КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Литературно-общественное движение в России первой четверти XIX века
Первые десятилетия явились колыбелью русской классической литературы XIX века. Они озарены подвигом нашего народа в Отечественной войне 1812 г., отстоявшего свободу и независимость своей Родины. Русской литературе первой четверти XIX в. было свойственно острое ощущение духовного единства нации и вера в великое будущее русского народа. Это отвечало и ее общему движению к романтизму, основной целью которого являлось создание в стране самобытной, неподражательной, народной в своей основе литературы. В критических и публицистических статьях того времени настойчиво провозглашаются мысли о необходимости «вникать в характер российского народа, в дух российской древности и потом в частные характеры наших древних героев», показывать «что-нибудь великое, важное и притом истинно русское», «приучить россиян к уважению собственного». Но уже родился на Руси поэт, которому было суждено — и именно в эти годы — создать произведения, где «русский дух» проявился во всей своей красоте и силе. Это был Иван Андреевич Крылов (1769-1844) — великий русский баснописец. В басне Крылов полностью нашел себя как художник и до конца раскрылся как мастер психологического портрета, которому доступно изображение любых человеческих характеров и жизненных ситуаций, мыслей и чувств представителей практически всех слоев общества и сословий. И не просто изображение, а с высоты многовекового народного опыта и национального мышления русского народа, которому, как верно подметил Пушкин, свойственно «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». В баснях Крылова Россия увидела самое себя. Представители разных классов и рангов, современная жизнь с ее социально-историческими и нравственными столкновениями, политическими и литературными событиями — все получило здесь глубоко верное, живое и художественно совершенное выражение. Подчеркнутое у наших писателей тех лет «уважение к собственному» не означало, однако, стремления к национальной изоляции. Переводы самых разных западноевропейских поэтов и прозаиков постоянно печатались в русских журналах. Отечественная литература использовала этот опыт для решения своих национальных художественных задач и во многом решительно преображала воспринятое ею литературное достояние других народов. Начиналась эпоха русского романтизма. У истоков ее находится творчество Василия Андреевича Жуковского (1783—1852). Он явился самым ярким представителем русского романтизма. О Жуковском заговорили в 1808 г., когда в «Вестнике Европы» была опубликована его баллада «Людмила» (вольный перевод «Леноры» немецкого поэта Г. А. Бюргера). Все в ней было ново, неожиданно и одновременно знакомо. Средневековой легенде о невесте и видении ей жениха, убитого в дальнем сражении, наш поэт придал ярко выраженный национальный колорит. На читателей вдруг повеяло народными преданиями и суевериями, ночными страхами и мистическими ужасами. События легенды, перенесенные на почву отечественной истории, переплелись в балладе с изображением русского национального быта и были украшены народнопоэтическими образами. Такого рода произведения — «страшного» по содержанию и легкого, прозрачного по художественному исполнению: читаешь, охватывает ужас, но не оторвешься, — русская поэзия до того не знала. Появление этой баллады знаменовало начало нового, романтического этапа, в развитии отечественной литературы. Слава поэта упрочилась, когда в 1813 г. увидела свет его оригинальная баллада «Светлана» (1808—1812), где была опоэтизирована жизнь русского народа. С этого времени ведущим в творчестве Жуковского становится жанр баллады. И хотя большинство балладных сюжетов было заимствованным, однако поэтом «выбирались лишь те или то из них, что отвечало его внутреннему содержанию, потребности его выразить, привив к чужой идее свою собственную». «Собственная идея» пронизывает все лучшие его баллады: «Эолова арфа» (1814), «Рыцарь Тогенбург» (1818), «Лалла Рук» (1821), «Замок Смальгольм» (1822) и др. В этих балладах русскому читателю открылся совершенно новый мир — мир европейского и русского средневековья, художественно переосмысленный и творчески преображенный фантазией писателя. Это была поэтическая мечта современности о далеком прошлом, о давно минувшем, но, как казалось романтикам, неповторимо прекрасном времени в жизни человечества. Жуковского вдохновляли мотивы и сюжеты не только европейской предромантической и романтической поэзии, но и отечественного фольклора, а также события национальной истории. Он пишет повесть «Вадим Новгородский» (1803), трудится над сценическим воплощением былины об Алеше Поповиче (1809—1810), создает поэму «Двенадцать спящих дев» (1814—1817), стихотворное переложение «Слова о полку Игореве» (1817—1819), работает над поэмой «Владимир» (1814—1817). Позднее, в 30-е годы, он пишет стихотворные сказки: «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее», «Сказка об Иване Царевиче и Сером волке». Поэт был пламенным патриотом своей Родины. В грозное время наполеоновского нашествия на Россию он идет добровольцем в московское ополчение. Накануне Тарутинского сражения он пишет сразу ставшее знаменитым стихотворение «Певец во стане русских воинов» (1812). Произведение проникнуто взволнованной торжественностью и глубокой любовью к родной земле. Творения Жуковского составили «целый период нашей литературы, целый период нравственного развития нашего общества», «без Жуковского мы не имели бы Пушкина». В развитии русской поэзии первой четверти XIX в. значительна и роль Константина Николаевича Батюшкова (1787—1855). «Что Жуковский сделал для содержания русской поэзии, то Батюшков, — отмечал Белинский, — сделал для ее формы: первый вдохнул в нее душу живу, второй дал ей красоту идеальной формы». Наследие Батюшкова невелико по объему — тяжелая болезнь уже в самом начале 20-х годов лишила его возможности творить, однако многие его стихотворения поразительно емки и совершенны. В отличие от Жуковского Батюшков, в своих стихах раскрывал внутренний мир человека во всей реальности его переживаний и чувств — «Мои пенаты» (1811—1812), «Веселый час» (1806—1810), «Элизий» (1810), «Привидение» (1810) и др. Его поэтические образы удивительно пластичны, скульптурны, предельно, даже можно сказать рельефно четки. Он дает читателю возможность не только видеть, но и осязать, обонять, слышать то, о чем пишет. Оставив мир туманных видений, тайных вздохов и слез, тревожных предчувствий, свойственных лире Жуковского, Батюшков стал воспевать радости земной жизни и человеческого бытия. Под пером Батюшкова отечественная лирика обогащается новыми ощущениями, мотивами и настроениями. В Батюшкове, по словам Белинского, в «первом из русских поэтов художественный элемент явился преобладающим элементом». Аристократизм, грациозность, изящество — такими эпитетами сопровождал критик свой анализ творчества поэта, видя в Батюшкове непосредственного учителя Пушкина, которому он и передал «почти готовый стих». Общественные иллюзии времен Отечественной войны 1812 г. и освободительного похода русской армии 1813—1814 гг., связанные с надеждой на демократизацию жизни России и ликвидацию крепостного права, сменились горьким разочарованием при столкновении вчерашних победителей наполеоновских полчищ с послевоенной самодержавно-крепостнической действительностью. Наступает время печально известной аракчеевщины — всеобщей государственной бюрократизации, маниакальной «дисциплины», военных поселений и строгой регламентации всех сторон общественной и культурной жизни. Однако демократическая мысль уже не в силах мириться с противоестественностью сложившихся внутринациональных отношений. Возникает «декабризм — поэтическая мечта о свободе, рожденная на почве романтизма». Начавшееся общественное движение заметно активизирует литературную жизнь. К новым для литературы сферам действительности обратились русские романтики. Источником их художественного вдохновения стала история страны. Они поэтизировали национальные предания, обращались к документам и событиям отечественной истории, памятникам древнерусской литературы. Романтики заново открыли сказочный, фантастический мир, восходящий к отечественному и западноевропейскому народнопоэтическому и мифологическому сознанию. Наконец, в их произведениях во всем его многозвучии был воссоздан мятежный и таинственный мир человеческого сердца. В литературе утверждаются новые поэтические имена. Среди них А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, Е. А. Боратынский, А. А. Бестужев-Марлинский, И. И. Козлов. Новое дыхание обретают поэты и прозаики, заявившие о себе уже в начале века — В. Т. Нарежный, Д. В. Давыдов, П. А. Катенин, П. А. Вяземский и др. В русле романтического движения формируется декабристская поэзия. На гребне декабристского движения появляется «Горе от ума» (1822—1824) Александра Сергеевича Грибоедова (1794—1829) — гениальная комедия, достойно венчавшая идейно-художественные искания русской литературы первой четверти XIX в. Она явилась своего рода синтезом наблюдений и размышлений отечественной социально-общественной мысли над современной ей российской действительностью и вместе с тем ее подлинно художественным исследованием. В соотнесении героев, сцен, диалогов, монологов и отдельных реплик вырисовывалась не просто и не только широкая картина нравов «века нынешнего и века минувшего», но ярко выступали нравственно-философские и политические противоречия русского общества в целом. Новаторство грибоедовской комедии заключалось и в «объемном» изображении главного героя, когда глубоко личное и общественное тесно переплеталось и сливалось в единый полнокровный характер человека нового времени, осознающего свою причастность к жизни народа. Несмотря на отсутствие «народных» сцен, народ незримо присутствует в комедии — его жизнь, его судьба, его права являются, по существу, основным предметом разногласий Чацкого с фамусовским миром. Это остро почувствовал Белинский, определив «Горе от ума» как благороднейшее гуманистическое «произведение, энергический (и притом еще первый) протест против гнусной расейской действительности, против чиновников, взяточников, бар-развратников, против нашего светского общества, против невежества, добровольного холопства и пр. и пр.». «Горе от ума» явилось не только ярким художественным воплощением декабристской идеологии, но и в высшей степени народным произведением. Это относится и к языку комедии, половина стихов которой, как и предвидел Пушкин, давно вошла в пословицы. Литературно-общественное движение в России первой четверти XIX столетия совершалось в сложной идейно-политической и художественной борьбе. Могучими его стимулами являлись демократические, социальные и философские традиции, утверждение передовой декабристской эстетикой и критикой новых общественных идеалов и освободительных идей. Все эти процессы отразились в творчестве Александра Сергеевича Пушкина (1799—1837), поэтический дар которого к концу первой четверти века достиг своей зрелости, знаменуя новую ступень в развитии русской литературы.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |