КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление в сфере использовании и охраны природных ресурсов
1.Понятие управления в сфере использования и охраны природных ресурсов (субъекты, объекты, виды) Поскольку в настоящее время существует тенденция к разделению экологического прав на природоохранное (охрана всей окружающей среды в целом) и природоресурсное (охрана и использование отдельных видов природных ресурсов) в научной литературе и в текстах НПА управление так же подразделяется на «управление в области охраны окружающей среды» и «управление в области использования и охраны природных ресурсов» (управление сфере природопользования). Вместе с тем оба этих вида управления тесно взаимосвязаны между собой и их можно охарактеризовать одним общим термином «Экологическое управление». Экологическое управление (ЭУ) – это совокупность общественных отношений, возникающих между управляющим субъектом и управляемым субъектом по поводу соблюдения природоохранного и природоресурсного законодательства. В зависимости от субъекта, осуществляющего управлении, выделяются виды ЭУ: 1) Государственное (федеральное и региональное) – осуществляется государственными органами исполнительной власти, как общей, так и спец.компетенции. 2) Муниципальное – осуществляется органами МСУ. 3) Производственное (внутрихозяйственное) – осуществляется ЮЛ и ИП, подразумевает создание ими на предприятии собственных экологических служб, разработку и утверждение локальных НПА по экологическому мониторингу, экологическому контролю и т.д. данный вид ЭУ на предприятии иногда так же называют «экологическим менеджментом». 4) Общественное – осуществляется общественными объединениями ЮЛ и граждан. Основывается на принципе обязательности участия в деятельности по охране окружающей сред помимо органов гос. власти и органов МСУ так же общественных и иных некоммерческих объединений, ФЛ и ЮЛ. Объекты ЭУ – окружающая среда в целом, отдельные природные объекты и ресурсы, перечисленные в ст.4 ФЗ «Об охране ОС», а так же антропогенные объекты, объекты хоз. и иной деятельности, механизмы, устройства, вещества, которые могут оказывать влияние на окружающую среду в целом или ее отдельные компоненты. 2.Понятие государственного управления в сфере использования и охраны природных ресурсов Государственное управление… - составная часть государственного управления в целом, кроме того, это проявление экологической функции государства; деятельность компетентных органов, направленную на организацию рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей природной среды.
Президент и Правительство, Исполнительные органы субъектов РФ
Подсистема специально уполномоченных органов ЭУ имеет более сложную структуру и выполняет более разнообразные функции. Ее образуют многочисленные ФИОВ и их территориальные и межрегиональные органы, специально уполномоченные Указом Президента или постановлением Правительства на осуществление ЭУ. Структура ФОИВ определена Указами Президента РФ от 9 марта 2004г. №314 «О системе и структуре ФОИВ»; УП РФ от 12 мая 2008г. № 724 «Вопросы системы и структуры ФОИВ». Полномочия конкретных органов, а так же порядок осуществления ими своих функций устанавливается в Положениях о них (например, в Положении о Министерстве природных ресурсов и экологии»). Отличия понятий «Система ФОИВ» и «Структура ФОИВ». Система: федеральные министерства, службы и агентства. Структура – это совокупность конкретных ФОИВ, утвержденных Указом Президента (№724), например, Министерство природных ресурсов и экологи, Федеральное агентство лесного хозяйства и т.д. Классификация органов спец.компетенции: Специально уполномоченные органы можно подразделить на: ð ФОИВ, непосредственно участвующие в ЭУ. Министерство природных ресурсов и экологии (Минприрода России), которому подведомственны: -- Фед.служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) -- ФС по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) -- Фед.агентство водных ресурсов (Росводресурсы) -- ФА по недропользованию (Роснедра) Руководство осуществляет Правительство: -- ФА лесного хозяйства (Рослесхоз) -- ФА по рыболовству (Росрыболовство) -- ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору.
ð ФОИВ, опосредованно участвующие в ЭУ. Министерство с\х (Минсельхоз), которому подведомственна ФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Министерство здравоохранения и социального развития (Минздравсоцзразвития), которому подведомственны: -- ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) -- ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Соцздравнадзор). Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) ФС гос. регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) находится в ведении Министерства экономического развития. И др.органы. Органы гос. управления: 1)общей компетенции 2)специальной компетенции А)на федеральном уровне Б) на уровне субъекта (территориальные подразделения ФОИВ) Специально уполномоченные органы на территории субъекта: 1)территориальные подразделения ФОИВ (управление ФС гос регистрации, кадастра и картографии по КО, управление ФС по надзору в сфере природопользования по КО) 2)специально уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ (н-р, департамент лесного хозяйства КО, департамент экологии и природопользования КО, департамент с\х и продовольствия КО, управление охраны и использования животного мира КО)
Органы гос власти субъектов РФ самостоятельны в определении структуры, наименований, объема полномочий специально уполномоченных органов (предусмотрено лишь согласование с ФОИВ). Вследствие этого образованные в субъектах РФ специально уполномоченные органы для выполнения функций в сфере природопользования и охраны природных ресурсов крайне разнообразны по полномочиям, структуре, штатам. Среди них встречаются министерства, комитеты, управления, департаменты, службы, инспекции, агентства и другие. Например, если сравнить Ульяновскую и КО, то в Ульяновской области есть Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии УО (в котором сосредоточены функции по управлению несколькими природными ресурсами в т.ч. лесами), а в КО отдельно существует департамент лесного хозяйства КО и департамент экологии и природопользования КО. Полномочия специально уполномоченных органов субъектов: 1) Собственные полномочия (за счет средств субъекта) 2) Делегированные (с 2005г) – за счет субвенций. Параллельно с административной реформой, изменением структуры и функций Фед.орг.управления и их территориальных органов шел процесс разграничения полномочий между РФ и субъектами. ФЗ от 29.12.2004 №199-фз в практику гос управления в сфере природопользования стал внедряться принцип деления полномочий субъектов на собственные полномочия, делегированные от центра и осуществляемые за счет субвенций, т.е. бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Последующий ФЗ от 31.12.2005 г. №199-ФЗ и от 29.12.2006 г. №258-фз продолжили развитие тенденций на расширение полномочий субъектов РФ, делегированных от центра за счет субвенций (н-р, ранее договор аренды лесного участка заключался с федерацией (в лице территориального подразделения ФОИВ), а сейчас – с субъектом РФ (в лице спец-но уполномоченного органа субъекта РФ). Т.е. РФ делегировала полномочия в области использования охраны, защиты лесов (в т.ч. полномочия по заключению договоров аренды) субъектом РФ и предоставила субъектам РФ субвенции (в виде денежных средств) на осуществление этих полномочий).
Принципы государственного управления в сфере использования и охраны природных ресурсов.
Общие принципы – присущие всей системе государственного управления. Специальные принципы – присущи именно экологическому управлению. К специфическим принципам относится принцип учета природных условий при построении органов экологического управления. Он иногда выступает в виде бассейнового принципа организации управления, суть которого заключается в том, что для некоторых природных объектов часть органов экологическому правления строится не по административно- территориальному принципу, а с учетом географического расположения природных объектов (по водным бассейнам, крупным месторождения полезных ископаемых и т.д.). Так, территория РФ разделена на 20 бассейновых округов, н-р, Камский, Енисейский и т.д. бассейновые округа являются основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов (бассейновый совет – орган управления в субъектах). Методы государственного управления. Ø Административный Ø Экономический Ø Идеологический
Функции государственного управления.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |