В развитых странах развитие отраслей социальной сферы в настоящее время значительно опережает темпы в других отраслях социального хозяйства. Уже к концу 20-го века доля сферы услуг в ВВП развитых стран значительно превысило 60%. Численность занятых в социальной сфере и в абсолютном и в относительном значениях значительно превышает уровень занятости в других отраслях. Доля занятых в сфере услуг превысила 50%-ный рубеж в США в 1955 г., в Великобритании в 1960-м, Франция – 1970, Япония – 1975, ФРГ – 1985, Россия – 1995
Высокая интеллектуалоемкость многих её отраслей. Для таких отраслей как медицина, культура, образование характерен очень высокий уровень интеллектуализации деятельности работников и ограниченность технизации
Производительность труда в отраслях социальной сферы растёт медленнее, чем в материальном производстве. Без поддержки государства производство социальных благ перестало бы быть конкурентноспособным, а сами блага стали бы менее доступными для потребителя. Но в национальном масштабе все затраты в образование, культуру, науку, экологию являются в высшей степени эффективными. Однако, эта эффективность находится за пределами возможностей и функций рыночной экономики и может быть достигнута лишь в рамках деятельности государства
Важнейшей особенностью социальны благ как продукта социальной сферы является их мериторный характер (то есть потребность в них не сразу формируется и осознается людьми). Спрос на новые услуги в образовании, науке, культуре существенно отстает от желаемого
Социальная сфера является полидетерминированной системой: на её развитие влияют множество факторов: А) Традиции, религия, Б) Политика государства и особенности его социальной доктрины, В) Влияние рыночной экономики, которая определяет соотношение спроса и предложения, а также уровень конкуренции, Г) Влияние глобальных факторов, Д) Рост социальной дифференциации внутри страны и между странами, Е) В условиях глобализации растет трудовая миграция, Ё) Угроза экологического кризиса
Развитие социальной сферы происходит на основе бюджетного и коммерческого финансирования, поскольку в ней реализуются индивидуальные и общественные потребности, но соотношение бюджетного и коммерческого секторов изменяется по времени и дифференцируется по отраслям. Это соотношение зависит от стратегии государства, состояния его финансов, уровня доходов населения и платёжеспособного спроса. Это соотношение зависит и от уровня социальной значимости конкретной отрасли, её места в системе государственных и общественных приоритетов. В СССР социальная сфера развивалась на основе его огосударствления. Реформы конца 80-х – 90-х гг. привели к деградации государственного сектора и сверхсильной коммерциализации социальной сферы. Часть отраслей социальной сферы стали в основном коммерческими. К ним относятся туризм, санаторно-курортное лечение, физкультура и спорт, ЖКХ.
Многосубъектность социальной сферы. В социальной сфере осуществляет свою деятельность организации трех секторов: государственный сектор, бизнес организации и III сектор (негосударственные, неправительственные, некоммерческие, неприбыльные и независимые организации)
Основные характеристики 3-х секторов и их отличия:
Государственный сектор
Бизнес структуры
III сектор
По цели деятельности
Реализация социальной политики и обеспечение социальнозначимой деятельности
Получение прибыли
Выполнение миссии и реализация общезначимой цели
Доход
Бюджетные источники
Частные
Бюджетные и частные
По специализации деятельности
Масштабные социальные программы
Обслуживание платёжеспособного спроса в сфере социальных услуг
Обеспечение адресного подхода к оказанию социальной помощи, обслуживание спроса за рамками платёжеспособности
По формам организации
Министерства, учреждения, муниципальные предприятия
Коммерческие предприятия инфраструктурной направленности
Организации взаимопомощи, благотворительные фонды, общественные организации
По стратегии и принципам функционирования
Консервативность
Оперативность, склонность к инновациям, в отличии от государственного бизнес организации и III сектор ориентированы на персонализацию деятельности и адресный подход. Государственные организации слишком заформализованны, зависимы от инструкций и согласований. Наименее зависимы от бюрократических структур организации III сектора. Государственные организации в большей степени ориентированы на системный подход, а бизнес и НКО на ситуационный
Бедность – состояние, при котором индивид не может обеспечить сохранение трудоспособности, продолжение рода и т.д. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта в данном конкретном обществе
Бедность определяется уровнем доходов. Проблемами бедности занимались как экономисты, так и социологи.
Бедность является результатом взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы:
Низкий доход
Социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости)
Демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье)
Социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий)
Образовательно-квалификационные
Политические (военные конфликты, вынужденная миграция)
Регионально-географические (неравномерное развитие регионов)
Существуют 2 подхода к объяснению причин и воспроизводства бедности:
Культурное объяснение. Культура бедности проповедует следующие ценности: смирение, неумение строить своё будущее, фатализм
Структурное объяснение. Основано на экономическом неравенстве, что является естественным
Государственные меры по снижению бедности:
Создание условий для роста производства и соответственно для увеличения денежных доходов населения
Поддержание макроэкономической стабильности
Проведение антиинфляционной политики
Установление МРОТ
Разработка социальных программ и механизмов их реализации
Бедность является фактором социальной напряженности
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление