Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая доктрина современной социал-демократии

Социал-демократия придерживается политических идей и установок, которые имеют достаточно различное идеологическое происхождение. Вследствие этого она не является идеологически однородной, а выражает скорее определенную политическую практику, отдающую приоритет социальному равенству и социальной защите населения.

В качестве идеологически неоднородного политического движения социал-демократия приобрела различные формы в разное время и в различных странах. Так, например, в Англии она возникла из фабианского общества, основанного в 1884. Лейбористская партия Англии никогда не придавала большого значения марксизму.

В Германии социал-демократия возникла как ревизия основополагающих идей марксизма. Была подвергнута критике теория Маркса о классовой борьбе как движущей силе истории и неизбежности победы социалистической революции. К примеру, Э. Бернштейн отрицал тезис Маркса об абсолютном обнищании пролетариата. Он поддерживал политику проведения через парламент постепенных реформ, чтобы улучшить положение людей труда в рамках существующей системы. Бернштейн предполагал, что реальный прогресс будет достигнут на пути следования демократическим и парламентским правилам игры, а не классовой борьбы и революции. Им был выдвинут лозунг: «Конечная цель - ничто, движение - все», который выражает суть реформистского социализма.

В свое время Ф. Миттеран отмечал, что социалистическая партия Франции не является марксистской, но, безусловно, вдохновляется учением Маркса. Социал-демократию объединяет с Марксом и марксистами неприятие эксплуатации человека, социальной несправедливости. Однако социал-демократы отличаются от марксистов, когда речь идет об используемых средствах и целях, которых они хотят достигнуть. Социал-демократы поддерживают реформы, а не революции. Они соглашаются с парламентской системой и принципами правового государства. По словам В. Брандта, капитализм не есть то, что можно свергнуть, а есть то, об улучшении чего можно заботиться. Посредством политических и экономических реформ и завоевывания большинства в парламенте можно двигаться к «демократическому социализму». Именно концепция «демократического социализма» является идейной основой политики современной социал-демократии. Данная концепция была принята в 1951 году на I конгрессе Социнтерна во Франкфурте-на-Майне. «Демократический социализм», согласно программным документам социал-демократии - это путь развития общества, который отличается и от капитализма и от «реального социализма». Первый игнорирует социальное равенство, выпячивая свободу личности, второй, наоборот, в жертву принципу социального равенства приносит свободу. Социализм - это не состояние общества, а перманентная задача. Он реализуется лишь на базе, в пределах и средствами демократии, вызревающей в лоне капитализма. Социализм трактуется «как завершенная демократия». Любые иные формы борьбы деформируют социалистическую цель и делают ее недосягаемой.

«Демократический социализм», - по мысли социал-демократов, - представляет собой движение за свободу, социальную справедливость и солидарность. Именно данные принципы утверждаются в ходе перманентной реформы.

1. Свобода - это результат общественных и индивидуальных усилий. Каждый человек имеет право быть свободным от политического принуждения, действовать в соответствии с личными целями и индивидуальными возможностями. Свобода предполагает равенство, равную ценность всех людей. Равенство и свобода неразделимы. Неравенство допускается лишь в той мере, в какой оно не противоречит свободе.

2. Справедливость означает прекращение всякой дискриминации, а также равенство в правах и возможностях. Она требует компенсации за физическое, умственное и социальное неравенство, а также устранение зависимости от владельцев средств производства.

3. Солидарность носит глобальный характер и является практическим выражением общности судеб человечества и чувства сострадания к жертвам несправедливости, голода, агрессии. Принцип солидарности необходим для выживания человечества.

Социал-демократы придают этим принципам одинаково важное значение. Они взаимозависимы и могут быть реализованы благодаря завершенной демократии, которая, как уже отмечалось, равна социализму. «Демократический социализм» включает в себя экономическую демократию, политическую демократию, социальную демократию и международную демократию. Остановимся кратко на данных аспектах социал-демократической доктрины.

В экономической сфере социал-демократами обосновывается идея «смешанной» экономики, социального рыночного хозяйства. Они полагают, что сама по себе ни частная, ни государственная собственность не гарантируют экономической эффективности или социальной справедливости. Рынок должен функционировать как средство привлечения нововведений и выявления потребностей, развития инициативы. Однако нельзя допустить доминирования на рынке большого бизнеса. Демократическое общество должно компенсировать недостатки рынка, т.е. государство призвано регулировать рынок в интересах людей. Сама по себе рыночная экономика не может обеспечить решение социальных задач. По мысли социал-демократов в современных условиях центр тяжести перемещается с проблем собственности на проблемы управления и контроля за промышленностью и распределением доходов со стороны государства и трудящихся. Речь идет об участии работников в принятии решений на уровне компаний, общественном контроле за инвестициями, участии профсоюзов в разработке национальной экономической политики и т. д.

В социальной сфере «альфа и омега» социал-демократов - это сильная социальная политика, социальная защищенность населения. Выдвигается идея социального партнерства, равенства социальных возможностей всех социальных групп. Социальная демократия - это торжество свободы, справедливости и солидарности, при высоком уровне материального благосостояния всех граждан.

В политической сфере социал-демократы стоят на позициях неприятия любых диктаторских режимов, признания принципов правового государства. При отсутствии демократии социальная политика не может замаскировать диктаторский характер правительства. Политическая демократия - неотъемлемый элемент социалистического общества. Демократия должна обеспечивать все права личности. Говорить о демократии можно только в том случае, если людям предоставлено право выбора между различными политическими альтернативами, если есть возможность смены правительства мирными средствами путем свободного волеизъявления народа, если существует независимая судебная система, основанная на верховенстве закона. Государство должно быть свободным от классовых и партийных характеристик, органом всеобщей воли, в рамках которого регулируются и примиряются противостоящие частные интересы отдельных социальных групп.

В сфере международной политики социал-демократы придерживаются мнения, что прочный мир нельзя гарантировать с помощью потенциала ядерного устрашения или с помощью гонки обычных вооружений. Мир означает нечто большее, чем отсутствие войны. Поэтому необходима обстановка взаимного политического доверия, что предполагает ликвидацию главных экономических и социальных причин международных конфликтов. В частности, речь идет о создании нового экономического порядка. Без этого не может быть прочного мира, эффективной торговли и экономического сотрудничества в целом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Либерализм и неолиберализм | Теории социальных конфликтов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.