КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности тоталитаризма
Важнейшей особенностью тоталитаризма является идеологизация общественного сознания и всей общественной жизни. Тоталитаризм представляет свою систему ценностей и общественное устройство как единственно верные наилучшие из возможных, как закономерный результат и высшую стадию предшествующего развития, образец для подражания и «вековую мечту всего прогрессивного (цивилизованного) человечества». В качестве таковой может выступать коммунизм или тысячелетний рейх. Кроме того: -тотальная политизация общества, гипертрофия аппарата управления; -формирование элиты, оторванной от народа и монополизирующей управление; -одномерная социальная дифференциация, выстраиваемая по принципу близости к власти. В зависимости от проводимой в жизнь идеологии можно различать разновидности тоталитаризма. Исторически первой из них был установленный в 1918 г. большевиками режим «военного коммунизма». В учебной литературе обычно выделяют еще 2 разновидности: итальянский фашизм и германский национал-социализм. Авторитаризм является одним из наиболее распространенных в истории политических режимов. Он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией, обладая чертами, свойственными также и этим двум типам. Это создает объективные трудности для понятийной фиксации и выработки научного определения этого феномена. В качестве исходного можно предложить такое определение: авторитаризм - политический режим, при котором полностью контролируется политическая сфера жизни общества, но сохраняется автономия общества и индивида в неполитических сферах, религии, морали, культуре и экономике. К основным предпосылкам авторитаризма можно отнести: -нахождение общества на переходном этапе своего развития, когда необходимость трансформации и проведения кардинальный реформ объективно требует усиления и консолидации власти; -обострение в обществе разного рода кризисных явлений, для преодоления которых также необходима сильная, способная на решительные меры власть с широкими полномочиями. Это могут быть этнические или социальные конфликты, экономическая депрессия, рост преступности или внешняя угроза. Важнейшими особенностями авторитаризма являются: 1) монополизация власти и всей политической сферы жизни общества группой лиц или даже одним человеком, недопущение конкуренции политических элит и оппозиции; 2) склонность прибегать к силовым методам в разрешении конфликтных ситуаций; 3) отсутствие официальной, насаждаемой властью, обязательной для всех идеологии; 4) закрытый характер политической элиты, отбор в нее по принципу личных связей путем назначения сверху; 5) отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ' ограниченное вмешательство во внеполитические сферы. При авторитарном политическом режиме существование партий, других общественно-политических организаций возможно лишь при условии их подконтрольности властям. Авторитаризм не ставит перед собой глобальных задач и не стремится к всеобъемлющему переустройству общества. Это наименее идеологизированный тип политического режима. Он вполне совместим с обеспечением основных прав личности. Свойственная авторитарным режимам политическая стабильность иногда способствует экономическому и социальному развитию. А сильная власть, как правило, сочетается со свободной и эффективной экономикой, обеспечением личной безопасности граждан, религиозной и идеологической терпимостью, культурным и социальным разнообразием. Среди недостатков авторитаризма следует выделить крайне ограниченные возможности предотвращения обществом разного рода непродуманных политических акций власти и отсутствие эффективных механизмов защиты от произвола с ее стороны. Излишне жесткая зависимость принимаемых политических решений от одного лица или очень узкого круга лиц. Важнейшим достоинством авторитаризма является способность обеспечивать устойчивый общественный порядок, не допускать развития разного рода конфликтов (этнических, религиозных, социальных). Существенна также его способность мобилизовывать общественные ресурсы для решения необходимых задач, без чего невозможно преодоление кризисных явлений. Не случайно многие современные политологи считают авторитарный в той или иной степени режим необходимым на переходном этапе от одного общественно-политического устройства к другому, при проведении глубоких социально-экономических реформ. Авторитарные режимы опираются, как правило, на традиционный и харизматический способы легитимации. Среди них встречаются и монархии, но в основном это диктатуры, военные хунты в республиканской форме. В качестве примера можно привести некоторые арабские страны: Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, а также Чили времен Пиночета, Испания времен Франко, режим Сухарто в Индонезии. Демократия - (в переводе с древнегреческого - народовластие) - самое модное слово в языке политиков в конце 20 века. Обозначает оно определенную систему ценностей, идеологию или политический режим, стремящийся к реализации этих ценностей. Современные французские политологи отмечают, что «демократия сегодня это прежде всего определенная философия, образ жизни, верование и только потом определенная форма правления» (3,149). И как мировоззрение и идеология и как форма общественного устройства и политический режим демократия имеет очень давнюю историю. Она была естественной формой организации власти для первобытнообщинного племени и, исчезнув у цивилизованных народов с усложнением общественной жизни, сохранилась у примитивных племен Африки и Южной Америки до наших дней. Как философски обоснованное мировоззрение и верование демократия была разработана еще в античности в период ее упадка в учениях софистов и киников, отрицавших существование истины, обязательность морали, объективный характер государства и права. Несмотря на это, в политологии не выработано общепринятого и более менее внятного определения демократии. Как отмечает немецкий исследователь Б. Гуггенбергер: «До настоящего времени ученые не выработали общепринятых представлений, на базе которых можно было бы сформулировать единое определение демократии» (2, 140). В.А.Мельник также констатирует: «В настоящее, время в политической науке существует множество определений демократии». А В.Н.Пугачев отмечает, что «реальная демократия нигде и никогда не была властью народа» (10, 147). Во всем многообразии определений и подходов к демократии можно выделить несколько основных теоретически обязательных для нее черт: 1. Утверждение суверенитета народа. 2. Равенство прав граждан, как минимум равенство избирательных прав. 3. Выборность и периодическая сменяемость основных органов государственной власти. 4. Подчинение меньшинства большинству при принятии и исполнении решений. 5. Политический и идейный плюрализм. 6. Гарантии основных политических прав и свобод граждан. В наиболее популярной на сегодня либеральной версии демократии эти положения, как правило, дополняются принципами приоритета прав индивида, разделения властей, ограничения власти большинства над меньшинством. Основными ценностями демократии провозглашаются равенство и свобода. Поскольку источником власти считается народ, органы государственного управления должны формироваться в результате свободных и равных выборов. Демократия стремится черпать свою легитимность в строгом соблюдении рациональных процедур, обеспечении добровольного и широкого политического участия граждан. Для нее характерен политический плюрализм, т.е. признание правомерности существования различных идеологий, ценностных ориентаций и соответственно различных партий и общественных организаций. Считается необходимым наличие конструктивной оппозиции и открытый характер борьбы за политическое лидерство, периодическая конкурентная смена представительного органа и правительства. Считается также, что демократия создает возможности для выражения гражданами и социальными группами своих интересов и их реализации на основе конкуренции и консенсуса. Утверждается необходимость расширения общественного самоуправления и ограничения сферы государственного влияния. Кроме того, можно выделить такие особенности, как: 1. исключительная роль денег в жизни общества, ведущая роль финансового капитала в функционировании институтов государственной власти; 2. демократия - это применение равных мерок к неравным людям. Поэтому провозглашенные демократией равные права и свободы во многом оказываются формальными; 3. нарастающая идеологизация и агрессивность современной демократии, объявляющей свои ценности общечеловеческими, свой политический режим наилучшим из возможных и не останавливающейся в его навязывании всему миру перед применением силы, в том числе и варварских бомбардировок мирных жителей, как это было в Ираке, Ливии, Ливане, Сербии. Демократические режимы могут различаться по форме правления - конкретному способу разделения полномочий между органами государственной власти, и по механизму формирования последних - избирательной системе. В зависимости от того, как понимается народ: как совокупность индивидов, совокупность групп или как единая общность, концепции и режимы демократии делятся на индивидуалистические (либеральные), плюралистические (социал-демократические) и коллективистские (социалистические и народные). В зависимости от того, в какой форме осуществляется суверенитет народа, кто и как непосредственно осуществляет власть, принимает решения - народ или его представители, демократия может быть прямой или представительной. При прямом народовластии все граждане непосредственно принимают решения. Практически это возможно лишь в небольших сообществах, а в масштабах государства только путем референдума или плебисцита, высшей формы демократии в современных условиях, когда народ реально осуществляет свой суверенитет. Суть представительной демократии - в осуществлении народовластия посредством выбора гражданами своих представителей в органы власти для принятая решений от их имени.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |