КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика воспитательного и обучающего воздействия судебного процесса
Обеспечение прав участников предварительного расследования Суд, прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, обязаны не только разъяснить участвующим в деле лицам их права, но и обеспечить возможность осуществления этих прав. Это правовое требование вытекает из обязанности государства обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, оно конкретизируется во многих других нормах уголовного процессуального законодательства. Следователь, дознаватель и прокурор обязаны разъяснить подозреваемому, обвиняемому, что они имеют возможность пригласить своего защитника в случае задержания или ареста (воспользоваться телефоном или другими средствами связи). Если же это право не может быть самостоятельно реализовано подозреваемым или обвиняемым (у последнего нет знакомого адвоката), следователь, дознаватель или прокурор «обеспечивают ему защитника через юридическую консультацию». В свою очередь «заведующий юридической консультацией или президиум коллегии адвокатов обязаны выделить адвоката для осуществления защиты подозреваемого или обвиняемого в течение двадцати четырех часов с момента получения соответствующего уведомления». Подозреваемый или обвиняемый должны быть уведомлены в том, что, если они не в состоянии оплатить услуги защитника, расходы берет на себя государство. Недопустимо, разъясняя обвиняемому право на приглашение защитника, одновременно убеждать его, что участие последнего вследствие «ясности дела» или по иным причинам излишне, или же напоминать, что оплата услуг адвоката повлечет для обвиняемого или его родственников большие расходы. К гарантиям прав, свобод и законных интересов граждан относятся также право на оказание профессиональной юридической помощи обвиняемому, подозреваемому, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику; санкционирование определенных процессуальных действий судом или прокурором; право на обжалование действий и решений должностных лиц и органов, в производстве которых находятся уголовное дело, ущемляющих права и законные интересы участников уголовного процесса; судебный контроль; прокурорский надзор. При решении проблемы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования мы наблюдаем неразрывную связь уголовно-процессуального права и педагогики.
5. Судовий процес у правовому вихованні громадян (с. 770) Судебная трибуна — одно из средств правового, нравственного воздействия на общественность. Оно позволяет целенаправленно формировать установки, понятия, принципы, ценностные ориентации, обеспечивающие правовую социализацию и законопослушное поведение не только подсудимого, но и всех присутствующих. Воспитательное и просветительское воздействие заложено в специфической форме самой судебной деятельности: полном, объективном исследовании в процессе судебного разбирательства всех обстоятельств дела. Каждая стадия судебного процесса, каждое действие состава суда должны вызывать уважение к суду как к государственному органу, убеждать присутствующих в обоснованности и правильности принятого судом решения, укреплять веру в справедливость и неотвратимость наказания. В подготовительной части судебного заседания суд принимает меры к обеспечению беспристрастного состава суда и участников судебного разбирательства, устраняя тех, кто подлежит отводу. Здесь же происходит разъяснение прав подсудимому, потерпевшему, другим лицам, которое не может быть формальным. Необходимо, чтобы каждый в действительности осознал, какие возможности предоставил ему закон для защиты своих интересов. Разрешая ходатайства, заявленные перед началом судебного следствия, суду необходимо быть готовым удовлетворить их, если они заявлены по поводу выяснения обстоятельств, существенных для дела. С момента открытия судебного заседания присутствующие внимательно следят за происходящим, замечают не только сильные стороны, но и ошибки, упущения, допускаемые судьями, прокурорами, адвокатами, осуждают всякие проявления необъективности, недобросовестности, грубости. Проходя в суде большую школу, общественность не только получает правовое, нравственное воспитание, но и вместе с тем осуществляет контроль за процессом судопроизводства, за соблюдением правил процессуального этикета. ...Формальность и торжественность, — отмечал Ч. Бекария, — необходимы при отправлении правосудия, чтобы ничего не оставлять на произвол судьи, чтобы народ знал, что суд творится на основании твердых правил, а не беспорядочно и пристрастно[32]. Суд не только воспитывает, но и обучает народных заседателей, коллегию присяжных. Процесс их воспитания и обучения заключается в передаче определенной суммы правовых знаний, опыта, волевых качеств, в выработке повышенного чувства ответственности. Выполняя функции народных заседателей, присяжных, граждане укрепляют свои государственные и правовые воззрения, приобретают навык, опыт отправления правосудия, решения воспитательных проблем. Суд оказывает воспитательное воздействие на подсудимого, поскольку нередко протекает на фоне психического потрясения, состояния самоочищения (катарсиса) — стратегической переориентации поведения в будущем. В суде, — писал юрист Л.Е. Владимиров, — как бы опять переживается драма, и в этом новом переживании исторгаются у людей секреты, глубоко запрятанные, проявляющиеся если не в признании, то невольном выражении ощущений, над которыми не властны самые испытанные лицемеры и лицедеи[33]. Сильнейшими факторами воспитательного воздействия на подсудимого всегда остаются присутствие в зале судебного заседания большого числа лиц, сам процесс суда, представление подсудимого о неотвратимости наказания, его убеждение в возможности не совершать преступлений при аналогичных обстоятельствах, выработка уверенности в своем возвращении в общество и семью ее полноправным членом. В судебных отчетах нередко можно найти этому подтверждение. Во время процесса над солдатом Комаровым, крестьянами Черемухиным и Щукиным, обвиняемыми в убийстве содержателя питейного дома Козьмы Подшивалова, при словах адвоката г-на Зарина: «Не отнимайте у подсудимых возможности раскаяния» арестанты с воплем: «Пожалейте нас, горемычных!» бросились на колени. Публика, не привыкшая к обрядам публичного суда, громко зарукоплескала и не желала останавливаться, пока судья не объявил, что на сегодня суд окончен[34]. На судебном следствии, как и на стадии досудебного производства, в целом необходимо стремиться пробудить совесть подсудимого, что может привести к его чистосердечному раскаянию. При этом суду рекомендуется разъяснить гуманный смысл закона. Поскольку грань между разъяснением подсудимому важности чистосердечного раскаяния и незаконным понуждением к такому раскаянию практически трудноуловима, помочь в этом судье и сторонам могут лишь нравственные принципы и их моральное сознание. Сильное воспитательное воздействие оказывает приговор, если ему свойственны соразмерность наказания тяжести совершенного преступления и личности подсудимого, четкость, ясность, конкретность и доходчивость для всех присутствующих. Важно, чтобы судебная аудитория восприняла приговор как справедливый, поскольку именно справедливость наказания выступает педагогической основой перевоспитания. Впрочем, и отсутствие справедливости судебного решения не менее воздейственно на аудиторию, поскольку всегда вызывает «взрыв» возмущения и заставляет глубоко задуматься над вопросом: зачем нужен суд, если он лишь «скорый, а не правый». Практически каждый будет шокирован «правильностью» такого судебного решения — настолько оно не совпадает с нашими представлениями о гуманности и справедливости. Крестьянин Коробов деревни Латное после родов жены запряг телегу и жену свою привязал к оглобле на пристяжку. Усевшись в телегу с другим крестьянином, он погнал лошадь рысью, а жену хлестал кнутом и заставил ее пробежать 16 верст. Потом остриг голову жены, раздел ее донага, вымазал дегтем, избил и выгнал из дому. Жена пришла к приходскому священнику Ласунскому. Священник надавал ей оплеух, призвал мужа и настоял, чтобы жену высекли розгами. Дело дошло до суда. Товарищ прокурора отказался обвинять мужа, потому что «дело семейное», а присяжные вынесли оправдательный приговор и священнику, и мужу[35]. Воспитательное воздействие суда может быть продолжено и после вынесения приговора в случаях, когда после определения меры наказания, несвязанной с лишением свободы, возникает необходимость оказать содействие осужденному в организации процесса самовоспитания, в контроле за процессом перевоспитания со стороны трудового коллектива, отдельных граждан.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |