Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие нации. Национальные отношения

Согласно библейскому сказанию о “Вавилонском столпотворении”, вначале люди жили в одном месте, составляли один народ и говорили на одном языке. Затем, возгордившись, они задумали построить город и башню с “главою до небес”. Разгневанный такой дерзостью Бог смешал их язык так, чтобы один не понимал речи другого, а людей рассеял по всей Земле.

Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч наций и формирующихся в качестве наций общностей людей (потенциальных наций). Число же всех этнических групп достигает десяти тысяч. А государств – менее двухсот.

Человечество едино и многолико. Как говорил Ж.Ж.Руссо: «Я такой, как все. Я не похож ни на кого». Одним из индикаторов этой непохожести является этничность, которая может быть выражена более или менее сильно, но есть у каждого. Нельзя жить вне этноса. Даже если человек сам себя провозглашает космополитом, в его уже сформированной личности непременно остаются неустранимые черты того народа, среди которого он родился и воспитан.

Этническое слишком глубоко укоренено в человеке и потому весьма устойчиво, существуя в известной степени независимо от внеэтнических социальных условий. Свидетельство тому – судьба цыган и евреев, столетиями не имевших собственной территории и даже возможности внутриэтнического общения. Более того, люди сохраняют довольно длительное время свою этничность: можно сменить традиционную одежду на унифицированный европейский костюм и при этом в полной мере сохранять традиционное самосознание. Даже смена языка еще не означает немедленного разрушения этничности (из 7,6 млн. ирландцев всего мира на ирландском языке говорят только 600 тыс.; на территории бывшего СССР множество белорусов, украинцев, казахов, киргизов перешли на русский язык, но не потеряли свою этническую идентичность). Индивид может сменить классовую или сословную принадлежность, стать подданным другого государства, но этничность по своему желанию изменить невозможно – существует нечто не зависящее от субъекта, что может измениться только вследствие процесса ассимиляции, тем более длительного, чем глубже различия между народами. Инкорпорация в чужой этнос даже при полном усвоении чужого языка и всесторонней адаптации к культурному фону является частичной, а ассимилироваться начинают только потомки инкорпорантов, когда происхождение уже забывается (обычно после третьего поколения), но и это возможно не всегда.

Что же такое нация? Распространены три основных подхода к пониманию нации – политико-правовой, социокультурный и биологический.

При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно гражданские, или политические, нации. Членами ООН являются именно политические нации, выступающие как национальные государства со своими национальными интересами, национальными границами, национальным флагом и прочими национальными характеристиками.

В английском языке слово nation означает не только нацию, народ, народность, т.е. этническое единство, но и страну, государство, т.е. политическое единство.

При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. В таком случае говорят о культурной нации.

Подчеркивается, что нация представляет собой не только объективную данность, обусловленную территориальными и экономическими связями, но и субъективный феномен сознания и самосознания, позволяющий человеку сказать в отношении себя: «я – русский», «я – белорус», «я – испанец», а всей группе: «мы – русские», «мы – белорусы», «мы – испанцы». Без национального сознания и самосознания нет и не может быть нации. Э.Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «нации создает человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей». (Хотя бывает, что у представителей разных наций, но одного класса часто больше общих черт, чем у людей одной нации, но разных социальных групп.)

Третий подход к пониманию нации, биологический, основан на признании кровной общности главной доминантой нации. Он характерен для таких стран, как Япония и Германия. Согласно конституциям обоих государств, нацию составляют лишь те люди, в жилах которых течет соответственно японская или германская кровь. В силу этого подхода ФРГ давало гражданство тем лицам, которые могли доказать германское происхождение своей крови. Израильская нация также формируется по признаку крови. Другим обязательным ее признаком является соответствующая вера (иудаизм).

Справедливости ради заметим, что связь этничности с эндогамией очевидна и несомненна. Нация - действительно результат эволюционного развития расширенных кровнородственных групп, в процессе которого связи родства постепенно размывались и становились большей частью уже фиктивными. Первые формы общности – род и племя – возникли из кровного родства людей, объединенных происхождением от одного предка. На более поздней стадии в результате хозяйственных и военных нужд стали складываться союзы родственных племен, которые были слишком широкой организацией, чтобы держаться на родственных началах. Замена кровнородственной связи территориальной возникает с развитием хозяйственных отношений. Длительное совместное проживание на одной территории, общий язык, обычаи определяют общность исторической судьбы больших групп людей, формируют у них единый психологический склад характера, единую культуру. Так образуется народность (на рабовладельческой и феодальной стадии развития). Например, в ІХ в. из племен восточных славян образовалась древнерусская народность. Народность – еще сравнительно неустойчивая форма общности. Это объясняется тем, что у нее нет единой экономики, сильны местные различия в рамках общей культуры, а язык распадается на ряд диалектов. Одни из древних народностей распались, другие дали начало разным нациям. Так, из древнерусской народности вышли русские, белорусы и украинцы. Консолидация народностей в нации происходит с развитием капиталистических отношений, которые ломают местные перегородки, создают общенациональный рынок, связывая народность или несколько народностей общностью экономической жизни. Единство территории дополняется хозяйственным единством, а на этой основе возникает общая национальная культура, развиваются национальное самосознание и патриотические чувства.

Следует признать, что биологический принцип крови, как и вообще биологическое начало, имеет место быть в человеке. Этнос родителей накладывает отпечаток на внешний облик ребенка и даже черты его характера. Это явственно проявляется в детях от межнациональных, особенно межрасовых, браков. И все-таки национальность определяется не столько генами, т.е. биологическими факторами, сколько факторами социальными – особенностями культурной среды, системой воспитания и обучения ребенка. В этой связи Т. Парсонс удачно характеризует нацию как «связанный с генетическим родством культурный феномен».

Таким образом, этносы представлены такими последовательными типами прогрессивного развития, как племя, народность, нация. Нация как наиболее высокий тип этносаэто исторически сложившаяся общность людей – граждан определенного государства, которой присущи такие черты, как устойчивое единство экономической жизни, языка, особенности культуры и традиций, а также индивидуальное и групповое сознание и самосознание, позволяющее относить себя к определенной национальной общности и отличать себя от других.

Начало формирования белорусской нации пришлось на период после распада Древнерусской державы – Киевской Руси, – когда белорусские земли были включены в состав ВКЛ на протяжении 13-16в.в. Во время существования этого могущественного федеративного государства сложились основные компоненты языка, культуры и национального характера белорусского этноса. Позже земли наших предков находились под властью Речи Посполитой, Северо-Западного края Российской империи. Возможность отношений с другими народами, столкновение с языковыми, культурно-бытовыми особенностями представителей других народностей обострили понимание своей национальной отличительности. «Когда белорусы стали думать и говорить о себе как о людях, которые в чем-то отличаются и от древних русичей, и от украинцев, что живут на юге, и от литовцев на севере, и от русских на востоке, причем отличаются не по одной только территории расселения, но и по обычаям, языку, чертам быта, – они перевели на уровень субъективный некоторые объективные показатели своего существования, осознали их» (Бромлей Ю.В.). Материальные атрибуты (территория расселения, экономические связи), которые отпечатались в сознании белорусов, национальный характер, национальные особенности психологии, культуры, которые сформировались на основе общности исторической судьбы ряда поколений, дали толчок развитию национального самосознания. Под влиянием ассимиляционных процессов полонизации и русификации самосознание населения не имело четко этнического содержания; оно проявлялось неодинаково в разных социальных, конфессиональных, территориальных группах и существовало в формах локально-территориального самосознания («полешуки», «чернорусы»), конфессионального («католики», «православные»), земляцкого («полочане», «туровцы»), этноцентрического («тутэйшие», «наськие»). С усилением социально-экономических, общественно-политических, культурных связей начало формироваться общеэтническое самосознание («литвины», «русины», позднее «белорусцы»). Так от стадии инстинктивного отделения себя от других народов белорусы постепенно переходили к пониманию своего национального имени.

Национальные отношения охватывают широкий круг коммуникаций: это и внутринациональные отношения; и отношения между людьми, принадлежащими к различным этносам; и отношения между государственными образованиями этносов. Национальные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое. На международной арене отношения между нациями выступают прежде всего как отношения между государствами и потому тоже носят политический характер.

Характерными чертами функционирования национальных отношений являются их относительная устойчивость, способность непрерывно развиваться, утрачивая одни и приобретая другие качества. Национальные отношения не существуют в чистом виде. Они являются интегральными, включающими в себя экономические, социальные, правовые, культурные аспекты. Хотя последние события в мире показывают, что национальный фактор может быть относительно самостоятелен, и его необходимо рассматривать как специфический объект управления.

Национальными отношениями особого рода является национальный вопрос, который представляет собой совокупность политических, территориальных, экономических, правовых, идеологических, религиозных, языковых и других проблем, проявляющихся в процессе внутригосударственного и межгосударственного общения между народами. Главный вопрос в национальных отношениях – это вопрос равноправия или подчинения; вопрос о причинах возникновения вражды между этносами; вопрос о неравенстве уровней экономического и культурного развития наций; вопрос об отношениях между нациями и существующей системой власти в многонациональном обществе; о формах, методах, условиях его решения в интересах мирного добрососедства. Причем с решением одних проблем возникают другие, подчас более сложные. Каждый новый этап в развитии общества неизбежно выдвигает новые проблемы в сфере национальных отношений. Поэтому не может быть полного и окончательного решения национального вопроса во всех его измерениях.

Как видим, понятия «национальные отношения» и «национальный вопрос» не идентичны. Первое шире второго, т.к. национальные отношения включают в себя кроме явлений, имеющих негативный характер, и процессы, характеризующиеся взаимопониманием, сотрудничеством, дружбой.

Анализ развития национальных отношений на современном этапе свидетельствует о наличии двух тенденций: С одной стороны, имеют место процессы национального развития и размежевания, с другой – процессы национального сближения, объединения, интеграции.

Одним из проявлений первой тенденции в национальной жизни человечества стал «этнический ренессанс» или «этнический парадокс», который проявляется в том, что многие страны столкнулись с резким обострением этнорасовых, национально-религиозных проблем, с ростом националистических настроений и межнациональных конфликтов.

Само по себе этническое возрождение не является этническим конфликтом, но обладает мощным конфликтогенным потенциалом. Многие авторы совершенно справедливо указывают на мощный эмоциональный заряд, связанный с этничностью. Люди и тысячелетия назад воевали отнюдь не только за рынки сбыта товаров и источники сырья. Жизнь отчасти подтверждает правоту тезиса Р. Дебре: «Всякий раз, когда национальный инстинкт вступает в конфликт с интернациональным сознанием, он демонстрирует значительно большую силу».

Этнический конфликт характеризуется определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны.

Причины возникновения этнических конфликтов различны. Например, это могут быть причины общецивилизационного характера, порождаемые объективным развитием человечества. Так, Э.Блэк полагает, что неравномерное протекание модернизации в национальных ареалах порождает конфликт между притязаниями этнических групп и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение прав своих граждан. М. Гектер выдвигает концепцию «внутреннего колониализма», в которой обосновывает возникновение этнической напряженности объективной обделенностью этнических периферийных групп в процессе неравномерной модернизации многонационального государства. Как реакция на «внутренний колониализм центра» у этих «угнетаемых» групп формируется национализм, недовольство собственным национальным статусом.

В условиях разрушения социальных связей усиливается роль национальности как критерия социальной идентификации. Национализм, шовинизм превращаются в особые формы преодоления комплекса неполноценности, присущего маргинальным слоям. Национализм может служить своеобразной приманкой, с помощью которой социальные низы вовлекаются в орбиту влияния политических партий, решающих задачи политической мобилизации населения.

Важно четко отделять национальное от националистического. К национальному относится правомерное стремление каждой нации сохранить свою самобытность, язык, традиции, уклад жизни, историческую память – все то, без чего человек лишается национального достоинства, национального самочувствия. Националистическое – это извращенное национальное. Национализм – признание собственной национальной исключительности, противопоставление данной нации другим, стремление обеспечить превосходство своей нации, удовлетворить ее интересы без учета интересов других народов. Шовинизм – это крайне воинствующий национализм, предполагающий подчинение других наций данной. Возникновению национализма в той или иной ситуации способствуют:

- процессы космополитизации, культурного обезличивания общества;

- демографическое неблагополучие (падение удельного веса коренной нации в национальном составе страны);

- кризисная экономическая ситуация;

- неудовлетворение элементарных социальных потребностей;

- ущемление отдельных национальных интересов, создание препятствий для развития национальных культур, языков;

- дискриминация в сфере политики по национальному и религиозному признаку;

- неурегулированность территориальных вопросов;

- стремление отдельных политических лидеров удовлетворить свои амбиции, разыгрывая политическую карту;

- низкая политическая культура отдельных слоев населения;

- внезапное исчезновение сдерживающих факторов окружающей среды: ослабление политической власти, слишком быстрые процессы демократизации, исчезновение внешней угрозы.

Это приводит к поискам виновных в представителях других наций, национальной нетерпимости. Общественные невзгоды интенсифицируют поиск национальной идеи, которая видится воплощением надежды на достойную жизнь народа. Этим могут воспользоваться сепаратистские силы, которые трансформируют национальную идею в националистическую. Национальное сплочение может превратиться в объединение против «врага».

Отдельный пласт причин, порождающих этнические конфликты, коренится в истории взаимоотношений этносов (в прошлом между странами возникали кровопролитные войны, имело место колониальное господство одних народов над другими), сформировавшемся национальном складе ума, национальном сознании, психологии, традициях, идеологических мифах и стереотипах.

Решение этнических конфликтов может быть:

- оперативным, связанным с разовыми действиями, направленными на устранение наиболее ощутимых последствий конфликта (размещение беженцев, восстановление зданий, коммуникаций), на недопущение разрастания конфликта, за счет усиления охраны жизненно важных объектов, нейтрализации боевиков, наказания инициаторов погромов, информационно-разъяснительной работы;

- тактическим, направленным на урегулирование возникшего конфликта путем переговоров, путем силового, экономического давления на его участников;

- стратегическим, ориентированным на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе создания правовых, политических, экономических, социально-психологических условий для безболезненного развития этих процессов.

Принципами решения национального вопроса является принцип национального самоопределения; непримиримого отношения к любым проявлениям национализма; обеспечение равноправия наций и граждан независимо от национальности, расы, языка, религиозной принадлежности; принцип интернационализации, т.е. соединения национальных и интернациональных интересов на основе взаимного уважения, всестороннего сотрудничества, дружбы.

Более подробно остановимся на такой актуальной для современной этнополитической жизни проблеме, как национальное самоопределение. Вопрос о праве народов и наций на самоопределение является одним из основных принципов международного права. Он закреплен в Уставе ООН и многих других международно-правовых документах. Принцип самоопределения народа подразумевает, что народ сам в соответствии с международными стандартами, механизмами и процедурами устанавливает, обеспечивает конкретное содержание и структуру своего национально-государственного суверенитета, без какого-либо вмешательства извне и изнутри выбирает институты и символы государственности, решает экономические, социальные, культурные вопросы своего развития.

Развитие мировых политический реалий в конце XX в. показывает, что среди всех форм национального самоопределения народов самой популярной формой является та, которая означает создание независимого государства. Примеров более чем достаточно: распад СССР, Югославии, Чехословакии и т.д. Нельзя не видеть, что на почве самой радикальной формы самоопределения народов выросли агрессивный сепаратизм, национализм и терроризм. Это бедствие глобального масштаба. Как отмечал Бутрос Гали: «Если каждая этническая, религиозная или языковая группа будет притязать на государственность, то не будет предела дроблению, а всеобщий мир, безопасность, экономическое благополучие станут еще более труднодоступной целью».

Представим себе на минуту, что все народы-этносы реализуют свое неотъемлемое право на самоопределение в радикальной форме – вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Это означало бы, что вместо двухсот государств мы имели бы три тысячи, а то и все десять тысяч государств! (Может быть, даже больше, ибо уже не только народы-этносы, но и некоторые территории-области начинают претендовать на выход из своего государства и образование самостоятельного государства. Так, например, поступают сейчас итальянские сепаратисты, ставящие цель на территории северной наиболее развитой части Италии образовать самостоятельное государство под названием «Падания».) Не трудно догадаться, что это взорвало бы всю сложившуюся систему международных отношений, неустойчивость миропорядка многократно усилилась бы. Каждое маленькое, но амбициозное, гордое своей независимостью государство стало бы считать квадратные метры не только своей территории, но и территории своих ближайших соседей, полагая, что его обделили, что часть территории соседа когда-то, согласно преданиям, принадлежала ему.

Образование государства, с аппаратом власти и управления, вооруженными силами, судом и прочими структурами, – дело огромной сложности и ответственности. И здесь неуместны ни сугубо теоретические, ни лозунгово-ситуативные признания. У малых народов, при всем к ним уважении, просто не хватит возможностей – ни экономических, ни политических, ни культурных – поддерживать полноценное самостоятельное государственное существование. В таком «игрушечном» государстве может быть заинтересован лишь узкий элитарный слой малых народов.

Да и к тому же как бы этнически ни стерилизовалось подобное государство, в нем неизбежно будут этнические меньшинства, сохраняющие экономические, социально-политические, культурные, языковые особенности и противоречия.

Есть еще один важный аргумент, объективно направленный против самой радикальной формы самоопределения народов. Это другой основной принцип международного права – принцип территориальной целостности государства, нерушимости его границ. Он тоже закреплен в Уставе ООН и ряде общепризнанных международно-правовых документах. Таким образом, современное международное право, с одной стороны, утверждает свободу самоопределения как один из его принципов (изначально он был рассчитан на колониальные народы), с другой — настаивает на территориальной целостности государств, более того, на их политическом, национальном единстве как на стратегическом принципе международной и внутринациональной политики. Но как сегодня сохранить территориальную целостность государства, соглашаясь с принципом свободы самоопределения народов?

Между тем в последние годы в международных политических и научных кругах все большее распространение получает точка зрения, согласно которой право на самоопределение не может быть безусловным правом каждого народа. В использовании права народов на самоопределение, в особенности права на отделение и образование самостоятельного государства, нередко проявляется больше политических амбиций отдельных лидеров и групп, нежели политической и тем более экономической необходимости. Сегодня международная общественность все больше склоняется к тому, что вопрос о самоопределении нуждается в корректировке, что самоопределения можно добиться и без возникновения новых суверенных государств. Формы самоопределения могут быть различными. Предоставление народу широкой национально-государственной и культурной автономии в рамках многонационального государства является еще одной формой его самоопределения, формой, которой сейчас должно быть отдано предпочтение перед самой радикальной формой, предусматривающей отделение и образование независимого государства. В конечном счете, все зависит от конкретной ситуации. Как говорится, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

 

Этническая основа развития белорусского общества. Этническая политика в Республике Беларусь.

Сегодня РБ – унитарное многонациональное государство. По данным переписи 1999г., в Беларуси проживали представители более 140 национальностей. 81,2% - белорусов, 11,4% - русских, 3,9% - поляков, 2,4% - украинцев, 0,3% - евреев.

Современная этнодемографическая ситуация РБ характеризуется уменьшением доли исторически традиционных для Беларуси меньшинств, которые длительно и стабильно проживают на территории нашего государства (русских, поляков, украинцев, евреев, татар, литовцев); увеличением численности представителей закавказских стран СНГ; возникновением новых национальных меньшинств за счет беженцев и бывших студентов из азиатских стран.

Отличительной особенностью Беларуси и важным фактором стабильности белорусского общества в национальной сфере является тот факт, что в стране нет ни одного национального меньшинства с автохтонной территорией.

Представители всех народов чувствуют себя достаточно комфортно в нашей стране. Представители большинства национальных общностей проживают по всей территории республики, в основном в городских поселениях, и занимают высокие статусные позиции в социальной структуре, экономике, политике и культуре белорусского общества.

В Беларуси на протяжении последнего времени этноконфессиональная ситуация остается бесконфликтной, что является важнейшим фактором успешного социально-экономического развития страны. Сохранение этой стабильности и общественного согласия – одна из главных задач государства.

Отсутствие столкновений на этнической, расовой, лингвистической основе объясняется проводимой государством справедливой национальной политикой; белорусской ментальностью, отличительными чертами которой являются толерантность, веротерпимость; историческими традициями мирного межэтнического взаимодействия; давними и прочными связями между этническими группами, проживающими на территории Беларуси. Формирование культуры межнационального общения, своевременное решение социально-экономических вопросов также являются залогом обеспечения стабильности и гармонизации межэтнических отношений в республике.

Данные постоянного социологического мониторинга, осуществляемого органами государственного управления Республики Беларусь, свидетельствуют о том, что подавляющее большинство белорусских граждан не учитывает в своей повседневной жизнедеятельности национальных факторов, значительная их часть вообще не интересуется такими вопросами, не придает им никакого значения. Для абсолютного большинства белорусов и представителей национальных общностей национальная принадлежность не имеет значения при выборе друзей и знакомых, в супружестве, на работе и в иных случаях повседневного взаимодействия с другими людьми. Свыше 2/3 наших сограждан имеет родственников другой национальности. В республике широко распространены смешанные браки – каждая четвертая семья этнически смешанная. Подавляющая часть наших сограждан не интересуется национальной принадлежностью представителей органов власти, кандидатов в депутаты.

Важнейшая роль в обеспечении стабильного развития в этнической сфере принадлежит государству и проводимой им политике. Национальная политика является составной частью общей политики государства. Это целенаправленная деятельность государственных структур по регулированию взаимоотношений между нациями и народностями, закрепленная в соответствующих политических документах и юридических актах государства.

В сферу национальной политики включаются:

- совершенствование национально-государственного устройства;

- обеспечение равенства прав и свобод граждан вне зависимости от национальной принадлежности;

- создание условий для свободного развития национальных культур, языков, традиций;

- воспитание уважения к другим народам и культурам;

- инициирование цивилизованных форм межнационального общения, мирные способы разрешения конфликтных ситуаций;

- совершенствование механизма научного руководства и управления национальными процессами в стране;

- подготовка и представительство национальных кадров в структуре власти.

Политика в отношении национальных меньшинств может быть плюралистической, ассимиляционной, сегрегационной. Проведение плюралистической политики характерно для демократических государств. Основные принципы, на которых основывается проведение данного вида политики – равноправие, самостоятельность и активность меньшинств в общественной жизни. Наиболее полно обеспечение прав национальных меньшинств может быть осуществлено в форме территориальной или экстерриториальной национально-культурной автономии, в рамках которой национальное меньшинство может проживать дисперсно. Концепция плюрализма исходит из возможности мирного, в чем-то параллельного сосуществования этнических групп в «обществе-оркестре». Такая политика позволяет сохранить и развивать самобытность национальных меньшинств, одновременно приобщая их к обладанию и пользованию достижениями современного общества. Политика ассимиляции направлена на гомогенизацию «общества - плавильного котла», непризнание существующих этнических общностей, политическое и правовое неравенство национальных меньшинств. Сегрегационная политика изолирует национальные меньшинства в границах искусственно созданных резерваций, ставит их в подчиненное положение к основному населению.

По целям и принципам осуществления этническая политика нашего государства может быть определена как плюралистическая.

В Беларуси действует более 20 законодательных актов, прямо или косвенно регулирующих этническую сферу жизни общества. Конституция и законодательство РБ, на основе которых осуществляется национальная политика, признают существование национальных общностей как составной части народа Беларуси. В соответствии со ст.14 Конституции «государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов». Статьей 15 предусмотрено, что «государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур, языков, традиций всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь». Ст. 50 гарантирует каждому «право сохранять свою национальную принадлежность», «право пользоваться родным языком, выбирать язык общения», «язык воспитания и обучения». «Оскорбление национального достоинства преследуется по закону». Ст. 5 запрещает создание и деятельность политических партий и общественных объединений, ведущих пропаганду национальной, религиозной и расовой вражды.

К числу основных законов, регулирующих межнациональные отношения в стране, относятся законы «О гражданстве», «О национальных меньшинствах». Последний, в частности, создает правовую основу для комплексного регулирования жизнедеятельности меньшинств в различных сферах, направлен на создание условий для свободного развития национальных меньшинств, а также на защиту их прав и законных интересов.

Законы «Об образовании», «О языках», «О культуре», «О печати и других средствах массовой информации» предоставляют национальным общностям право на изучение родного языка в специальных классах, группах, школах, а также возрождение культуры, традиций.

Законодательство РБ в сфере гарантий прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, по заключениям международных экспертов, полностью соответствует международным стандартам защиты прав национальных меньшинств. Беларусь присоединилась к основным международным договорам в области прав человека (36 документов) и последовательно проводит в жизнь принципы демократической национальной политики. Международные стандарты защиты прав национальных меньшинств, разработанные ООН, Советом Европы, ОБСЕ, включают признание индивидуальных и коллективных прав меньшинств. Содержание коллективных прав национальных меньшинств заключается в признании права на самоидентификацию; права на сохранение самобытности и на защиту от насильственной ассимиляции; особых языковых прав; права на получение информации на родном языке; особых прав в области образования. Совокупность данных прав представляет собой комплексный политико-правовой институт – «право на самобытность». Право на самобытность сочетается с предоставлением национальным меньшинствам особых политических прав: законодательного признания национальных меньшинств, права меньшинств существовать как группа, права на представительство в законодательных и правительственных органах, права на учет мнения меньшинств при решении вопросов, затрагивающих их интересы. Согласно действующим правовым нормам национальные меньшинства не обладают правом на самоопределение, которым обладают лишь народы. Статус национальных меньшинств и сущность коллективных прав определены в следующих международных правовых актах: Всеобщая Декларация прав человека (1948г.), Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1948г.), Международная конвенция о борьбе против всех форм расовой дискриминации (1966г.), Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992г.), Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств (1994г.), Конвенция СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (1994г.), Европейская Хартия региональных языков и языков национальных меньшинств (1998г.).

Национальные меньшинства, проживающие в РБ, обладают достаточно высоким уровнем самосознания – наблюдается стремление к этнической консолидации, основным инструментом которой являются республиканские национальные общественные объединения и их региональные сетевые структуры, количество которых стабилизировалось и в ближайшем времени не произойдет их значительного роста. В 2007 г. в РБ действовало 124 общественных объединения, образованных представителями 25 национальностей, в том числе около 40 международных и республиканских. Среди них Союз поляков Беларуси, Союз белорусских еврейских общественных объединений, «Русское товарищество», «Конгресс азербайджанских общин», «Афганская община», «Ассоциация белорусских корейцев», «Немецкий дом», «Союз латышей Витебской области «Даугава», «Белорусская цыганская диаспора», организация армян «Урарту», украинцев – «Ватра», греков – «Пелопоннес», казахов – «Ата-Мекен», грузин – «Мамули», литовцев – «Гервечай».

Данные объединения выступают активными участниками общественных отношений, возрождают национальную самобытность, играют важную роль в культурной жизни Беларуси, придавая ей неповторимый колорит, осуществляют культурно-просветительные, благотворительные программы.

В республике функционирует государственная система работы с национально-культурными объединениями. В 1997г. был создан Государственный комитет по делам религий и национальностей РБ, который в 2001г. преобразован в Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров РБ, с мая 2006г. – Уполномоченный по делам религий и национальностей. С 1994г. при Министерстве культуры действует Республиканский центр национальных культур. Проводятся мероприятия просветительного и воспитательного характера (семинары, выставки, праздники, конференции, дни, посвященные разным национальностям), создаются культурно-просветительные центры, коллективы самодеятельного народного творчества.

Одним из аспектов этнической политики нашего государства стал образовательный аспект, во многом благодаря которому возрождается национальное самосознание. На базе общеобразовательных школ, внешкольных, клубных, библиотечных учреждений созданы классы, факультативы, кружки, школы выходного дня по изучению родного языка национальных меньшинств, их культуры, традиций, истории.

Государство оказывает содействие удовлетворению культурно-информационных потребностей национальных меньшинств. В республике издается 12 газет и журналов на польском языке, 1 газета на украинском, 1 – на литовском. Большинство национальных общественных объединений издают газеты, бюллетени, журналы культурно-просветительного характера на русском и белорусском языках.

Ярким проявлением государственной заботы является республиканский фестиваль национальных культур, который каждые два года проводится в Гродно с 1996г. Став значительным событием в духовной, культурной жизни страны, фестивальный калейдоскоп дает мощный толчок к развитию общественных национальных объединений, способствует формированию у молодого поколения патриотизма, национального самосознания и гордости за свою страну. Сейчас идет работа над воплощением идеи по организации столь же масштабного форума для зарубежных белорусов.

Таким образом, в настоящее время политика в отношении национальных меньшинств реализуется в политико-правовой, социально-экономической, духовной сферах, в области международного сотрудничества.

Белорусское государство руководствуется следующими принципами в области этнических отношений:

- равенство прав и свобод человека независимо от его расы, национальности, вероисповедания,

- запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности,

- право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения,

- содействие со стороны государства развитию национальных культур языков,

- запрещение деятельности, направленной на разжигание национальной розни, недопущение политизации этнических процессов.

Органы государственной власти Республики Беларусь всячески стремятся к сохранению межнационального доверия, поддерживают разные формы межкультурного диалога. В частности, выработаны следующие механизмы реализации национальной политики:

- правовая база, которая способствует удовлетворению запросов национальных меньшинств;

- система госструктур, реализующих общегосударственные и региональные программы относительно национальных меньшинств;

- система культурно-просветительских, информационных, благо-творительных мероприятий, научных конференций, круглых столов по широкому спектру национальных проблем. На проведение культурно-просветительных мероприятий национальных объединений средства выделяются целевым порядком на конкурсной основе из государственного и местных бюджетов. Из местных бюджетов финансируется развитие самодеятельного искусства, дотируется деятельность учреждений культуры, созданных национальными общественными объединениями;

- общественные организации национальных меньшинств, выполняющие разнообразные функции: артикуляции, представительства и защиты их интересов, интеграционную, творческую, образовательную, воспитательную;

- сотрудничество с другими государствами в сфере обеспечение прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, прежде всего со странами-членами СНГ, странами-соседями Беларуси.

Всё это способствует сплочению белорусского общества, укреплению в нём мира и согласия.

 

Конфессиональная ситуация в Республике Беларусь

Республика Беларусь является многоконфессиональным государством (конфессия – от лат. confessio – исповедание, т.е. религиозное направление, имеющее свое вероучение, культовую практику и соответствующую организацию). В настоящее время в нашей республике насчитывается 25 различных конфессий. Самые крупные среди них – православие (к нему причисляют себя более 80% верующих), католицизм (14%), протестантизм (2%), ислам (0,2%), иудаизм (0,2%) и др. При этом, как показывают новейшие социологические исследования, позитивное влияние ре`лигии на себе испытывают около 70% населения Беларуси.

По состоянию на 1 января 2008 года в Республике Беларусь функционировало 3003 религиозных общин – базовых форм конфессий (православных – 1431, христиан веры евангельской – 494, римско-католической церкви – 457, евангельских христиан баптистов – 268, адвентистов седьмого дня – 73). Есть и малочисленные религиозные направления. Так, только одной общиной представлены армянская апостольская, иоганская, пресвитерианская, реформаторские церкви и церковь католиков латинского обряда, четырьмя - мормоны, пятью – бахаи и церковь христова, шестью - кришнаиты. Функционирует также 46 религиозных объединений (система общин с единым вероисповеданием), 34 миссии, 36 монастырей, 15 братств, 9 сестричеств, 13 духовных заведений. Действует 2179 культовых зданий, строится 215. В религиозных общинах работает 2920 священнослужителей, среди которых 191- иностранцы.

Принципы вероисповедания, особенности культовых обрядов и специфика структуирования различных церквей подробно изложены в многочисленной научной, учебной и справочной литературе по религиоведению. Здесь мы отметим, что и большие, и малые конфессии чувствуют себя на территории Беларуси уютно, между ними нет не только вражды, но и признаков межрелигиозного напряжения. Каждая из них вносит свой вклад в развитие культуры, гражданско-патриотическую, нравственную, правовую и эстетическую социализацию личности, способствует укреплению престижа нашей страны на международной арене как образца веротерпимости и конфессиональной толерантности. Не случайно поэтому все большее количество граждан нашей страны отводят важную роль религиозным организациям, в первую очередь, имеющим глубокие исторические корни в Беларуси, в духовно-нравственной жизни народа, укреплению социального порядка, стабильности, возрождению национальных традиций. Вместе с тем нельзя забывать, что в поликонфессиональном обществе религия может легко превратиться из созидательной в деструктивную силу, стать мощным фактором враждебного разъединения людей. Множество примеров того поставляет не только мировая история, но и современность. В ряде регионов планеты сегодня ведутся кровопролитные войны, которые имеют под собой этнорелигиозную основу. Для того, чтобы существующий у нас межконфессиональный мир и согласие не нарушились, а, напротив, укреплялись, государство должно проводить хорошо продуманную, научно обоснованную, взвешенную политику в религиозной сфере.

 

Приоритеты политики Республики Беларусь в сфере государственно-конфессиональных отношений

Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь выстраиваются на основе ряда принципов. Важнейший среди них состоит в том, что государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, если она протекает в рамках белорусского законодательства. Запрещаются лишь те действия, которые направлены против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия, сопряжены с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствуют исполнению ими государственных, общественных и семейных обязанностей или наносят вред их здоровью и нравственности (ст. 16 Конституции РБ). При этом все религии признаются равными перед законом, а каждому гарантируется свобода совести, дается право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом (ст.31 Конституции РБ).

Указанные принципы взаимоотношения государства и религии нашли свое отражение в законе Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организаций» (1992 год), а затем конкретизированы и детализированы с учетом новых социально-политических и духовно-нравственных реалий в его новой редакции «О свободе совести и религиозных организациях» (2002 год). В статье 8 этого закона «Государство и религия» особо подчеркивается, что государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких бы то ни было государственных функций. В свою очередь религиозным организациям не позволяется участвовать в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели и оказывать им финансовую или иную поддержку. В местах богослужения не допускается использование государственной символики, проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и иных мероприятий политического характера. Запрещается создание религиозных организаций в государственных органах и учреждениях, воинских частях, в сфере образования; обучение несовершеннолетних религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих; нарушение тайны исповеди; возбуждение религиозной вражды и оскорбление граждан в связи с их религиозными убеждениями. Одновременно с этим религиозным организациям предоставлено право активно участвовать в общественной жизни. В соответствии со свои уставом они могут создавать воскресные религиозные школы для религиозного просвещения детей, не используя для этой цели помещения, принадлежащие государственным учреждениям. Для разъяснения и пропаганды своего вероучения религиозным организациям дано право пользоваться не только собственными, но и государственными средствами массовой информации. Им также разрешается осуществлять благотворительную деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Важно отметить, что государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними особых соглашений. Данная норма свидетельствует о признании возможности рели­гиозных организаций сотрудничать с государством, принимать активное участие в социально значимой жизни общества. При соблюдении принципа светскости государства, религиозные орга­низации получают возможность разнообразить формы взаимодействия государства и религиозных организаций, расширять границы такого взаимодействия. В частности, 12 июня 2003 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью. Подобные соглашения подписаны также между областными органами власти и епархиальными управле­ниями. Заявлено, что объектами совместного пристального внимания должны являтьсяобщественная нравственность, воспитание и образование, культура и творческая деятельность, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, здравоохранение, социальное обеспечение, милосердие, благотворительность, поддержка института семьи, материнства и детства, попечение о лицах, находящихся в местах лишении свободы, воспитательная, социальная и психологическая работа с военнослужащими, охрана окружающей среды. Государство взяло обязательство оказывать Православной церкви, с учетом ее определяющей роли в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа, активное содействие в решении вопросов, возникающих при осуществ­лении ее деятельности.

В рамках Программы мер по реализации «Соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью» уже проведена значительная работа. Государство оказало помощь в завершении строительства и проведении ремонта ряда культовых зданий, а также в благоустройстве прилегающих территорий. Расширяется сотрудничество Православной церкви с системой образования – это проведение Свято-Евфросиньевских и Кирилло-Мефодиевских чтений, открытие в Белорус­ском государственном университете Института теологии име­ни святых Кирилла и Мефодия. В Витебском государственном университете имени П.П.Машерова осуществляется подготовка студентов по специальности «богословие». Во многих шко­лах работают факультативы «Основы православной нравственнос­ти» по программе, рекомендованной Национальным институтом образова­ния.

Право на особые отношения с культурообразующей религией не является нарушением принципа равенства религий в юри­дическом смысле. Данное Соглашение не ограничивает права других конфессий в совершенствовании их отношений с государством. В законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» отмечена чрезвычайно важная, духовная, культурная и историческая роль Католической церкви на территории Беларуси.

Выступая 21 октября 2004 года на встрече с членами Конференции ка­толических епископов, Глава государства подчеркнул: « Занимая открытуюконструктивную пози­ цию в межконфессиональном диалоге, Римско-католи­ческая церковь содействует поддержанию спокойствия и стабильности в нашейреспублике... И у нас одни задачи - мир, созидание, прогресс, духовное богатство и процветание нашей страны ». Именно поэтому г осударственные органыразвивают конструктивные отношения не только с православной, но и с Католической церковью. В частности, по поруче­нию Президента, Министерствокультуры и Мингорисполком приняли необходимые меры по реставрации настенных рос­писей Архикафедрального костела Пресвятой Девы Марии в Минске.Общая история народа Беларуси неотделима также от протестантизма, иудаизма и ислама. Государство создает необходимые условия для нормальногоразвития этих (как, впрочем, и всех остальных) конфессий. Так, за годы существования Беларуси как суверенного государства появилось 6 новых синагог и 5мечетей (их было, соответственно, по одной). Стремительно идет развитие протестантских общин различного направления.

Закон «О свободе совести и религиозных организациях» четко определяет приоритеты государственной кон­фессиональной политики: «Государство способствует установле­нию отношений терпимости и уважения между гражданами, ис­поведующими и не исповедующими религию, религиозными орга­низациями различных вероисповеданий» (ст. 8). Государство не навязывает своим гражданам какую-либо религиозную или атеи­стическую идеологию, что вело бы к ущемлению прав верующих иневерующих. Оно руководствуется необходимостью поддержания гражданского согласия в нашем обществе.

Основная роль в реализации государственной конфессиональ­ной политики принадлежит государственному органу управленияно делам религий, который создан при Совете Министров Республики Беларусь. В его функции входят проверка и контроль деятельности религиозных организаций в части исполнения ими законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, а также их уставов, выдача обяза­тельных предписаний об устранении выявленных нарушений; оказание по просьбе религиозных организаций содействия в до­стижении ими договоренностей с государственными органами и содействие укреплению взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных конфессий; на­значение государственной религиоведческой экспертизы в уста­новленных случаях; создание экспертного совета для проведениягосударственной религиоведческой экспертизы с участием соот­ветствующих специалистов и привлечением в случае необходи­мости представителей религиозных организаций. Особое внимание при этом обращается на ввозимые на территорию республикирелигиозные аудио- и видеоматериалы, печатную продукцию, ре­лигиозную литературу. Все они долж­ны иметь маркировку с указанием полного наименования рели­гиозных организаций и их конфессиональной принадлежности, равно и при осуществлении своей деятельности религиозные организации обязаны указывать свое полное наименование и конфессиональную принадлежность, что содействует инфор­мированности граждан по их свободному выбору в отношении указанных материалов.

С помощью областных и Минского городского исполнительных комитетов, при которых созданы Советы по делам религии, республиканский орган государственного управления составляет реестр религиозных организаций. Начатая в соответствии с законом перерегистрация религи­озных организаций позволила внести изменения в уставы, при­вести их в соответствие с законодательством Республики Бела­русь, а также с современными условиями экономической и иной деятельности. В настоящее время перерегистрированы все религиозные объединения и 99,2% ре­лигиозных общин. Проведенная работа позволила выявить актуальные проблемы деятельности религиозных организаций и оказать помощь в их разрешении. В частности при проведении государственной перерегистрации религиозных организаций удалось разрешить существовавшие вопросы по группам верующих, не имеющих зарегистрирован­ных общин и своих священнослужителей. Налажен диалог госу­дарственных органов с руководством религиозных организаций. В ходе совместных встреч были решены существовавшие про­блемы по размещению юридического адреса религиозных орга­низаций по одноквартирным и блокированным жилым домам, появившиеся после изменения жилищного законодательства.

Таким образом, можно констатировать, что белорусское государство на современном этапе своего развития стоит на конструктивных позициях в отно­шении религиозных организаций и предпринимает необходимые шаги для решения их проблем. Периодически проводится работа по усовершенствованию законодательства, в том числе налогово­го. Все зарегистрированные религиозные организации имеют в настоящее время существенные налоговые льготы.

Конфессиональная политика Республики Беларусь на­правлена на сохранение мира и стабильности в конфессиональ­ной сфере, реализацию гражданами прав на свободу совести и вероисповедания. Отсутствие конфликтов на конфессиональной почве позволяет сделать заключение об эффективности выбран­ной политики государства, результативности его законодатель­ных инициатив.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственная молодежная политика: цели, задачи, программы | Сущность геополитики: основные теоретические подходы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.