Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Труд как средство исправления осужденных

В истории пенитенциарной системы нашего государства труд традиционно рассматривался как основа, на которой строился процесс ис­правления осужденных. В первые годы Совет­ской власти привлечение осужденных к прину­дительному труду рассматривалось и как средство изменения миро­воззрения, классовой принадлежности лиц из числа так называемых «чуждых элементов». Доведенная до абсурда, эта идея приняла чудо­вищные формы в исправительно-трудовых лагерях в 30—50-е годы.

В 60—90-е годы в нашем законодательстве сохранились ограни­чительные нормы, касающиеся условий и оплаты труда, что служи­ло причиной для восприятия его отдельными категориями осужден­ных как дополнительного средства наказания. Тем не менее именно в этот период в организации труда, введении высокорентабельного промышленного производства во многих колониях, особенно близ­ких к крупным промышленным отраслям Центральной России, бы­ло сделано немало позитивного: создано собственное производство, включая машиностроение, налажены кооперативные связи с круп­ными предприятиями, министерствами ведущих отраслей народного хозяйства (легкой и тяжелой промышленности, сельского хозяйства). В условиях массового привлечения осужденных к труду широкое распространение получило трудовое соревнование осужденных, ис­пользовалось их творчество в области рационализаторской и изобрета­тельской деятельности. Отношение к труду считалось одним из основ­ных показателей при определении степени исправления осужденных.

Пересмотр многих позиций в области политической, обществен­ной, экономической деятельности современной России вновь поста­вил на повестку дня проблему трудового использования осужден­ных, что в условиях массовой безработицы решать совсем непросто. При этом выяснилось, что большинство осужденных отнеслось к отсутствию трудовой занятости крайне отрицательно. Изменилось и само отношение осужденных к труду: он из обязанности превратил­ся в право, из средства принуждения — в средство поощрения, в средство позитивной активности личности, а в конечном итоге — в реальное средство исправления. Этому во многом способствовали изменения в условиях труда, его оплаты и индексации заработной платы в связи с инфляционными процессами, индексации личных денег осужденных, находящихся на депозитных счетах ИУ. Все это по­зволило активно, без принуждения включать осужденных не только в трудовые процессы, но и в организацию и управление производством.

Общеобразовательное и профессионально - техническое обучение осужденных

Кроме повышения уровня интеллектуального или профессионального развития в условиях исполнения и отбывания наказания оно выступает и как средство исправления осужденных.

Общее образование является фундаментом для формирования интеллекта личности, ее жизненных перспектив, мировоззрения. В то же время обучение в школах при ИУ не может ориентироваться только на получение осужденными знаний, уме­ний и навыков. Основная его задача — добиться нравственного изменения личности, поэтому в школах большое внимание уделяет­ся внеклассной и внешкольной работе педагогического коллектива, непосредственному участию учителей в воспитательной работе в отрядах осужденных.

Формы получения образования осужденными могут быть различ­ны: вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; заочное обуче­ние в средней школе; обучение с помощью учебно-консультацион­ного пункта; обучение экстерном; по специальным образовательным программам.

В процессе обучения происходит самоутверждение осужденных как личностей, переориентация на деятельность, имеющую положи­тельную направленность, развиваются познавательные потребности и интересы. На протяжении многих лет выявлена достаточно устой­чивая тенденция: лица, закончившие 11 классов в школах при ИУ, вновь преступлений не совершают. Это объясняется, прежде всего, тем, что общее умственное развитие способствует более осознанному отношению личности к окружающему миру, к себе, к росту духов­но-нравственного потенциала, стимулирует процессы самообразо­вания и самовоспитания.

В условиях резкого снижения на рубеже XX—XXI вв. уровня обра­зованности осужденных все большую значимость приобретают в ИУ различные дифференцированные образовательные программы: от про­грамм по ликвидации безграмотности, до программ поступления осу­жденных в средние и высшие учебные заведения после выхода на свобо­ду, в том числе предусматривающих и платные образовательные услуги. Профессиональная подготовка в ИУ осуществляется в различных формах: бригадное обучение, курсовое обучение, в школах передово­го опыта, в классах мастеров и, наконец, в профессионально-техни­ческих училищах (ПТУ). Оно решает задачи, связанные с формиро­ванием трудовых навыков, ростом производительности труда, повы­шением качества выпускаемой продукции, экономией сырья и мате­риалов и, что самое главное, формированием нравственных качеств человека-труженика.

К началу реформирования уголовно-исполнительной системы во всех исправительных учреждениях функционировали ПТУ или их филиалы. Однако новые условия жизни государства и обще­ства поставили перед уголовно-исполнительной системой и новые проблемы в области обучения осужденных различным профессиям в период отбывания ими уголовного наказания. Это, прежде всего, внедрение на предприятиях ИУ новых технологий, обучение осуж­денных престижным профессиям, использование различных форм трудовой занятости, освоение технологий народных промыслов, из­готовление широкого ассортимента товаров народного потребления. Повышение образовательного и профессионального уровней осуж­денных создает предпосылки для их успешной социальной адапта­ции после освобождения от наказания и тем самым способствует снижению рецидивной преступности.

Законодательное закрепление воспитательной работы в качест­ве основного средства исправления осужденных является яр­ким подтверждением реализации принципа гуманизма в уголовно-исполнительной политике, в организации исполнения уголовного наказания. Ее следует рассматривать прежде всего как профессио­нальную деятельность начальников отрядов, педагогов школ и ПТУ, сотрудников других частей и служб учреждений. Кроме организа­ции массово-воспитательных мероприятий она включает: работу с отдельными группами и категориями осужденных, индивидуальную воспитательную работу; взаимодействие воспитателей и сотрудни­ков учреждений между собой по вопросам организации воспита­тельной работы на уровне отряда (совет воспитателей отряда), на уровне колонии (методический совет колонии); организацию нор­мального морально-психологического климата в среде осужденных; привлечение общественных и религиозных организаций к воспита­тельной работе в колонии; использование воспитательного потен­циала других средств исправления. Содержание воспитательной ра­боты составляет духовно-нравственное, трудовое, правовое, эстетиче­ское, физическое, санитарно-гигиеническое и половое воспитание.

В процессе педагогической деятельности воспитатели, сотрудники учреждений должны использовать всю систему форм и методов воз­действия на осужденных, включая воздействие не только на отдельную личность, но и на группы, коллективы осужденных. Ясно, что без спе­циально организующей деятельности воспитателей, сотрудников, ад­министрации вряд ли возможно достижение цели — исправления осу­жденных. В результате этой работы должны быть сформированы такие нравственные качества личности осужденных, как честное отношение к труду, точное исполнение законов, уважение к другим людям, по­вышение культурного уровня, развитие полезной инициативы.

Рассматривая воспитательную работу с позиций педагогики со­трудничества, необходимо не только расширять и активизировать участие осужденных в тех или иных мероприятиях, но и привлекать

их к организации своего быта, общественной жизни в колонии, к наведению дисциплины и порядка, к участию в управлении произ­водственными процессами в бригадах, цехах.

Таким образом, особое место воспитательной работы в системе средств исправления осужденных заключается в том, что она, как деятельность субъектов воспитательного процесса, организует и на­правляет всю жизнь и деятельность осужденных, опираясь на педа­гогические принципы и правила с учетом специфики их проявле­ния в условиях исполнения и отбывания уголовного наказания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Режим как средство исправления осужденных | Общественное воздействие как средство исправле­ния осужденных
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.