Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система методов воспитания осужденных




Цели, закономерности и принципы перевоспитания осужденных предполагают применение определенной системы методов. Методы воспитания по своей сущности со­поставимы с общими методами воспитания, характерными для любой образовательно-воспитательной системы. Применяемые в усло­виях исполнения и отбывания уголовного наказания, они специ­фичны по своему содержанию и форме выражения. К тому же не­которые из них в виде мер поощрения и наказания закреплены в Уголовно-исполнительном кодексе.

Методы воспитания осужденных — это совокупность однотипных, повторяющихся действий, исходящих от субъекта воспитания и направ­ленных на формирование сознания, чувств, воли и эмоций, а также н а-выков и привычек поведения воспитуемых путем включения после дних в определенные виды деятельности.

Методы воспитания осужденных подвергаются определенной пра­вовой регламентации, однако диапазон и варианты их применения столь широки и многообразны, что нет необходимости описывать в законе всю систему педагогических методов. Это привело бы к обед­нению педагогического процесса, к снижению творчества и инициа­тивы воспитателей. Правовой регламентации подвергаются в основ­ном методы наказания и поощрения, но не целиком, а в той их час­ти, которая связана с изменением правового положения осужденных. Применение различных методов определяется личностью осужден­ного, мастерством, опытом и авторитетом воспитателя, а также кон­кретной педагогической ситуацией. Варьирование и творческое при­менение методов воспитания позволяют эффективно реализовывать принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

Систему методов воспитания в пенитенциарной педагогике при­нято делить на две основных группы [12].

Первая группа включает такие методы, как убеждение (в нем в основном проявляется деятельность воспитателей) и организация поведения (в нем достигается переход от деятельности воспитателя к деятельности осужденного). Указанные методы называются основ­ными, поскольку с их помощью возможно достижение цели воспи­тания — формирование сознания и поведения личности. Однако ограничить систему методов только двумя указанными возможно только в идеальной воспитательной системе, где развитие личности идет без срывов и проблем. В воспитательном процессе исправи­тельных учреждений необходимо применять методы, тормозящие развитие отрицательных качеств личности и стимулирующие разви­тие положительных, т.е. методы коррекции поведения — второй группы[13]. Они названы вспомогательными, но в отдельных педагоги­ческих ситуациях они выступают ведущими, главными.

Каждому из названных методов присуща система приемов, при этом отдельные приемы могут входить составной частью в разные методы, а в определенных ситуациях приобретать самостоятельное значение. Так, взыскание относится к методу принуждения, однако в определенных условиях оно может выступать и как убеждение на собственном опыте. В то же время в любом наказании при его пра­вильном, грамотном применении присутствуют элементы убеждения. Такие приемы, как пример, доверие, поручение, внушение и др., часто выступают как самостоятельные методы воспитания. Редко на практике можно встретить ситуацию, для решения которой доста­точно применения одного метода или приема воспитания. Как пра­вило, применяется несколько и в различных сочетаниях. Готовых рецептов, где, когда и какие методы применять, нет и быть не мо­жет. Исключение составляют ситуации, когда осужденный нарушил требование режима, совершил проступок или уголовно наказуемое преступление. Здесь в силу вступают иные меры взыскания. Однако в условиях исправительных учреждений каждая педагогическая ситуация непо­вторима, и поэтому нет универсальных рецептов их разрешения. В каждой из них сотрудник должен действовать творчески, применяя всю палитру известных ему методов и приемов воспитания в соот­ветствии с логикой воспитательного процесса.

Каждый метод объединяет целую группу приемов:

метод убеждения — объяснение, изложение, разъяснение, по­учение, наставление, иронию, шутку, внушение, пример;

метод организации поведения — требование, показ, инструк­таж, поручение, приучение, упражнение;

метод стимулирования (поощрение) — одобрение, похвалу, дове­рие, благодарность (устная и письменная), организацию перспектив, отсрочку наказания, замену неотбытой части наказания более мягким, выход за пределы колонии на оплачиваемые работы без конвоя, ус­ловное и условно-досрочное освобождение от наказания, помилование;

метод торможения (наказание) — замечание, внушение, осуж­дение, порицание, предупреждение о возможности дисциплинарного взыскания, перевод в учреждение с более строгим режимом содержа­ния, тюрьму, лишение свидания с родственниками, ограничение в получении посылок и передач, помещение в штрафной изолятор (до 15 суток), заключение в помещение камерного типа (до 6 месяцев)[14].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 7439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.