КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура политической системы общества
Политическая система - основополагающая форма организации политической сферы жизни общества. Именно посредством политической системы реализуется политическая власть. Рассматриваемое понятие позволяет представить политическую жизнь в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики. Политическая система - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействующих политических институтов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом. Система существенно отличается от всякой совокупности разнородных политических субъектов и отношений, заполняющих политическое пространство данной страны. Любой вид системы предполагает такую взаимосвязь ее элементов, которая образует определенную целостность, единство. Политическая система включает следующие элементы: -институциональный, состоящий из различных социально-политических институтов и учреждений; -регулятивный, выступающий как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (традиции, политические принципы, взгляды); -коммуникативный, представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики; -идеологический, включающий в себя политическое сознание, политическую культуру. Политические институты - один из основных элементов политической системы, который обозначает два вида общественно-политических явлений. Во-первых, это система учреждений с организованной структурой, централизованным управлением, исполнительным аппаратом, которые упорядочивают политические отношения с помощью материальных и духовных средств на основе политических, правовых и моральных норм. Во-вторых, политические институты представляют собой устойчивые исторически сложившиеся формы политических отношений людей, типы управления. Степень и характер институционализации общества свидетельствуют об уровне развития общества и политической системы. Среди политических институтов, оказывающих существенное влияние на политический процесс, следует выделить государство и политические партии. Это собственно политические институты. К ним примыкают не собственно политические институты - это различного рода общественные объединения, профессиональные и творческие союзы, предпринимательские организации, группы давления, СМИ, церковь и др. Основным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей - главное в деятельности политических институтов. Политические институты обеспечивают осуществление публичной власти в обществе; выполняют управленческие функции и выступают интегративным фактором, поскольку призваны поддерживать общественный порядок, согласовывать интересы и регулировать возникающие социально-политические конфликты. Центральным институтом власти в обществе является государство. Именно государство обеспечивает политическую организованность общества и в этом качестве занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Государство - относительно самостоятельная подсистема публичной власти, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов, структур. В их числе: институты законодательной, исполнительной и судебной властей, правовая система, государственная администрация, органы представительной и исполнительной властей на региональных уровнях, институты местного самоуправления. Являясь официальным представителем всего общества, государство тем не менее, как правило, не берет на себя функцию артикуляции групповых интересов различных слоев населения. В политическом процессе их представляют другие организации: политические партии, общественно-политические организации и др. Через них социально-исторические общности и социальные группы осуществляют свою функцию субъекта политической деятельности. Почти во всех странах в той или иной мере оформились предпринимательские организации (например, Американская ассоциация промышленников, Российская ассоциация промышленников и предпринимателей). Возникнув вначале как экономические организации, призванные выражать и защищать экономические интересы класса буржуазии, предпринимательские организации в настоящее время играют важную роль в превращении экономической мощи монополистического капитала в политическое могущество. Активной политической силой в деле сохранения существующего строя, регулятора общественных отношений часто выступает такой социальный институт как церковь. Среди не собственно политических институтов важную роль играют СМИ, которые представляют достаточно самостоятельное предприятие по производству политической информации, носящей часто оппозиционный характер. Политические возможности СМИ умножаются из-за широкого доступа к населению, формируя его отношение к политической системе. Известны случаи, когда статьи в периодических изданиях, теле- и радиорепортажи были причиной политических скандалов, отставок политических деятелей. Каждый политический институт решает свои специфические задачи, выполняет свои особые функции, а значит, занимает свое, только ему присущее место в политической системе общества. Следовательно, любой из них - необходимая деталь в громадном и сложном механизме политической системы, причем такая деталь, которая не может быть заменена другой. Их слаженная работа и обеспечивает стабильное существование всей политической системы. Политические институты не могут действовать совершенно независимо друг от друга. Так, например, государство разрабатывает политическую линию с учетом позиций, занимаемых другими политическими институтами. Эти отношения могут строиться не только как сотрудничество, но и как борьба, конкуренция, подавление одних другими. В состав политической системы входят также политические нормы, которые обеспечивают реальное функционирование общественно-политических институтов власти, являясь своеобразными правилами поведения для субъектов политики. Именно они не дают политическим отношениям принимать форму нерегулируемого конфликта. Без политических норм с политической системой может произойти то же самое, что и с человеческим обществом, в котором люди отказались бы соблюдать общепринятые нормы поведения. Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. При помощи этих норм властвующие структуры доводят до сведения общества свои цели, обоснование принимаемых решений, определяют модель поведения, которой будут руководствоваться все участники политической жизни. Характер нормативной подсистемы зависит от того, какова социальная основа институтов, кто правит в данном обществе, а сама эта подсистема определяет то, как правят, каким образом осуществляется власть. Различают формально декларируемые и фактически функционирующие нормы; зафиксированные на бумаге - правовые акты, и нормы, существующие в форме так называемого «неписаного закона». К наиболее важным правовым актам относят конституцию страны, базирующиеся на ней свод законов, указы, уставы партий. «Неписаный закон» представлен совокупностью традиций, обычаев, сложившихся в политической сфере жизни общества, нормами морали. В различных политических системах роль этих категорий политических норм неодинакова: в одних странах закон считается самой Политическая система - основополагающая форма организации политической сферы жизни общества. Именно посредством политической системы реализуется политическая власть. Рассматриваемое понятие позволяет представить политическую жизнь в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики. Политическая система - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействующих политических институтов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом. Система существенно отличается от всякой совокупности разнородных политических субъектов и отношений, заполняющих политическое пространство данной страны. Любой вид системы предполагает такую взаимосвязь ее элементов, которая образует определенную целостность, единство. Политическая система включает следующие элементы: -институциональный, состоящий из различных социально-политических институтов и учреждений; -регулятивный, выступающий как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (традиции, политические принципы, взгляды); -коммуникативный, представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики; -идеологический, включающий в себя политическое сознание, политическую культуру. Политические институты - один из основных элементов политической системы, который обозначает два вида общественно-политических явлений. Во-первых, это система учреждений с организованной структурой, централизованным управлением, исполнительным аппаратом, которые упорядочивают политические отношения с помощью материальных и духовных средств на основе политических, правовых и моральных норм. Во-вторых, политические институты представляют собой устойчивые исторически сложившиеся формы политических отношений людей, типы управления. Степень и характер институционализации общества свидетельствуют об уровне развития общества и политической системы. Среди политических институтов, оказывающих существенное влияние на политический процесс, следует выделить государство и политические партии. Это собственно политические институты. К ним примыкают не собственно политические институты - это различного рода общественные объединения, профессиональные и творческие союзы, предпринимательские организации, группы давления, СМИ, церковь и др. Основным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей - главное в деятельности политических институтов. Политические институты обеспечивают осуществление публичной власти в обществе; выполняют управленческие функции и выступают интегративным фактором, поскольку призваны поддерживать общественный порядок, согласовывать интересы и регулировать возникающие социально-политические конфликты. Центральным институтом власти в обществе является государство. Именно государство обеспечивает политическую организованность общества и в этом качестве занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Государство - относительно самостоятельная подсистема публичной власти, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов, структур. В их числе: институты законодательной, исполнительной и судебной властей, правовая система, государственная администрация, органы представительной и исполнительной властей на региональных уровнях, институты местного самоуправления. Являясь официальным представителем всего общества, государство тем не менее, как правило, не берет на себя функцию артикуляции групповых интересов различных слоев населения. В политическом процессе их представляют другие организации: политические партии, общественно-политические организации и др. Через них социально-исторические общности и социальные группы осуществляют свою функцию субъекта политической деятельности. Почти во всех странах в той или иной мере оформились предпринимательские организации (например, Американская ассоциация промышленников, Российская ассоциация промышленников и предпринимателей). Возникнув вначале как экономические организации, призванные выражать и защищать экономические интересы класса буржуазии, предпринимательские организации в настоящее время играют важную роль в превращении экономической мощи монополистического капитала в политическое могущество. Активной политической силой в деле сохранения существующего строя, регулятора общественных отношений часто выступает такой социальный институт как церковь. Среди не собственно политических институтов важную роль играют СМИ, которые представляют достаточно самостоятельное предприятие по производству политической информации, носящей часто оппозиционный характер. Политические возможности СМИ умножаются из-за широкого доступа к населению, формируя его отношение к политической системе. Известны случаи, когда статьи в периодических изданиях, теле- и радиорепортажи были причиной политических скандалов, отставок политических деятелей. Каждый политический институт решает свои специфические задачи, выполняет свои особые функции, а значит, занимает свое, только ему присущее место в политической системе общества. Следовательно, любой из них - необходимая деталь в громадном и сложном механизме политической системы, причем такая деталь, которая не может быть заменена другой. Их слаженная работа и обеспечивает стабильное существование всей политической системы. Политические институты не могут действовать совершенно независимо друг от друга. Так, например, государство разрабатывает политическую линию с учетом позиций, занимаемых другими политическими институтами. Эти отношения могут строиться не только как сотрудничество, но и как борьба, конкуренция, подавление одних другими. В состав политической системы входят также политические нормы, которые обеспечивают реальное функционирование общественно-политических институтов власти, являясь своеобразными правилами поведения для субъектов политики. Именно они не дают политическим отношениям принимать форму нерегулируемого конфликта. Без политических норм с политической системой может произойти то же самое, что и с человеческим обществом, в котором люди отказались бы соблюдать общепринятые нормы поведения. Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. При помощи этих норм властвующие структуры доводят до сведения общества свои цели, обоснование принимаемых решений, определяют модель поведения, которой будут руководствоваться все участники политической жизни. Характер нормативной подсистемы зависит от того, какова социальная основа институтов, кто правит в данном обществе, а сама эта подсистема определяет то, как правят, каким образом осуществляется власть. Различают формально декларируемые и фактически функционирующие нормы; зафиксированные на бумаге - правовые акты, и нормы, существующие в форме так называемого «неписаного закона». К наиболее важным правовым актам относят конституцию страны, базирующиеся на ней свод законов, указы, уставы партий. «Неписаный закон» представлен совокупностью традиций, обычаев, сложившихся в политической сфере жизни общества, нормами морали. В различных политических системах роль этих категорий политических норм неодинакова: в одних странах закон считается самой главной политической нормой, в других политические отношения регулируются преимущественно политическими традициями, обычаями. Таким образом, функциями нормативной подсистемы является формализация пространства политического поведения, определение правил организации и проявления властных полномочий, стабилизация политической деятельности, обеспечение ее устойчивости и направленности. Существенным элементом политической системы являются политические отношения. Они представляют собой разновидность общественных отношений, которые отражают связи, возникающие между субъектами политики по поводу завоевания, организации и использования политической власти как орудия защиты и реализации их интересов. Коммуникативная подсистема охватывает всевозможные формы взаимодействий как внутри политической системы (между политическими партиями и государством, внутри политических организаций и т.д.), так и между политической и другими общественными системами (экономической, культурной и т.д.), между политическими системами разных стран. Политические отношения складываются между субъектами различных уровней политической жизни. Соответственно по масштабу они могут быть отношениями на макроуровне (общегосударственные), а также на региональном и местном уровнях. Взаимосвязи политических институтов по степени подчиненности подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (местных органов власти центральному правительству страны). Вторые характеризуются взаимодействием институтов как равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям. Политические отношения дифференцируются по методам осуществления на насильственные и ненасильственные, по характеру и содержанию - на демократические и авторитарные; конфронтационные и консенсусные и др. Политическая система не может функционировать без коммуникативной подсистемы, потому что это ее суть. Политическая система соткана из политических отношений, которые образуют пространственно-временную структуру политической реальности. И действительно, политические институты - это, как указывалось выше, организованная форма функционирования политических отношений. Политические нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Феномены политической культуры аккумулируют накопленный субъектами политический опыт, в т.ч. властеотношений. Словом, какой бы структурных элемент политической системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей - политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, ее распределение в обществе. Именно в политических отношениях заключены главные вопросы общественной жизни: кто властвует и управляет в обществе, в чьих интересах, как осуществляется власть и управление. В основе политических отношений лежат политические интересы, и в то же время политические отношения проявляются в форме интересов. Эта особенность делает их сферой формирования мотивационной базы политической активности или отчужденности от политики. Именно политические отношения обусловливают возможность участия масс в управлении обществом и эффективность их влияния на принятие решений. К числу элементов политической системы относятся политическое сознание и политическая культура. Специфика этого элемента - в его интегрированности в другие компоненты политической системы. Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражается в виде определенных понятий, идей, взглядов, теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание. Элементы политического сознания нематериальны, между тем, их воздействие на политическую систему вполне реально. Формируясь под влиянием прежде всего конкретной социально-политической практики, представления, установки, ценностные ориентации участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение, работу политических институтов, создание политических правовых норм и на все политическое развитие. Например, идея диктатуры пролетариата обусловила принятие таких юридических норм, такой конституции, в которых утверждался приоритет рабочего класса по отношению к другим классам и социальным слоям. В соответствии с этой идеей создавались и политические институты как опредмеченные политические идеи и проекты - государство диктатуры пролетариата, партия рабочего класса, ее помощники - комсомол, профсоюзы. Таким образом, идея, овладев умами класса, социальной группы, политического лидера, может стать грозной силой, подчиняющей себе все другие элементы политической системы. Поэтому крайне важно учитывать политическое настроение масс в процессе руководства и управления обществом. Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, ее характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти: -политическая система имеет четкую структуру, ее организационные функции наиболее устойчивы; -политическая система формируется целенаправленно; -в ее фундаменте заключена идеология, определяющая облик системы. Политическая система действует главным образом на рациональной основе: -политическая система имеет законное право наказывать, принуждать; -политической системе принадлежит верховенство среди других систем общества. Решения, принимаемые политической системой, обязательны во всех сферах общественной жизни. Экономическая сфера, социальной структуры, культурологические факторы опираются на политическую систему, кото- рая обеспечивает их организованность и легитимность. Именно политической системой задаются принципы экономического развития, разрабатывается политика в области культуры, образования, национальных отношений. Следует отметить, что верховенство политической системы не абсолютно. Политическая система, будучи доминирующей в качестве орудия власти и относительно самостоятельной, тем не менее зависит от общественной среды, определяется социально-экономической структурой общества, остается надстройкой по отношению к этой базисной структуре.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |