Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА: Правовое регулирование использования и охраны вод

1. Правовое регулирование.

Водная стратегия РФ на период до 2020 г.

Водный кодекс РФ принят 12.04.2006 г. и введен в действие с 1.01.2007 г.

ФЗ «73-фз о введение в действие водного кодекса.

В развитие статей водного кодекса принято множество подзаконных нпа (н-р, постановление правительства от 28.04.2007 г №253 о порядке введения государственного водного реестра) к водному законодательству можно отнести и нпа, являющиеся источниками иных отраслей (н-р, налоговый кодекс, который содержит главу 25.2 «водный налог»)

2. Понятие водного объекта.

Согласно ст.1 водного кодекса водный объект это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

Признаки водного объекта:

1) Определенное постоянство сосредоточения вод

2) Наличие признаков водного режима, к которым относится наличие естественных колебаний уровня и объема воды в водном объекте во времени.

3) Водные объекты должны иметь естественные и формальные (учитываемые) границы.

Определение границ водного объекта необходимо для решения вопроса до каких пределов собственник или пользователь водного объекта будет считать дно или берег своим. Согласно водному кодексу границей водного объекта является береговая линия – полоса земли, которая определяется по постоянному или среднемноголетнему уровню воды (для разных объектов граница определяется по разному – см.ч.4 ст.5 Вод.К)

4) Водными объектами признаются те, которые учтены как водные объекты, т.е. документированные сведения о которых занесены в государственный водный реестр.

Искусственные пруды для разведения рыб могут не относится к водным объектам, если они не учтены в качестве имущества рыбохозяйственных предприятий, при этом обладают всеми признаками водного объекта. Здесь проявляется проблема двойственности: некоторые искусственные водные объекты могут являться водными объектами, если они зарегистрированы в качестве таких в государственном водном реестре, но они могут быть также учтены (зарегистрированы как имущество предприятий и след-но, в данном случае выступают объектами не водных, а гражданских и иных правоотношений.

5) Водный кодекс относит к водным объектам водоемы как естественного так и искусственного происхождения, но при условии сохранения взаимосвязи водного объекта с окружающей природной средой, т.е. важен факт нахождения вод на поверхности земли либо ее недрах.

6) Большинство водных объектов имеют географические названия, которые одновременно являются юридическим признаком, позволяющим индивидуализировать тот или иной водный объект.

Кроме водного объекта, объектом водных отношений может быть и часть водного объекта, которая индивидуализируется путем указания на площадь акватории, местоположение и другие ориентиры. В отличие от водного объекта, который может быть объектом и права соб-ти и правопользования, часть водного объекта является только объектом водопользования.

Классификация водных объектов.

“ Поверхностные водные объекты (водный кодекс)

“ Подземные водные объекты (фз «о недрах»)

К поверхностным водным объектам относятся моря и их отдельные части - проливы, заливы, бухты, лиманы; водотоки, водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), болота, природные выходы подземных вод – родники, гейзеры, ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты рассматриваются как единственно двух составных частей – поверхностных вод и покрытых ими земель или дна, которые ограничиваются береговой линией. Это положение имеет важное юридическое значение. Так при добыче полезных ископаемых со дна реки не требуется выделение земельного участка как это предусмотрено земельным законодательством о недрах для подобных целей, если такие виды пользования осуществляются на поверхности земли. В этом случае необходимо получить только решение соответствующего государственного органа о предоставлении водного объекта в пользование как требует водный кодекс.

3.Право собственности на водные объекты. Водный кодекс устанавливает преимущественно федеральную соб-ть на водные объекты. Собственность субъектов РФ, МО, ФЛ и ЮЛ возможна лишь на пруды и обводненные карьеры. При этом названные водоемы воспринимаются законодателем как составная часть земельного участка. Так в ст.20 водного кодекса установлено, что не допускается отчуждение этих водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки не подлежат разделу, если в результате такого раздела потребуется раздел пруда, обводненного карьера. Право собственности на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением ПС на соответствующий зем.уч., в границах которого расположены такие водные объекты.

Недостаток водного кодекса в том, что им не дано юридического определения пруда и обводненного карьера, а это может способствовать недобросовестному присвоению в частную соб-ть небольших озер, малых водохранилищ. Пруды или карьеры – это всегда водоемы искусственного происхождения. Пруд создается путем постройки плотины или может быть специально выкопан. Пруды сохраняют гидравлическую связь с другими водными объектами, т.е. наполняются водой естественным образом. Карьеры – это выемки в земной коре, которые образуются при добыче полезных ископаемых открытым способом. Понятие «обводненный» означает, что карьер уже не используется для добычи полезных ископаемых, а его заполнение также происходит естественным образом. В собственности одного лица…могут находится 2 или больше обособленных прудов и обводненных карьеров, расположенных на разных зем.участках либо на одном земельном участке. По отношению к прудам и обводненным карьерам, находящимся в частной собственности не действуют:

“ Требования, связанные с водопользованием (н-р, не применяется процедура заключения договоров водопользования или вынесения решения о предоставлении такого водного объекта в пользование)

“ По отношению к прудам и обводненным карьерам не устанавливаются водоохранные зоны

“ За пользование земельным участком, в том числе за площадь, занятую прудом или обводненным карьером с собственника земельного участка взымается земельный налог, а не водный и не плата за пользование водным объектом. Все остальные водные объекты, кроме прудов и обводненных карьеров (реки, водохранилища и др.), могут находится только в федеральной соб-ти, что означает запрет их приватизации и купли-продажи.

5. Виды права водопользования.

Право водопользования = право пользования водными объектами. Подразделяется на право общего и специального водопользования.

В соответствии с частью 1 ст.6 водного кодекса водные объекты будут являться водными объектами общего пользования (общедоступными) в случаях, если одновременно:

1) Отнесены к поверхностным водным объектам

2) Составляют публичную собственность, а именно находятся в государственной или муниципальной собственности.

Право общего водопользования включает в себя следующее:

1)использование водных объектов общего пользования

2)общедоступность, т.е. право каждого гражданина иметь доступ к водным объектам общего пользования

3)бесплатность предоставления

4)цель пользования – для личных и бытовых нужд

5)общедоступность водного объекта не означает вседозволенность – пользование должно осуществляться в рамках правовых норм (пользователи водного объекта должны рук-ся правилами охраны жизни людей на воде и правилами использования водного объекта для личных и бытовых нужд)

Например, такие правила разработаны в некоторых МО КО. Напрмиер, постановление главы администрации г.Слободского КО от 16.06.2009 г. №38 «Об утверждении правил водопользования водных объектов общего водопользования для личных и бытовых нужд г.Слободского» + этим же постановлением утвержден Перечень водных объектов общего водопользования, расположенных на территории г.Слободского, на которых запрещены (разрешены) отдельные виды деятельности.

6)общедоступное водопользование может быть ограничено нпа. Так, власти могут запретить изъятие воды для питьевого водоснабжения, купания, использования технических средств рекреационного назначения (маломерные суда, водные мотоциклы).

7) В право общего водопользования включается также пользование береговой полосой водного объекта. Так, каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических, технических средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания различных плавучих средств. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров за исключением береговой полосы – канала. У небольших водотоков (рек, ручьев, каналов) протяженностью менее 10 км береговая полоса составляет 5 метров.

Право спец водопользовнаия в водном кодексе – ст.11

Основания возникновения права пользования водными объектами.

Возникает непосредственно из закона. Для его возникновения не требуется получения каких-либо юридических док-в. Напротив, для возникновения права специального водопользования необходимо получение каких-либо юридических документов.

В водном кодексе 1995 года для возникновения права специального водопользования требовался сложный юридический состав: получение лицензии на водопользование, заключение договора. Новый водный кодекс 2006 года упразднил институт лицензирования и таким образом упростил порядок предоставления водных объектов пользования.

Водным кодексом 2006 года установлены 2 способа предоставления водных объектов в пользование: договорный (когда требуется заключение договора) и административный порядок (необходимо получение решения органов гос. власти о предоставлении водного объекта в пользование). Причем водный кодекс предусматривает водопользование по одному документу либо по договору, либо по решению о водопользовании. Кроме того, водный кодекс устанавливает перечень видов водопользования, когда не требуется ни заключения договора, ни получения решений.

Итак, основаниями возникновения право пользования водными объектами являются:

1) договор, например, в случае изъятия водных ресурсов из поверхностных водных объектов (полный перечень случаев, когда требуется заключение договора дан в ч.1 ст.11 Водного кодекса).

По договору водопользования одна сторона – собственник – исполнительный орган гос. власти РФ, субъекта РФ или орган мсу обязуется предоставить другой стороне – водопользователю – водный объект или его часть в пользование за плату предоставляются только водные объекты (поверхностные водные объеты – водотоки и т.п. подземные – рег-ся зак-вом о недрах. Договором о водопользовании субсидиарно могут применяться положения об аренде предусмотренные ГК, однако договор водопользования носит публично-правовой характер, поскольку его содержание во многом определено императивными норами водного зак-ва, которые могут значительно ограничивать волю и права сторон в интересах охраны водных объектов.

2)на основании решений уполномоченных органов водные объекты предоставляются в пользование для нужд, предусмотренных ч.2 ст.11 водного кодекса. Решение уполномоченного органа – это административный односторонний акт, выражающий волю одного из участников правоотношений. Детальный порядок подготовки и принятия решений определен постановлением правительства от 30.12.2006 года №844 «о порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»

3) не требуется ни принятия решений о предоставлении водного объекта в пользование, ни заключения договоров о водопользовании в случаях, предусмотренных ч.3ст.11 Водного кодекса. Например, в случае судоходства, полива садовых, огородных дачных семейных участков, ведения личного подсобного хоз-ва, купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан (полный перечень см.в ч.3 ст.11 ВК)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Правовое регулирование использования и охраны недр | Правовое регулирование использования и охраны животного мира
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.