КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1. Функции гостиниц, ресторанов. Основные понятия сферы гостиничного и ресторанного хозяйства
1.1. Этапы развития гостиничной индустрии 1.2. Эволюция развития ресторанного бизнеса 1.3.Функции ресторанов, гостиниц 1.4. Основные понятия и определения ресторанного и гостиничного хозяйства Современное развитие гостиничного дела массовым и многовариантным, с точки зрения форм предоставления основных услуг, стало после окончания Второй мировой войны. Однако гостиничный бизнес как экономическая и социальная категория имеет глубокие исторические корни, ибо поездке и передвижения части общества в силу определенных объективных причин известны человечеству с древнейших времен. Сведения подобного рода поступают от исследователей древних письменных памятников, археологов, аналитиков. В истории развития гостиничного дела различают четыре этапа: · до начала XIX века — предыстория гостиничного дела (древний); · начало XIX века - начало XX века — зарождение специализированных предприятий по производству гостиничных услуг (Средневековье); · начало XX века — до Второй мировой войны — массовое появление предприятий гостинично-ресторанного сервиса (Новое время); · после окончания Второй мировой войны и до настоящего времени — массовое развитие гостиничной индустрии, формирование индустрии гостиничных услуг как основы современного туризма и социальных потребностей современного общества (современный). Первый этап — предыстория гостиничного дела. В античные времена основными мотивами передвижений части общества были торговля, образовательные цели, паломничество, лечение, исполнение государственных (властных) функций. Имели место и спортивные поездки (Древняя Греция) к месту проведения Олимпийских игр участников и зрителей, собиравшихся со всей страны.
В Средние река усиливается религиозный фактор мотива посещения определенных мест — поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпохи Ренессанса и Просвещения ослабили религиозные мотивы передвижений части общества, однако усилили индивидуальный характер и образовательную направленность поездок, соответственно, и временное пребывание в незнакомой местности. Молодые дворяне в порядке пещей отправлялись в своеобразный "гран-тур» по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. В Англии, к примеру, маршрут такого путешествия начинался в Лондоне, вел но Францию с длительным пребыванием в Париже, затем в Италию: Генуя, Милан, Флоренция, Рим. Обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию, Нидерланды. По мере усиления общественных позиций третьего сословия его представители в XVIII — начале XIX века все чаще предпринимают аналогичные образовательные туры. До середины XIX века при примитивизме средств передвижении сами временные перемещения части общества были не самоцелью, а необходимым условием и средством к достижению собственной цели: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество, а иногда и праздное путешествие. Объединяло всех этих путешественников то, что они относились к меньшинству, занимавшему привилегированное, положение в обществе. При этом низы общества оставались в стороне. Развитие мануфактурного производства и промышленные перевороты XVIII-XIX веков в ведущих европейских державах внесли коренные изменения в экономическую жизнь общества. В результате развития фабричного способа производства оформилось четное разграничение рабочею времени, отчужденного от человека, и свободного времени, находящегося в полном распоряжении наемного работника. Кроме того, промышленные революции XVIII-XIX веков привели к значительному увеличению рабочего времени по сравнению с античностью и средними некими.
Второй этап — зарождение специализированных предприятий по производству гостиничных и сопутствующих им (дополнительных) услуг. Важнейшую роль в строительстве специализированных предприятий гостинично-ресторанного сервиса сыграли революционные изменения в развитии транспорта: изобретение парохода Фултоном (1807), паровоза Стефенсоном (1814), совершенствование почтовой связи и расширение сети дорог в Европе. Все это становится важными экономическими факторами массового передвижения населения. Надежность и скорость передвижения при снижении расходов на них потребовали для обеспечения ночлегом и питанием путешественников создания специализированных предприятий гостинично-ресторанной отрасли. Вследствие массового наплыва переселенцев из Старого Света в Америку бурными темпами развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные компании. Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся, а также растущее благосостояние общества обусловили постепенное уменьшение рабочего времени в пользу свободного: введение гарантированных неоплачиваемых, а впоследствии и оплачиваемых отпусков (в Германии, например, впервые отпуска были установлены Законом о государственных служащих в I873 г.). Во второй половине ХIХ века индустрия отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятием гостиничного хозяйства разной комфортности добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входила организация туристских поездок. Гостиницы же повсеместно, особенно в курортных местностях предлагали своей клиентуре различные экскурсии по местным историческим и культурным достопримечательностям, а иногда и одно- двухдневные туристские маршруты. Историческим примером первого пэкидж-mypa (комплекса туристских услуг, продаваемого по единой цене), вошедшего в учебники по туризму и являющегося точкой отсчета массового туризма, поставленного на коммерческую основу, явился групповой тур на отдых, организованный в 1841 г. англичанином Т. Куком. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр. Вся поездка, в которой приняли участие 570 человек, стоила каждому туристу-экскурсанту 1 шиллинг. Идея прижилась и положительно была принята обществом, так как в последующие 20 лет в Англии открылось множество новых бюро путешествий. С 1862 г. начинают выходить каталоги туристских поездок в которых давались подробные определения и характеристики местам размещения сравнение с наиболее популярными и известными.
Страной-организатором первых круизных путешествий стала Германия. Первое бюро путешествий, появившееся в Германии в 1863 г. в Бреслау, «Райзебюро Штанген», имело деловые контакты с пароходными компаниями. В начале XX века бюро рекламировало и продавало морские круизные увеселительные поездки. Довольно быстро многодневные поездки на кораблях значительно потеснили экскурсии, прогулки и короткие поездки. Рекламные объявления особо обращали внимание на комфорт в каютах, чистоту и высокий уровень обслуживания, ведь каюта корабля становилась «плавучим домом» на время круиза. Подробно в рекламе давалась характеристика предприятиям питания: ресторанам, кафе, барам, их меню, а также всевозможным развлекательным программам на корабле в вечерние и ночные часы. Однако в Германии конца ХIХ — начала XX века дальние туристские поездки могли себе позволить немногие. Тем не менее постепенно путешествия становятся доступным и среднему классу. Третий этап — начало массового появления предприятий гостинично-ресторанного сервиса. Первая мировая война, экономичная депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие гостиничного хозяйства. Однако именно в период между двумя мировыми войнами появляются новые предприятия индустрии гостеприимства. Ряд туристских фирм (в частности Швейцарии, Германии) внедряют массовые дешевые турпоездки, включая средний класс в орбиту своего бизнеса и тем самым оказывая помощь страдающему от кризиса гостиничному хозяйству. Уделял большое внимание организации массового отдыха трудящаяся и нацистский режим Германии. Он вовлекался в туризм все новые и новые слои населения, расширяя тем самым его социальную базу. Умеренные цены способствовали первому «туристскому буму» в Германии: число туристских поездок возросло от 2,3 млн. в 1934 г. до 5 млн. — в 1935-м. 9,6 млн. — в 1937-м. 10,3 млн. — в1938-м г. Туризм одиночек постепенно уступал место групповому туризму широких масс.
Четвертый этап — массовое развитие гостиничной индустрии. Вторая мировая война парализовала туризм, гостиничное хозяйство ввиду отсутствия достаточного количества клиентов влачило жалкое существование. Новые объекты не строились, а старые, особенно в воюющих странах, перепрофилировались для нужд армии, тыла и т. д. Дальнейшее развитие гостиничный бизнес получает только в послевоенный период. Именно в этот период приобретает действительно массовый характер туризм: из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых индустриальных странах. Формируется мощная индустрия отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством. В западноевропейских странах 50—60 годы — эto период массового строительства гостиниц, метелей, разного рода увеселительных заведений. Анализируя массовое строительство гостиниц, швейцарский профессиональный журнал Hotel Revue еще в декабре 1958 г. констатировал: «…Гостиницы растут, как грибы…» Европейский туризм 50-х годов был ориентирован преимущественно на прием американских туристов и являлся источником долларовых поступлений для принимающей страны. Именно этим объясняется натиск на европейское гостиничное хозяйство стандартов, принятых и гостиницах США. Многие гостиницы строятся по американским проектам или с максимальным учетом общих форм зданий. Именно в США архитектором Г. Тейблером были разработаны, апробированы и внедрены формы зданий современной гостиницы. Разработаны проекты и построены гостиничные здания в paзныx странах мира, в которых блок жилых комнат выглядит в форме Т, Y, а помещения общего пользования находятся на нижних этажах. Изучается и, как правило, внедряется технология обслуживания, применяющаяся в гостиницах США. Идет активное проникновение заокеанского капитала в гостиничный бизнес многих стран мира. Появляются гостиничные цепи. По данным Международной ассоциации гостиниц, в 1994 г. в мире насчитывалось 307683 гостиницы с суммарным номерным фондом 11333199. На каждый гостиничный номер приходится примерно одна единица обслуживающего персонала. Всего же в индустрии гостиничного сервиса занято 11,2 млн. человек. Более 4 млн. человек заняты в индустрии гостиничного сервиса США. Средний коэффициент загрузки номерного фонда, рассчитанный для гостиниц мира, составил 67,7%. Средний доход от эксплуатации номера — 84,4 доллара. Доходы же широкой гостиничной индустрии составили 247 млрд. долларов. На строительство и поддержание одного гостиничного номера уходит от 15000 до 300000 долларов. Современное развитие гостиничной индустрии мира идет по линии увеличения и специализации гостиничных предприятий. Предлагаются традиционные отели с большим набором услуг, специализированные отели (конгpecc-центры, отели курортного типа, апарт-отели, гольф-отели и т. д.).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |