КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационная структура и организационная культура
Достижение организационных целей предполагает совместную деятельность людей. Каждая организация нуждается в координации этого взаимодействия, установлении определенного внутреннего порядка. Этот порядок проявляется в форме организационной структуры и организационной культуры. Организационная структура определяет соотношение (взаимоподчиненность) между функциями, выполняемыми сотрудниками организации. Она проявляется через разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархию должностей и является необходимым элементом организации, поскольку придает ей стабильность и позволяет добиться определенного порядка в использовании ресурсов. Факторами, определяющими структуру организации являются: Ø внешняя среда (ее сложность и динамизм), Ø технологии работ и тип связи между работами (последовательная, связанная, групповая), Ø выбор идеологии управления (централизация-децентрализация), Ø потребитель (стратегия, ориентированная на изготовление продукции и стратегия, ориентированная на клиента) Ø рынки сбыта (интернационализация и глобализация). Проектирование организации можно сравнить со строительством “ организационного здания”. Первым элементом в этом процессе будет решение о количестве и функциональной принадлежности “помещений” в этом здании (специализаций), вторым - решение о группировании помещений в связи с задачами по их использованию (департаментизация), третьим - решение о соединении частей “ здания”(кооперация), четвертым- о размерах этих частей. Т.о, разработка структуры организации связана с принятием решения по определению степени специализации, установлению оптимального масштаба управляемости, установлению связей, уровней иерархии, распределению прав и обязанностей, установлению пропорции между степенью централизации и децентрализации. Многие организации построены по принципу, определяющему группирование работ вокруг ресурсов или вокруг результата деятельности. Примерами группирования работ вокруг ресурсов являются организации, построенные по линейному (по численности, по времени, по территории) и функциональному признаку (по функциям, по типу производства, по технологии).
Функциональная организация построена по принципу разделения обязанностей между функциональными подразделениями, отвечающими за одно из направлений деятельности - производство, финансы, закупки, персонал.
+ укрепление вертикальных связей и коммуникаций, усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней, количественный рост организации. - функционализм, размывание общей организационной цели, конфликт функций, “эффект бутылочного горла” - развитие преимущественно вертикальных связей поднимает решение проблем, возникающих на разных уровнях до уровня руководителя.
Ц1 Снабжение Цех 1 Снабжение Цех 1 Снабж. Ц2 Маркетинг Цех 2 Маркетинг Цех 2 Маркет. Ц3 Качество Цех 3 Качество Цех 3 Качество + удается исключить текучку из работы руководителя путем отделения оперативного уровня управления от стратегического, перенесение ответственности за прибыль на “продуктовый” уровень, что способствует развитию децентрализации, инициативы и автономии. -противопоставление целей продукта общим организационным целям, увеличение численности персонала и дублирование в работе, неэффективное использование ресурсов, затрудненность контроля сверху. Матричная организационная структура призвана преодолеть характерные для традиционных организационных форм недостатки и представляет собой их “гибрид”. Матричная организация объединяет работу функциональных специалистов с существованием продуктовых подразделений - эксперты из функциональных отделов закрепляются за одним или несколькими продуктовыми подразделениями. Отличительной чертой матричного подхода является система двойного подчинения. Каждая матрица отношений включает в себя 3 типа ролей в организации: 1) главный руководитель, поддерживающий баланс в системе двойного подчинения; 2) руководители функциональных и продуктовых подразделений, “делящие” подчиненного в ячейке матрицы между собой; 3) руководители ячеек матрицы, равно отчитывающиеся и перед функциональным, и перед продуктовым руководителем.
+ высокий потенциал адаптации к изменениям внешней среды путем изменения баланса между ресурсами и результатами, функциями и продуктом, функциональные звенья пронизывают каждую работу - гибкое использование кадров, постоянное пересечение горизонтальных и вертикальных связей развивает механизм множественности власти и принятия решений. -система двойного подчинения может стать источником конфликтов в организации, такой тип организационной структуры очень сложен и дорог во внедрении и эксплуатации, такая структура не эффективна в кризисные периоды и дальнейшее ее развитие невозможно. Еще одной важной характеристикой организационной структуры является иерархичность или величина расстояния между высшим и низшим звеном в организации. Чем большее расстояние (число уровней) между руководителем и рядовым исполнителем, тем выше степень иерархичности в организации. Иерархические организации эффективны с точки зрения контроля за распределением и использованием ресурсов. В то же время в таких структурах малоэффективным является процесс коммуникации (особенно снизу вверх), ограничена самостоятельность сотрудников, высока инертность. Организации с меньшим числом иерархических уровней более динамичны, легче приспосабливаются к переменам, однако требуют более высокого уровня ответственности и подготовленности сотрудников.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |