Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение количества несовершеннолетних осужденных, которые до осуждения нигде не учились и не работали

Особенности процесса перевоспи­тания осужденных несовершеннолетних

Общность осужденных в целом весьма разно­родна по характеру совершенного преступле­ния, по возрасту, полу, образованию, семей­ному положению, по различным индивидуаль­но-психологическим свойствам и качествам, вероисповеданию, степени социально-педагогической запущенно­сти и т.д. Разделение осужденных на группы, их классификация воз­можны по любому из вышеназванных признаков. В данном пара­графе рассматриваются три основные группы: осужденные несовершеннолетние, осужденные женщины и лица, приговорен­ные к пожизненному заключению, воспитательная работа с кото­рыми заметно отличается от других категорий осужденных в силу их особенного правового положения.

Личность осужденного несовершеннолетнего своеобразна. Пенитен­циарная статистика свидетельствует: чем в более раннем возрасте человек попадает в места лишения свободы, тем больше вероятность его дальнейшей криминализации. Среди осужденных, содержащихся в тюрьмах, колониях особого режима, до 90% лиц имели первую судимость в подростковом возрасте. В настоящее время доля несо­вершеннолетних среди осужденных, особенно в возрасте 14—16 лет, имеет постоянную тенденцию к увеличению. Политический, эконо­мический, духовно-нравственный и другие кризисы в России, кото­рые сопровождаются ростом безработицы, алкоголизма, наркомании, распадом семейных отношений, утратой позитивных институтов социального воспитания, в первую очередь отражаются на подрост­ковом (12—15 лет) и юношеском (16—18 лет) возрасте в силу осо­бенностей их биологического, психического и педагогического раз­вития. Для осужденных несовершеннолетних характерны такие пре­ступления, как кражи, грабежи, разбои, изнасилования, убийства, телесные повреждения, вымогательства, угон автотранспорта. Подав­ляющая часть преступлений совершается ими в группах, совместно со взрослыми, в нетрезвом виде, часто под влиянием наркотиков.

Число несовершеннолетних, которые до осуждения учились в школе и других учебных заведениях, из года в год имеет тенденцию к снижению. Одновременно наблюдается постоянный рост числа не­совершеннолетних, которые до осуждения нигде не учились и не ра­ботали (табл. 17.3).

Таблица 17.3

Среди несовершеннолетних осужденных довольно высок удель­ный вес лиц с психическими аномалиями (каждый третий). Невроз, психопатия, патохарактерологические аномалии личности, нервно-психические расстройства становятся характерными состояниями личности в воспитательных колониях. Высок также и процент осу­жденных, страдающих различными заболеваниями.

Особую значимость в характеристике личности имеет изучение системы ее отношений к основным социальным ценностям. Осуж­денные несовершеннолетние очень остро переживают утрату свободы как ценности. Выявлена и следующая зависимость: чем выше обра­зовательный уровень осужденных, тем тяжелее переживается ими ут­рата свободы. Значимым этот фактор является и для лиц, впервые судимых. Для рецидивистов, в значительной степени адаптирован­ных к условиям жизни в местах лишения свободы, факт ее утраты перестает быть столь значимым.

Труд как ценность занимает довольно высокий рейтинг у осуж­денных всех возрастных групп. Подчас негативное отношение объяс­няется не самим фактом привлечения несовершеннолетних к труду, а отсутствием работы по интересу и специальности.

Несовершеннолетние осужденные весьма чувствительны к кате­гории справедливости как ценности. Подавляющее число воспитан­ников считает, что примененное к ним наказание не всегда адек­ватно преступлению. К тому же властные полномочия, которыми наделена администрация, императивный стиль в обращении, отрица­тельное отношение к воспитанникам еще более актуализируют эту ценность в их сознании.

Весьма своеобразно их отношение к своему собственному «Я» как ценности. «Ярлык» преступника вызывает у них защитную реакцию в виде самооправдания прежнего образа жизни, преступного поведе­ния и завышенной самооценки.

Существенное ограничение удовлетворения ряда потребностей у воспитанников повышает социальную значимость материальных благ как ценности — и в силу возможности удовлетворения их соб­ственных потребностей, и как способа поддержания «авторитета» в среде подростков.

Существенным признаком общностей осужденных, в том числе и в ВК, является наличие в ней неофициальной стратификации и специфической субкультуры.

Итак, с одной стороны, лишение молодого человека свободы — несомненное зло, с другой — необходимость. Разрешение этого про­тиворечия — проблема, которую на государственном уровне решить в полном объеме не удавалось никому. Однако попытки уменьшить зло, причиняемое личности тюрьмой, предпринимались и предпри­нимаются с различной степенью интенсивности как в зарубежных странах, так и в России[20]. При этом акцент делается на организации гуманной среды, свободной как от насилия воспитателей, так и самих осужденных. В этой среде создавались условия для получения пол­ноценного образования, престижных профессий, нормального быта, нравственно заполненного досуга, организации труда, самоуправле­ния осужденных, внедрения принципов педагогики сотрудничества. Только при этих условиях возможно полноценно решить задачу ре-социализации личности уже в период отбывания наказания и тем самым — проблемы рецидива, поскольку только освободившегося от наказания человека, имеющего позитивную жизненную установку, определившего свои социальные позиции, имеющего образование и специальность, восстановившего утраченные позитивные социальные связи с родными и близкими, можно рассматривать как социализи­рованную личность, вероятность возвращения которой к прежнему, преступному образу жизни, несомненно, меньше, чем у человека озлобившегося, униженного морально и физически, прошедшего в местах лишения свободы «тюремные университеты».

Гуманизация процесса исполнения наказания и перевоспитания осужденных в современных условиях отразилась в первую очередь в деятельности воспитательных учреждений для несовершеннолетних. Законодательство представляет для их исправления гораздо больший простор в применении позитивных воспитательных мер воздействия и значительно снижает объем карательных элементов.

Осужденные несовершеннолетние в процессе перевоспитания включены в основные виды жизнедеятельности, способствующие по­зитивному формированию личности. Трудовая деятельность для них положена в основу перевоспитания, однако формы и виды ее долж­ны соответствовать физическим возможностям подростков и уровню их подготовленности, быть связанными с проявлением смекалки, ума и ловкости, что предполагает обучение их престижным профессиям в системе профессионального обучения с учетом таких требований, как обучение профессиям широкого профиля, предоставление вос­питанникам права добровольного выбора той или иной профессии, соответствие возраста несовершеннолетних выбираемым профессиям.

Как правило, до осуждения большинство воспитанников плохо учились в общеобразовательных школах, у них сформировалось не­гативное отношение как к процессу обучения, так и к преподавателям школы и ПТУ. Поэтому первостепенной задачей педагогов является не просто передача воспитанникам общеобразовательных или про­фессиональных знаний и навыков, а привитие интереса к познава­тельной деятельности, что невозможно без установления доброго от­ношения педагогов к воспитанникам и взаимного уважения друг к другу. Немаловажно также прививать обучаемым веру в их будущие успехи и стимулировать даже незначительные из них.

Позитивному, перспективному развитию воспитанников способст­вует организация содержательного, имеющего духовно-нравственную направленность свободного времени в форме различной кружковой работы по интересам (музыкальные кружки, ансамбли, художест­венное творчество, народные промыслы и т.д.), занятия в спортив­ных секциях. В последние годы значительное внимание уделяется патриотическому и религиозному воспитанию.

Законодатель значительно расширил участие общественных объе­динений в воспитательной работе с несовершеннолетними осужден­ными (ст. 142 УК РФ). Практически при каждой колонии создаются попечительские советы из представителей государственных предпри­ятий, учреждений, организаций, общественных объединений и от­дельных граждан, в том числе и иностранных, а при каждом отряде — родительские комитеты из числа родителей, лиц, их замещающих и других близких родственников.

Исправление воспитанников во многом зависит от изменения их отношения к своему прошлому, критическому его переосмыслению. Но прошлый опыт не исчезает сам собой, даже при хорошо органи­зованной воспитательной работе, если специальными воздействиями не разрушать созданный ранее стереотип антиобщественного образа жизни и поведения. Этому во многом способствует участие в вос­питании подростков представителей традиционных для России ре­лигиозных конфессий, и в первую очередь православных священ­нослужителей, акцентирующих свое воздействие на подростков на понимании преступления как греха, на необходимости раскаяния в его совершении, без чего не может быть внутреннего, духовного изменения личности, а следовательно, и исправления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общественное воздействие как средство исправле­ния осужденных | Особенности процесса перевос­питания осужденных женщин
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.