Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми. Жестокое обращение с детьми (насилие) - это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие




Жестокое обращение с детьми (насилие) - это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития.

Социально-педагогическая деятельность при выявлении случаев семейного насилия.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку роди­телями или лицами, их замещающими, либо лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.

2. Сексуальное насилие или развращение — осознаваемое или не осознаваемое (в силу функциональной незрелости или других причин) вовлечение ребенка (с его согласия или без такового) в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетво­рения или выгоды. К сексуальному насилию относятся сексуальные действия между несовершеннолетними подростками, если они со­вершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, когда разница в возрасте насильника и жертвы составила не менее 3-4 лет. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не об­ладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого; не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.

3. Психическое (эмоциональное) насилие — длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к фор­мированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; ложь и невыпол­нение обещаний со стороны взрослых; нарушение доверия ребенка. Однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму, также входит в этот вид насилия.

4. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жесто­кост ь) - отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития. Недостаток в удовлетворении основных потребностей ребен­ка может включать: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка жилья, образования, питания, одежды, медицинской помощи (включая отказ от лечения ребенка); отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок подвергается риску стать жерт­вой несчастного случая, нанесения повреждения, вовлечения в упот­ребление алкоголя, наркотиков, в совершение преступлений и т. п.

Выделяют следующие факторы, способствующие семейному насилию:

1.Социальные и ситуационные факторы. К ним относятся существующие длительное время материальные проблемы, перенаселенность и скученность, переживание острого или хронического стресса, изоляция родителей от привычного социального окружения, недостаток контактов с родственниками или друзьями, отсутствие социальной поддержки (некуда и не к кому обратиться за помощью).

2.Особенности семьи.

В семьях, где применяются регулярные физические наказания, как правило, плохо распределены семейные роли. Либо вся власть концентрируется у одного из родителей, либо отмечается хаотическое распределение ролей.

3.Особенности личности родителей:

Низкий уровень контроля собственных поступков и действий («это происходит само собой»); убежденность родителя в необходимости и пользе физических наказаний («крепкий пинок никому не повредит»); воспитательная неуверенность и педагогическая некомпетентность («не знаю, что с ним делать, он ничего не понимает, остается только бить»); наличие травматического детского опыта родителей («меня самого били в детстве, и ничего, хорошим человеком вырос»); ощущение безграничной власти над ребенком и полной безнаказанности за свои действия («мой ребенок, что хочу с ним, то и делаю»); низкий уровень образования; личностные расстройства (например, садомазохистские наклонности, тяжелые тревожные расстройства, сопровождающиеся агрессивными реакциями).

4.Особенности детей.

Некоторые особенности поведения детей также могут провоцировать наказания. Это относится в первую очередь к очень подвижным детям, например, страдающим гиперкинетическим синдромом.

5. Нарушения детско-родительских отношений

Низкий уровень родительской эффективности, авторитарный, жесткий стиль воспитания, отсутствие эмпатии, сопереживания, поддержки со стороны родителей - все это ведет к нарушению родительско-детских отношений и создает ситуацию риска физического или психического насилия, пренебрежения основными нуждами ребенка.

При оценке каждого конкретного случая следует иметь в виду весь комплекс проявлений, не ограничиваться выделением 2-3 признаков, учитывая, что чаще всего встречается сочетание нескольких форм насилия. Если же возникает стойкое убеждение в том, что ребенок подвергается насилию, социальному педагогу необходимо проана­лизировать вместе с пришедшим на консультацию родителем свои возможности, обратится за содействием к психологу, инспектору по охране детства, инспектору подразделения по делам несовершенно­летних, медработнику, инспектору по охране детства, специалистам органов опеки и попечительства. Крайней формой яв­ляется обращение в суд.

Проблема защиты и охраны прав детей условно рассматривается в двух направлениях: в социально-правовом и психолого-педагогическом. Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечитель­ства, а при достижении четырнадцати лет - в суд.

Должностные лица организаций и иные граждане, которым становится известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

В ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации зафиксиро­вано, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или другим лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом либо дру­гим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершен­нолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с не­совершеннолетним, наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ог­раничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 

 

Одаренность — системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достиже­ния человеком более высоких (необычных, незаурядных) ре­зультатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — ребенок, который выделяется ярки­ми, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

При организации практической работы с детьми не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в пла­не констатации (жесткой фиксации) его статуса. Так как иногда бывает что, ребенок, привыкший к тому, что он — «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей одаренности. Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия «ода­ренный ребенок» следует использовать понятие «ребенок с призна­ками одаренности».

Признаки одаренности — те особенности одаренного ребен­ка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности.

Талантливый ребенок — это ребенок с такими ре­зультатами выполнения деятельности, которые отвечают требова­нию объективной новизны и социальной значимости.

Среди критериев выделения видов одаренности можно на­звать следующие.

1. По критерию «вид деятельности и обеспечивающая ее сфера психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер. К основным видам деятельности относятся практическая, те­оретическая (учитывая детский возраст, говорят о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и ду­ховно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуаль­ной, эмоциональной и мотивационно-волевой.

2. По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать актуальную и потенциальную одарен­ность.

3. В соответствии с критерием «форма проявления» разли­чают явную (проявляется в деятельности ребенка дос­таточно ярко и отчетливо) и скрытую (проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме) одаренность.

4. По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить общую и специальную одаренность.

5. По критерию «особенности возрастного развития» можно выделить раннюю и позднюю одаренность.

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с многоаспектным анализом развития конкретного ре­бенка. Могут быть сформулированы следующие принципы выяв­ления одаренных детей:

- комплексный характер оценивания разных сторон по­ведения и деятельности ребенка;

- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях),

- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, ко­торые в максимальной мере соответствуют его склонностям и ин­тересам (включение в специально организованные предметно - игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствую­щей предметной деятельности и т.д.);

- использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, сни­мать типичные для данного ребенка психологические «преграды»;

- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предмет­ной области деятельности.

- оценка признаков одаренности ребенка не только по от­ношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраива­нием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).

Хотя все одаренные дети являются разными — по темпера­менту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям, тем не менее, существуют общие особенности лич­ности, характеризующие большинство одаренных детей и под­ростков.

Наиболее важной характеристикой личности детей с прояв­лениями одаренности является особая система ценностей, т. е - система личностных приоритетов, важнейшее место в которой за­нимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности.

Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм - стремление добиться совершенства в выполнении деятельности).

Свои особенности у одаренных детей имеет самооценка, характе­ризующая представление ребенка о своих силах и возможностях. Впол­не закономерен тот факт, что самооценка у этих детей и подростов весьма высокая, однако иногда, у особо эмоциональных детей, само­оценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью.

Важная особенность личности ребенка, проявляющего при­знаки одаренности, так называемый внутренний локус контроля, то есть принятие на себя ответственности за результаты своей де­ятельности (а в дальнейшем и за все происходящее с ним).

У многих одаренных детей наблюдается повышенная чувстви­тельность и связанная с ней особая эмоциональная нестабильность.

К основным направлениям работы социального педагога с одаренными детьми могут быть отнесены следующие:

- совместно с другими сотрудниками учреждения выявляет и ведет учет детей с признаками одаренности; устанавливает контакт с семьей тако­го ребенка;

- совместно с родителями ведет поиск возможности определить ре­бенка в специализированное учреждение, секцию, кружок, клуб;

- совместно с администрацией образовательного учреждения изыс­кивает возможности для создания на базе учреждения различных творческих групп (преимущественно с бесплатным обучением или на льготных условиях для детей из малообеспеченных семей);

- совместно с практическим психологом проводит комплексные ис­следования личностных особенностей ребенка с признаками одаренности, определение его сложностей при взаимодействии с ровесниками, учителя­ми; осуществляет разработку и реализацию индивидуальной программы по развитию социально значимых качеств личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.