Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Пространство как основной объект изучения литературным краеведением




Повідомлення домашнього завдання

  1. Богданович, М. В. Методика викладання математики в початкових класах [Текст]: навч. посіб. / М. В. Богданович, М. В. Козак, Я. А. Король. – 3-є вид., перероб. і доп. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2008. – С. 125-132, 140-149 (Р.6, § 21, Р.7, § 23).

Законспектувати і вивчити матеріал лекції.

  1. Виготовити абак, пучки-десятки і палички-одиниці.
  2. Скласти фрагмент уроку з теми: Нумерація чисел в межах 100.

 

 

Пространство, осмысляемое с точки зрения филологии. Мир дан нам в ощущении единства пространства и времени. «Пространство и время воплощают мироощущение эпохи, поведение людей, их сознание, ритм жизни, отношение к вещам». (Буревич) Пространство и время включают в себя весь комплекс проблем, связанных с жизнью художественного текста, и связывают текст с внепространственным временем.

Система пространственно-временных представлений позволяет выделить место в культуре. Движение таких структур прежде всего демонстрирует движение искусств и культур.

Единая категория «пространство-время» играет важную роль. А.А. Уктомский ввел термин хронотоп, чтобы определить это слияние. Хронотоп выражает непрерывное, или континуальное, единство пространственно-временной размерности, связанной с культурно-историческим смыслом событий и явлений. С точки зрения хронотопа существуют не отдельные точки, но живые и неизгладимые из бытия истории, «мировые линии». Уктомский ввел понятие хронотопа в нейропсихологию, оценивая его как центр и очаг возбуждения в конкретной ситуации к определенным действиям.

Бахтин использует этот термин для литературоведения и эстетики. Это были первый идеи проекции непрерывной взаимосвязи пространственных и временных отношений. Это универсальное понятие, применимое и к идеальным процессам. Изучение культуры требует именно этой континуальности.

Теоретическая сущность – при объяснении ядра и периферии культуры.

Бахтин выделил несколько типов хронотопов:

· Хронотоп Античность;

· Романо-эпический:

o Авантюрный;

o Авантюрно-бытовой;

o Биографический.

Бахтин настаивал, что понятие хронотопа должно использоваться только в литературоведении. Но потенциал понятия гораздо более широк.

Сейчас очень актуальны изучения культурных хронотопах различных эпох.

Сам процесс освоения пространства и времени в литературе и культуре достаточно недолог. Вне категории пространства не может быть и понято и литературное краеведение.

В научном обиходе актуализировалось изучения пространство в самых разных областях (географ., образоват, культ., филос., филолог. и пр.).

Понятие пространство на определенной ступени развития культуры рассматривалось как генетическое начало мира.

Уже в мифе проявилось сознание того, что существуют пространство и время и что отношения человека к этим категориям напряжены и глубоко драматичны. Это отражается в значительности фигур античной мифологии, соотнесенной с образами титанов.

Способность манипулировать пространственными отношениями заключена к способности воображения, которая открывает возможность преодолевать различия между здесь и там. Отсюда возможность в сказках и мифах менять пространственно-временные отношения по собственному произволу.

Далее наступает этап философского осмысления. Связана с развитием естественнонаучных знаний. Аристотель первым поставил вопрос о сущности пространства. Но он не дал четкого определения пространства, и даже такого термина не существовало в античности. «Чем-то великим и трудно уловимым кажется топос, (т.е. место-пространство)» Но место не есть пустое пространство, хотя бы потому что понятие о месте возникает при наблюдении взаимной перестановки вещей. Аристотель приписывает месту некую силу: каждое тело стремится занять положенное ему место. Это и есть движение по природе. Место не может быть чем-то отдельно существующим. Аристотель утверждает, что пустоты нет: «Если бы была пустота, не было бы движения по природе, ибо не было бы различия между верхом и низом». Это и есть первое осмысление пространства.

В Новое время возникает два подхода к пониманию пространства:

· По Ньютону: пространство – это пустой объем, бесконечный и пустой;

· По Лейбницу: пространство создается расположением вещей.

Постановка проблемы культурного пространства. Оно широко стало использоваться в гуманитарных науках, публицистике, трудах с 60-х гг. 20 века. В это понятие вкладывается множество оттенков, явных и скрытых смыслов. Например, когда говорят о ментальности русского человека, подчеркивая на бескрайность русских просторов, имеющих сильно на нас влияние. На негативность этого географического фактора указывал П.Я. Чаадаев. Чаадаев рассматривает пространство как явление, влияющее на нравственность и мораль (?). Пространство в значительной степени формирует морально-этическую карту мира.

Следующий этап связан с именем Вернадского. Концепция ноосфера: разума и биосфера неразделимы. Ноосфера – культурная био-геохимическая сфера, энергия человеческой культуры. Культурное пространство может выполнять как собирательную, так и разобщающую функцию.

П. Флоренский рассматривал деятельность человека по освоению культурной. Социальной и природной среды как деятельность по организации пространства. Пространство наглядны (как пространство тезники) и не допускают жизненного пространства (науки, философия) – организация таких пространств называется искусство. Такой подход актуален и для литературоведения, т.к. позволяет по-новому взглянуть на эволюцию словесного творчества как системы и выявить специфику её отдельных элементов. Таким образом, можно говорить о пространстве культуры и культурном пространстве (это разные вещи!)

В работах современных исследователей термин культурное пространство встречается в разных контекстах (Коган, Быстрова, Большаков, Иконникова).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.