Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действия ЮНИСЕФ и других организаций по созданию защитной среды для охраны прав детей, предотвращения их эксплуатации




Защитная среда – это различные факторы, защищающие детей от дискриминации, насилия, эксплуатации, жестокого обращения и отсутствия заботы. Защитная среда состоит из членов семьи, общины и общества, а также законов, политики, нормативной базы, служб, структур, институтов и механизмов принятия решений. Эти факторы действуют как для индивидуальной, так и для коллективной защиты детей.

Рассмотрим законодательную и нормативную базу, а также институты и механизмы составляющие защитную среду для охраны прав детей, предотвращения их эксплуатации.

Конвенция о правах ребенка оказала мощное воздействие на мобилизацию усилий, направлен­ных против торговли и эксплуатации детей. Целый ряд статей гарантируют защиту детей:

Ст. 32. Защита от экономической эксплуатации;

Ст. 33. Защита от незаконного употребления наркотиков;

Ст. 34. Защита от всех форм сексуальной эксплуатации;

Ст. 35. Предотвращение похищения, торговли детьми или их контрабанды;

Ст. 37. Защита от пыток, жестоких видов обращения или наказания, незаконному аресту или лишению свободы.

Положения Конвенции были развиты в ряде международных конвенций МОТ. В июне 1999 г. была принята Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших формах детского тру­да, основное внимание в которой уделяется ликвидации рабства, долговой кабалы, принуждения детей к участию в военных конфликтах, к проституции, торговле наркотиками и любой деятельности, соз­дающей угрозу для их здоровья, безопасности и морали.

В 2000 г. ООН приняла два международных договора, в которых дается четкое определение термина «торговля людьми». Первый касается как взрослых, так и детей, а второй конкретно относится к детям. Первый документ – это Протокол ООН о предупреждении и пресечении торговли людьми (Протокол о торговле людьми), особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (также известен как Палермский протокол).

В Протоколе о торговле людьми упоминаются три элемента, составляющие понятие торговли людьми в воз­расте 18 лет и старше:

Ø вербовка посредником (или перевозка, передача, укрывательство или получение);

Ø жесткие меры воздействия – угроза силой или ее применения или другие формы принуждения в процессе вербовки, перевозки, передачи, укрывательства или получения;

Ø последующая эксплуатация или намерение эксплуатировать одним из нескольких способов, а именно эксплуатация проституции других лиц, другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов.

В дополнение к перечисленным в Протоколе ООН о торговле людьми многим формам эксплуатации Меж­дународная организация труда выдвинула требования, чтобы каждая страна при ратификации Конвенции № 182 составляла перечень видов «работы, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей» (обычно называется «опасной работой») и не допускала, чтобы лица в возрасте до 18 лет привлекались к выполнению такой ра­боты. В Конвенции № 182 содержится требование к органам власти официально определить виды опасных работ после консультаций с организациями работодателей и профсоюзами своих стран.

Вторым международным документом, принятым в 2000 г., является Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. Протокол вступил в силу в 2002 г. В статье 3 Факультативного протокола содержится требование к ратифицирующим его государствам запретить формы насилия, связанные с торговлей детьми, независимо от того, были ли такие преступления совершены на национальном или транснациональ-ном уровне или в индивидуальном или организованном порядке. Кроме того, в Факультативном протоколе содержится требование к государствам «запретить неправомерное склонение в качестве посредничества, к согласию на усыновление ребенка в нарушение применимых междуна-родно-правовых актов, касающихся усыновления» (пункт 1а статьи 3 Протокола).

В качестве ответной реакции на сообщения о торговле детьми в странах Юго-Восточной Европы и вывозе их с целью продажи в другие части Европы ЮНИСЕФ разработал в 2003 году «Руководство по защите прав детей-жертв торговли людьми в Юго-Восточной Европе». Одной из причин подготовки этого «Руководства» стало то, что учреждения, несущие ответственность за защиту детей, правительственные, межправи-тельственные и неправительственные – отмечают, что им часто не вполне ясно, каких процедур следует придерживаться в тех случаях, когда представляется, что кто-либо в возрасте моложе 18 лет, стал жертвой торговли людьми.

В основе «Руководства» лежат международные нормы, и оно изначально создавалось с учетом ситуации в Юго-Восточной Европе. Поскольку «Руководство» было одобрено Целевой группой по вопросу торговли людьми в рамках Пакта стабильности для стран Юго-Восточной Европы и принято государствами-членами (2003 год), оно широко применялось при формировании политики и практики борьбы с торговлей детьми в странах Европы. Минимальные нормы, рекомендуемые в «Руководстве», сформулированы в Конвенции Сове­та Европы о противодействии торговле людьми и Дополнении к Плану действий ОБСЕ по борьбе с торгов­лей людьми: Оценка особых потребностей детей, ставших жертвами торговли людьми, в защите и помощи.

В «Руководстве», созданном ЮНИСЕФ, содержатся стандарты успешной практики в отношении защиты и оказания помощи детям- жертвам торговли людьми, начиная с установления личности ребенка и заканчивая восстановлением и реинтеграцией ребенка в общество. «Руководство» базируется на соответствующих междуна­родных и региональных документах по правам человека и представляет собой четкое изложение методов и практики в отношении реализации и защиты прав детей, ставших жертвами торговли людьми. Цель «Руко­водства» – оказание помощи правительствам и государственным деятелям, международным организациям и НПО в разработке специальных мер по защите детей-жертв торговли людьми и принятию решений относительно их будущего.

Проект «Руководства» был подготовлен в марте 2003 года и рассматривался Целевой группой по вопросу торговли людьми в рамках Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы.

В 2005 году ЮНИСЕФ начал процесс проведения глобальных консультаций об актуальности и полезности «Руководства» для регионов и стран за пределами Европы. Последнее обновление текста было предпринято в начале 2006 года, в середине 2006 года данное Руководство было принято в качестве политического документа ЮНИСЕФ глобальной значимости. В «Руководстве» обобщается основная информация о правах ребенка, изложенная в Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка (КПР) и других соответствующих международно-правовых доку­ментах.

Как уже отмечалось, «Руководство» ЮНИСЕФ охватывает 11 конкретных аспектов, касающихся торговли детьми:

1) установление личности детей-жертв торговли людьми;

2) назначение опекуна для каждого ребенка;

3) опрос представителями органов власти;

4) направление в соответствующие службы;

5) временный уход и защита;

6) регламентирование статуса ребенка в чужой стране;

7) рассмотрение индивидуальных случаев и нахождение долговременного решения;

8) реализация долговременного решения, например, возможность возвращения ребенка на родину;

9) доступ детей к правосудию;

10) защита ребенка, являющегося жертвой или потенциальным свидетелем;

11) профессиональная подготовка сотрудников государственных и других учреждений, занимающихся детьми-жертвами.

На основе принятых документов в различных странах, ратифицировавших Конвенцию о правах ребенка, были разработаны собственные государственные законодательные акты, отражающие действия по защите прав детей предупреждения их эксплуатации.

Например, в Беларуси был принят Закон Республики Беларусь «О международном усыновлении», согласно ко­торому, выезд детей за рубеж осуществляется только при наличии паспорта на ребенка и письменного разрешения обоих родителей, введена строгая регистрация всех родившихся детей.

В 2005 г. проблеме противодействия торговли людьми был придан новый импульс; вышел Дек­рет Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по противодействию торговли людьми» №3 от 9.03.2005 г. и Декрет Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые декреты Президента РБ по вопросам противодействия торговли людьми» № 15 от 22.11.2005 г.

 

4. Проблемы реабилитации детей-жертв торговли и возможности предупреждения торговли детьми.

Для обеспечения реабилитации детей-жертв торговли людьми необходимо представлять сущность этапов торговли детьми, которые имеют следующий порядок:

1— до вербовки: ребенок или родители думают о том, следует ли ему уезжать из дома;

2 — переезд ребенка, ребенок становится мигрантом или жертвой торговли людьми;

3 — ребенок подвергается эксплуатации (т.е. стал жертвой торговли людьми);

4 — ребенка - жертву торговли людьми спасают или ему удается покинуть эксплуататоров;

5 — этап восстановления (с помощью или без помощи специалистов);

6 — ребенок или молодой человек возвращается домой или начинает новую жизнь.

Как правило, социальным и медицинским службам приходится вмешиваться в ситуацию на 4-ом, а чаще всего, на 5-ом этапах, когда уже вывялен факт эксплуатации ребенка и ему требуются разные виды помощи.

Детям-объектам торговли людьми может быть причинен ущерб разного рода, и поэтому специалисты в области здравоохранения и попечения о детях должны произвести тщательную оценку, чтобы предло­жить те формы лечения и реабилитации, которые могут потребоваться каждому конкретному ребенку. Ниже приводятся обобщенные данные о физических, психологических и поведенческих последствиях торговли детьми и их эксплуатации.

Проблемы с физическим здоровьем. Многие проблемы с физическим здоровьем, испытываемые детьми - жертвами торговли людьми, являются последствиями дурного обращения или отсутствия заботы:

ü плохое питание, стоматологические проблемы, задержка в росте, задержка в развитии;

ü инфекционные заболевания вследствие плохих санитарных условий;

ü инфекции или увечья, вызванные ненадлежащим «медицинским» лечением;

ü увечья в результате пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обраще­ния или наказания;

ü состояния, связанные с работой в трудных или опасных условиях и в течение длительного време­ни, например проблемы со зрением, респираторные заболевания, мышечные и суставные боли, истощение, проблемы со слухом.

Важно отметить, что многие из этих проблем с физическим здоровьем могут остаться незамеченными при первом медицинском обследовании после пребывания ребенка в руках торговцев. Понятно, что медицин­ские работники, прежде всего, стараются обнаружить следы очевидных травм; однако они также должны пройти специальную подготовку, чтобы отслеживать и выявлять остаточные последствия торговли и эксплу­атации для здоровья ребенка.

Личностные нарушения как последствия пребывания в неволе и состояния беспомощности. У ребенка, который находился в неволе, могут возникнуть нарушения в его чувстве времени, а также в па­мяти и концентрации внимания. Такие дети страдают от утраты самооценки, у них может возникнуть чувство безысходности, то есть ощущение, что у них «нет будущего». Иногда дети, подвергавшиеся эксплуатации, забывают о том, что с ними случилось (травматическая амнезия). Продолжительное или очень жестокое надругательство может привести к разрушению или расстройству личности. У детей может накапливаться затаенная злоба в отношении тех, кто издевался над ними, или тех, кто не смог помочь им, и это может привести к ненависти к себе или к мыслям о самоубийстве.

Эмоциональные и поведенческие проблемы, особенно в результате сексуального надругательства. Сообщается о низкой самооценке у детей, ставших объектом торговли с целью различного рода эксплуа­тации. ECPAT-lnternational, международная НПО, которая ведет борьбу с коммерческой сексуальной эксплу­атацией детей, составила длинный перечень последствий для поведения детей, к которым может привести сексуальное надругательство. Все эти проблемы преодолимы, но на это требуются время и зачастую огром­ные усилия. Такие проблемы, которые могут иметь затяжной характер, включают следующие характеристики:

ü чувство тревоги и страха, депрессия;

ü социальная неприспособленность; раздражительность, враждебность;

ü неумение доверять и строить нормальные взаимоотношения;

ü размытое представление о нормах и границах поведения;

ü внешний вид, поведение, свойственные более старшему возрасту;

ü нарочитая сексуальность поведения;

ü чувство вины и чувство стыда;

ü ощущение «непохожести» на других;

ü отчужденность;

ü употребление наркотических веществ и злоупотребление ими;

ü причинение вреда самому себе (включая самоубийство);

ü нарушения, связанные с посттравматическим стрессом.

Приведенные характеристики последствий показывают, что при выявлении случая эксплуатации ребенка, ему оказывается в первую очередь медицинская и психологическая помощь. При этом необходима посредническая и охранно-защитная деятельность социального работника.

Рассмотрим возможности предупреждения торговли детьми.

В своем значении термин «предупреждение» означает принятие мер по приостановке какого-либо события, которое в иных обстоятельствах могло бы произойти. Соответственно «действия по предупреждению торговли детьми» подразумевают широкий спектр усилий, направленных на выяснение причин торговли людьми с целью оказать влияние на действия определенных лиц и заняться рассмотрением скрытых первопричин этого явления.

Сегодня усилия по предупреждению торговли детьми как в Европе, так и в других регионах сосредоточены на двух главных направлениях:

Ø пресечение действий торговцев людьми и их пособников путем судебного преследования и наказания их, а также изменение национального законодательства, которое сделало бы такие действия возможными;

Ø распространение информации среди детей и родителей относительно злоупотреблений, которым подвергаются дети-жертвы торговли людьми, и риска оказаться проданными у детей, которые мигрируют или которых отправляют из дома на заработки.

В тех странах, где уже есть дети - жертвы торговли людьми (в самой стране или за ее пределами), социальным службам в рамках предупреждения эксплуатации детей и создания для них защитной среды важно поддерживать контакт с этим контингентом детей и использовать информацию и советы, которые они могут дать. Это предполагает ряд следующих действий:

1) сбор информации от детей (а также молодых людей, ставших жертвами торговли еще в детском возрасте) с целью лучшего понимания того, при каких обстоятельствах они были проданы и как / почему торговцы смогли зарабатывать на них и держать их под контролем;

2) анализ информации с целью как понимания методов торговцев людьми, так и выявления воз­можностей укрепления способности детей избегать попадания под власть торговцев людьми;

3) анализ различных причин торговли детьми и выявление возможностей вмешательства с целью ее предупреждения. Для этой цели могут использоваться различные аналитические модели, включая диалектическую модель причинно-следственной иерархии, экономическую модель ди­намики «предложения и спроса», модель факторов «давления» и индивидуальную поведенческую модель;

4) выяснение того, имеются ли какие-либо общие характеристики у детей - жертв торговли людьми, делающие их более уязвимыми в глазах торговцев людьми, чем другие дети;

5) определение коррективных действий, необходимых для уменьшения уязвимости;

6) выяснение у детей, которые уже стали жертвами торговли людьми, оказали ли на них воздей­ствие какие-либо меры, принятые социальными службами по предупреждению такой торговли. Имела ли та или иная конкретная мера какое-либо воздействие на них? Почему это не помешало им стать жертвой торговли людьми? Что могло бы оказаться более эффективным?

Превентивные подходы со стороны предложения в торговле людьми тесно связаны с обстоятельствами, в силу которых дети или их родители решают покинуть свой дом или поехать за границу. Эти подходы долж­ны вытекать из хорошего понимания причин, приводящих к торговле людьми, и их взаимодействия. Эти причины возникают на различных уровнях и включают, например, восприятие детьми обстоятельств их жиз­ни, но также неспособность отдельных лиц и систем защитить детей, хотя это является их обязанностью. Последнее относится к родителям, членам семьи, друзьям, равно как и к системам социальной защиты, образования, здравоохранения и обеспечения правопорядка.

Как только начинается осуществление превентивной меры, при всех обстоятельствах необходимо оценить ее воздействие. Это включает беседы с детьми из целевых групп, а также с другими лицами, затронутыми этой мерой. Поскольку основу многих превентивных усилий преимущественно составляют информацион­ные кампании в попытке оказать воздействие на детей и взрослых, простого подтверждения того, что они получили новые знания, недостаточно. Необходимо установить, будут ли они вести себя или уже вели себя по-другому после приобретения новых знаний.

В ходе превентивной работы социальные службы применяют различные способы влияния на детей, в числе которых:

ü предоставление детям информации о торговле людьми (с особым акцентом на риск столкнуться со злоупотреблениями, после того как ребенок покидает свой дом или страну, чтобы зарабаты­вать на жизнь в каком-либо другом месте, разъясняя при этом, что в силу своего поведения дети могут оказаться во власти торговцев людьми);

ü просвещение детей и выработка у них навыков, которые помогут им не стать объектами торговли людьми (например, жизненных навыков);

ü убеждение детей не бросать школу до завершения обязательного школьного обучения, не поки­дать преждевременно родительский дом или не выезжать за границу;

ü консультирование подростков о том, как мигрировать, не подвергая себя опасности, например, принимая разумные меры предосторожности при рассмотрении возможности работы за рубежом или уже работая там; как проверить, являются ли предложения о работе за границей подлинными (а согласие принять их – безопасным);

ü содействие выпускникам школ в получении работы поблизости от дома путем предоставления им профессиональной подготовки и более подходящих вакансий;

ü предоставление защиты от насилия в семье и дискриминации по отношению к подросткам, кото­рые могут покинуть родительский дом, если не будет принято никаких мер по их защите;

ü создание безопасных альтернатив, таких как проекты по предоставлению возможностей полунезависимого проживания для подростков, которые не могут быть надлежащим образом защищены, оставаясь в своих семьях.

Таким образом, первый подход в превентивной работе социальных служб в местах вербовки детей – информативный. Он включает распространение информации в различных средствах массовой информации: книгах, листовках, плакатах, в школьных классах, радиопрограммах и фильмах. Однако основная идея, содержащаяся в этой информации о торговле людьми, различна. В некоторых случаях детям объясняется, какие риски связаны с уходом из родительского дома и переез­дами в поисках заработка (как на родине, так и за рубежом), и даются советы относительно того, какие меры предосторожности им следует принять. В других случаях им предоставляют информацию, просто чтобы удержать от ухода из дома или от миграции без предложения каких-либо альтернатив. Очевидно, что в обоих случаях намерения различны, но предоставляемая при этом информация (когда главное внима­ние уделяется тем злоупотреблениям, которым подвергаются жертвы торговли людьми) может выглядев в основном одинаково.

Поскольку родители и другие взрослые иногда играют ключевую роль в отправке детей из дома или в раз­решении подросткам школьного возраста мигрировать, они тоже могут стать целевой группой для оказания воздействия. Это может быть сделано следующими подходами.

Ø Информативный:

— распространение информации о торговле детьми среди родителей и других взрослых в общинах, где имели место такие случаи (с описанием вреда, причиненного детям, которые стали объектом торговли людьми);

— просвещение родителей относительно выгод получения школьного образования и вреда для де­тей, когда они бросают школу и раньше времени начинают работать;

Ø Социально-посреднический:

— уменьшение зависимости родителей от заработков их детей (а также их незащищенности от дав­ления со стороны торговцев людьми, предлагающих им ссуду или аванс в счет будущих заработ­ков их детей) путем сокращения уровня бедности домохозяйства, например путем дополнитель­ных финансовых выплат, или другой материальной помощи, или предоставления возможности родителям или другим членам домохозяйства увеличить свои доходы;

— сокращение случаев насилия в семье (насилия в отношении, как детей, так и других членов семьи, особенно матери ребенка), которое подталкивает детей к уходу из дома.

Очевидно, что информативный подход может стать первым шагом к созданию системы защиты на уровне об­щины, в рамках которой специалисты, находящиеся в постоянном контакте с детьми, будут делиться инфор­мацией о детях, которые, по оценкам, находятся в группе риска быть проданными, и вырабатывать общую стратегию защиты интересов каждого ребенка, подвергающегося такой опасности.

Дальнейшая стратегия по предупреждению торговли детьми предполагает выявление и устранение слабых мест и недостатков в системе защиты детей. Во многих случаях как национальные учреждения, занимаю­щиеся защитой детей, так и системы, предназначенные для защиты детей от жестокого обращения, действу­ют неэффективно или вообще не функционируют. Например, появление слабых мест в системе может быть связано с отсутствием в школьных, медицинских учреждениях и социальных службах надлежащих процедур и возможностей для раннего распознавания незащищенности детей в отношении риска стать объектом тор­говли людьми из-за насилия, злоупотребления, отсутствия родительской заботы, отсутствия механизмов для направления детей в соответствующие службы оказания помощи или вообще отсутствия таких служб. Еще одним примером является неэффективное исполнение законов, направленных против торговли детьми и их эксплуатации. Иногда работники правоохранительных органов и социальных служб не могут выявить детей, которые уже стали жертвами торговли людьми, а затем не могут осуществить меры вмешательства, которые привели бы к выведению ребенка из-под контроля торговца людьми или эксплуататора.

Выявление таких недостатков и их исправление являются основой социально-правового подхода к предупреждению торговли детьми, равно как и других видов злоупотреблений в отношении детей. Таким образом, укрепление систе­мы защиты детей является приоритетной задачей как для предупреждения торговли детьми, так и в целях защиты прав детей - жертв такой торговли. К мерам по укреплению системы защиты относятся:

ü преследование в судебном порядке торговцев людьми и их пособников, чтобы остановить других от занятий торговлей людьми;

ü криминализация покупки сексуальных услуг у определенной категории лиц, например, детей до 18 лет и др.);

ü внедрение механизмов, дающих возможность работникам иммиграционных служб и правоохранительных органов выявлять детей-жертв торговли в процессе их перевозки, особенно в пунктах пересечения границы;

ü регулирование занятости в неформальном секторе, включая те секторы экономики, в которых специально приглашаются на работу молодые люди, и те, в которых используется труд мигрантов. Как подростков так и взрослых;

ü обеспечение надлежащего сотрудничества между учреждениями, занимающимися защитой детей в различных странах и др.

Гарантией эффективности защитных систем является наличие надлежащих законов и процедур, структур, организаций и специалистов с соответствующими полномочиями и ресурсами для осуществления этих мер и обеспечение должной координации (и обмена информацией) между частными и государственными учреждениями и организациями из различных секторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.