Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие основных средств исправления осужденных




Массовые формы воспитательного взаимодействия

Групповые формы воспитательного взаимодействия

В этих формах объектом являются группа и личность в группе. Эта форма менее персонифицирована, чем индивидуальная. Воспитатель органи­зует взаимодействие не с личностью непосредст­венно, а с группой, используя социально-психологические механизмы заражения, взаимной психологической индукции, подражания, внуше­ния, которые проявляются в группе в результате общения, и уже через них проектирует то или иное воздействие на конкретную личность. К групповым формам воспитательного взаимодействия можно отнести проведение конкретных мероприятий в отряде, бригаде, заседания советов коллективов, кружковую работу и др. Практикуются также методы груп­повой психотерапии, которые способствуют снижению напряженности, адаптации к требованиям режима, подготовке осужденных к позитив­ному восприятию педагогических воздействий, к жизни на свободе.

Объектом в этом случае является общность осужденных, которая может и не быть объединена непосредственным общением. К массовым фор­мам относятся общие собрания, строевые смотры, смотры полезных дел, торжественные линейки, проведение праздников с привлечением шефствующих организаций, представителей общественности, родителей, родственников осужденных, проведение дней отрядов и др. Эти формы часто носят характер средних и дальних перспектив для осуж­денных, ожидаемых ими, к которым они заблаговременно готовятся.

Несмотря на то что все формы воспитательного взаимодействия с осужденными взаимно обеспечивают друг друга, каждый комплекс форм решает свои задачи. При этом нельзя их делить на главные (например, индивидуальные) и второстепенные, так как решение ос­новной задачи — исправление осужденного — не может быть осуще­ствлено с помощью одного какого-либо комплекса, поскольку про­цесс воспитания объективно един и неделим. Если в зависимости от конкретной педагогической ситуации на первый план выступает то или иное направление, та или иная форма, это лишь доказывает пе­дагогическую аксиому о ее неповторимости и о необходимости твор­ческого подхода в ее решении.

 

6. Основні засоби виправлення засуджених (с. 815)

В общефилософском смысле понятие «средства» требуется как все то, что ведет к достижению цели. Поэтому и методы, и формы, и прин­ципы, и материально-бытовые условия, и ав­торитет воспитателя и т.д. — все это в определенном смысле можно назвать средствами, ведущими к исправлению осужденных. Однако в пенитенциарной педагогике в силу ее особых отношений с уго­ловно-исполнительным правом к средствам исправления осужден­ных, как отмечалось выше, УИК РФ относит установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, общее образование, профессиональную под­готовку и общественное воздействие [16].

Совокупность указанных средств, несомненно, представляет со­бой систему. В них отражаются основные виды деятельности, в ко­торых формируется личность: преобразовательная, познавательная,

Это относится и к той части среды ИУ, которую образует коллектив сотруд­ников и его отношения со средой осужденных. В них должна царить психолого -педагогическая атмосфера, оказывающая непрерывные исправительно-воспита­тельные влияния и побуждения. Она будет условием, если ею не заниматься, но она превращается в средство, когда педагогизируется и психологизируется наме­ренно, компетентно с исправительно-воспитательной мудростью.

Все это относится и к другим «средствам», отмечает A.M. Столяренко, кото­рые сами по себе не делаются ими. Они становятся средствами и обнаруживают свой исправительно-воспитательный потенциал, только когда превращаются в инструмент действий, когда все и каждый работник постоянного состава ИУ хотят использовать их как средства, видят их исправительно-воспитательные возмож­ности, понимают, как это сделать, используют оптимально психолого-педагоги­ческую тактику, формы, методы, приемы ее решения при всяком контакте с осужденными, продумывают педагогическую задачу предстоящей встречи, выби­рают в соответствии с ней содержание, тактику, методы, приемы ее решения (См.: Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. С. 107 — 114).

ценностно-ориентационная, коммуникативная, художественная. Так, педагогически грамотно организованный режим обеспечивает усло­вия для организации трудовых процессов и проведения воспита­тельных мероприятий. Труд как основа воспитательного процесса в ИУ способствует стабилизации оперативной обстановки, влияет на морально-психологический климат. Повышение образовательного и профессионального уровней осужденных положительно отражается на их активности в труде, способствует овладению современными престижными профессиями, служит основой успешной ресоциализации после освобождения. Привлечение общественных организа­ций, в том числе и религиозных, к воспитательной работе способ­ствует формированию у осужденных позитивных ценностных ори­ентации, смягчает напряженность во взаимоотношениях как между осужденными, так и между осужденными и воспитателями.

Средства исправления осужденных по-разному регулируются нор­мами права. Наиболее детальному регулированию подвергается ре­жим исполнения и отбывания наказания. Однако и условия органи­зации труда, и проведение воспитательной работы, и взаимодейст­вие с общественными и религиозными организациями также имеют правовые ограничения. Различная степень правовой регламентации не может быть основанием для отнесения одних средств только к вос­питательным, лишенным элементов кары, а других — к каратель­ным, лишенным воспитательного потенциала. Элементы кары, т.е. ограничение осужденных в чем-либо или лишение их чего-либо, присутствуют во всех средствах исправления осужденных. Кроме того, отнесение одних средств к воспитательным, других — к кара­тельным выливается в противостояние в деятельности сотрудников оперативных и режимных частей и служб и сотрудников воспитатель­ной части, начальников отрядов, что порождает в коллективе сотруд­ников ИУ противоречия и конфликты. Процесс отбывания наказания осужденные субъективно воспринимают как единый. Для них любое средство, любой метод, любое воздействие со стороны администрации, примененные педагогически неграмотно, унижающие их человеческое достоинство, ущемляющие их законные права и интересы, восприни­маются негативно, будь то даже лекция или учебные занятия в школе. Таким образом, противопоставлять элементы единой воспитатель­ной системы друг другу методологически неверно, а практически не­эффективно. Все средства и методы, следуя назначению уголовно-испол­нительной системы, должны быть воспитательными. Данное требова­ние относится и к режиму, и ко всем элементам, его составляющим.

Никакое средство, какое бы мы ни взяли, не может быть ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от це­лой системы, от целого комплекса влияний, — утверждал А.С. Макаренко[17].

Любые средства, любые методы в зависимости от способа их при­менения, от особенностей личности воспитателя и воспитуемого, от конкретной педагогической ситуации могут быть либо педагогиче­скими, либо антипедагогическими, антивоспитательными.

Осужденные по-разному оценивают значимость и эффективность того или иного средства исправления. Данные по этому вопросу со­держатся в табл. 17.2.

Таблица 17.2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.