Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нет 2-х лекций

Методы исследования и основные проблемы их использования.

Метод наблюдения. Позволяет изучать социально-пси явления без вмешательства. Проблемы: Вопрос с тем, что наблюдать, как выделять единицы наблюдения, как фиксировать. Нужно выделить так, чтобы … Была исследована проблема формирования реакцию на агрессию (Бондура, необихевиоризм) – это продукт обучения, смотрит, как поведут себя родители. Как реагирует ребенок до наблюдаемых моделей поведения.

Метод изучения документов. Письма, объявления, заявления, инструкции, автобиографии. Метод контент-анализа, анализ содержания. Возникает проблема интерпретации данных. Исследование рассказов о конфликте.

Опросы: анкетирование и интервьюирование. Достоверность инфы.

Эксперимент. Метод активного вмешательства в ход деятельности испытуемых. 2 модели: до и после (измерение переменных) и параллельный эксперимент (экспериментальная и контрольная группа) – эксперименты Элтона Мейо – школа человеческих отношений (влияние норм на поведение человека в группе, неформальные группы).

Социометрия. Автор – Якоб Морено, психодрама. Метод изучения и изменения внутригрупповых отношений. 6 вопросов относительно значимой деятельности для группы, может быть вопрос о личных отношениях, кого бы выбрали старостой. 3 позитивных критерия и 3 негативных. Социограмма Мишень, Пространственная. Структура группы: Лидеры, Предпочитаемые, Непредпочитаемые, Отвергаемые, Изолированные.

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ОБЩЕНИЕ

 

социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других. данное определение описывает процесс по сути, хотя немного бихевиоральное.

соц взаимодействие - обмен действиями, направленными от одного субъекта к другому с целью оказать воздействие. один субъект воздействует на другого и получает ответ. всегда есть цель, хотя не всегда осознанная. пример: волейбольная команда, цель которой организовать действия так, чтобы перекинуть мяч на сторону противника. для этого необходимо _общение_, как обмен информацией.

т е соц взаимодействие - обмен действиями. общение необходимо для организации обмена. таким образом, понятия пересекаются, но не являются тождественными.

выделяется 3 структуры:

интерактивная (интеракция);

коммуникация;

социальная перцепция (восприятие). может существовать вне обмена действиями.

направления исследования соц взаимодействия.

структура и динами соц взаимодействия.

теории, обслуживающие практику.

все с-в ислледования всегда тесно связаны с эмпирикой (практикой). чтобы анализировать с в изучают структуру взаимодействия и динамику этого процесса. различаются детали:

субъект-субъкт, воздействие-обратная связь... парсонс предложил одну из первых и наиболее разработанных схем с в, а именно, категорегиальный аппарат для описания с в. единичное соц действие есть некоторый элементарный акт, из которых складываются системы действий. структура:

с1 - деятель, у которого есть а1 потребности, мотивация, цель. а2 - система ориентаций и ожиданий деятеля в отношении другого человека;

с2 - другой, те человек, на которого направлено действие.

кроме того, взаимодействие всегда осуществляется в определённой ситуации, в определённых обстоятельствах, условиях. любоме взаимодействие возможно, когда есть нормы этого взаимодействия и ценности, на которые ориентируются оба участника. в зависимости от ситуации можно различить например деловое и межличностное взаимодействие. различаются они по цели. эта схема структурна, содержательный аспект здесь не отражён. взаимодействие на самом деле не рассматривается, только позиция одного человека. это недостаток такой схемы.

польский соц психолог {уточнить} предложил похожую схему. но позволяющую в большей мере говорить о содержании взаимодействия.

действующее лицо, предмет или лицо, на которое направлено действие, орудие действия (то, что он добавил), метод или спосбо использования средств действия (+), реакция лица, на которое действуют или результат действия. новые элементы дают возможность говорить о содеражании взаимодействия. для описания социального поведения опирался на понятие "социальная связь". она представляет собой последовательное прохождение нескольких стадий:

- пространственный контакт;

- психический контакт (взаимная заинтересованность);

- социальный контакт, понимаемый как совместная деятельность;

- взаимодействие, понимаемое как систематическое постоянно осуществляемое действие.

в итоге имеем с в.

есть и другие виды связей, отличающие с в, есть свойства, которые отличают с в вот других видов связей.

колландер (?) выделил характерные черты социального взаимодействия:

- взаимозависимоть участников взаимодействия (поведение одного выступает стимулом для другого, они не могут быть отдельны, иначе они не достигнут цели, результата и тд);

- взаимное ожидание от поведения на основе межличностного восприятия (т е оценки своего собеседника, восприятие, понимание и т д);

- каждый участник взаимодействия подразумевает и приписывает оценку ценностей действия и мотивов другого участника, а также подразумевает и приписывает удовлетворённость, которую другие могут ему обеспечить. имеется в виду, что мы вступая во взаимодействие, оцениваем ситуацию, в первую очередь, как одил из элементов оцениваем партнёров с точки зрения того, как они могут удовлетворить наши ожидания, т е приписываем им оценку ценностей их действий и мотивов - почему они с нами хотят взаимодействовать и вступают в него; затем, принесёт ли нам это достижение наших целей, после чего следует взаимозависимость и возникает ожидание от их поведения.

процесс взаимодействия.

 

таблица...

направление название теории авторы основная идея

1. необихевиоризм. теория обмена. автор холмс (?).

теория диадического взаимодействия. авторы тибо и келли. идея связана с направлением: люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты.

2. интерракционизм (джордж мидди(?)). теории: символический интерракционизм, ролевые теории, теория референтной группы. авторы симв инт: ерберт гуинер (?), ролев: лингам, теор р гр: берг(т)ман (?). идея: поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают, социальными ролями, которые они играют и референтной группой, на которую они ориентируются.

3. психоанализ. теория: трёхмерная интерперсонального поведения. автор: шульц (?). идея: связана с психоанализом. на межличностное взаимодействие сильное влияние оказывают представления, усвоенные в раннем детстве и конфликты, пережитые в этот период.

3.1? теория транзактного анализа (попытка интеграции бихевиоризма, необихевиоризма и психоанализа). идея: межличностное состояние зависит от эгосостояний, в которых находятся участники взаимодействия.

4. деятельностный подход, основанный на теории деятельности леонтьева. представители: собственно леонтьев, андреева г.м., ломов б.ф. и другие. идея: основная деятельность задаёт смысл взаимодействия, цели, структуру, динамику и содержание. напр: ислледование сплочённости, проводившееся несколько десятилетий, связано с решением одного вопроса: связана ли сплочённость с эффективностью работы группы. проблема существовала, тк исследователи получали разные ответы: обратную зависимость, прямую зависимость и другие показатели. третья точка зрения - существование переменных, которые вмешиваются в деятельность группы. важны виды сплочённости - симпатия\антипатия (вечеринка), ценностные отношения (конвейер, организация и тп).

 

одной из наиболее популярных теорий является теория обмена: с в заисит от вознаграждений и издержек, которые предполагают получить участники взаимодействия. люди вступают во взаимодействия на основе своего опыта и в зависимости от точки зрения индивида он либо продолжается взаимод, либо нет по принципу "я тебе - ты мне". общаясь, люди что-то вкладывают в общение, отдавая партнёру, и рассчитввают что-то получить взамен (это могут быть и материальные, и нематериальные ценности). здесь действует правило: вознаграждение должно быть пропорционально вложенным затратам, тогда такое взаимодействие рассматривается как справедливое. в процессе взаимодействия могут изменяться потребности, цели.... справедливо означает, что вознаграждение должно превышать издрежки. на самом деле оценка справедливости формируется в процессе опыта, т е мы накапливаем эти представление с детства. это называется нормой справедливаости, норма обмена. более того, говоря об опыте, как составной части, определяющей с в, кома(н)с (?) рассмотрел, какими принципами руководствуется человек, когда он продолжает, либо прерывает взаимодействие. принципы:

- чем больше вознаграждается определённый тип поведения, тем чаще он повторяется (пример с рыболовом... чем болше улов, тем с большей вероятностью он захочет повторить и наоброт);

- если вознаграждение за какой-то тип поведения зависит от каких-то условий, то человек стремиться воспроизводить этих условий (успешная рыбалка в _определённом_ месте и в опр время);

- если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий для его получения;

- когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

это принципы для одного участинка взаимодействия. они не касаются условий. не все ситуации укладыавются в механизм обмена.харрис цукерман, проанализировав биографии нобелевских лоуреатов до и после премии, выявил факт, что учёные после получения трудятся менее активно. это противоречие либо с 1м, либо с 4м принципом. есть третье объяснение - нобелевские лоуреаты начинают больше заниматься социальной деятельностью, чем научной (опекают молодых, строят новые лаборатории и тд).

на основе этой теории появилась теория лидерства.

 

вторая теория с в развивает теорию хоманса (?), те пытается найти инструменты для анализа взаимодействия, не только с т зр людей, вступающих во взаимодействие, но и с точки зрения динамики этого взаимодействия. тибо и филли (?) утверждают, что затраты и вознаграждения одного человека не могут рассматриваться изолированно от другого, т е в основе с в лежит взаимозависимость. они предложили приём для анализа с в и назвали его "матрица исходов". принцип матрицы исходов заимствован из теории игр. представляет собой:

два участника взаимодействия А и Б. {по верттикали - репертуары поведения участника А, по горизонтали - Б. в леточках представлены все возможноые соотношения вознаграждений и издержек для данного взаимодействия. если участник А выбирает модель поведения а1, а Б - б1, то А получает 6 ед вознаграждения, а Б - 2. цифры ставятся произвольно исходя из взаимодействия, из ситуации... А выбирает а2, Б - б1, то А получает 1, б - 0. если А - а1, Б - б2, то А получает 1, Б получает 4. А - а2, Б - б2, то 3 и 5.} в такой матрице рассматриваются все возможные соотношения вознаграждений и издержек. кроме того, в матрице также содержатся все взможноые линии поведения (аксиомы). матрица используется в ситуациях, когда нужно предсказать поведение партнёров по взаимодействию, при анализе отношений власти, взаимозависимости, ситуаций переговоров (торга), т е ситуаций, где оба участника понимают, что им выгодней придти к соглашению, чем его не достигать. взаимозависимость здесь выражается в том, что если А выбирает а1, то Б уже не может выбрать ничего, кроме б1. в этом отражается влияние А. для того, чтобы продемонстрировать, как с помощью этой матрицы анализируются ситуации тибо и келли расммтривают ситуцаию планирования похода мужа и жены либо в кино, либо в театр. {А - муж, Б - жена. А - кино, Б - театр. если пойдут, куда хотят, результат будет отрицательным, тк главное здесь - пойти вместе. если в кино, больше выииграет А, если в театр - Б. Тибо и Келли советуют в таких ситациях взвесить все издержки и вознаграждения, т е прибегнуть к переговорам.} с помощью этой матрицы проведено множество исследований условий возникновения доверия, уверенности в мотивах собеседника, и делалось это с помощью матрицы "дилемы узника". два подозреваемых, которых допрашивает прокурор. оба виноваты, но у прокурора есть доказательства в меньших преступлениях. прокурор предлагает сознаться. если кто-то сознаётся, то его освободят. если сознаются оба, то наказание будет умеренным. если никто не сознаётся, наказание незначительно. А - а1\а2 - признался\непризнался. Б- б1\б2 соответсвенно. [уточнить матрицу у одногруппников]. основа в том, что мы не доверям другому, тк слишком высок риск, что оппонент не признается. основная причина плохого взаимодействия в том, что мы просто не доверяем друг другу.

особенности этой теории в том,что она даёт возможность исследовать и прогнозировать поведение. но также есть ограничение, что они не принимают в рассчёт множество внешних факторов, не все ситуации могут быть исследованы, но тем не менее, очень часто исследуют с помощью этой теории.

интерракционизм. родоначальником этого направления является Мид. он был блестящим лектором и преподавателем. увлекаясь преподавательством, не оставил никаких систематических записей. его теория была воссоздана его учениками. основная мысль - с в (интерракция) есть исходный пункт всякого соц-псих анализа, и социальное взаимодействие играет решающую роль в формировании человеческого я. в ситуациях с в человек начинает осознавать себя, не просто смотрясь в другого человека, но взаимодействуя с ним, действуя совместно. модель с в - это игра, где человек выбирает для себя т н значимого другого и ориентируется на него. он ориентируется на то, как он воспринимается другим человеком. т е интерракционизм впервые описал механизм взаимодействия и учитывания мнения и взглядов другого и показали роль такого механизма как социальная рефлексия. человек обучается в процессе с в за счёт того, что есть значимые другие. мы научаемся видеть себя со стороны глазами значимых других. таким образом у человека формируется представление о себе. Мид считал, что есть два начала в личности: I (Импульсивное, творческое) и Me (рефлексивное начало, своего рода норма, контроллирующая действие I). в процессе взаимодействия с миром, в процессе изменений происходит постоянное взаимодействие i и me. чтобы взамиодействовать с другими, человек усваивает систему ролей, от исполнения которых зависит успех с в. также человек принимает роли других, то есть научается смотреть на седя глазами других. это является основным механизмом успеза с в. роль - это опведение, ожидаемое от человека, занимающего определённое место в данной группе и выполняющего соответствующие функции. также, роль - нормативная система действий, ожидаемых от индивида в соответствии с его социальным положением. то есть в любой роли есть два компонента: собственно поведение индивида и ожидание. человек становится успешным в с в, когда он действует согласно ожиданиям. это основные положения, которые разработал Мид для теории с в. ещё один момент: поведение человека обусловлено системой символов и их интерпретации. на основе этого взникло несколько теорий.

теория символического интерракционизма блумера, который сформулировал три основных её положения:

- люди действуют на основе значений (символов по Миду), которыми обладают предметы, вещи социального окружения. имеются в виду не только физические предметы, но и другие люди, соц институты, поступки других людей (приказы, пожелания, идеалы и т д).

- эти значения возникают во взаимодействии с социальным окружением.

- эти значения используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих вещей.

исследованием интерпретации по их мнению и должен заниматься символический интерракционизм.

поведение человека с точки зрения мида определяется не только соц ролью, но и референтной группой. это направление, которое развивал мертон(?). реф группа - группа, на мнение которой человек опирается.

третье напрвление также начал мид, а продолжил линтон (?), который предложил использовать понятие не только роли, но и понятие статуса для определения связей индивидов с различными группами. статус - то место, которое индивид занимает в данной системе, группе, обществе. роль - поведение, установки, ценности, которые предписываются обществом для каждого, имеющего определённый статус. поэтому линтон предложил такое определение, что роль - это внешний динамический аспект статуса. это социологический аспект и социально-психологический аспект. социологический аспект позволяет рассматривать роль как безличную характеристику, т е независимо от того, как они рассматривают виды ролей, кто выполняет.... соц - пси аспект - исследование механизмов закономерностей восприятия и исполнения социальных ролей. в частности, выделены факторы, влияющие на исполнение ролей: фактор знания роли, фактор значимости выполняемой роли для себя, фактор умения выполнять данную роль, способность рефлексировать своё ролевое поведение. исследовение этих факторов привело к исследованию ролевых конфликтов. ролевой конфликт - это ситуация, в которй индивид, имеющий определённый статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. выделяют два типа конфликтов: межролевые и внутриролевые. межролевые - это когда у индивида много ролей одновременно и ему не удаётся выделить иерархиую ролей (например, у женщих - роль матери и роль сотрудника). внутриролевые - это когда есть противоречивые требования, применяемые к носителям одной социальной роли (напрмер.. если подросток учится хорошо, то в классе его называют "ботаником", а родители -...).

теория фрейда, психоаналитисекое направление.

трёхмерная интерперсональная теория шутца. шутц оприается на несколько пастулатов. во-первых: у каждого человека есть 3 потребности - потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. он считал, что психические расстройства - это результат неадекватного удовлетворения этих потребностей. второй пастулат касается определяющей роли раннего детсва в развитии личности, т е опыт детсва продолжается в межличностных отношениях уже во взрослом состоянии. третий пастулат - разработка понятия совместимости. он говорил, что совместимы люди те, кто может работать в гармонии. четвёртый пастулат - группа в своём развитии проходит этапы включения, контроля и любви. этап включения - это этап формирования группы, где каждый решает для себя вопрос "остаться или не остаться". этап контроля - этап, где происходит распределение ответственности и власти группы. этап любви - решается проблема эмоциональной интеграции. этап включения на индивидуальном уровне с т зр шульца - потребность включения - потребность устанавливать удовлетворяющие отношения, потребность быть включённым в группу. если эта потребность не удовлетворяется, то во взрослом состоянии индивид демонстрирует 3 вида поведения: недостаточное социальное поведение, которое является недостаточными контактами с родителями. второй тип - сверхсоциальный тип, когда человек находится в постоянном поиске контактов, трубует внимания, постоянно навязывает себя другим. третий тип - социально-адекватный тип, когда у человека нет проблем в установлении и поддержании контактов. потребность в контроле - это потребность власти в межличностных отношениях. точно также поведение может варьироваться от излишней потребности до полного отсутствия. три типа - отказывающееся поведения, автократическое поведение, демократический тип. потребность в любви - потребность в построении тесных эмоциональных связей, то есть потребность нравиться и быть любимым. точно также 3 типа поведения: избегание тесных отношений, сверхстремление к построению тесных отношений, адекватный тип. четвёртый постулат, что группа проходит стадии, наиболее интересен.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы развития соц. пси | Теория транзактного анализа Эрика Берна
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.