КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды насилия, их характеристика. Признаки и последствия насилия над ребенком
Выделяются следующие виды насилия: 1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение ребёнку родителями или людьми, их замещающими, физических (телесных) повреждений, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его полноценное развитие, лишающих жизни (избиение, истязание, сотрясение посредством пощёчин, подзатыльников, ударов, укусов, прижигание сигаретами и горящими предметами, применение отравляющих или снотворных веществ, удушение, утопление). 2. Психическое (эмоциональное) насилие – воздействие на психику ребёнка путём запугивания, угроз с целью сломить его волю к сопротивлению и к отстаиванию своих прав; периодическое или постоянное, вербальное или невербальное воздействиероди телей или лиц, их замещающих,на ребён ка, приводящее к возникновению у него негативныхчерт характера, деформации развитияего личности. 3. Пренебрежение интересами и потребностями ребёнка – отсутствие со стороны родителей или лиц, их замещающих, необходимой заботы о ребёнке, в силу чего нарушаются его психофизическое здоровье и правильное развитие (оставление детей без присмотра, недостаток питания, одежды, отсутствие внимания и заботы, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, отсутствие любви и др.). 4. Сексуальное насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды (вовлечение его в сексуальные отношения, проституцию, порнобизнес). 5. Экономическое насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения материальных и финансовых потребностей и выгод (растрата взрослыми семейных денег в своих интересах, контроль поведения ребенка с помощью денег, использование ребёнка при разводе как средства экономического торга). 6. Моральное насилие – унижение достоинства ребенка, которое проявляется в словесном оскорблении, брани, угрозах в его адрес, демонстрации неприязни к нему, а также в уничижительном сравнении с другими детьми. Специалист при наличии выявленного факта физического и других видов насилия над ребенком, осуществляя работу со случаем, как правило, сталкивается с ближайшими и отдаленными последствиями насилия для ребенка: Ø ближайшие последствия: физические травмы (синяки, переломы, повреждения внутренних органов); головные боли; потеря сознания; кровоизлияние в глазные яблоки; психические нарушения; депрессия с чувством собственной неполноценности. Ø отдалённые последствия: – нарушения физического и психического развития (остановка в росте, весе, позднее развитие речи, низкий уровень успеваемости в школе); – плохие привычки (грызение ногтей, сосание пальцев, раскачивание); – соматические заболевания, травмы, похудение, кожные сыпи, язва желудка, разрыв прямой кишки, тики, заикание, энурез, энкокрез; Ø личностные и эмоциональные нарушения: – агрессия к более младшим по возрасту детям и к животным; – заниженная самооценка; – чувство вины, частые депрессии в виде беспокойства, нарушения сна, чувство одиночества; – попытки самоубийства,самоубийство. Не менее важно также зафиксировать в работе с ребенком признаки насилия: особенности внешнего вида и поведения ребёнка, по отношению к которому проявляется насилие со стороны родителей или лиц, его опекающих. Именно эти особенности чаще всего выступают диагностическими признаками, позволяющими установить факты жестокого обращения. Педагогу, социальному педагогу, педагогу-психологу следует предпринять срочные меры по выяснению ситуации в семье, выявлению комплекса характерных особенностей внешнего вида и поведения ребёнка, указывающих на наличие насилия в семье (см. приложение А). Среди них можно выделить следующие: • агрессивность, тревожность ребёнка; • стеснительность, нелюбознательность, избегание сверстников; • страх физического контакта, боязнь идти домой; • любые физические травмы (ожоги, царапины, синяки, ссадины и т.д.); • повторная травма одного и того же места; • отказ от медицинской помощи; • противоречивые показания о происхождении повреждений; • сложные, необычные сексуальные познания или действия; • сексуальные приставания к детям и взрослым; • жалобы на физическое нездоровье; • беременность; • инфекции, передающиеся половым путём; • нахождение под присмотром других детей; • занятия опасной деятельностью, игнорируемые родителями; • кожные заболевания, развившиесяв результате плохой гигиены; • постоянная неопрятность; • регулярные пропуски занятий в школе; • сильное отставание в развитии; • антисанитарные или небезопасные жилищные условия. Особенно важно понимание истинных причин семейного насилия в отношении несовершеннолетних, потому что на практике ни законодательство, ни общественное мнение не обеспечивают в полной мере защиты детей от физического и особенно психического насилия со стороны взрослых. В большинстве случаев несовершеннолетние не обращаются за помощью, а взрослые, в свою очередь, часто не осознают факта жестокого обращения с ребёнком. Если родители обращаются за помощью, то, как правило, не с проблемами своего поведения в отношении детей и не с желанием измениться, а с жалобами на детей. Ребёнок, подвергающийся моральному или физическому насилию, может вести себя как агрессор, транслируя жестокость по отношению к родителям, другим людям, либо выступать в роли жертвы, притягивая жестокое обращение сверстников и педагогов. Именно эти проблемы в поведении или развитии личности ребёнка являются содержанием жалобы родителей, применяющих жестокие воспитательные меры. Психические травмы, вызванные жестоким обращением со стороны родителей, действительно способны привести ребёнка к серьёзным личностным нарушениям. В социально-педагогической и психологической практике установлены типичные психолого-педагогические проблемы детей – жертв насилия: Ø на когнитивном уровне – неумение сосредоточиться, проблемы с произвольным вниманием, памятью, низкая самооценка, отсутствие самоуважения, иррациональные, разрушительные мысли, проблемы с принятием решения и поиском выхода из сложных ситуаций; Ø на аффективном уровне – неожиданные и необъяснимые приступы гнева, агрессии, тревожность, чувство вины, страх отвержения, стыд, смущение, депрессия, преобладание механизма внешнего контроля над самоконтролем; Ø на поведенческом уровне – драки, слёзы, упрямство, подозрительность, низкий уровень учебной успеваемости, ночные кошмары, изоляция от окружающих, конфликты, самоистязание, истязание животных. Лица, подвергавшиеся семейному насилию в детстве, могут быть жестокими с окружающими. Очень важным отличием взрослых жертв является неспособность справляться с проблемами, а стремление искать и получать помощь от других людей. Когда ребёнок-жертва не находит отклика у собственных родителей, это подрываетего стремление к поиску помощи и продуктивным взаимоотношениям в будущем. Взрослые, пережившие в детстве насилие, так же как и большинство жертв жизненных травматических событий, страдают либо от пониженного, либо от повышенного контроля за своими чувствами, импульсами, уровнем тревоги. Когда дети-жертвы достигают взрослости, они имеют существенный риск развития психопатологии. Взрослого человека, не справившегося с травмой насилия в детстве, характеризуют такие черты, как: ü жестокость, насилие, отсутствие заботы по отношению к членам своей семьи; ü потеря интереса к собственному ребёнку и неприятие его в подростковом возрасте; ü низкое качество общения с членами семьи; ü саморазрушающее поведение. Большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Но тем не менее многие могут поднять руку на своего ребёнка и не отрицают такой возможности. Почему же это происходит? «Уж, не от того ли, – писал А. И. Герцен, – истязают детей, а иногда и больших, что их трудно воспитывать, а сечь легко? Не мстим ли мы наказанием за свою неспособность воспитывать?» При воспитании такие родители чаще всего исходят из собственного жизненного опыта (в детстве меня тоже били, и я стал человеком). Многие родители считают, что ребёнок – их собственность и они в праве делать всё, что захотят. При этом многие родители не задумываются, что жестокое обращение с детьми наносит вред их физическому и психическому здоровью и имеет тяжёлые социальные последствия, главное из которых – воспроизводство жестокости. Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, решают свои жизненные проблемы точно так же. Привыкая к насилию, люди начинают считать его нормой. Исследования показали, что телесные наказания причиняют вред ребёнку и практически не приносят никакой пользы. Наказание такого рода действует только в течение короткого времени, оно, может быть, и разряжает обстановку, но никак не улучшает поведение ребёнка надолго. Один из нежелательных результатов битья заключается в том, что ребёнок начинает видеть в нём возможность излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему. В минуту гнева ребёнок учится прибегать к драке, привыкает к тому, что для снятия напряжения достаточно поднять на кого-то руку. Он уже считает возможным применять физическую силу и властвовать над более слабыми детьми. И всё это потому, что, демонстрируя ребёнку собственную несдержанность, родители не учат его самообладанию. Авторитарные родители добиваются от ребёнка беспрекословного подчинения. Воспитание строится на суровых запретах, запугиваниях и угрозах. У детей возникает чувство вины или страх перед наказанием, формируется лишь механизм внешнего контроля и, как правило, недостаточно развит самоконтроль. Такие ребята с трудом устанавливают контакты со сверстниками, они подозрительны, недоверчивы, замкнуты, упрямы, угрюмы, тревожны. Насилие в семье порождает ряд социальных проблем. Яркими примерами являются бегство детей из дома, детская и подростковая преступность, алкоголизм и наркомания, самоубийство. Не столь заметны, но не менее опасны комплекс собственной неполноценности, чувство незащищённости, постоянный страх, рабская психология. Наиболее универсальной и тяжёлой реакцией таких детей на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Ребёнку характерны постоянная убеждённость в собственной неполноценности, в том, что «он хуже всех». Вследствие этого ему сложно добиться уважения окружающих, успеха, общение со сверстниками затруднено. Таким образом, семейное насилие рассматривается как стадия в насилии, передающемся из поколения в поколение, когда люди, испытавшие на себе жестокое обращение или являвшиеся его свидетелями в детстве, совершают насилие или становятся его жертвами, будучи взрослыми.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 20046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |