КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа с ребенком, пережившим насилие, и семьей, характеризующейся жестоким обращением с ребенком
Лейтмотив работы с семьёй, в которой дети страдают от жестокого обращения, должен быть следующий: «Не обвинять, а помочь измениться. Насилие является циклическим процессом, все участники которого – жертвы в настоящем или прошлом». Проблема должна рассматриваться в качестве внутриличностной проблемы, как ребёнка, так и взрослого. Это групповая дисфункция, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия между людьми. Отмечаются следующие нарушения в семье, с которыми необходимо работать с целью прекращения насилия: • травматический опыт родителей в детстве; • отсутствие чётких целей как в воспитании детей, так и в отношении собственного будущего; • преобладание негативных «традиций» общения в семье; • отсутствие навыков конструктивного взаимодействия; • внутриличностные нарушения ребёнка. Как видно, большинство нарушений касается сферы родительства, поэтому основная цель психосоциальной помощи детям – жертвам семейного насилия заключается в позитивном изменении среды, в которой находится ребёнок. Должна быть организована работа с теми, кто отвечает за его воспитание, – родителями. Она состоит в формировании у них мотивации к изменениям, оказании им профессиональной психологической помощи в направлении личностного роста, преодоления негативных семейных традиций посредством осознания, психолого-педагогического просвещения, формирования конкретных навыков эффективного родителя. Корень проблемы жестокого обращения с детьми – родительская незрелость. Специалистам необходимо помнить, что эффективная помощь семье возможна при соблюдении родителями следующих условий: – устойчивое желание членов семьи изменить ситуацию к лучшему; – способность принимать ответственные решения; – адекватная самооценка; – способность к эмпатии; – способность управлять конфликтами; – поддержка пострадавшего хотя бы одним из членов семьи; – наличие у пострадавших родственных и дружеских связей. Выделяются также факторы, неблагоприятно влияющие на успешность взаимодействия с родителями. В их числе: – высокая степень зависимости от супруга-агрессора; – опыт перенесенного насилия в детстве; – психологический дискомфорт, ощущение собственной несостоятельности как родителя. Рассмотрим примерную схему работы с семьёй, отличающейся жестоким обращением с ребенком. 1. Совещание педагога (классного руководителя), социального педагога и педагога-психолога. Анализ имеющейся информации о ребёнке и семье, формулировка проблемы, которая может мотивировать родителей начать работу по изменению своих взглядов и действий. 2. Первичный приём педагога-психолога. С учётом имеющейся информации определяются такие цели психолого-педагогического сопровождения, как улучшение эмоционального состояния ребёнка, формирование «помогающей» среды в школе и семье. На основании этого составляются следующие блоки программы: ü установление доверия с родителями и опосредованно с бабушками и дедушками; ü формирование у них ожидания позитивных перемен в результате психологической работы с ребёнком, т.е. мотивация на то, чтобы они приходили на консультации к психологу в течение длительного времени и выполняли домашние задания. 3. Расширение круга поддержки за счёт привлечения к работе других значимых для ребёнка взрослых. 4. Психотерапевтическая помощь самому ребёнку. Проработка травматических переживаний, устранение посттравматических расстройств, формирование позитивной «Я-концепции» (см. приложение Б). 5. Индивидуальная психотерапия родителей. Проработка травматических детских впечатлений, формирование позитивной «Я-концепции». 6. Групповая психотерапия родителей. 7. Тренинги с детьми. Дальнейшая эмоциональная коррекция. 8. Тренинг для родителей. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия с детьми. На всех этапах психолого-педагогической работы осуществляется социально-педагогическое сопровождение детей и семьи. Безусловно, важным направлением психологической работы с семьёй по поводу жестокого обращения с детьми является деятельность по ресоциализации ребёнка, предполагающая оказание помощив изживании последствий травматического события,расширение ролевого репертуара, формирование коммуникативных и других социальных навыков. В работе с детьми, пострадавшими от семейного насилия, педагог-психолог стремится решить определённые задачи: • помочь ребёнку выразить свои переживания и чувства; • предоставить возможность для развития доверия к взрослому; • научить ребёнка жить с имеющимся негативным опытом. Дети, пережившие насилие в семье, научились не доверять окружающим, поскольку испытали сильную боль от тех, кого они любили. Вполне естественно, что они испытывают страх при встрече с незнакомым взрослым, не доверяют психологу, могут считать его частью системы (например, мира взрослых). Нужно быть заодно с ребёнком, чтобы помочь ему. При работе с психологом ребёнок должен знать, что тот его слышит, понимает, никому не расскажет то, что ему доверено. Безопасность определяется условиями постоянства (места, времени, обстановки), предсказуемости ситуации и границ возможного поведения ребёнка. Немаловажным также представляется соблюдение определённых правил ведения специалистом беседы с ребёнком – жертвой насилия. ü Подтверждать невиновность ребёнка. ü Верить ребёнку. ü Оценивать безопасность. ü Оставаться спокойным. ü Быть честным. ü Проявлять терпимость к ребёнку. ü Не подвергать его допросу. В работе с детьми, пострадавшими от семейного насилия, наиболее продуктивными оказываются следующие методики: • игра с куклами (от 2 до 7 лет); • рисование (от 5 лет): без темы; о своей семье; о себе; • рисование историй (стимульное рисование, метод Сильвера); • выбор сказочного персонажа и выполнение рисунка с помощью пластилина; • завершение незаконченных предложений; • рассказывание историй по специально разработанным или стандартным картинкам; • сказкотерапия и психодрама; • песочная терапия; • телесно-ориентированная терапия, позволяющая понять разницу между хорошими и плохими прикосновениями. При взаимодействии с ребёнком полезно использовать такие приёмы, как: • создание ситуаций успеха; • демонстрация поддержки, безоценочного и безусловного принятия вместо похвалы и подкупа; • замена «почему» на «как»: от рационализации – к эмоциональному переживанию. Эффективность работы, проведённой с семьёй по поводу жестокого обращения с ребёнком, оценивается по следующим критериям: для ребёнка: наличие адекватной самооценки; снижение уровня тревожности; улучшение социометрического статуса в группе сверстников; повышение уровня эмоционального благополучия. для родителей: уменьшение доли психотравмирующих факторов (низкого уровня воспитательской эффективности, отвержения своего ребёнка, непоследовательности требований и др.). Следует подчеркнуть, что для эффективной работы по профилактике, выявлению и сопровождению случаев насилия в семье социальным педагогам и педагогам-психологам необходимо владеть специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся: ü знание прав ребёнка; ü уважение ребёнка как личности; ü понимание социально-психологических особенностей детского возраста; ü понимание и учёт различий в жизненной позиции взрослого и ребёнка; ü умение внимательно слушать, а не учить других; ü умение говорить с детьми как с равными; ü способность ограничивать власть, превосходство взрослых в детско-родительских взаимоотношениях и в своей работе с детьми. Предупреждение и преодоление проявлений жестокого обращения с несовершеннолетними предполагает: 1) совершенствование психолого-педагогических знаний родителей как основных воспитателей подрастающего поколения посредством обучения, осознание себя как личности, так как главный метод воспитания сводится к самовоспитанию, личному примеру; 2) повышение психолого-педагогической культуры всего общества с помощью соответствующего просвещения и повышения престижа психолого-педагогической компетентности всеми имеющимися в государстве средствами. На основе сказанного выше можно выделить следующие основные пути предупреждения и устранения насилия над детьми в семье: Первый путь – формирование у родителей ненасильственного мышления. Работа учреждения образования и специалистов по проблемам семьи в этом направлении включает в себя: – постоянное формирование отношения к ребёнку как к наивысшей ценности; – осуществление профилактики насилия над детьми; – информирование родителей о возможных негативных последствиях насилия над детьми. Второй путь – создание банка данных семей группы риска и категорий родителей и опекунов, склонных к насилию над детьми. Как показывает исследование, среди родителей и опекунов, склонных к насилию над детьми, заметно выделяются такие основные категории: • родители, имеющие проблемы с алкоголем или наркотиками; • родители, которые сами в детстве подвергались насилию со стороны отца или матери; • матери, которые страдают от недостатков и растят детей в одиночку; • родители, эмоционально неустойчивые, воспринимающие попытки ребёнка к самоутверждению как неуважение к себе; • родители, которые отдают предпочтение авторитарным методам воспитания и физическим наказаниям детей. Все эти категории родителей объединяет следующее: насилие в детстве; низкая самооценка; отсутствие достаточной социальной поддержки; убеждённость в эффективности принудительной дисциплины и физических наказаний; отношение к родительским функциям как к обременительным обязанностям. Третий путь – индивидуальные беседы социального педагога, психолога, классного руководителя с детьми, которым грозит насилие, с их братьями, сестрами, родственниками, соседями в сочетании с постоянными наблюдениями за поступками, поведением и действиями детей. Если ребёнок пережил насилие, то его можно распознать по следующим признакам: отчуждение; агрессивное поведение; раздражительность; отсутствие друзей; нарушение сна; отсутствие доверия к взрослым; энурез; нежелание возвращаться домой; побеги из дома; попытки суицида. В учреждениях образования важно проводить занятия по предупреждению насилия, темы которых можно найти в научно-методическом журнале «Праблемы выхавання» (например, 2009, № 5). Четвёртый путь – медицинское обследование детей школьной медсестрой, врачом детской поликлиники или больницы. Пятый путь – составление межведомственного индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетних группой специалистов (педагоги учреждения образования, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник, работники отдела образования и местного органа власти).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |