Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второй вопрос. Современная психофизика: основные понятия теории обнаружения сигнала[501]. Общее представление о психофизическом операторе. 46 страница

[572] МЕТАПАМЯТЬ (англ. metamemory) – одна из основных составляющих метапознания, заключающаяся в знании человека о том, как функционирует его память, и в способности управлять своими мнемическими процессами. М. включает компоненты мониторинга (напр., суждение о легкости или трудности материала и процесса заучивания, чувство знакомости) и компоненты управления (постановка мнемических целей, применение мнемических средств, распределение времени заучивания и т. д.). (Б. М.)

[573] МОДЕЛИ ПОЗДНЕЙ СЕЛЕКЦИИ (англ. late selection models) – модели внимания как отбора на поздних этапах переработки информации, после ее обработки по смыслу и отображения в форме активации семантических единиц (логогенов) в системе памяти. К первым М. п. с. относятся модель Д. и Э. Дойчей (1963) и разработанная на ее основе «модель уместности» Д. Нормана (1968), в которой на отбор, помимо характеристик входящей информации, влияют языковые нормы и ожидания человека. (М. В. Фаликман)

[574] ДЕАВТОМАТИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ (англ. deautomatization of movements) – утрата автоматизированности двигательного действия (временная или постоянная). Причинами Д. д. м. б.: чрезмерное сбивающее влияние внешних воздействий; слишком большие произвольно допущенные вариации в движении; большие перерывы в применении навыка; частые микропаузы (особенно при необходимости длительного врабатывания или вхождения в работу). Ср. Дезавтоматизация, Реавтоматизация движений. (А. И. Назаров)

[575] ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (англ. exрressive movements) – внешнее проявление переживаний человека (его стремлений, оценок, отношения к явлениям жизни) в мимике (улыбке, нахмуривании бровей, сосредоточенности взгляда), пантомимике (движении тела, осанке, походке, жестах), интонации речи (голосовой мимике). В. д. сопровождаются изменениями в работе внутренних органов, кровеносных сосудов, желез внутренней секреции. В. д. присущи и высшим животным – выражение ярости, страха, привязанности к детенышу и т. д.

Ч. Дарвин считал, что В. д. – рудименты (остатки) инстинктивных движений, возникших в деятельности живого существа в связи с борьбой, нападением, защитой потомства и т. п. Однако эта биологическая концепция не объясняет всего богатства В. д. людей, поскольку они в процессе исторического развития человечества претерпели значительную эволюцию: увеличилось разнообразие оттенков и способов использования их людьми.

В процессе развития общения между людьми В. д. все более дифференцируются и приобретают свойство своеобразного «языка» для передачи оттенков чувств, оценок, желаний и устремлений, отношения к событиям жизни. В. д. могут приобрести символическое значение, поэтому некоторые виды искусства, преобразуя характер этих движений, передают с их помощью свой идейный замысел, свои образы: в театральном искусстве (пантомима, балет), в скульптуре, живописи (портрет), кино.

У младенца В. д. непроизвольны. Крик, слезы, улыбка проявляются как непосредственная реакция на воздействия, затрагивающие младенца эмоционально. Когда ребенок становится старше, он начинает учитывать указания взрослых (напр., нельзя плакать по несущественному поводу, стыдно выражать в такой-то форме страх и т. д.). Он старается управлять В. д. – появляется, напр., скрытый страх, виноватая улыбка, опущенный взгляд, сдерживаемые слезы и т. д.

В ходе развития человеческой культуры возникают достаточно гибкие формы В. д. для передачи оттенков недовольства, одобрения, похвалы, гнева, презрения, просьбы, мольбы, которые становятся общепринятыми в определенной соц. среде. Иногда у людей некоторых соц. групп возникает своя манера, свой «стиль» в использовании В. д. для передачи отношения к различным явлениям жизни; понимание такого «языка» В. д. требует знания условностей, принятых в такой группе. См. Амимия, Гипотеза мимической (лицевой) обратной связи, Экспрессия, Эмоции.

[576] АНТРОПОГЕНЕЗ (от греч. anthropos – человек + genesis – происхождение) – происхождение и развитие всех видов и подвидов рода Человек (Homo) в органическом (генетическом, соматическом), психическом и социокультурном отношении.

Древнейшие люди произошли в нач. четвертичного периода на африканском континенте от предлюдей рода Австралопитеков, освоивших прямохождение. К основным предпосылкам А. относится достижение высокого уровня развития: 1) сенсорных систем (с преобладанием зрения над обонянием); 2) двигательных способностей, особенно передних конечностей (исключительная подвижность кистей рук, в частности пальцев), и в связи с этим – 3) коры головного мозга и психической деятельности, а также 4) высокий уровень группового поведения и форм общения и др.

Предполагают, что предки человека перешли к наземному образу жизни и двуногому хождению (бипедия), в связи с чем передние конечности освободились от функции передвижения, но приобрели множество др. функций, развитие которых тесно связано с А. Манипулирование превратилось из дополнительной в основную их функцию, что обеспечило мощное развитие орудийных действий (см. Орудийные действия животных). На этой основе зародились первые, еще очень примитивные, но уже специфически человеческие трудовые действия, характеризующиеся применением специально изготовленных орудий труда. Совместный труд породил первые общественные отношения, а затем и членораздельную речь и сознание, оказавшие обратное влияние на процесс становления человека современного вида. А. представляет собой небывалый в истории органического мира качественный скачок из биологической сферы развития в социокультурную. См. Развитие психики.Добавление ред.: 1. Термин «А.» в отечественной (физической) антропологии обозначает также раздел этой науки, в котором изучается эволюционное происхождение и развитие человека. В зарубежной антропологии соответствующая ветвь знания называется «эволюционная антропология» (или «палеоантропология»), которая, однако, трактуется как комплексная дисциплина, а не раздел физической антропологии. 2. Разумеется, труд создал самого человека. Эта расхожая фраза стала автоматизмом, над которым мы редко задумываемся. Но ведь в определение трудовой деятельности входит сознательная цель, которая определяет ее как закон, а сознание отягощено, по словам К. Маркса, проклятием материи – языком. Это означает, что как бы далеко мы ни шли в глубь человеческой истории, мы нигде не найдем человека без сознания, труда и языка, а если найдем, то это будет не человек. М. К. Мамардашвили имел свои резоны, говоря, что человек начался с плача по умершему, т. е. с переживания.

[577] СЕЛЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИИ (англ. information selection) – отбор полезной информации из всей совокупности предъявленных сигналов. Механизм фильтрации задерживает несущественную информацию и отбирает необходимую для выполнения задачи. Экспериментальные факты свидетельствуют о возможности С. и. на различных уровнях ее обработки: на уровне сенсорного анализа (предвнимание по У. Найссеру), на уровне вербального кодирования, на уровне принятия решения и пр. Время сенсорного (предиконического) анализа составляет примерно 50 мс. За это время с помощью предвнимания осуществляется С. и. по физическим характеристикам (цвет, форма, яркость и пр.). Различают центральные и периферические механизмы С. и. (М. Эрдели, 1974). К периферическим механизмам С. и. относятся установочные движения глаз, подъем и опускание век, фиксации глаз, изменения диаметра зрачка, аккомодация глаз и др. процессы на рецепторном уровне. Центральные механизмы С. и. – кодирование, избирательное закрепление отобранной информации, распознавание и др. Процессы управления С. и. определяются задачами деятельности, установками, мотивацией субъекта. С. и. – эффективное средство преодоления информационной перегрузки. Однако при всей полезности С. и. она затрудняет познание тех факторов, которые действуют относительно стабильно. Нередко именно постоянные аспекты ситуации легче всего ускользают от внимания и труднее всего поддаются пониманию. (Т. П. Зинченко)

[578] АНТИЦИПАЦИЯ (от лат. anticipatio – предвосхищаю) – представление предмета, явления, результата действия и т. п. в сознании человека еще до того, как они будут реально восприняты или осуществлены. Син. предвидение. Анатомо-физиологической основой А. является механизм акцептора действия, описанный П. К. Анохиным в теории функциональных систем. Физиологическим проявлением А. является волна ожидания Г. Уолтера (см. Е-волна) – медленное отрицат. изменение электрического потенциала, предшествующее ожидаемому предъявлению стимула, преимущественно выраженное в лобно-центральных отделах коры. В психологии мышления А. обозначает представление (в сознании человека) схемы решения к.-л. проблемы еще до того, как она будет реально решена (см. Вюрцбургская школа). Ср. Экстраполяционный рефлекс.

[579] МОТОРИКА (англ. motorics) – вся сфера двигательных функций (т. е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты. См. Движение, Поведение. Ср. Праксис.

[580] РЕЛАКСАЦИЯ (от лат. relaxatio – облегчение, расслабление) – общее состояние покоя, расслабленности при отходе ко сну, после сильных переживаний или физических усилий, а также полное или частичное мышечное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки. Возможна долговременная Р. (во время сна, гипноза, при некоторых фармакологических воздействиях) и относительно кратковременная, в т. ч. периодическая Р., чередующаяся с напряжением.

В целом ряде случаев Р. оказывается необходимой, и разрабатываются специальные приемы ее обеспечения. Так, частичная или периодическая Р. – непременное условие всякой спортивной тренировки; Р. мышц речевого аппарата необходима для логопедических корректирующих упражнений; общая Р. – обязательная стадия самогипноза и т. д. Наиболее известными способами вызывания полной или частичной Р. являются аутогенная тренировка, гипноз и двигательная терапия. В последние годы для обеспечения наступления Р. широко применяются разнообразные варианты биологической обратной связи. См. также Нервно-мышечная релаксация.

[581] МОНОТОНИЯ (англ. monotony; от греч. monos – один, единый + tonos – напряжение) – функциональное состояние человека, возникающее при монотонной работе. Характеризуется снижением общего уровня активации, потерей сознательного контроля за исполнением действий, ухудшением внимания и кратковременного запоминания, нечувствительностью к внешним раздражителям, преобладанием стереотипных движений и действий, субъективными ощущениями скуки, сонливости, вялости, апатии, потерей интереса к работе. На кривой работы (см. Работоспособность человека) проявляется в частых «пикообразных» колебаниях продуктивной деятельности, отражающих периодическое включение компенсаторных механизмов за счет дополнительных волевых усилий. М. – одна из основных причин несчастных случаев и аварий на производстве и транспорте. Возникновение М. во многом определяется индивидуально-психологическими особенностями человека (тип н. с., темперамент, экстравертированность, личностные установки субъекта и др.). Предрасположенность к М. может выявляться в процессе профессионального отбора и корректироваться путем оптимальной реорганизации деятельности (см. Монотонная работа). Полярной по типу реакцией на монотонные условия работы является развитие состояния психического пресыщения. См. Индивидуально-психологические различия, Свойства нервной системы. (А. Б. Леонова)

[582] БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ, БОС (англ. biofeedback) – метод бихевиоральной терапии, в котором используются технические устройства, обеспечивающие субъекту непосредственно воспринимаемую обратную связь об активности его физиологических систем; напр., предоставление в реальном режиме времени информации о частоте сердечных сокращений, температуре кожи или мозговых волнах. БОС облегчает формирование способности к произвольной регуляции физиологических характеристик. См. Лисина Майя Ивановна, Модификация поведения. (Б. М.)

[583] ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ (от греч. enkephalos – головной мозг) – раздел нейрофизиологии, изучающий закономерности деятельности мозга на основе регистрации и анализа суммарной биоэлектрической активности, отводимой с поверхности головы или в условиях эксперимента на животных и нейрохирургических операций из глубоких структур мозга.

Для регистрации биоэлектрической активности мозга в виде электроэнцефалограммы (ЭЭГ) используются мощные многоканальные усилители и регистрирующая аппаратура (чаще всего чернилопишущая). Одновременно регистрируются биотоки из области проекции различных корковых зон. Обычно используются параллельно 8–14 и более каналов записи ЭЭГ. Анализ ЭЭГ осуществляется как визуально, так и с помощью ЭВМ. Наиболее распространен спектрально-корреляционный метод оценки спектральной плотности (мощности) ритмических составляющих ЭЭГ и их когерентности. Применение этого метода анализа ЭЭГ позволяет оценить как функциональную активность целостного мозга, его различных отделов, так и их взаимодействие.

Согласно существующей т. зр. ритмы ЭЭГ отражают возбудительные и тормозные постсинаптические процессы тел и дендритов нейронов различных генераторных систем (корковых, подкорковокорковых, подкорковых).

В ЭЭГ различают след. типы ритмических составляющих.1. Альфа-ритм (частота у взрослых 8–13 Гц, средняя амплитуда 30–70 мкВ) – основной ритм в состоянии относительного покоя. Оценка параметров альфа-ритма используется при изучении мозгового обеспечения когнитивных процессов, их возрастных и индивидуальных особенностей. См. также Ориентировочная реакция.2. Мю-ритм – по частоте и амплитуде сходен с альфа-ритмом, регистрируется в сенсомоторной зоне коры больших полушарий (в области роландовой извилины); в отличие от альфа-ритма реактивен только к проприоцептивным раздражителям. Выполнение движений сопровождается блокированием ритма. Высокочастотный, высокоамплитудный и высокорегулярный ритм встречается у спортсменов примерно в 5 раз чаще, чем у лиц, не занимающихся спортом, и в 3 раза чаще у слепых людей по сравнению со зрячими. Син.: «роландический».3. Бета-ритм (частота 14–30 Гц) – низкоамплитудный высокочастотный ритм присущ состоянию активного бодрствования (ритмы с более высокой частотой называют гамма-ритмом). Выраженность его возрастает при предъявлении нового неожиданного стимула, в ситуации внимания, при умственном напряжении. Генерализованная бета-активность в состоянии спокойного бодрствования рассматривается как признак функциональных или органических нарушений.4. Тета-ритм (частота 4–7 Гц, амплитуда 10–200 мкВ) – регистрируется при эмоциональном и поведенческом возбуждении, при интеллектуальном напряжении, а также на определенной стадии сна (см. Сон); типичен для гиппокампа. Более выражен у детей и лиц с психопатическими чертами личности.5. Дельта-ритм (частота 1–3 Гц) – высокоамплитудный ритм (до 250 мкВ), регистрирующийся во время глубокого сна (отсюда названия стадий сна – «медленноволновый сон» и «дельта-сон») и при органической патологии мозга (опухоли, острый травматический очаг). Низкоамплитудные (20–30 мкВ) колебания этого диапазона могут регистрироваться в ЭЭГ покоя при некоторых формах стресса и длительной умственной работе.

ЭЭГ претерпевает значительные изменения с возрастом в связи с постепенным и гетерохронным созреванием коры больших полушарий и изменением корково-подкоркового взаимодействия (см. Развитие коры головного мозга). Альфа-ритм четко выражен у младенцев к 3-месячному возрасту и претерпевает значительные изменения в процессе индивидуального развития. Существенно увеличиваются его выраженность и частота. С возрастом уменьшается представленность тета-ритма, мощность которого в ЭЭГ покоя в первые годы жизни превышает или равна мощности альфа-ритма. Возрастная динамика ЭЭГ носит нелинейный характер. Выделяются определенные периоды качественных изменений ЭЭГ: 6-летний возраст характеризуется значительным усилением выраженности альфа-ритма низкочастотного субдиапазона; в 9–10 лет доминирующим становится среднечастотный альфа-ритм (10 Гц); в 12–14 лет наблюдаются связанные с половым созреванием регрессивные отклонения ЭЭГ в виде увеличения тета-активности, нередко носящей пароксизмальный характер, снижаются мощность среднечастотного альфа-ритма и функции когерентности во всем диапазоне альфа-ритма. С завершением полового созревания увеличивается мощность средне– и высокочастотного альфа-ритма. Формируется свойственная взрослым людям его пространственно-временная организация.

Электроэнцефалографические исследования детей и подростков широко используются для оценки зрелости мозга, готовности к обучению, для анализа трудностей школьного обучения а также с целью выяснения закономерностей формирования мозгового обеспечения когнитивных процессов.

Э. широко используется в клинике для диагностики органических и функциональных нарушений деятельности мозга. ЭЭГ – один из основных критериев оценки различных стадий сна в континууме сонно-бодрственного цикла. Методами ЭЭГ исследуются также специфические локальные реакции на воздействие внешних раздражителей, возникающие преимущественно в проекционных зонах, – вызванные потенциалы. См. Методы электрофизиологические, Психофизиология. (Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер)

[584] ТЕТА-РИТМ (англ. theta rhythm) – ритмические колебания потенциалов электроэнцефалограммы (ЭЭГ) с частотой 4–8 Гц и амплитудой 10– 200 мкВ. Низкоамплитудный (25–35 мкВ) Т.-р. в ЭЭГ человека может составлять один из компонентов нормальной ЭЭГ. Пароксизмальные и асимметричные тета-волны у взрослых людей в состоянии бодрствования, а также относительно высокое содержание симметричных тета-волн следует рассматривать как признак патологии. Т.-р. более выражен у детей и у лиц с неуравновешенным характером и агрессивными и психопатическими чертами личности и с затрудненной соц. адаптацией. Интеллектуальное напряжение приводит к увеличению спектральной мощности тета-волн и увеличению пространственной синхронизации между ними. См. Электроэнцефалография.

[585] ФЕНОМЕН «ВЕЧЕРИНКИ С КОКТЕЙЛЕМ» (англ. cocktail party phenomenon) – известный факт обыденного опыта, состоящий в том, что человек, который сосредоточил внимание на одном разговоре в многолюдной компании, тем не менее непроизвольно может извлекать некоторую информацию из прочих источников в помещении (напр., упоминание своего имени). Морей (Moray, 1959) моделировал это явление, предъявляя имя испытуемого на игнорируемое ухо, которое к тому же подвергалось затенению с помощью др. сообщения, поступающего на др. ухо. Почти каждый раз испытуемый замечал предъявление своего имени. Это явление не вписывается в логику ранних «одноканальных» моделей внимания, предполагавших, что отвергнутые, игнорируемые стимулы никак не контролируются, не анализируются, не обрабатываются. Для его объяснения разработана аттенюаторная модель внимания (см. Модель аттенюатора). Син. эффект закусочного ряда, эффект дружеской вечеринки и т. п. (Б. М.)

[586] СЕНСОРНЫЙ ШУМ (англ. sensory noise) – случайные возбуждения, возникающие в сенсорной системе; концепция С. ш. продуктивна при подходе к абсолютному порогу как к порогу обнаружения сигнала на фоне С. ш. См. Психофизика. (И. Г. Скотникова)

[587] ТЕМБР (англ. timbre) – воспринимаемое качество («окраска») звука, связанное с распределением энергии его спектра вдоль частотной оси.

Понятие «Т.» применяется чаще всего к музыкальным звукам, имеющим гармоническую структуру, и является характеристикой, позволяющей отличать звуки разных инструментов при равенстве их высоты и громкости. Однако Т. определяется не только соотношением интенсивности составляющих звук гармоник, поскольку звуки речи и шумы (грохот, шипение, треск) также различаются по Т. Различия в восприятии Т. музыкальных звуков и шумов объясняются тем, что тембровое качество музыкальных звуков может восприниматься независимо от высотного, в то время как в восприятии шумов высота и Т. не расчленяются.

Для звуков с быстро меняющимися параметрами членение восприятия этих звуков на высотные, тембровые и громкостные элементы часто бывает невозможным ни по объективным, ни по субъективным признакам. Поэтому выделение тембровой характеристики возможно г. о. для относительно устойчивых по высоте и громкости звуков. См. Спектр звуковой.

[588] МЕТОД ДИХОТИЧЕСКОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ (англ. method of dichotic listening) – психологический метод, направленный на изучение селективного внимания и функциональной асимметрии полушарий мозга. Основан на одновременном предъявлении различных звуковых стимулов в правое и левое ухо. С помощью М. д. п. установлено, что для подавляющего большинства правшей при предъявлении речевых стимулов характерен «эффект правого уха» (больший объем и точность воспроизведения стимулов, воспринимаемых правым ухом), свидетельствующий о преимущественной роли левого полушария в обеспечении речевых функций, а также «эффект левого уха» при предъявлении неречевых стимулов, указывающий на преимущественное отношение правого полушария к их восприятию. У левшей и амбидекстров межполушарные различия в слуховом восприятии выражены в меньшей степени, чем у правшей, и нередко (в 50 % случаев) носят против. характер. М. д. п. используется для изучения функциональной специфичности полушарий в деятельности мозга не только у взрослых, но и у детей. См. Амбидекстрия, Ведущее полушарие, Дихотическое слушание, Латерализация функций головного мозга, Леворукость, Межполушарная организация психических процессов. (Е. Д. Хомская)

[589] МОДЕЛЬ С ФИЛЬТРАЦИЕЙ (англ. filter theory) – одна из первых концепций избирательного внимания (середина 1950-х гг.), основанная на ограниченной пропускной способности канала обработки сенсорной информации. Последняя поступает от органов чувств параллельно по нескольким каналам. Дальнейшей обработке подлежит только тот сигнал, на который будет направленно внимание, и он будет передан через избирательный фильтр в «канал с ограниченной пропускной способностью», – гипотетический блок, связанный с обеими системами памяти (кратковременной и долговременной) и системой управления исполнительными действиями. Избирательный фильтр находится между этапами обнаружения и распознавания сигналов, поэтому данную модель называют также моделью с ранней фильтрацией (селекцией), в отличие от др. концепций, в которых фильтр находится на более поздних этапах обработки. Предложена Д. Бродбентом (Broadbent). Ср. Модель аттенюатора. (А. И. Назаров)

[590] ОБНАРУЖЕНИЕ (англ. detection).1. В современной психофизике – правильный положительный ответ наблюдателя в эксперименте («попадание»). Наряду с вероятностью ложных тревог вероятность О. служит для построения рабочей характеристики приемника (наблюдателя).2. Наряду с различением, опознанием и идентификацией один из 4 основных сенсорных процессов. В узком смысле – выделение сигнала из шумовых помех, в широком – помехами признаются собственные шумы сенсорной системы. (И. Г. Скотникова)Добавление ред.: Подобные «сенсорные» процессы в отечественной психологии принято квалифицировать как перцептивные действия или режимы работы наблюдателя (см. Прием информации).

[591] МОДЕЛИ РАННЕЙ СЕЛЕКЦИИ (англ. early selection models) – модели внимания как отбора на ранних этапах переработки информации, после выделения и анализа отдельных физических признаков стимуляции. Первую модель ранней селекции предложил Д. Бродбент, разместив внимание как фильтр между сенсорным регистром (буфером), удерживающим в течение недолгого времени всю поступающую информацию, и стадией перцептивной обработки с ограниченной пропускной способностью. Ее модификацией является модель аттенюатора, предложенная А. Трейсман. (М. В. Фаликман)

[592] ТЕОРИЯ ИНТЕГРАЦИИ ПРИЗНАКОВ (англ. feature integration theory) – предложенная А. Трейсман (Treisman, Gelade, 1980; Treisman, 1993, 1998 и др.) теория зрительного внимания, согласно которой основная функция внимания заключается в связывании отдельных физических признаков зрительно воспринимаемых объектов в образе целостного объекта. Поиск целевого объекта в зрительном поле начинается со стадии параллельного анализа всех физических признаков находящихся там объектов. Признаки анализируются независимо друг от друга, и для каждого из них строятся отдельные карты активации, организованные ретинотопически. Информация с этих карт сводится на «главную карту местоположений», также организованную по пространственному принципу. Если на одной из карт признаков активировано единственное местоположение, внимание немедленно направляется на соответствующее местоположение на главной карте, что приводит к субъективному выскакиванию искомого объекта и быстрому ответу (см. Эффект выпячивания), скорость которого не зависит от числа отвлекающих стимулов. Если требуется найти объект, заданный сочетанием признаков, активация будет наблюдаться на нескольких картах признаков. В этом случае внимание может выявить объект, обладающий ключевыми признаками, только последовательно перемещаясь от одного места на главной карте к другому. Поиск продолжается до тех пор, пока искомый объект не будет найдет либо пока не будут проанализированы все местоположения. В результате обращения внимания на местоположение осуществляется связывание признаков, и создается досье объекта (Kahneman, Treisman, 1984), содержание которого сопоставляется с информацией, хранящейся в долговременной памяти, и направляет дальнейшее обследование объекта. Быстрая смена зрительных объектов в одном и том же месте зрительного поля, расфокусировка внимания или его нарушения по причине локальных поражений головного мозга (напр., при синдроме Балинта) ведут к ошибкам в связывании зрительных признаков объектов – т. н. «иллюзорным соединениям», когда признак (напр., цвет) одного объекта приписывается другому. (М. В. Фаликман)

[593] ОПЕРАТИВНЫЕ ЕДИНИЦЫ ПАМЯТИ (англ. oрerative memory units) – образы более или менее сложных сочетаний элементов материала, которые конструируются при выполнении действия в результате активных преобразований материала в соответствии со стоящими перед человеком задачами. О. е. п. могут отражать объект и условия действия с разной полнотой и глубиной, т. е. быть в разной степени адекватными содержанию задачи. Это позволяет говорить о разных уровнях О. е. п. Единицы низшего уровня отражают внешние, эмпирически выделяемые свойства материала, учет которых едва обеспечивает достижение цели действия. На основе учета наиболее существенных, закономерных свойств материала формируются оптимальные О. е. п., в наибольшей степени адекватные решаемой задаче. Между этими крайними полюсами располагается гамма единиц промежуточного уровня, в основе которых лежит все более полное отражение существенных свойств материала. Как показали исследования Г. В. Репкиной (1965), уровень О. е. п. не является константным свойством человека, он складывается в процессе обучения выполнению данного вида деятельности. Формирование О. е. п. оптимального уровня – основное средство повышения продуктивности оперативной памяти и обслуживаемой ею деятельности (см. Память оперативная). Путь формирования О. е. п. все более высокого уровня связан с превращением целенаправленных, развернутых действий в сокращенные автоматизированные операции. (Т. П. Зинченко)

[594] ТЕОРИЯ УРОВНЕЙ ОБРАБОТКИ (англ. theory of levels of processing) – концепция, выдвинутая канадскими психологами Ф. Крэйком и Р. Локхартом (1972) в качестве альтернативной (по отношению к информационному подходу) методологии для изучения памяти. Запоминание рассматривается как продукт обработки информации на разных уровнях: на поверхностном уровне входной стимул подвергается сенсорному анализу (выделение физических признаков типа цвета, размера, формы и т. д.), на глубоком уровне обрабатываются семантические свойства материала. Иногда выделяют средний уровень, на котором, напр., проверяется, рифмуются ли слова и к какой части речи они относятся. Чем глубже уровень обработки, тем длительнее и лучше запоминание. Концептуально и методически Т. у. о. близка к развивавшемуся с 1930-х гг. в отечественной психологии деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко и др.). Син. теория глубины обработки. См. также Эффект рефлексивности. (Б. М.)

[595] ТЕОРИЯ ЕДИНЫХ РЕСУРСОВ ВНИМАНИЯ (англ. central limited capacity theory) – предложенная Д. Канеманом теория внимания, согласно которой система переработки информации наделена единым резервуаром ресурсов и центральным механизмом их распределения (Kahneman, 1973). Ресурсы внимания понимаются как ограниченная степень активации, которая должна быть распределена между всеми одновременно решаемыми задачами и одновременно выполняемыми процессами переработки информации, требующими внимания. Если требования к ресурсам внимания со стороны одной из задач, обладающей наивысшим приоритетом, повышаются, то др. задачи либо выполняются хуже, либо перестают решаться вовсе. (М. В. Фаликман)

[596] ПАМЯТЬ ДЕКЛАРАТИВНАЯ (англ. declarative memory) – память, которая оценивается с помощью задач, требующих от испытуемых вспомнить (воспроизвести или узнать) определенную информацию (факты или абстрактные знания), которую они воспринимали ранее. Син. эксплицитная память. К П. д. относятся два подразделения долговременной памяти – семантическая память и автобиографическая (эпизодная, эпизодическая) память (см. Память автобиографическая). Д. п. противопоставляется памяти процедурной. (Б. М.)

[597] ПАМЯТЬ ПРОЦЕДУРНАЯ (англ. procedural memory) – вид памяти, лежащий в основе формирования перцептивных, когнитивных, двигательных навыков, условных рефлексов, феноменов типа привыкания и прайминга. Проявляется в улучшении решения задачи даже при отсутствии (или неспособности) сознательного воспоминания о самом факте прошлого опыта. Син. имплицитная память. Противопоставляется памяти декларативной (эксплицитной). См. также Долговременная память. (Б. М.)

[598] НИСТАГМ (от греч. nystagmos – дремота) – ритмические «пилообразные» вращения глазного яблока, состоящие из относительно медленного движения в одном направлении и быстрого возвратного движения. Н. может возникать при воздействии различного вида раздражителей. Один из видов Н. – т. н. вестибулярный Н., возникающий при воздействии на полукружные каналы вестибулярного аппарата тепловых или холодовых раздражителей. Оптико-кинетический Н. возникает при фиксации глазом объекта, который двигается в поле зрения (частный случай – железнодорожный нистагм, возникающий при наблюдении из окна движущегося поезда). Явление Н. используется для исследования механизмов зрительного восприятия в норме и патологии. См. Версионные движения, Движения глаз.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Второй вопрос. Современная психофизика: основные понятия теории обнаружения сигнала[501]. Общее представление о психофизическом операторе. 45 страница | Второй вопрос. Современная психофизика: основные понятия теории обнаружения сигнала[501]. Общее представление о психофизическом операторе. 47 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.