Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Концепция А.Р. Лурия. Принципы динамичности и системности в понимании мозговых механизмов психической деятельности




Билет №11

Принцип динамичности.

Динамический значит, что конфигурация факторов, которые необходимы в конкретный данный момент определяют задачи могут быть различны. Количественное соотношение звеньев может быть различным из-за развития функций в онтогенезе и т.п. В онтогенезе ВПФ претерпевает существенные перестройки в следствие функция меняет мозговую организацию. На этапе овладения письмом должна быть задача, цель, установка, т.е. должна быть мотивация. Требуются префронтальные отделы мозга.

Следующее – надо иметь зрительные и зрительно-пространственные образы букв. Необходимо соотносить букву со звуком – звукобуквенный анализ. Надо автоматизировать письмо, а для этого необходима обратная афферентация + энергетическая подпитка (стволовые зоны). Это называется мозговой организацией письма на начальном этапе.

Сейчас это уходит из реального осознания, это уходит. Не думаем о буквах, звуках, наша активность направлена на работу с мыслями. Следовательно произошло сокращение функций до:

Эдетической (почерк)

Кинестетической (информация о том, что рука пишет).

Из этого становится понятно, что такое автоматизация и интериоризация. Но, если есть необходимость, то функция может снова развернуться. Например, вместо правой руки надо писать левой.

Все, что проработано остается в памяти (остается даже детский почерк).

Второй аспект понимания динамичности – встраивание новых звеньев в цепочку. Например, прямое механическое заучивание – сейчас диктофон – это новая деятельность овладения новым объектом. Разные задачи предполагают использование разных средств, предполагают, что структура функции мозга могут появляться новые звенья. В правом полушарии – узнавание, а в левом – поиск и припоминание (активное воспроизведение слов). Т.е. дислокация функции воспроизведения меняется по локализации в левом и правом полушарии в зависимости от задачи.

Компенсация функции. При поражении некоторых зон, то ломается звено. На его место можно вставить новое звено. Т.е. восстановить функцию до более эффективной ее работы.

Динамика: психика меняется сильно в старости. Уменьшается количество нервной ткани – ограничения в когнитивной функциональности. Они возникают медленно, индивидуально. Обычно сначала стареет правое полушарие, а левое берет на себя его функции – следовательно, люди начинают по-другому жить и работать.

Ответ по лекции: структура психической функции по факторам и по локализации не является постоянными. Дизайн мозговой организации меняется в процессе онтогенеза. Рассмотрим динамичность на примере письма. Единица письма – это буква. У человека формируется зрительно-пространственный образ буквы. Задние лобные отделы отвечают за плавное переключение – в письме это почерк.

При письме также нужна обратная двигательная операция. Когда ребенок пишет, он проговаривает (речь). Также нужен тонус, т. е. когда мы учимся письму, работает весь мозг.

Принцип системности.

Системность – некое целое, внутри которого есть части, которые можно наблюдать. Между ними есть определенные взаимодействия. Психические функции разные, но имеют в своей структуре общие звенья. Т.е. при нарушении первого звена может быть нарушено несколько систем. Нейропсихологический фактор является системообразующим элементом. Каждая психическая функция имеет уровневое строение, т.е. внутри каждой системы есть, еще по крайней мере, одна система.

При поражении зоны ТРО нарушаются:

Внимание

Восприятие

Память

Речь

Счет

Чтение

Письмо

Мышление

Воображение

 

Это и есть системность. За системным подходом стоят возможности нейропсихилогической диагностики. Например, если мы имеем такой набор нарушений, то можем сделать вывод, что повреждена зона ТРО.

Симптом – проявления нарушения ВПФ.

Синдром – закономерное сочетание симптомов. Взаимосвязаны

Фактор -




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.