КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Межведомственное взаимодействие в превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних
Самое важное в реализации охранно-защитной превенции ее кадровое обеспечение — формирование соответствующих установок и социально-психологически-педагогической подготовленности всех, призванных заниматься ею, — учителей, воспитателей, медиков, сотрудников правоохранительных органов и государственных чиновников. Важно недопущение агрессивного и бездушного отношения к трудным детям, умение видеть не столько их вину, сколько беду. Охранно-защитная превенция прежде всего предполагает выявление неблагоприятных условий, которые деформируют психосоциальное развитие ребенка, и помощь в их устранении. Специальные принципы современной охранно-защитной превенции: • социально-правовая и медико-психолого-педагогическая поддержка, коррекция и реабилитация детей и семей группы риска как основополагающий подход и важнейшее звено в современной системе профилактики отклоняющегося поведения и правонарушений несовершеннолетних; • законодательное и нормативно-правовое обеспечение превентивной, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной практики, взаимосвязь и согласование федеральных и региональных законодательных актов, ведомственных нормативов; • межведомственная интеграция и дифференциация деятельности социальных учреждений разных федеральных министерств и комитетов, осуществляющих функции социально-правовой защиты, медико-психолого-педагогической поддержки, коррекции и реабилитации детей и семей группы риска; • соотнесение превентивных и коррекционно-реабилитацион-ных функций социальных учреждений различных ведомств со спецификой профилактируемых детей и подростков; • профессионализация охранно-защитной, превентивной и коррекционно-реабилитационной практики за счет введения в штаты учреждений специалистов по социальной, психосоциальной и социально-педагогической работе; • создание и развитие социальной инфраструктуры разноведомственной сети социальных учреждений, направленных на коррекцию, реабилитацию, медико-психолого-педагогическую поддержку, социально-правовую охрану и защиту социально дезадаптированных несовершеннолетних; • осуществление государственного федерального и регионального управления с помощью системы профилактических мер на основе информационно-аналитической базы, включающей информацию о состоянии и структуре детско-подростковых девиаций и о ресурсно-финансовом обеспечении превентивной практики; • взаимодействие социально-образовательных учреждений, государственного и негосударственного сектора, общественных организаций в реализации охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Исходя из приведенных принципов можно сказать, что для успешной реализации охранно-защитной превенции необходимы следующие условия. 1. Создание информационно-аналитического обеспечения функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и региональном уровнях: • разработка внутриведомственной статистики, отражающей характер и состояние детско-подростковых девиаций, включая Министерства: МВД, здравоохранения, образования, труда и социального развития; • введение внутриведомственной статистики, отражающей характер и состояние детско-подростковых девиаций, в реестр ежегодной государственной статистики; • обеспечение доступности информации о детско-подростковой девиации для органов социального управления, представителей науки и прессы. 2. Ресурсно-финансовое обеспечение превентивной, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной практики: • включение во внутриведомственные статотчеты информации о наличии различных социальных учреждений, осуществляющих коррекцию, реабилитацию, медико-психолого-педагогическую поддержку, охрану и защиту детей и семей группы риска; • составление государственного межведомственного реестра вышеуказанных учреждений; • оценка на федеральном и региональном уровнях соответствия имеющихся учреждений и реальных потребностей превентивной практики, выявление узких мест и прогнозирование дальнейшего развития сети социальных учреждений, работающих на превентивную практику; • расчет финансовых затрат на региональном и федеральном уровнях, необходимых для функционирования существующих социальных учреждений превентивной и коррекционно-реабилитационной направленности и дальнейшего развития настоящей социальной инфраструктуры; • внесение предложений по использованию средств существующих федеральных целевых программ и по разработке новых целевых программ. 3. Нормативно-правовое обеспечение превентивной охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной практики: • анализ федеральных и региональных законодательных актов и приведение их в соответствие с задачами превентивной практики и международными правовыми стандартами; • анализ ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учреждений и социальных служб, выполняюших функции коррекции, реабилитации, медико-психолого-педагогической поддержки, охраны и защиты семей и детей группы риска. Осуществление межведомственного согласования внутриведомственных нормативно-правовых актов с целью исключения дублирования и восполнения пробелов в существующей межведомственной социальной инфраструктуре. 4. Кадровое обеспечение превентивной, охранно-защитной и корреционно-реабилитационной практики: • анализ кадрового состава существующих социальных учреждений, имеющих превентивную направленность, выявление кадрового дефицита специалистов по социальной, психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работе по разным ведомствам; • анализ существующей системы подготовки и переподготовки специалистов по социальной, психосоциальной, коррекционно-реабилитационной и педагогической работе в системе государственных и негосударственных образовательных учреждений; • формирование государственного заказа на федеральном и региональном уровне по подготовке и переподготовке кадров; • совершенствование системы оплаты и социальных льгот специалистам, занятым в превентивной, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной практике. 5. Научно-методическое обеспечение превентивной и коррекционно-реабилитационной практики: • формирование заказа в рамках целевых государственных программ по разработке и изданию коррекционно-реабилитационных, психосоциальных и педагогических технологий, методик и практикумов для работы с детьми и семьями группы риска; • организация международных, общероссийских и межрегиональных научно-практических конференций по проблемам превентивной и коррекционно-реабилитационной практики; • научное обобщение отечественного и зарубежного опыта превентивной, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной практики; взаимодействие с международными организациями; • государственная финансовая поддержка существующих специализированных журналов, специальных изданий, отражающих отечественный и зарубежный опыт превентивной и коррекционно-реабилитационной работы, а также психосоциальные и педагогические коррекционно-реабилитационные методики и технологии. 6. Организационно-управленческое обеспечение функционирования. координации и взаимодействия органов профилактики: • определение Комиссии по делам несовершеннолетних как основного органа, выполняющего функции координации и контроля за деятельностью различных ведомств и подведомственных учреждений по профилактике, коррекции и реабилитации девиантного поведения детей и подростков; • введение с целью усиления организационно-управленческих функций Комиссии по делам несовершеннолетних специального рабочего органа, состоящего из штатных сотрудников и выполняющего функции по анализу информации о состоянии и структуре детско-подростковых девиаций, о состоянии и перспективах развития финансово-ресурсного, нормативно-правового обеспечения превентивной практики, а также осуществляющего межведомственный контроль за профилактической деятельностью органов и учреждений различных ведомств; • проведение на федеральном и региональном уровне как внутриведомственных, так и межведомственных конкурсов-смотров различных социальных программ, а также социальных учреждений, осуществляющих превентивную, охранно-защитную и коррекционно-реабилитационную психолого-педагогическую практику; • осуществление на уровне Комиссии по делам несовершеннолетних, ведомств и подведомственных учреждений тесного взаимодействия с общественными, благотворительными и негосударственными учреждениями, фондами, ассоциациями с целью создания единой общественно-государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 7. Обеспечение демократического принципа деятельности системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: • реализация принципа гласности в работе системы; • формирование общественного мнения, поддерживающего цели и задачи системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; • привлечение и использование средств массовой информации в профилактических мероприятиях с обобщением лучшего опыта превентивной социальной и педагогической практики; • поддержка деятельности общественных и негосударственных учреждений по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; • эффективное использование средств массовой информации с целью формирования взвешенного отношения к проблемам профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Вопросы и задания для подготовки к семинарским занятиям 1. В чем состоят суть, цель и задачи криминальной педагогики? 2. Какие недостатки личности, имеющие педагогическое происхождение, могут выступать причиной отклоняющегося поведения? 3. Какие недостатки в окружающей человека среде, вызванные упущениями в воспитании людей, могут стать причиной криминализации личности? 4. Какие способы использует криминальный мир, чтобы вовлечь молодежь в преступную деятельность и «привязать» ее к себе? 5. Почему педагогические влияния криминальной среды называют антипедагогикой? 6. Какие телевизионные передачи, на ваш взгляд, оказывают на молодежь криминализирующее влияние? 7. В чем заключаются педагогические криминализирующие влияния на людей: воспитательные, обучающие, развивающие, побуждающие? 8. Какие стороны жизни современных подростков и молодых людей выступают криминализирующе воспитывающими и обучающими их? 9. Каково, на ваш взгляд, место педагогического подхода в общей системе мер по профилактике правонарушений и преступлений? 10. Какие конкретно педагогические меры могут сыграть заметную роль в общей, специальной профилактике преступлений и профилактике рецидива? 11. Если бы вы были директором телеканала, то как бы, подходя с позиций педагогики, усовершенствовали программы и способ подачи материала, чтобы повысить профилактическое влияние телепередач? 12. Что бы, на ваш взгляд, следовало постараться изменить в жизни молодежи, ее современной субкультуре и молодежных «тусовках», чтобы устранить имеющиеся в них криминализирующе-воспитывающие факторы? 13. Дайте характеристику детей и семей группы риска и расскажите о работе с ними. 14. Каковы возможности правоохранительных органов в предупреждении отклоняющегося поведения и правонарушений несовершеннолетних?
[1] Юридическая педагогика в МВД / Под ред. проф. А.М. Столяренко. — М., 1997. [2] Нарозников Н.К. Мировоззренческие и нравственные ценности в обеспечении индивидуальной профилактики правонарушений среди молодежи: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. — М., 1990. [3] Трунцевский Ю.В., Сумачев А. В. Права ребенка и секс-индустрия// Государство и право. - 1999. - № 2. - С. 97-103. [4] Здесь под модой понимается широкий спектр отношений: это и поведение, и эстетические вкусы, и нравственные нормы, поп-искусство, реклама и т.п. [5] Александрова И.А. Мода и преступность: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. — Н.Новгород, 1998. - С. 23-24. [6] Крутер М. Молодой правонарушитель в зеркале социологии молодежи // Высшее образование в России. — 2002. — № 5. — С. 97—98. [7] Доклад уполномоченного по правам человека за 2001 год // Российская газета. — 2002, 22 июня. — № 11. — С. 13. [8] Крутер М. Указ. соч. С. 99 [9] Раднаева Э.Л. Правосознание несовершеннолетних правонарушителей и источники его криминогенной деформации: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. — М., 1999. -С„ 14-15. [10] Раднаева Э.Л. Указ. соч. С. 10—11. [11] Ханиган П. Молодежь, испытывающая трудности. — М., 1999; Лебедева А.И. Семья несовершеннолетнего правонарушителя как объект профилактики правонарушений: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. — М., 2000. [12] Нечаева A.M. Детская беспризорность — опасное социальное явление // Государство и право. — 2001. — № 6. — С. 60. [13] Лебедев С.Я. Традиции и обычаи в системе криминологической детерминации:.,} Автореф. дисс... канд. юрид. наук. — М., 1995. — С. 19—21. [14] Абубакиров Ф.М. Уголовно-правовые и криминологические проблемы противодействия организованной преступной деятельности несовершеннолетних: Авто-реф. дис... канд. юрид. наук. — М., 1995. — С. 13—15. [15] Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи: Криминальная субкульту-.. Ра.-Тверь, 1994. -С. 12. [16] Башкатов И.П. Психология неформальных подростковых молодежных групп. — М., 2000. - С. 193-267. [17] Денисов Н.Л, Влияние криминальной субкультуры на становление личности Щ: несовершеннолетнего преступника: Автореф. дисс... канд. юрид наук — М 2002. - С. 15-18. [18] Пирожков В.Ф. Указ. соч. Гл. V. [19] Лихачев Д.С. Черты первобытного примитивизма воровской речи // Язык и мышление. — М.; Л., 1935. — Вып. 3—4. [20] См.: Преступность и культура / Под ред. А.И. Долговой. — М., 1990. — Раздел 4. Культура освещения преступности в средствах массовой информации. [21] Алексеев А. И. Педагогические основы предупреждения преступлений органами внутренних дел. — М., 1984. — С. 56—63. [22] Брэйтуэйт Дж. Преступления, стыд и воссоединение. — М., 2002. — С. 33. [23] Горобец В.И. Теоретические проблемы реализации мер постпенитенциарного воздействия. — Орел, 1995. [24] См.: Беляева Л.И. Патронат в России. — М.: Академия МВД России, 1996. [25] Пусторослев П. Исторический очерк покровительства освобождаемым из мест заключения // Юридический вестник. — 1890. — Т. XII. [26] Гогель С.К. Роль общества в деле борьбы с преступностью. — СПб.. 1906. [27] Гогель С.К. Указ. соч.; 1906, Малинин Ф.Н. Роль общества в борьбе с преступностью. — СПб., 1906. — Вып. 1. [28] Далее — Общестза. [29] См., например: И.Ф. Патронат в России и за границей // Вестник Европы. — 1878 — № 2; Монякова А. IV Международный конгресс патроната // Тюремный вест-Ник. — 1905. — № 5; Тюремный патронат // Детская помощь. — 1890. —№ 15 и др. [30] Ширяев В.М. К вопросу о рецидиве // Журнал Министерства юстиции. — 1903. — № 5. - С. 144. [31] Познышев СВ. Очерки тюремоведения. — Пг., 1915. — С, 288—291. [32] См. об этом подробнее: Беляева Л.И. Патронат в России. — М., 1996. — Гл. 3; Беляева Л.И. Отечественный опыт патроната над несовершеннолетними // Соц. законность. - 1999. - № 11. — С. 77.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |