Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второй вопрос. Современная психофизика: основные понятия теории обнаружения сигнала[501]. Общее представление о психофизическом операторе. 44 страница

[525] СТЕРЕОСКОП (англ. stereoscope) – оптическое устройство, позволяющее предъявлять 2 диспаратных изображения одного и того же объекта независимо правому и левому глазу и воспринимать объединенное изображение объемным. С. был изобретен англ. физиком И. Уитстоном (1833) и в дальнейшем неоднократно модифицировался.

Пара снимков, или изображений, используемых в С., называется стереопарой (или стереограммой). Практически стереопары получаются путем фотографирования некоторой трехмерной сцены с 2 позиций. Если расстояние между точками фотографирования (базисное расстояние) равно расстоянию между зрачками, то полученные стереопары дадут стереоэффект, такой же, как и при естественном бинокулярном рассматривании объекта. Если это расстояние увеличено, возникает впечатление большей глубины, если уменьшено – объект выглядит уплощенным. Это объясняется изменением величины диспаратности, которая пропорциональна межзрачковому расстоянию. С., оптическая система которого имеет преувеличенное относительно межзрачкового расстояния базисное расстояние, называется телестереоскопом. Если базисное расстояние меньше межзрачкового, то говорят об иконоскопе (см. Стереопсис).

[526] СТЕРЕОПСИС (англ. stereopsis) – сенсорный процесс, возникающий при бинокулярном зрении как психофизическая реакция на сетчаточную горизонтальную диспаратность. В результате С. субъект переживает специфическое ощущение глубины. Иногда в понятие С. включают и сам результат (стереоэффект) – особое, несводимое к монокулярным ощущениям впечатление пространственности.

С. обеспечивает восприятие относительной удаленности, т. е. удаленности объекта относительно ядерной плоскости — фронтальной плоскости, проходящей через точку бинокулярной фиксации (точку пересечения зрительных осей; см. Линия взора). Стимулом для С. является относительная диспаратность. В первом приближении зависимость между видимой относительной удаленностью (глубиной) и величиной относительной диспаратности выражается след. образом: чем больше диспаратность, тем больше видимая глубина при прочих равных условиях. Для осуществления С. не требуется к.-л. монокулярных зрительных признаков. Так, в опытах амер. исследователя Б. Юлеша (Julesz) использовались случайно-точечные стереограммы (стереопары), которые при монокулярном рассматривании выглядят хаотическим нагромождением точек. Тем не менее при стереоскопическом рассматривании эти стереограммы создавали впечатление глубины. Изучение С. ведется в лабораторных условиях и, как правило, с помощью специального прибора – стереоскопа. См. Глубинное зрение, Панума зона, Панума феномен.

[527] ПАНУМА ЗОНА (англ. Panum’s area; по имени нем. физиолога П. Панума) – пределы диспаратности, в которых возможно сингулярное видение и патентный стереопсис. Под патентным стереопсисом понимают стереопсис, при котором возможны количественные оценки относительной удаленности (глубины). Сингулярное видение – видение без двоения изображения. П. з. увеличивается при движении от фовеа к периферии. См. Бинокулярное зрение, Глубинное зрение.

[528] ИЛЛЮЗИЯ ЛУНЫ (англ. moon illusion) – зрительная иллюзия, известная со времен античности. Видимый (кажущийся) размер небесного тела – Луны или Солнца – примерно в 1,5 раза больше, когда оно находится низко над горизонтом, чем тогда, когда оно находится высоко в небе (в зените). Объяснить кажущийся вид Луны пытались многие философы и ученые XVII–XVIII вв. Среди них отметим Гассенди, Декарта, Гоббса, Молине, Уоллеса, Беркли, Канта. В экспериментальной психологии интерес к И. Л. пробудился после исследований Боринга в 1940-х гг. В них было установлено, что Луна на горизонте видится не только больше, но и ближе. Этот факт создает трудности для традиционного объяснения видимого размера Луны у горизонта посредством принципа инвариантности величины-удаленности в феноменальном пространстве. Делались попытки снять возникшие затруднения на основе различения «перцептивной» (неосознаваемой) и «интеллектуальной» оценок удаленности: первая влияет на видимый размер, который, в свою очередь, учитывается наблюдателем при сознательной оценке удаленности Луны на горизонте. В др. варианте акцент переносится на оценку видимой удаленности Луны в зените, где перцептивная оценка является неопределенной из-за недостатка признаков удаленности, в силу чего и возникает необходимость в использовании видимого размера как признака удаленности. (Б. М.)

[528] ГОРОПТЕР (англ. horoрter) – термин психофизики зрительного восприятия, относящийся к линии, представляющей геометрическое место точек в горизонтальной плоскости перед наблюдателем, которые (при условии поддержания фиксации глаз на определенной точке) проецируются на корреспондирующие ретинальные локусы правого и левого глаз и, т. о., видятся недвоящимися. См. Бинокулярное зрение, Глубинное зрение. (Б. М.)

[529] МОНОКУЛЯРНЫЙ ПАРАЛЛАКС ДВИЖЕНИЯ (англ. monocular motion рarallax) – монокулярный зрительный признак удаленности; заключается в том, что при боковых движениях головы наблюдателя угловая величина противоположных по направлению смещений предметов в его зрительном поле обратно пропорциональна их удаленности. Примером может служить ситуация рассматривания ландшафта из окна вагона движущегося поезда. Если при этом смотреть на к.-л. предмет, то все видимое пространство вращается вокруг этого предмета. Причем объекты, лежащие ближе фиксируемого, кажутся смещающимися в том же направлении, что и наблюдатель, объекты за фиксируемым предметом – в противоположном. При невозможности активных движений наблюдателя точность монокулярных оценок глубины ухудшается примерно в 20 раз. См. Глубинное зрение, Восприятие пространства. Ср. Параллакс.

[530] ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ (англ. illusion; от лат. illudere – обманывать) – искаженные восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Особенно многочисленны зрительные иллюзии («обманы зрения»), возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движения. Можно выделить след. их виды.1. Иллюзии, связанные со строением глаза. Примером служат иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что светлые предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им темными (так, белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне – рис. 3а). (Ср. Ауберта феномен.)2. Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве. Высота фигуры на рис. 3б кажется большей, чем ее ширина, хотя в действительности фигура имеет форму квадрата. При равенстве длин перпендикуляра и его горизонтального основания первый воспринимается большим по длине. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного, причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удлиняется больше, чем заполненное продольными линиями.3. Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны (рис. 3в). Один и тот же кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков (иллюзия Эббингауза).4. Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера-Лайера прямые линии, заканчивающиеся различно направленными углами, кажутся неодинаковыми по длине (рис. 3 г). Названа по имени «изобретателя» – нем. психиатра и психолога Франца Карла Мюллера-Лайера (1857–1916), объясняется теорией перспективы и константности.

Возможны и обратные случаи зрительных иллюзий, когда из-за большего различия 2 соседних частей возникает впечатление побочного различия фигур в целом. Изображенные на рис. 3д фигуры одинаковы, хотя верхняя кажется меньше нижней, поскольку нижняя сторона верхней фигуры явно меньше соседней с ней верхней стороны нижней фигуры (иллюзия Ястрова).5. Кажущееся искажение направления линий за счет штриховки, пересечений с др. линиями. Параллельные линии кажутся изогнутыми или непараллельными под влиянием пересекающих их др. линий (иллюзия Цельнера; рис. 3з). Известна иллюзия неколлинеарности, или излома прямой (рис. 3е): отрезки прямой, пересекающие 2 горизонтальных (или вертикальных) прямоугольника, воспринимаются не принадлежащими одной прямой, а отдельными отрезками, расположенными на разных уровнях (иллюзия Поггендорфа).6. Известен ряд И. в., в основе которых лежит переоценка величин острых углов. По этой причине круг кажется как бы втянутым у углов вписанного в него квадрата (рис. 3ж).Рис. 3. Примеры зрительных иллюзий

Причины, вызывающие И. в., многообразны и недостаточно ясны. Одни теории объясняют зрительные иллюзии действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т. д.), другие – влиянием некоторых центральных факторов. Иногда иллюзии появляются вследствие действия особых условий наблюдения (напр., одним глазом или при неподвижных осях глаз). Ряд иллюзий обусловлен оптикой глаза. Большое значение в возникновении зрительных И. в. имеет системное действие сложившихся в прошлом опыте временных связей, чем, напр., и объясняется иллюзия уподобления части целому: обычно если целое больше, то больше и его части (по сравнению с аналогичными частями другого, меньшего целого), и наоборот, если к.-л. из этих частей меньше, то и целое меньше. Иллюзии контраста м. б. объяснены индукционными отношениями возбуждения и торможения в коре головного мозга. Зрительные И. в. широко используются в живописи и архитектуре.

И. в. можно наблюдать не только в области зрения, но и в др. модальностях. Так, хорошо известна иллюзия тяжести А. Шарпантье: если поднимать 2 одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру воспринимается как более тяжелый (и наоборот). В основе этой иллюзии лежит связь, образовавшаяся в жизни между весом (объемом) и величиной предметов: чем больше величина, объем, тем больше и вес. А когда это ожидание не соответствует действительности, возникает контрастная иллюзия.

В области осязания известна иллюзия Аристотеля. Если мы скрестим указательный и средний пальцы и одновременно прикоснемся ими к шарику или горошине (покатаем их), то будем воспринимать не 1 шарик, а 2.

Иллюзии также могут возникать под влиянием непосредственно предшествующих восприятий. Таковы, напр., контрастные иллюзии, наблюдающиеся при выработке установки по методу Д. Н. Узнадзе. После многократного восприятия сильно различающихся предметов (по весу, величине, объему и т. п.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные: большим кажется предмет, находящийся на месте ранее воспринимаемого меньшего предмета, и т. д. Контрастные иллюзии часто наблюдаются также в области температурных и вкусовых ощущений: после холодового раздражителя тепловой раздражитель кажется горячим; после ощущения кислого или соленого усиливается чувствительность к сладкому и т. п. См. Безориентирное поле (автокинетическая иллюзия), Иллюзии Эймса, Иллюзия Луны, Иллюзия Понцо, Индуцированное движение, Индуцированные (фехнеровские) цвета, Кажущееся движение, Маха полосы, Окулогравическая иллюзия, Оптико-геометрические иллюзии, Пульфриха стереоэффект.

[531] АФФЕРЕНТНЫЙ (от лат. afferens – приносящий) – относящийся к афферентации, напр. афферентный нерв. То же, что центростремительный, центрипетальный. Ср. Кортикопетальный, Кортикофугальный, Эфферентный.

[532] ЭФФЕРЕНТНЫЙ (от лат. efferens – выносящий) – нервные волокна, передающие сигналы из центральных отделов в нижележащие и периферические отделы н. с., а также сами эти сигналы. Син. центробежный, центрифугальный (от лат. centrum – центр + fuga – бегство). Ср. Кортикофугальный.

[533] АФФЕРЕНТАЦИЯ (англ. afference) – передача сенсорной информации по нервам от рецепторов в ц. н. с. Против. эфферентация. См. Афферентный.

[534] ИНДУЦИРОВАННОЕ ДВИЖЕНИЕ (англ. induced motion) – зрительная иллюзия движения неподвижного объекта (в частности, самого наблюдателя), вызванная наблюдением движения окружающих (соседних) объектов, которые, однако, могут казаться неподвижными. Изучалась К. Дункером, Б. М. Величковским и др. Тривиальный пример: видимое движение луны, вызванное наблюдением движущихся облаков. Общеизвестным случаем иллюзорного восприятия собственного движения (индуцированное самодвижение) является т. н. железнодорожная иллюзия, которая возникает у сидящего в вагоне неподвижного поезда наблюдателя, когда он наблюдает из окна движение др. поезда. Аналогичное явление имеет место у наблюдателя, стоящего на мосту и смотрящего на поток воды, а также у наблюдателя, смотрящего на падающий за окном снег (последний случай описал Э. Мах) или на поток водопада. Если вокруг наблюдателя вращается цилиндр, на внутренней поверхности которого нарисованы, напр., черно-белые вертикальные полосы, то наблюдатель испытывает иллюзию собственного вращения в обратном направлении (т. н. циркулярные векции). Подобные эффекты демонстрируют вклад зрительной системы в восприятие собственных движений (зрительная кинестезия). Зрительно-кинестезические ощущения м. б. очень сильными. И. д. нередко используется в производстве кинофильмов для создания у зрителей впечатления собственного движения или движения персонажей. Оно также находит применение при обучении операторов и диспетчеров на тренажерах. (Б. М.)

[535] БЕЗОРИЕНТИРНОЕ ПОЛЕ (нем. ganzfeld) – пустое, гомогенное, лишенное зрительных ориентиров поле, естественным примером которого является безоблачное небо (и без звезд). Восприятие локального объекта в Б. п. отличается рядом специфических особенностей, в частности потерей стабильности пространственного положения. В полной темноте неподвижный светящийся объект кажется хаотически движущимся (автокинетическая иллюзия, автокинез). См. Иллюзии восприятия.

[536] СМЕЩЕННОЕ ЗРЕНИЕ (англ. displaced vision) – зрение в условиях смещения ретинального изображения с помощью офтальмологических клиновидных призм.

Изучение С. з. ведется в контексте проблемы перцептивной (сенсомоторной) адаптации зрительной системы. При С. з. вначале нарушаются зрительно-моторные координации. Так, при инструкции попасть рукой в цель совершается систематическая ошибка, равная по величине смещению. После некоторого непродолжительного периода адаптации (3–10 мин) ошибка исчезает. Удаление смещающих призм приводит к возникновению последействия: появляется систематическая ошибка противоположного знака. По абсолютной величине эффект последействия равен или близок эффекту смещения.

Исследовались факторы, влияющие на адаптацию. Установлено, что активные движения значительно улучшают адаптацию. Ход адаптации во многом зависит также и от того, видит ли испытуемый свои конечности во время тестирования зрительно-моторных координаций или нет.

Наиболее распространенная точка зрения на природу адаптации к С. з. отражена в гипотезе проприоцептивных изменений амер. психолога Г. Харриса, который считает, что рассогласование между зрительной и тактильно-проприоцептивной информацией, возникающее из-за смещения сетчаточного изображения, снимается вследствие изменения «чувства положения». Др. словами, адаптация состоит не в том, что мы начинаем видеть, напр. собственную руку (в тесте попадания в цель) в ее истинном местоположении, а в том, что мы начинаем чувствовать положение руки в соответствии с тем, где мы ее видим. Эта гипотеза была, однако, подвергнута критике как в теоретическом, так и в экспериментальном плане.

[537] КОЖНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ (англ. cuteneous sensation) – ощущения, вызываемые воздействием механических и термических стимулов. Кожная чувствительность обеспечивается системой специальных рецепторов, имеющихся в кожных покровах, включая слизистую оболочку рта и носа, а также роговую оболочку глаз. К К. о. относятся тактильные, вибрационные, температурные и болевые ощущения. К. о. тесно связаны с кинестезическими (двигательными), объединяясь функционально в специальном органе труда и познания (у человека) – руке. Комбинация кожных и кинестезических ощущений обеспечивает осязание предмета. (Т. П. Зинченко)

[538] ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ (англ. рerceрtion of oral sрeech) – одна из высших психических функций человека. В. у. р. – внутренняя психическая сторона такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование). Будучи «опосредствованным по своему строению и социальным по своему генезу» (А. Р. Лурия), В. у. р. является смысловым, т. к. «нормально включает акт понимания, осмысления» (С. Л. Рубинштейн).

Речевое восприятие – неоднородный процесс, в котором (с генетической и функциональной т. зр.) м. б. выделены уровни различения и узнавания (Н. И. Жинкин). С т. зр. характера «обработки» речевого сигнала выделяются сенсорный, перцептивный и смысловой уровни восприятия. Так, в процессе В. у. р. на сенсорном уровне осуществляется акустический анализ и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом.

С т. зр. сформированности самого процесса смыслового восприятия оно м. б. сукцессивным (развернутым) и симультанным (одномоментным). Так, в ходе формирования слушания как вида речевой деятельности на родном и затем во время обучения на иностранном языке восприятие характеризуется сукцессивностью, тогда как при сформированности этих видов речевой деятельности восприятие симультанно.

В. у. р. включает в себя процесс вероятностного прогнозирования. Слушатель воспринимает речевое сообщение, начиная с предположения о сигнале на входе. Речевое восприятие может характеризоваться разной глубиной и уровнем прогнозирования, как хода развития мысли, так и появления наиболее вероятного для данного контекста слова.

Смысловое восприятие речевого сообщения обусловливается целым рядом факторов, и прежде всего включенностью в активную деятельность человека. Обусловливаясь системой языка, В. у. р. зависит также и от характера самого речевого сообщения (логико-смысловой структуры речи, длины и глубины фраз, коммуникативной насыщенности речи и т. д.).

В. у. р. обусловливается также и индивидуально-личностными особенностями слушающего или читающего: особенностями их мышления (напр., гибкость, продуктивность), памяти (напр., ее объем, тип), направленности личности, характера установок и т. д. См. Виды речи, Речь, Речь устная.

[539] ФОНЕТИКА (англ. phonetics) – раздел языкознания (лингвистики), изучающий способы образования (произнесения) звуков речи и их акустические характеристики.

[540] СЕМАНТИКА (от греч. semantikos – обозначающий). Различают несколько видов С.1. Лингвистическая С. – раздел языкознания, изучающий лексические значения слов и выражений, изменения их значений (значение слова, оборота речи или грамматической формы). Син. семасиология.2. Логическая С. – раздел математической логики, исследующий отношения между формально построенными исчислениями и отражаемым в них реальным содержанием; содержательная интерпретация этих исчислений. Различают дескриптивную и чисто логическую С. 1-я исследует отношение знака к содержанию понятия (сигнификату) и отношение знака к вещи, которую он обозначает (денотату); 2-я занимается построением искусственных систем семантических правил, устанавливающих условия истинности языка. Хотя логическая С. имеет дело с полностью формализованными языками, высказывались мнения о применимости ее основных понятий к анализу значений в естественных языках (Р. Карнап, А. Тарский).3. Психолингвистика (см.) различает объективную и субъективную С. Первая является семантической системой значений языка; вторая представляется как ассоциативная система, существующая в мозге индивида. В связи с этим семантические признаки подразделяются на относящиеся к области ассоциаций (субъективные) и принадлежащие семантическим компонентам лексики, взятой в абстрактно-логическом (объективном) плане. Психолингвистическое понятие «семантическое поле» представляет собой совокупность слов вместе с их ассоциациями («ассоциантами»). Имеется несколько попыток экспериментально определить субъективные семантические поля и связи внутри них с помощью методов ассоциативного эксперимента (Дж. Диз) и условного рефлекса (А. Р. Лурия, О. С. Виноградова). См. также Метод семантического радикала, Психосемантика, Семиотика, Субъективное семантическое пространство.

[541] ВОСПРИЯТИЕ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ (англ. рerceрtion of comрlex sounds) – процесс приема и переработки слуховым анализатором звуков сложного спектрального состава (см. Спектр звуковой), как правило, меняющегося во времени по характерному для данного источника «алгоритму». Мир звуков отличается огромным разнообразием, однако в нем можно выделить некоторые группы с относительно общими признаками и принципами восприятия: звуки природной и синтетической среды (технических объектов), речевые и музыкальные.

К природным звукам относятся, напр., шелест листвы, плеск и журчание воды, треск сучьев, грохот обвала, биение сердца; к техническим – тиканье часов, удары молота, рев мотора и т. п. Звуки такого рода возбуждаются одиночными импульсами (ударами) с периодическим или апериодическим повторением. Частота и регулярность повторения (или его отсутствие) определяют один из существенных признаков восприятия. Важным признаком восприятия выступает индивидуальная характерность структуры спектра – мы квалифицируем звуки как глухие и звонкие, мягкие и резкие, низкие или высокие.

Особую группу представляют речевые звуки, которые выступают в качестве элементов словесного сообщения, заключая в себе при этом одновременно звуковые признаки, выражающие настроение говорящего, его отношение к содержанию того, о чем он говорит, отношение к собеседнику или аудитории и т. п. Интонационные, громкостные оттенки речи, характерные задержки, изменение темпа, акцентирование и т. п. – все это лежит в основе восприятия сопровождающих речь эмоций. Эмоции, возникающие при восприятии речевых звуков, находятся также в определенной зависимости от содержания вызываемых речью образов и представлений (см. Восприятие устной речи).

В восприятии музыкальных звуков на первый план выступают признаки, которые формируют музыкально-звуковую ткань: высота, в ее ладогармоническом содержании, и расчлененность звуков во времени, определяющая ритмическую канву произведения. Важнейшей формой одновременного восприятия нескольких музыкальных звуков является восприятие их консонантности и диссонантности, взаимоотношений в аккордах и в гармоническом движении. В основе музыкального восприятия высоты звуков лежит объективный признак гармоничности структуры их спектров, т. е. соотношения частот спектральных компонентов (тонов) в простой кратности (1, 2, 3, 4 и т. д.) к частоте первого (нижайшего, или т. н. основного) тона. В восприятии музыкальных звуков тембровые признаки приобретают специфическую функцию выразительности – как самих звуков, так и музыкального образа в целом. Имеется целый ряд др. специфических признаков восприятия музыкальных звуков, относящихся к исполнительским приемам (напр., вибрато, глиссандо), тембровым сочетаниям звуков в оркестровом целом и т. п.

[542] ФОНЕМА (от греч. phonema – голос, звук) – совокупность определенных признаков звука речи, которые позволяют различать слова в общем потоке звуков и отличают данную Ф. от др. фонем. Ф. – это различительная единица звукового строя языка. Акустический образ Ф. возникает как обобщение различных вариантов слышимых в речи звуков, или, иначе говоря, как выделение и обобщение дифференциальных признаков Ф. Распознание Ф. облегчается тем, что каждая Ф. в языке противопоставлена другим хотя бы в одном признаке: звонкая – глухой, твердая – мягкой и т. д. Дифференциальные признаки Ф. выделяются в процессе словесного общения и подкрепляются благодаря пониманию слов, различению их лексических значений. См. Категориальность восприятия.

[543] ДЕЦИБЕЛ (англ. decibel, dB) – психофизическая единица интенсивности стимулов, одна десятая бела: 1 бел = lg (I / Iпор.), где I – интенсивность данного стимула (напр., физическая яркость света или сила звука), Iпор. – интенсивность порогового стимула (величина абсолютного порога). С одной стороны, шкала Д. позволяет более адекватно судить о субъективной силе разных стимулов (в соответствии с законом Фехнера), с другой – зная свойства логарифмов, нетрудно оценить соотношение физических характеристик. Шкала Д. также позволяет более непосредственно проводить кроссмодальные сопоставления интенсивности стимулов (напр., как сила звука, так и яркость света, равные 130–140 дБ, являются запредельными и физически опасными для органов чувств, тогда как 60–70 дБ – это уровень средних по громкости и яркости раздражителей). Ср. Слух, Фон. (Б. М.)

[544] АРТИКУЛЯЦИЯ (от лат. articulo – членораздельно произношу) – совместная работа речевых органов, необходимая для произнесения звуков речи. А. регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга. Для правильной А. каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется под влиянием слухового и кинестезического (речедвигательного) контроля за правильностью произношения, осуществляемого по механизму обратной связи. Разные языки при некоторых элементах сходства А. имеют и свои характерные особенности, причем часто сходные звуки артикулируются в разных языках различно (рус. т, англ. и нем. t; русское е, э и е в западноевропейских языках и т. д.).

Формирование правильной А. тесно связано с развитием фонематического слуха. Его недоразвитие или общее нарушение (у слабослышащих) затрудняет овладение правильной А. Искаженное произношение речевых звуков м. б. обусловлено нарушением центральной нервной регуляции мышц органов речи, возникающей при поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (см. оральная апраксия в статье Апраксия), а также вследствие дефектов самого артикуляционного аппарата. Нарушения А. характерны для дизартрии.

[545] СИНЕСТЕЗИЯ (англ. synesthesia) – феномен, заключающийся в том, что стимуляция одной сенсорной модальности приводит к возникновению ощущений, характерных для др. сенсорной модальности. Примером является цветовая С., или «цветовой» слух (переживание звука сопровождаются цветовыми ощущениями). Подобные явления в качестве систематической способности встречаются крайне редко (м. б., два случая на миллион человек). Х. Вернер (1926) рассматривал С., эйдетизм и физиогномическое восприятие (восприятие с элементами анимизма и антропоморфизма) как психический комплекс «примитивной» психики. (Б. М.)

[546] ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ (англ. conditions of successful problemsolving performance). Различают два типа факторов, влияющих на успешность решения: «ситуативные» и «личностные». «Ситуативные» Ф. у. р. з. непосредственно связаны с задачей или проблемой (содержанием, формулировкой, способом предъявления и т. д.) и с ситуацией решения. Факторы также делятся на приближающие к решению («подсказки») и мешающие его достижению («барьеры»). К «личностным» относятся черты личности и познавательной сферы, которые влияют на особенности мышления, определяя степень его восприимчивости к ситуативным Ф. у. р. з.I. Ситуативные факторы:

1. Количество материала, составляющего задачу.

2. Структурированность материала – чем лучше исходно организован материал задачи, тем она проще для решения.

3. Сложность формулировки – чем сложнее сформулированы условия задачи, тем она труднее.

4. Контринтуитивность условий (Г. Саймон) – если условия противоречат здравому смыслу или прошлому опыту человека, задача оказывается для него трудной.

5. Функциональная фиксированность (К. Дункер) – функции предметов, составляющих задачу, бывают жестко «фиксированными» для испытуемого, что затрудняет нахождение решения.

6. Психологическая «доступность» (К. Дункер) – возможность испытуемого использовать те или иные свойства предметов.

7. «Оптимум мотивации» (См. Закон Йеркса – Додсона) – различные по трудности задачи требуют разного уровня активации для успешного решения.

8. Противоречие между общими принципами решения и особенностями проблемной ситуации.

9. «Маскировка» условий формулировкой задачи.

10. Перенос способов решения – использование уже известных способов для решения новых проблемных ситуаций. Перенос может служить не только плюсом, но и серьезным затруднением в ходе решения.II. Личностные факторы:

1. Структура и свойства интеллекта: структурные факторы.

1.1. Чем выше развита к.-л. интеллектуальная способность (общая или специальная), тем лучше решаются соответствующие задачи. Люди с более высокими показателями по интеллектуальным тестам лучше выдвигают и проверяют гипотезы, менее подвержены негативному влиянию интеллектуальных установок, шаблонов и привычек.

1.2. Роль эвристик. Эвристики – мыслительные средства, предназначенные для самонаведения человека на решение, интенсифицируя процесс мышления. Однако обнаружены и «минус-эвристики», которые устойчиво приводят к ошибкам.

2. Личностные особенности.

2.1. Личностные черты и характеристики. Описан ряд черт, свойственных творческой личности: более эффективное восприятие реальности, центрированность на проблеме, «свежесть» восприятия, отсутствие предубеждений, чувство юмора, креативность, сопротивление окультуриванию и др. (А. Маслоу).

Выявлены также характеристики, выступающие помехами в ходе решения: конформизм; внутренняя цензура – неспособность снять внутренние запреты по поводу содержания и формы собственных идей; ригидность; низкая самоэффективность (А. Бандура) – недоверие к собственным возможностям и недостаток настойчивости в ходе решения. Уровень притязаний и самооценка позволяют человеку соотнести оценку своих возможностей с достигнутыми результатами и выработать стратегию поведения, сохраняющую сложившееся самоотношение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Второй вопрос. Современная психофизика: основные понятия теории обнаружения сигнала[501]. Общее представление о психофизическом операторе. 43 страница | Второй вопрос. Современная психофизика: основные понятия теории обнаружения сигнала[501]. Общее представление о психофизическом операторе. 45 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.