или слогов в пределах слова. Так, например слово «ладонь» восходит к слову «долонь», «ватрушка» – к «творожка».

Протеза (от греч. prothesis – подстановка в начале) – появление звука в конце слова: др.-русск. песнь – русск. песня..

Эпитеза (от греч. epithesis – подстановка в конце) – появление звука в начале слова: др.-русск. осемь – русск. восемь, литер. она – диал. вона.

Гаплология (от греч. gaplos – простой + logos – знание) выпадение одинаковых или близких слогов, например, минера ло + ло гия → минера ло гия; знаме но + но сец→ знаме но + но сец; мор фо + фо нема→ мор фо нема фонема.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие об артикуляции. Речевой аппарат | Анализ и оценивание затрат на качество
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.