КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личностные характеристики подростков, демонстрирующих химическую аддикцию
В психолого-педагогической литературе традиционно выделяются следующие личностные характеристики подростков и молодежи,употребляющих алкоголь и другие ПАВ: 1) повышенные по сравнению с благополучными сверстниками: толерантность к отклоняющемуся поведению; критичность по отношению к социальным институтам общества (семья, школа и т.д.), отчужденность от них; восприимчивость к новым идеям и впечатлениям; интерес к необычному и импульсивность, стресс и апатия, конформизм; 2) пониженные по сравнению с благополучными сверстниками: ценность достижений, ожидание академических успехов, религиозность, уважение к общепринятым нормам поведения, самооценка, социальный и правовой статус; 3) экстернальный (внешний) локус контроля (экстернальный локус контроля (экстернальность) – возложение ответственности относительно каких-то действий, событий, успешных или неуспешных результатов не на себя, а на внешние факторы. В этом случае виновниками своих неудач многие склонны видеть других людей или стечение обстоятельств (а не себя и собственные действия) и т.д.); 4) усиливающиеся расстройства личности и акцентуации. Увлечение ПАВ приобретает систематический характер, если к названным личностным характеристикам (интернальным факторам) добавляются следующие экстернальные факторы, действующие на подростка в условиях семьи: – воспитание в неполной семье при наличии следующих обстоятельств: отсутствие отца и излишне заботливая, во всем потакающая и уступчивая мать или наоборот, чересчур властная – следствием является деформация личности и акцентуирование таких качеств как эгоизм, властность, избалованность, ориентация на свои интересы (при уступчивой матери) или конфликтность, упрямство, желание настоять на своем, стремление к самостоятельности и независимости (при властной матери); – слабохарактерность и слабоволие отца, его неумение влиять на ребенка; – постоянная занятость родителей и отсутствие внимания к ребенку и его проблемам; – отсутствие других детей в семье (часто приводит к формированию на этом фоне эгоизма, вседозволенности и др. негативных качеств); – враждебность и/ или конфликтность родительских отношений; – нереальные завышенные требования и ожидания родителей по отношению к детям; – непоследовательность родительских требований и отсутствие в окружении сдерживающих факторов. Социально-педагогическая практика позволяет выделить следующие основные характеристики личности подростка с сформировавшейся зависимостью: 1) равнодушие к социальным проблемам, отсутствие устойчивых и сформированных индивидуальных интересов, какой-либо увлеченности; 2) обособление от взрослых, агрессивность к обществу, солидарность со своей возрастной группой, поиск чувственных впечатлений и сексуального опыта, познавательные побуждения и стремление к неизведанному; 3) чувство взрослости и стремление продемонстрировать это всем окружающим через всевозможные запретные виды деятельности, самоорганизацию своей жизни, самостоятельный выбор круга общения. По мнению Б. Сегала, у подростков и юношества, демонстрирующих химическую зависимость, формируются следующие психологические особенности, отражающие деформацию личности: · сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; · скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; · стремление говорить неправду; · внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; · стремление обвинять других, зная, что они невиновны; · стремление уходить от ответственности в принятии решений; · стереотипность, повторяемость поведения; · тревожность. Употребление ПАВ неминуемо вызывает искажение личностных черт подростка, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическую запущенность, задержку психического развития.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |