КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми. Жестокое обращение с детьми (насилие) - это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие
Жестокое обращение с детьми (насилие) - это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития. Социально-педагогическая деятельность при выявлении случаев семейного насилия. Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми. 1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии. 2. Сексуальное насилие или развращение — осознаваемое или не осознаваемое (в силу функциональной незрелости или других причин) вовлечение ребенка (с его согласия или без такового) в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. К сексуальному насилию относятся сексуальные действия между несовершеннолетними подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, когда разница в возрасте насильника и жертвы составила не менее 3-4 лет. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого; не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий. 3. Психическое (эмоциональное) насилие — длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых; нарушение доверия ребенка. Однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму, также входит в этот вид насилия. 4. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокост ь) - отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития. Недостаток в удовлетворении основных потребностей ребенка может включать: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка жилья, образования, питания, одежды, медицинской помощи (включая отказ от лечения ребенка); отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок подвергается риску стать жертвой несчастного случая, нанесения повреждения, вовлечения в употребление алкоголя, наркотиков, в совершение преступлений и т. п. Выделяют следующие факторы, способствующие семейному насилию: 1.Социальные и ситуационные факторы. К ним относятся существующие длительное время материальные проблемы, перенаселенность и скученность, переживание острого или хронического стресса, изоляция родителей от привычного социального окружения, недостаток контактов с родственниками или друзьями, отсутствие социальной поддержки (некуда и не к кому обратиться за помощью). 2.Особенности семьи. В семьях, где применяются регулярные физические наказания, как правило, плохо распределены семейные роли. Либо вся власть концентрируется у одного из родителей, либо отмечается хаотическое распределение ролей. 3.Особенности личности родителей: Низкий уровень контроля собственных поступков и действий («это происходит само собой»); убежденность родителя в необходимости и пользе физических наказаний («крепкий пинок никому не повредит»); воспитательная неуверенность и педагогическая некомпетентность («не знаю, что с ним делать, он ничего не понимает, остается только бить»); наличие травматического детского опыта родителей («меня самого били в детстве, и ничего, хорошим человеком вырос»); ощущение безграничной власти над ребенком и полной безнаказанности за свои действия («мой ребенок, что хочу с ним, то и делаю»); низкий уровень образования; личностные расстройства (например, садомазохистские наклонности, тяжелые тревожные расстройства, сопровождающиеся агрессивными реакциями). 4.Особенности детей. Некоторые особенности поведения детей также могут провоцировать наказания. Это относится в первую очередь к очень подвижным детям, например, страдающим гиперкинетическим синдромом. 5. Нарушения детско-родительских отношений Низкий уровень родительской эффективности, авторитарный, жесткий стиль воспитания, отсутствие эмпатии, сопереживания, поддержки со стороны родителей - все это ведет к нарушению родительско-детских отношений и создает ситуацию риска физического или психического насилия, пренебрежения основными нуждами ребенка. При оценке каждого конкретного случая следует иметь в виду весь комплекс проявлений, не ограничиваться выделением 2-3 признаков, учитывая, что чаще всего встречается сочетание нескольких форм насилия. Если же возникает стойкое убеждение в том, что ребенок подвергается насилию, социальному педагогу необходимо проанализировать вместе с пришедшим на консультацию родителем свои возможности, обратится за содействием к психологу, инспектору по охране детства, инспектору подразделения по делам несовершеннолетних, медработнику, инспектору по охране детства, специалистам органов опеки и попечительства. Крайней формой является обращение в суд. Проблема защиты и охраны прав детей условно рассматривается в двух направлениях: в социально-правовом и психолого-педагогическом. Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений. Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении. При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а при достижении четырнадцати лет - в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым становится известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. В ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации зафиксировано, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или другим лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом либо другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Одаренность — системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. При организации практической работы с детьми не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) его статуса. Так как иногда бывает что, ребенок, привыкший к тому, что он — «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей одаренности. Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «ребенок с признаками одаренности». Признаки одаренности — те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Талантливый ребенок — это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие. 1. По критерию «вид деятельности и обеспечивающая ее сфера психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер. К основным видам деятельности относятся практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, говорят о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. 2. По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать актуальную и потенциальную одаренность. 3. В соответствии с критерием «форма проявления» различают явную (проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо) и скрытую (проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме) одаренность. 4. По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить общую и специальную одаренность. 5. По критерию «особенности возрастного развития» можно выделить раннюю и позднюю одаренность. Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с многоаспектным анализом развития конкретного ребенка. Могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей: - комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; - длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях), - анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение в специально организованные предметно - игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.); - использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды»; - подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности. - оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения). Хотя все одаренные дети являются разными — по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям, тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие большинство одаренных детей и подростков. Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, т. е - система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм - стремление добиться совершенства в выполнении деятельности). Свои особенности у одаренных детей имеет самооценка, характеризующая представление ребенка о своих силах и возможностях. Вполне закономерен тот факт, что самооценка у этих детей и подростов весьма высокая, однако иногда, у особо эмоциональных детей, самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью. Важная особенность личности ребенка, проявляющего признаки одаренности, так называемый внутренний локус контроля, то есть принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности (а в дальнейшем и за все происходящее с ним). У многих одаренных детей наблюдается повышенная чувствительность и связанная с ней особая эмоциональная нестабильность. К основным направлениям работы социального педагога с одаренными детьми могут быть отнесены следующие: - совместно с другими сотрудниками учреждения выявляет и ведет учет детей с признаками одаренности; устанавливает контакт с семьей такого ребенка; - совместно с родителями ведет поиск возможности определить ребенка в специализированное учреждение, секцию, кружок, клуб; - совместно с администрацией образовательного учреждения изыскивает возможности для создания на базе учреждения различных творческих групп (преимущественно с бесплатным обучением или на льготных условиях для детей из малообеспеченных семей); - совместно с практическим психологом проводит комплексные исследования личностных особенностей ребенка с признаками одаренности, определение его сложностей при взаимодействии с ровесниками, учителями; осуществляет разработку и реализацию индивидуальной программы по развитию социально значимых качеств личности.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |