Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Место и роль социального педагога в системе охраны прав детей




1. Характеристики неблагополучия семьи. Статус ребенка, находящегося в социально опасном положении.

2. Система работы социального педагога по выявлению, признанию и учету детей, нуждающихся в государственной защите.

3. Социальное расследование в ходе социально-профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

4. Индивидуальный план по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Бедулина, Г.Ф. Работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении // Г.Ф. Бедулина, И.С. Бакун // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2008. – № 9. – С. 47–53.

2.Никончук, А.С. СППС в системе непрерывного воспитания / А.С. Никончук // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2008. – № 4. – С. 22–29.

3. Малиновский, И.Н. Программа социально-педагогической работы с детьми, оказавшимися в экстремальной жизненной ситуации / И.Н. Малиновский // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2008. – № 12. –С. 50–56.

4. Якжик, В.В. Социально-педагогическая работа в учреждениях образования Республики Беларусь / В.В. Якжик // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2010. – № 2. – С. 7–11.

 

1. Характеристики неблагополучия семьи. Статус ребенка, находящегося в социально опасном положении.

В процессе профилактики социального сиротства ведущая роль отводится социальному педагогу как руководителю СППС учреждения образования. Социальному педагогу в процессе работы по охране и защите детства, как правило, приходится взаимодействовать в большей мере с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Следует отметить, что ребенок считается находящимся в социально опасном положении, если его родители:

– злоупотребляют спиртными напитками, склонны к наркомании, токсикомании и другим аморальным проявлениям, свидетелем которых ребенок является;

– не удовлетворяют базисные потребности ребенка (в жилище, уходе, защите, пище, одежде и обуви, школьных принадлежностях);

– не осуществляют надзор за жизнедеятельностью ребенка, бросают его одного или с чужими людьми;

– жестоко обращаются с ребенком, подвергают его насилию сами или способствуют насилию над ребенком, совершаемым другими лицами;

– не могут защитить ребенка от насилия и жестокости.

Также несовершеннолетние находятся в социально опасном положении, если:

– вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;

– являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;

– пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;

– оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.

(Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите: постановление Министерства образования от 28.07.2004 № 47).

Приложением 1 к приказу МО РБ от 08.05.2007г. № 270 определяются следующие показатели неблагополучия семьи, которые приводят к обретению ребенком статуса, находящегося в социально опасном положении.

1. Социально-экономические показатели:

Ø длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;

Ø длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток;

Ø расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;

Ø отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;

Ø необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;

Ø задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;

Ø частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

2. Медико-санитарные показатели:

Ø антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;

Ø отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;

Ø алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;

Ø неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;

Ø несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;

Ø противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

3. Социально-демографические показатели:

Ø родители имеют статус лиц без определенного места жительства;

Ø устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);

Ø выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;

Ø родители или один из них посещает деструктивную секту;

Ø родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

4. Психолого-педагогические показатели:

Ø полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;

Ø непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;

Ø систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;

Ø насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;

Ø устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;

Ø повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

5. Криминально-аморальные показатели:

Ø постановка родителей на учет в органах внутренних дел;

Ø нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;

Ø аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);

Ø проявления жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи;

Ø наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;

Ø попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;

Ø оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;

Ø вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образования ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.

Оказание социально-педагогической и психологической помощи и поддержки семье в воспитании детей, предотвращение вытеснения ребенка из семьи, сохранение и развитие его в биологической семье является важной задачей социально-педагогических учреждений.

Результативность работы по профилактике попадания детей в социально опасное положение зависит от того, насколько вовремя и глубоко выявляются причины, лежащие в основе попадания детей в социально опасное положение. Важна также разработка и реализация комплекса мер как в регионе, так и в каждом учреждении образовании по раннему устранению условий и причин неблагополучия несовершеннолетних.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.