Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межведомственное взаимодействие в превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних

Самое важное в реализации охранно-защитной превенции ее кадровое обеспечение — формирование соответствующих установок и социально-психологически-педагогической подготовленности всех, призванных заниматься ею, — учителей, воспитателей, медиков, сотрудников пра­воохранительных органов и государственных чиновников. Важно недопущение агрессивного и бездушного отношения к трудным детям, умение видеть не столько их вину, сколько беду. Охранно-защитная превенция прежде всего предполагает выявление небла­гоприятных условий, которые деформируют психосоциальное раз­витие ребенка, и помощь в их устранении.

Специальные принципы современной охранно-защитной превенции:

социально-правовая и медико-психолого-педагогическая под­держка, коррекция и реабилитация детей и семей группы риска как основополагающий подход и важнейшее звено в современной сис­теме профилактики отклоняющегося поведения и правонарушений несовершеннолетних;

• законодательное и нормативно-правовое обеспечение превен­тивной, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной прак­тики, взаимосвязь и согласование федеральных и региональных за­конодательных актов, ведомственных нормативов;

• межведомственная интеграция и дифференциация деятельно­сти социальных учреждений разных федеральных министерств и комитетов, осуществляющих функции социально-правовой защиты, медико-психолого-педагогической поддержки, коррекции и реаби­литации детей и семей группы риска;

• соотнесение превентивных и коррекционно-реабилитацион-ных функций социальных учреждений различных ведомств со спе­цификой профилактируемых детей и подростков;

• профессионализация охранно-защитной, превентивной и кор­рекционно-реабилитационной практики за счет введения в штаты учреждений специалистов по социальной, психосоциальной и соци­ально-педагогической работе;

• создание и развитие социальной инфраструктуры разноведом­ственной сети социальных учреждений, направленных на коррекцию, реабилитацию, медико-психолого-педагогическую поддержку, соци­ально-правовую охрану и защиту социально дезадаптированных не­совершеннолетних;

• осуществление государственного федерального и региональ­ного управления с помощью системы профилактических мер на ос­нове информационно-аналитической базы, включающей информа­цию о состоянии и структуре детско-подростковых девиаций и о ресурсно-финансовом обеспечении превентивной практики;

• взаимодействие социально-образовательных учреждений, го­сударственного и негосударственного сектора, общественных орга­низаций в реализации охранно-защитной превенции отклоняюще­гося поведения несовершеннолетних.

Исходя из приведенных принципов можно сказать, что для успеш­ной реализации охранно-защитной превенции необходимы следую­щие условия.

1. Создание информационно-аналитического обеспечения функцио­нирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и региональном уровнях:

• разработка внутриведомственной статистики, отражающей ха­рактер и состояние детско-подростковых девиаций, включая Мини­стерства: МВД, здравоохранения, образования, труда и социального развития;

• введение внутриведомственной статистики, отражающей ха­рактер и состояние детско-подростковых девиаций, в реестр еже­годной государственной статистики;

• обеспечение доступности информации о детско-подростковой девиации для органов социального управления, представителей нау­ки и прессы.

2. Ресурсно-финансовое обеспечение превентивной, охранно-защит­ной и коррекционно-реабилитационной практики:

• включение во внутриведомственные статотчеты информации о наличии различных социальных учреждений, осуществляющих коррекцию, реабилитацию, медико-психолого-педагогическую под­держку, охрану и защиту детей и семей группы риска;

• составление государственного межведомственного реестра вы­шеуказанных учреждений;

• оценка на федеральном и региональном уровнях соответствия имеющихся учреждений и реальных потребностей превентивной прак­тики, выявление узких мест и прогнозирование дальнейшего развития сети социальных учреждений, работающих на превентивную практику;

• расчет финансовых затрат на региональном и федеральном уровнях, необходимых для функционирования существующих соци­альных учреждений превентивной и коррекционно-реабилитационной направленности и дальнейшего развития настоящей социальной инфра­структуры;

• внесение предложений по использованию средств существую­щих федеральных целевых программ и по разработке новых целевых программ.

3. Нормативно-правовое обеспечение превентивной охранно-защит­ной и коррекционно-реабилитационной практики:

• анализ федеральных и региональных законодательных актов и приведение их в соответствие с задачами превентивной практики и международными правовыми стандартами;

• анализ ведомственных нормативно-правовых актов, регули­рующих деятельность учреждений и социальных служб, выполняюших функции коррекции, реабилитации, медико-психолого-педаго­гической поддержки, охраны и защиты семей и детей группы риска. Осуществление межведомственного согласования внутриведомст­венных нормативно-правовых актов с целью исключения дублиро­вания и восполнения пробелов в существующей межведомственной социальной инфраструктуре.

4. Кадровое обеспечение превентивной, охранно-защитной и корреционно-реабилитационной практики:

• анализ кадрового состава существующих социальных учреж­дений, имеющих превентивную направленность, выявление кадро­вого дефицита специалистов по социальной, психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работе по разным ведомствам;

• анализ существующей системы подготовки и переподготовки специалистов по социальной, психосоциальной, коррекционно-реаби­литационной и педагогической работе в системе государственных и негосударственных образовательных учреждений;

• формирование государственного заказа на федеральном и ре­гиональном уровне по подготовке и переподготовке кадров;

• совершенствование системы оплаты и социальных льгот спе­циалистам, занятым в превентивной, охранно-защитной и коррек­ционно-реабилитационной практике.

5. Научно-методическое обеспечение превентивной и коррекционно-реабилитационной практики:

• формирование заказа в рамках целевых государственных про­грамм по разработке и изданию коррекционно-реабилитационных, психосоциальных и педагогических технологий, методик и практи­кумов для работы с детьми и семьями группы риска;

• организация международных, общероссийских и межрегиональ­ных научно-практических конференций по проблемам превентив­ной и коррекционно-реабилитационной практики;

• научное обобщение отечественного и зарубежного опыта пре­вентивной, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной практики; взаимодействие с международными организациями;

• государственная финансовая поддержка существующих специа­лизированных журналов, специальных изданий, отражающих отече­ственный и зарубежный опыт превентивной и коррекционно-реа­билитационной работы, а также психосоциальные и педагогические коррекционно-реабилитационные методики и технологии.

6. Организационно-управленческое обеспечение функционирования. координации и взаимодействия органов профилактики:

• определение Комиссии по делам несовершеннолетних как ос­новного органа, выполняющего функции координации и контроля

за деятельностью различных ведомств и подведомственных учреж­дений по профилактике, коррекции и реабилитации девиантного поведения детей и подростков;

• введение с целью усиления организационно-управленческих функций Комиссии по делам несовершеннолетних специального ра­бочего органа, состоящего из штатных сотрудников и выполняющего функции по анализу информации о состоянии и структуре детско-подростковых девиаций, о состоянии и перспективах развития фи­нансово-ресурсного, нормативно-правового обеспечения превентив­ной практики, а также осуществляющего межведомственный кон­троль за профилактической деятельностью органов и учреждений различных ведомств;

• проведение на федеральном и региональном уровне как внут­риведомственных, так и межведомственных конкурсов-смотров раз­личных социальных программ, а также социальных учреждений, осу­ществляющих превентивную, охранно-защитную и коррекционно-реабилитационную психолого-педагогическую практику;

• осуществление на уровне Комиссии по делам несовершенно­летних, ведомств и подведомственных учреждений тесного взаимо­действия с общественными, благотворительными и негосударствен­ными учреждениями, фондами, ассоциациями с целью создания единой общественно-государственной системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних.

7. Обеспечение демократического принципа деятельности системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений не­совершеннолетних:

• реализация принципа гласности в работе системы;

• формирование общественного мнения, поддерживающего це­ли и задачи системы профилактики беспризорности, безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолетних;

• привлечение и использование средств массовой информации в профилактических мероприятиях с обобщением лучшего опыта пре­вентивной социальной и педагогической практики;

• поддержка деятельности общественных и негосударственных учреждений по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

• эффективное использование средств массовой информации с целью формирования взвешенного отношения к проблемам профи­лактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних.

Вопросы и задания для подготовки к семинарским занятиям

1. В чем состоят суть, цель и задачи криминальной педагогики?

2. Какие недостатки личности, имеющие педагогическое происхождение, могут выступать причиной отклоняющегося поведения?

3. Какие недостатки в окружающей человека среде, вызванные упущениями в воспитании людей, могут стать причиной криминализации личности?

4. Какие способы использует криминальный мир, чтобы вовлечь молодежь в преступную деятельность и «привязать» ее к себе?

5. Почему педагогические влияния криминальной среды называют анти­педагогикой?

6. Какие телевизионные передачи, на ваш взгляд, оказывают на молодежь криминализирующее влияние?

7. В чем заключаются педагогические криминализирующие влияния на людей: воспитательные, обучающие, развивающие, побуждающие?

8. Какие стороны жизни современных подростков и молодых людей выступают криминализирующе воспитывающими и обучающими их?

9. Каково, на ваш взгляд, место педагогического подхода в общей системе мер по профилактике правонарушений и преступлений?

10. Какие конкретно педагогические меры могут сыграть заметную роль в общей, специальной профилактике преступлений и профилактике рецидива?

11. Если бы вы были директором телеканала, то как бы, подходя с позиций

педагогики, усовершенствовали программы и способ подачи материала, чтобы повысить профилактическое влияние телепередач?

12. Что бы, на ваш взгляд, следовало постараться изменить в жизни молодежи, ее современной субкультуре и молодежных «тусовках», чтобы устранить имеющиеся в них криминализирующе-воспитывающие факторы?

13. Дайте характеристику детей и семей группы риска и расскажите о работе с ними.

14. Каковы возможности правоохранительных органов в предупреждении отклоняющегося поведения и правонарушений несовершеннолетних?

 


[1] Юридическая педагогика в МВД / Под ред. проф. А.М. Столяренко. — М., 1997.

[2] Нарозников Н.К. Мировоззренческие и нравственные ценности в обеспечении индивидуальной профилактики правонарушений среди молодежи: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. — М., 1990.

[3] Трунцевский Ю.В., Сумачев А. В. Права ребенка и секс-индустрия// Государство и право. - 1999. - № 2. - С. 97-103.

[4] Здесь под модой понимается широкий спектр отношений: это и поведение, и эстетические вкусы, и нравственные нормы, поп-искусство, реклама и т.п.

[5] Александрова И.А. Мода и преступность: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. — Н.Новгород, 1998. - С. 23-24.

[6] Крутер М. Молодой правонарушитель в зеркале социологии молодежи // Высшее образование в России. — 2002. — № 5. — С. 97—98.

[7] Доклад уполномоченного по правам человека за 2001 год // Российская газета. — 2002, 22 июня. — № 11. — С. 13.

[8] Крутер М. Указ. соч. С. 99

[9] Раднаева Э.Л. Правосознание несовершеннолетних правонарушителей и источ­ники его криминогенной деформации: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. — М., 1999. -С„ 14-15.

[10] Раднаева Э.Л. Указ. соч. С. 10—11.

[11] Ханиган П. Молодежь, испытывающая трудности. — М., 1999; Лебедева А.И. Семья несовершеннолетнего правонарушителя как объект профилактики право­нарушений: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. — М., 2000.

[12] Нечаева A.M. Детская беспризорность — опасное социальное явление // Государство и право. — 2001. — № 6. — С. 60.

[13] Лебедев С.Я. Традиции и обычаи в системе криминологической детерминации:.,} Автореф. дисс... канд. юрид. наук. — М., 1995. — С. 19—21.

[14] Абубакиров Ф.М. Уголовно-правовые и криминологические проблемы противо­действия организованной преступной деятельности несовершеннолетних: Авто-реф. дис... канд. юрид. наук. — М., 1995. — С. 13—15.

[15] Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи: Криминальная субкульту-.. Ра.-Тверь, 1994. -С. 12.

[16] Башкатов И.П. Психология неформальных подростковых молодежных групп. — М., 2000. - С. 193-267.

[17] Денисов Н.Л, Влияние криминальной субкультуры на становление личности Щ: несовершеннолетнего преступника: Автореф. дисс... канд. юрид наук — М 2002. - С. 15-18.

[18] Пирожков В.Ф. Указ. соч. Гл. V.

[19] Лихачев Д.С. Черты первобытного примитивизма воровской речи // Язык и мышление. — М.; Л., 1935. — Вып. 3—4.

[20] См.: Преступность и культура / Под ред. А.И. Долговой. — М., 1990. — Раздел 4. Культура освещения преступности в средствах массовой информации.

[21] Алексеев А. И. Педагогические основы предупреждения преступлений органами внутренних дел. — М., 1984. — С. 56—63.

[22] Брэйтуэйт Дж. Преступления, стыд и воссоединение. — М., 2002. — С. 33.

[23] Горобец В.И. Теоретические проблемы реализации мер постпенитенциарного воз­действия. — Орел, 1995.

[24] См.: Беляева Л.И. Патронат в России. — М.: Академия МВД России, 1996.

[25] Пусторослев П. Исторический очерк покровительства освобождаемым из мест заключения // Юридический вестник. — 1890. — Т. XII.

[26] Гогель С.К. Роль общества в деле борьбы с преступностью. — СПб.. 1906.

[27] Гогель С.К. Указ. соч.; 1906, Малинин Ф.Н. Роль общества в борьбе с преступ­ностью. — СПб., 1906. — Вып. 1.

[28] Далее — Общестза.

[29] См., например: И.Ф. Патронат в России и за границей // Вестник Европы. — 1878 — № 2; Монякова А. IV Международный конгресс патроната // Тюремный вест-Ник. — 1905. — № 5; Тюремный патронат // Детская помощь. — 1890. —№ 15 и др.

[30] Ширяев В.М. К вопросу о рецидиве // Журнал Министерства юстиции. — 1903. — № 5. - С. 144.

[31] Познышев СВ. Очерки тюремоведения. — Пг., 1915. — С, 288—291.

[32] См. об этом подробнее: Беляева Л.И. Патронат в России. — М., 1996. — Гл. 3; Беляева Л.И. Отечественный опыт патроната над несовершеннолетними // Соц. законность. - 1999. - № 11. — С. 77.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Превенция отклоняющегося поведения и правонарушений несовершеннолетних правоохранительными органами | Параметрів розподілу. Інтервальні оцінки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.