Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-воспитательная работа с лицами, приговоренными к пожизненному лишению свободы

Несмотря на то что в Уголовном кодексе РФ смертная казнь как вид наказания присутствует, а Уголовно-исполнительный кодекс РФ даже содержит целый раздел VII, предусматривающий исполнение наказания в виде смертной казни, на практике данный вид наказания в настоя­щее время не применяется, поскольку сущест­вует мораторий на его применение, что увеличило число осужден­ных, отбывающих свой срок пожизненно. Кроме того, в новом Уго­ловном кодексе РФ пожизненное лишение свободы выделено в са­мостоятельный вид уголовного наказания, что было продиктовано не криминологическими, а внешнеполитическими соображениями.

Институт лишения свободы для российского общества, уголов­но-исполнительной системы нов, содержит много нерешенных тео­ретических и практических проблем в силу недостаточности науч­ных исследований, анализа имеющегося опыта. Тем не менее даже такое столь специфическое наказание не может не вызывать закон­ный интерес педагогов и тем более психологов, поскольку речь идет о людях, хоть и совершивших тягчайшие преступления, но не ли­шенных индивидуально-личностных свойств и качеств, со своими эмоциями, переживаниями, потребностями, установками, продол­жающими жить даже в обстановке строгой изоляции и в принципе без реальных перспектив выйти на свободу.

Приговоры к пожизненному заключению выносятся в основном за умышленные убийства с отягчающими обстоятельствами, терро­ризм. Лица, приговоренные к этому виду наказания, отбывают его в колониях особого режима (ч. 1, ст. 58 УК РФ).

Как осужденные, так и сотрудники уголовно-исполнительной сис­темы справедливо отмечают, что пожизненное заключение подчас страшнее самой смертной казни. Человек, потерявший пусть ма­ленькую, но надежду на освобождение, перестает быть нормальным человеком[22]. Поэтому в настоящее время вполне серьезно рассматри­ваются предложения о внесении изменений в УК РФ, предусматри­вающих условно-досрочное освобождение по истечении 20—25 лет лишения свободы и при условии безупречного поведения в течение 3—5 последних лет. Некоторые ученые считают, что таких осуж­денных следует переводить в колонии поселения для их социальной адаптации.

Средний возраст осужденных, отбывающих пожизненное заклю­чение[23] равен 36 годам. Осужденных в возрасте 18—24 года — 13%.

Образовательный уровень их достаточно низок — каждый четвер­тый не имеет среднего образования; 24% из них женаты, примерно половина имеет детей; 80% осужденных в первые годы отбывания наказания поддерживают связь с родственниками; 68% — имеют ту или иную специальность. Практически все они были ранее судимы, 42% впервые были осуждены в несовершеннолетнем возрасте. Им свойственна высокая степень общественной опасности и социаль­но-педагогической запущенности. Человеческая жизнь практически не составляет для них ценности, совершенно отсутствуют чувства жалости или сопереживания жертвам. Почти во всех случаях совер­шенные ими изнасилования, кражи, разбойные нападения заверша­лись убийствами с особой жестокостью.

Защитная доминанта, свойственная всем преступникам, у осуж­денных к пожизненному заключению проявляется с особой цинич­ностью. Для некоторых характерна установка на освобождение лю­бой ценой, включая побег, захват заложников, новые насильствен­ные преступления, убийства.

Среди лиц, осужденных к пожизненному заключению, психиче­ские отклонения — распространенное явление, что объясняется, с одной стороны, прежним образом жизни, с другой — бессмыслен­ностью и бесперспективностью настоящего состояния. Характер­ными являются раздражительность, склонность к аффективным ре­акциям, мнительность, выраженная склонность к вербальной агрес­сии. В то же время проявляются робость, неуверенность в себе, заниженная самооценка в сочетании с переоценкой значимости личных страданий, стремление избежать ответственности, осозна­ния реальности. Уровень интеллекта и волевого самоконтроля ниже среднего. На фоне хронического стресса и снижения иммунитета медики отмечают высокую заболеваемость данной категории осуж­денных нервно-психическими, общесоматическими и инфекцион­ными болезнями, причем с нетипичными злокачественными тече­ниями. Известны случаи, когда осужденные кончали жизнь само­убийством, предпочитая смерть пожизненному заключению.

Состояния этих осужденных в адаптационный, основной и за­ключительный периоды отбывания наказания различны. Первый, который длится 3—4 месяца, можно назвать «оглушенностью». Вто­рой — это своего рода «пробуждение», когда начинает проявляться интерес к жизни, а у значительной части — интерес к религии, что закономерно. Сталкиваясь вплотную с вопросами жизни и смерти, причем собственной, человек поневоле задумывается над их смыс­лом. Третий — период «приспособления». Эти этапы следует учи­тывать при прогнозировании поведения осужденных и при разра­ботке мер психолого-педагогического воздействия на них во все пе­риоды отбывания наказания.

Организация социально-воспитательного воздействия на лиц, осу­жденных к пожизненному заключению, зависит от условий отбывания наказаний — в колониях особого режима, которые по существу представляют собой тюрьмы с повышенными мерами изоляции и охраны, т.е. покамерным содержанием со всеми вытекающими от­сюда последствиями для физического и психического здоровья. По­добные условия во многом затрудняют применение основных средств исправления. Так, трудовые процессы организуются в специальных камерах, к тому же виды труда весьма примитивны: это в основном швейное производство (для мужчин!), причем весьма простой про­дукции (например, пошив рукавиц). Ясно, что такой вид труда не может быть стимулирующим для лиц, имеющих по несколько (в ос­новном рабочих) специальностей. Однако исключать совершенно хотя бы и такой вид деятельности нецелесообразно, поскольку он вносит в их жизнь определенное разнообразие, дает возможность заработать хотя бы минимальные средства для удовлетворения сво­их потребностей и помощи семье. Даже такой вид труда для этой категории лиц не только не выступает как принудительный, а, на­против, воспринимается большинством в качестве меры поощрения и поэтому вполне может рассматриваться как средство исправления.

Режим для данной категории осужденных предполагает строгие покамерные условия содержания, поэтому применение широкого спектра форм и методов воспитательной работы естественно затруд­нено. Однако это не означает, что у данной категории лиц невоз­можно формирование уважительного отношения к человеку, обще­ству, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения, на что прямо указы­вается в ст. 9 УК РФ. Изменение личности даже в таких условиях происходит объективно, важно направлять этот процесс не в сторону ее дальнейшей деградации, которая может привести к суицидам, психическим отклонениям, потере человеческого естества, а к стрем­лению сохранить, а возможно, и развить сохранившиеся положи­тельные свойства и качества личности, пробудить интерес к деятель­ности, к познанию мира и жизни. Осужденным могут быть созданы условия для самообразования в системе так называемого дополни­тельного образования через реализацию специальных дополнительных образовательных программ, способствующих формированию поня­тийного мышления и базовых интеллектуальных действий, опираю­щихся на образное мышление. При этом важную роль могут играть произведения искусства, занятия художественными промыслами и даже литературной деятельностью, естественно, с учетом индивиду­альных особенностей личности, в том числе уровня образования, заинтересованности, активности и жизненного опыта[24]. Известны случаи (США, Франция), когда осужденные к пожизненному за­ключению заочно сдавали экзамены в институт, читали специальную литературу и даже писали книги. Надо полагать, что с развитием экстерната, систем заочного обучения в нашей стране в целом эти виды интеллектуальной деятельности могут найти применения и в учреждениях, где отбывают наказание лица, приговоренные к по­жизненному заключению.

Важную роль в воспитательной работе с лицами, отбывающими пожизненное заключение, играют представители религиозных кон­фессий. Осознание своего прежнего образа жизни как греха, побу­ждение к раскаянию (слово «пенитенциарный», кстати, и перево­дится как «раскаявшийся») помогает человеку преодолевать зло как состояние души, иначе воспринимать окружающий мир и себя в этом мире. Следует отметить, что при распределении осужденных по камерам при прочих условиях учитывается и их отношение к ре­лигии. Они вправе в камерах иметь религиозную литературу, пред­меты культа, а также рассчитывать на индивидуальные и групповые беседы с представителями культа. Важно, однако, чтобы под видом традиционных религий, к осужденным не проникали представители деструктивных, тоталитарных сект, а тем более — сатанисты.

В индивидуальном воздействии на осужденных, отбывающих по­жизненное заключение, важная роль отводится также психологиче­ской службе, как при первичном изучении личности, так и при пла­нировании и организации дальнейшей воспитательной работы.

Несмотря на то что психолого-педагогические аспекты нового для уголовно-исполнительной системы России вида наказания только становятся предметом научного изучения, уже накоплен определен­ный опыт, разработаны методические рекомендации, ведется даль­нейшая работа по совершенствованию правового положения лиц, отбывающих пожизненное заключение.

 

Вопросы и задания для подготовки к семинарскому занятию

1. Назовите основные этапы становления и развития пенитенциарной педагогики и дайте характеристику каждого из них.

2. Почему данная отрасль педагогики получила название «пенитенциар­ная»? Назовите ее основные категории.

3. Какие факторы определяют специфику педагогического процесса в ор­ганах, исполняющих наказания?

4. Назовите формы влияния уголовно-исполнительного права на форми­рование педагогической теории и практики.

5. Определите специфику объекта и предмета пенитенциарной педагогики.

6. Дайте характеристику объекта воспитательной системы исправитель­ных учреждений.

7. Дайте характеристику субъекта воспитательной системы исправитель­ных учреждений.

8. В чем заключается специфика принципов перевоспитания осужденных?

9. Назовите основные педагогические требования к методам поощрения и наказания, применяемым в ИУ.

10. Что такое аттестация осужденных? Охарактеризуйте ее этапы и методику реализации.

11. Каково соотношение основных средств исправления осужденных?

12. Назовите основные пути гуманизации воспитательного процесса в уго­ловно-исполнительной системе.

 


[1] Беляева Л.И. Правовые, организационные и педагогические основы деятельно­сти исправительных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России (середина XIX — начало XX в.). — М., 1995.

[2] В этот период времени данная научная отрасль называлась «исправительно-тру­довая педагогика», в соответствии с названием исправительно-трудового права.

[3] Каиров И.А. Новая программа КПСС и задачи педагогической науки. — М.: АПН РСФСР, 1963. - С. 11.

[4] Клюкин В.Ф. Организационно-педагогическое укрепление и развитие отряд­ной системы в исправительно-трудовых колониях МВД СССР. — М., 1976; Стурова М.П. Организация воспитательного процесса в исправительно-трудовых колониях. — М., 1988.

[5] Концепция воспитательного процесса на современном этапе перестройки дея­тельности органов, исполняющих наказания. — М., 1990; Влияние организаци­онно-структурных изменений в системе ИТУ на состояние и эффективность воспитательной работы.'— М., 1991: Зубков А.И., Ксыинин Ю.И., Сысоев В.Д. Пе­нитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность. — М.,1998; Сборник нормативных документов и методических рекомендаций по организации воспитательной работы с осужденными в ИУ. — М., 2000; Сборник нормативных документов и методических рекомендаций по организации воспитательной работы с осужденными в ИУ. — М., 2000; Правша внутреннего распорядка исправительных учреждений. — М., 2001.

[6] Организация исправления и перевоспитания осужденных. — М.: Академия МВД СССР, 1985. - § 1.

[7] Стурова М.Л., Первозванский В.Б. Социально-педагогические основы деятель­ности исправительно-трудовых учреждений. — М., 1993. — Гл. 2, § 2.

[8] Организация исправления и перевоспитания осужденных. — М, 1985. — Раздел V.

[9] Стурова М.П. Организация воспитательного процесса в исправительно-трудо­вых колониях. — М., 1988.

[10] С начала 60-х до середины 80-х годов исправление как в юридических, так и в педагогических источниках трактовалось как частичное изменение личности, а перевоспитание — как полная ее переделка, формирование полноценного члена общества, жившего согласно требованиям «Морального кодекса строителя ком­мунизма» (см.: Высотина Л.А. Педагогические основы процесса исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ. — М., 1977). Несостоятельность подобной трактовки очевидна не только и не столько в силу изменившихся социальных, политических и экономических условий жизни нашего общества, но прежде вс е-го в силу методологически неверной трактовки данных понятий. А.С. Макарен­ко утверждал, что человека нельзя воспитывать по частям и, естественно, ис­правлять тоже. У каждого осужденного может быть свой потолок, свой уровень исправления. Законодатель признает три таких уровня, в соответствии с кото­рыми происходит изменение условий наказания, а также досрочный выход осу­жденного на свободу. Что касается перевоспитания, то как цель наказания оно в настоящее время не применяется ни в уголовном, ни в уголовно-исполнитель­ном наказании, поскольку деятельность субъекта воспитательной системы никак не может быть целью уголовного наказания.

[11] Организация исправления и перевоспитания осужденных. — М., 1985. — Гл. 8.

[12] Организация исправления и перевоспитания осужденных. — М, 1985. — С. 152—161.

[13] Исправительная (пенитенциарная) педагогика. — Рязань, 1993. — С. 97—119.

[14] Исправительная (пенитенциарная) педагогика.- Рязань, 1993. - Гл. 6.

[15] Стурова М.П. Организация воспитательного процесса в исправительно-трудо­вых колониях. — М.: Академия МВД СССР, 1988.

[16] Профессор A.M. Столяренко выделяет, кроме нормативно определенных средств, еще дополнительные средства: среду групп осужденных и быт (психолого-педагоги­ческую атмосферу в ИУ). То, что они играют исправительно-воспитывающую роль, хорошо известно, но их относят обычно к условиям. Можно называть их и условиями, но, по энциклопедическому определению, «условия» — это обстоя­тельства, от которых человек зависит, а «средство» — фактор, прием, способ, орудие, приспособление для осуществления какой-то деятельности. В первом человек предстает как зависящий от чего-то, во втором — как использующий это же в своей деятельности. За этим различием стоит существенная педагогиче­ская тонкость. Так, режим, труд в исправительном учреждении тоже можно от­нести к условиям, но средством они становятся, когда используются с педагоги­ческой задумкой. Известно, что среда осужденных — тоже условие, которое, бу­дучи нерегулируемым и несовершенствуемым, действует на отбывающих наказания и становится для них «академией преступности». Без учета этой среды, без ее управляемой педагогизации и использования в качестве средства исправления и перевоспитания осужденных практически невозможно ресоциализировать их. Весь пафос учения А.С. Макаренко заключается в создании педагогически вос­питывающего коллектива осужденных и использования его в качестве именно средства. Трудно изменить психологию и педагогику среды осужденных, но под­ходя психолого-педагогически, можно как-то улучшить, превращая ее в средство исправления и перевоспитания.

[17] Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 116.

[18] Глеб Капеда. Остановитесь на путях ваших... (Записки тюремного священника). — М., 1995.

[19] Стурова М.П. Проблемы православного просвещения в местах лишения свобо­ды // Сборник пленарных документов IV Международных рождественских обра­зовательных чтений. — М., 1996. — С. 201—207.

[20] Колонии для несовершеннолетних А.Я. Герда (конец XIX в., Россия), всемирно известный педагогический эксперимент А.С. Макаренко, Болшевская колония для молодых преступников под Москвой (ЗО-е годы XX в.), Вологодский опыт перевос­питания осужденных, основанный на формировании направленно воспитывающих коллективов осужденных (60—80-е годы XX в.). Центр психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением г. Хабаровска под р у-ководством канд. педагогич. наук А.Г. Петрынина (настоящее время).

[21] Первозванский В.Б., Стурова М.П. Проблемы исправления осужденных различ­ных категорий. — М., 1999. — С. 15—17; Агьперин Л.И. и др. Тюрьма — не жен­ское дело: Сборник материалов. — М., 2000.

[22] Пентегов В.Г. Смерть в рассрочку // Преступление и наказание. — 1994. — № 2.

[23] Уткин В.А., Детков А.П. Пожизненное лишение свободы. — Томск, 1997. — С. 76-88.

[24] Строева Г.В. Интеллектуально-этическое развитие личности осужденного в процессе дополнительного образования в исправительных учреждениях уголов­но-исполнительной системы. — М., 2002.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности процесса перевос­питания осужденных женщин | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.