Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая культура: сущность, типы, функции, место и роль в политической системе общества

С политическим сознанием тесно связана политическая культура. Политическое сознание выступает одним из факторов реализации политической культуры наряду с политическим поведением. Само словосочетание «политическая культура» было введено в оборот в XVIII в. видным мыслителем эпохи Просвещения И. Гердером, но только в середине ХХ в. это понятие оформляется как концепция. В 50-е годы проблема политической культуры стала активно разрабатываться в американской (Г. Алмонд, С. Верба) и западноевропейской политологии (Е. Вятр, Р. Роуз, И. Дюверже и др.). Однако следует заметить, что политическая культура как социальное явление возникла с расколом общества на различные социальные группы, слои (страты) и появлением государства. Как известно, начало политической жизни было положено в странах Древнего Востока, Античной Греции и Рима: возникновение знаний о политике, государстве, политическом поведении и искусстве управления политической жизнью следует рассматривать как появление политической культуры. Анализ феномена политической культуры содержится в трудах Конфуция, Платона, Аристотеля, а также Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.

В современных условиях политологи рассматривают политическую культуру как общественное явление, которое может быть осмыслено лишь в контексте со всеми сторонами общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной и международной. Политическая культура - это составная часть политической системы, выражающая степень сознания и политического участия людей в решении государственных и общественных дел, демократизацию всех сфер общественной жизни, а также важнейший элемент духовной культуры, ее идеологический, мировоззренческий аспект.

Вообще, в политической литературе, особенно западной, существует множество определений политической культуры. Их можно свести к четырем типам: «психологическому», где культура рассматривается как система ориентаций на политические объекты; «всеобъемлющему», включающему как установки, так и политическое поведение индивидов; «объективному», в котором культура представляется как определенный ограничитель поведения индивида; «эвристическому» - эвристическая деятельность (методы, используемые в процессе открытия нового, продуктивное творческое мышление).

Известно, что политиками не рождаются, ими становятся. Процесс формирования политической культуры в современном обществе проходит в три этапа.

Первый этап начинается в самом раннем возрасте, когда ребенок приобретает первые сведения о политике в семье, через средства массовой информации, в ближайшем окружении.

Второй этап связан со школой и юностью. В это время происходит накопление знаний о политике, вырабатывается отношение к ней. Идет процесс включения новых механизмов передачи политических ценностей от одного поколения к другому, усиление влияния различных общественных организаций и объединений, молодежных групп, всех духовных ценностей.

Третий этап продолжается в течение всей остальной жизни человека по мере вхождения его в те или иные социальные слои, группы, классы, партии, приобретения опыта в реальном потоке политических событий.

Образцы политической культуры приобретаются путем политической социализации, как процесса введения в политическую жизнь. Это определяется качеством данной политической системы, ее демократичностью, а также степенью развития духовной культуры: науки, образования, литературы и искусства.

Политические знания составляют существенный детерминант и важную часть политической культуры. Поэтому следует учитывать следующие аспекты знания:

o состояние объективного знания о политических явлениях;

o исторические знания, опирающиеся на неискаженную историографию

o знания о перспективах развития человеческого общества.

Политическая культура базируется на определенных ценностях, таких как проблемы сохранения мира, природы, духовной и материальной культуры, отношение к собственности, социальная справедливость во всех сферах, участие в управлении государственными и общественными делами. Следовательно, политическая культура - это синтез политических знаний и политического опыта, политической сознательности и политической деятельности. Политическая культура личности зависит от политической культуры общества в целом, от той социально-политической среды, в которой эта личность находится, живет, трудится, от демократизации общественной жизни.

Изучая сущность, процесс формирования политической культуры, т.е. весь многогранный комплекс ее развития, следует учитывать специфические предпочтения и взгляды различных групп людей на явления власти, их отношение к правящим элитам, участию в управлении, контроле и организации политической жизни и т.п., которые формируют отдельные фрагменты общей политической культуры общества. Такие образования называются политическими субкультурами (модификации политической культуры общества, обусловленные классовыми, этническими, демографическими и другими различиями). Субкультуры, являясь порождением глубоких расколов в поляризованной политической культуре, отличаются друг от друга базовыми ценностями, воззрениями людей и их ориентациями. Политические субкультуры делятся на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные различаются по социальным и демографическим характеристикам, горизонтальные основываются на религиозных, этнических, региональных особенностях. Таким образом, субкультуры - это миникультуры, самостоятельные автономные образования.

Для более глубокого изучения указанной темы необходимо остановиться на типологии политической культуры. Разумеется, ее типы зависят от специфики политических систем (демократический, тоталитарный, авторитарный), от идеологических различий (либеральный, коммунистический, социал-демократический и т. д.), от открытости или закрытости политических ценностей и т.д. Однако в политической литературе наибольшее распространение получила типология политических культур, предложенная западными политологами Г. Алмондом и С. Вербой в работе «Гражданская культура». Ими выделены три типа.

1. Патриархальный тип политической культуры (к нему еще относят «приходскую», «провинциальную», «неразвитую»). Для этого типа характерны ограниченные знания граждан о государстве и его ценностях, отсутствие у людей знаний о политике и политической системе, замыкание на местной или этнической солидарности.

2. Подданнический. Этому типу свойственно пассивное политическое поведение, некритическое отношение к господствующим в обществе ценностям и слабое их осмысление, ориентация только на существующие политические институты.

3. Активистский. Граждане активно участвуют в политической жизни, пытаются активно воздействовать на процессы принятия решений, умело формируют собственные интересы. Государство и граждане выступают как равноправные партнеры.

В современной общественной науке выделяется еще один тип политической культуры, который занимает центральное место в политической системе общества - либерально-демократический, важнейшим компонентом которого выступает идея плюрализма во всех сферах общественной жизни. Здесь отчетливо прослеживается принцип многообразия, например, в политической сфере - это деятельность различных партий, движений, организаций, группировок; в социальной сфере - деятельность различных классов, слоев, социальных групп, других социальных общностей; в культурной сфере - разнообразие этнических, региональных и иных культур, средств массовой информации и т.д.; в экономической сфере - разнообразие форм собственности. Сущностным фактором этого типа является идея гражданского общества и правового государства, в которых право и правовая система представляют собой гарантии свободы каждого индивида выбирать по собственному усмотрению морально-этические ценности, сферу и род деятельности. В обществе должен господствовать закон, который призван гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности, жилища и частной жизни, духовную свободу.

Завершая краткую характеристику основных типов политической культуры, следует заметить, что в чистом виде данные типы не существуют: они постоянно находятся в диалектической взаимосвязи, т.е. взаимопроникновении, взаимодействии.

Рассматривая проблемы политической культуры, необходимо выяснить также и ее функции. Остановимся на некоторых из них.

Воспитательная. Несомненно, высокий уровень политической культуры воспитывает у граждан гуманизм, патриотизм, интернационализм, любовь к Родине в широком смысле слова и т.д. И, наоборот, низкий уровень порождает у людей веру в различные слухи и домыслы, сенсации и т.п. Отсюда важность этой функции несомненна.

Нормативно-регулирующая. Через принятые в обществе политические идеалы, нормы, традиции политическая культура способствует утверждению согласия, консенсуса в обществе, реализации интересов социальных групп, других социальных общностей.

Прогностическая. Знание состояния политической культуры классов, социальных слоев и групп населения, их ценностных ориентаций позволяет предвидеть возможные варианты их реакции и практических действий в конкретных условиях и сложных ситуациях.

Социализационная - связана с процессом политической социализации, реализуется путем усвоения обществом политических знаний, требуемых и пропагандируемых созданными для этого официальными институтами политической системы, а также политическими партиями, общественными организациями и объединениями, хотя цели и задачи отдельных социализирующих субъектов не всегда могут быть тождественными.

Интеграционная - заключается в мобилизации общества вокруг политических ценностей. И чем большая часть общества признает данные ценности как общенародные, тем в большей степени реализуется эта функция. Она способствует развитию форм и методов демократии, передает политический опыт, положительные традиции от одного поколения к другому и тем самым является своеобразным социальным аккумулятором общества, его памятью.

Управленческая. Некоторые политологи считают ее ведущей в политической культуре. Речь идет, прежде всего, о положительном отношении в обществе к самоуправлению. В условиях самоуправления формируется новый тип личного интереса, в котором отражаются общественные цели и задачи, потребности, растет социально-политическая активность людей, реализуется право личного вклада каждого члена общества в усовершенствование экономических, политических и социальных отношений, соответствующих характеру развития общества. Здесь особенно велика роль политического творчества масс, где участие их во всех сферах социальной и политической жизни создает необходимые предпосылки для повышения уровня политической культуры общества.

Завершая освещение этого вопроса, можно еще отметить, что некоторые политологи выделяют такие функции политической культуры, как мировоззренческая, коммуникативная, аналитическая, теоретико-познавательная и другие. При анализе этих точек зрения вполне можно согласиться с положением о значительной роли данных функций политической культуры.

В заключение вполне обоснованно можно сделать вывод о том, что место и роль политической культуры в политической системе общества исключительно велика. Такой вывод базируется на следующем.

Во-первых, человечеством накоплен уникальный опыт функционирования политсистем, как продукта активного творчества масс разных стран. Синтезом этого исторического опыта выступает политическая культура, без которой невозможна ни качественная характеристика политических процессов, ни функционирование механизма общества в целом. Ведь политкультура - это уровень и характер политических знаний и оценок; содержание и качество традиций, ценностей, норм, регулирующих политические отношения.

Во-вторых, политическая культура - и продукт, и ускоритель общественного и культурного прогресса. В основе ее - динамика развития культуры в целом; она - важная составляющая духовной жизни наряду с мировоззренческой, нравственной, эстетической, экологической, художественной культурами, которые активно с ней взаимодействуют.

В-третьих, интерес к политической культуре связан с необходимостью заново осмыслить разнообразные подходы к ней, т.е. возникла потребность в базовой методологии изучения ее истории, теории и практики. Это особенно остро проявилось на рубеже XX - XXI столетий, когда динамизм политических отношений требует активной типизации политических культур разных стран, народов, уровней развития и структур общества.

В-четвертых, обновленческие процессы в республиках постсоветского пространства, Восточной Европы усиливают интерес народов мира к характеру политической культуры этих стран, так как демократизация, политизация, гуманизация общества этих регионов тесно связана с судьбами всего человечества, с политической культурой XXI века.

В-пятых, в современных условиях происходит становление новой политической культуры, как в «общеевропейском доме», так и на уровне мирового сообщества в целом. Ее синтезирующий тип должен стать основой будущего ненасильственного мира, где культурные способы общения и решения политических проблем становятся реальностью, где взаимоузнавание и взаимопонимание немыслимы вне политической культуры.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политическое сознание, его сущность, структура и типы | Структура, особенности и функции политической идеологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.